Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Методика проведения исследования

Основные данные о работе

Версия шаблона 2.1
Филиал Тверской
Вид работы Отчет по практике
Название дисциплины Семейное право
Тема Права и обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей по законодательству Российской Федерации
Фамилия студента Круглова
Имя студента Светлана
Отчество студента Вячеславовна
№ контракта
Ф.И.О. научного руководителя, степень, звание Толстова Ирина Александровна, доцент, к.ю.н.
Направление на практику

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1 Методика проведения исследования………………………………………11

2 Анализ основных источников диссертации……………………………....17

3 Анализ полученных результатов……………………………………….....22

Заключение…………………………………………………………………….29

Список использованных источников…………………………………….….31

Приложения……………………………………………………………….…..34

Введение

Практика проходила в Тверском институте экологии и права.

Цель научно-исследовательской практики - расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы.

Основными видами работ, выполненных в период практики явились: организационная работа; теоретическая работа, направленная на обоснование, выбор теоретико-методической базы планируемого исследования; практическая работа, связанная с организацией и проведением собственного исследования, сбора эмпирических данных; обобщение полученных научных результатов.

Актуальность избранной темы исследования подчеркивается и необходимостью соблюдения Российской Федерацией требований Конвенции ООН 1989 года «О правах ребенка», Европейской Конвенции «О защите прав человека и основных свобод», в части, касающейся родительских прав и обязанностей.



Европейская комиссия по семейному праву занимается, в том числе выработкой общих принципов осуществления «родительской правосубъектности». Так, в 2007 г. Европейская комиссия по семейному праву разработала принципы европейского семейного права относительно родительский прав и обязанностей[1].

Остроту проблемы наглядно демонстрирует правоприменительная практика, свидетельствующая о растущей тенденции к злоупотреблению родительскими правами, неисполнению родительских обязанностей, увеличению числа детей, лишенных родительского попечения.

По статистическим данным Министерства образования РФ (далее - Минобразование России), только в 2006 г. судами рассмотрено 9068 дел об определении места жительства детей с одним из родителей, 7730 - об участии в воспитании ребенка раздельно проживающих родите­лей, 2669 - об общении с детьми бабушек и дедушек[2].

Данные судебной статистики свидетельствуют о том, что в 2010 году значительно возросло количество дел по спорам, связанным с воспитанием детей. Так, в 2010 году судами окончено производством 24 281 дело этой категории (в 2009 году - 20 531 дело, в 2008 году - 17 014 дел).

Количество дел о лишении родительских прав на протяжении последних лет сокращается. Так, если в 2008 году судами Российской Федерации было окончено производством 74 111 дел, в 2009 году - 73 996 дел, то в 2010 году окончено производством 67 400 дел этой категории. По 92 % дел, оконченных производством, были вынесены решения. Удовлетворены требования о лишении родительских прав по 56 117 делам, что составляет 91,5 % от числа дел, рассмотренных с вынесением решений.

В 2010 году были нарушены сроки рассмотрения по 2 509 делам о лишении родительских прав, что составляет 3,7 % от числа оконченных производством дел (в 2009 году - 3,9 %, или 2 878 дел, в 2008 году - 4,9 % или 3 659 дел).

Нарушение сроков рассмотрения дел по спорам, связанным с воспитанием детей, в 2010 году составило 5,4 % (1 305 дел), в 2009 году -6,3% (1 287 дел), а в 2008 году - 8,1% (1 383 дела).

Таким образом, ситуация с соблюдением судами сроков рассмотрения указанных категорий дел за последние три года (с 2008 по 2010 год) улучшилась[3].

В настоящее время наблюдается серьезное и опасное свидетельство разрушения се­мьи, семейных ценностей - увеличение числа детей, оставшихся без попече­ния родителей. По данным Минобразования России, их насчитывалось (в тысячах) в 2003 г. - 720,1; в 2004 г. - 738,2; в 2005 г. - 762,8; в 2006 г. -785,2[4]. Как правило, это дети - социальные сироты, чьи права и интересы нарушались самими родителями. На семейные формы устройства в 2011 году в семьи российских граждан было передано 67,5 тыс. детей, из них 7,4 тыс. - на усыновление, 56,7 тыс. - под опеку (попечительство), в том числе 15,9 тыс. - на возмездную форму опеки (попечительства)[5].

Низкая рождаемость, которая характерна для России уже в течение нескольких десятилетий, привела к быстрому сокращению общего числа детей. Число детей в возрасте от 0 до 17 лет включительно уменьшилось с 34 млн. человек на начало 2000 год до 26 млн. человек на начало 2010 года. Доля детей в структуре населения России на конец 2009 года составляет 18,3%[6].

Согласно статистическим данным за 2011 год, в Российской Федерации учтено свыше 82 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Общая численность детей, оставшихся без попечения родителей, учтенных на конец 2011 года составила 654355 детей[7].

За последние пять лет в России наметился ряд позитивных тенденций в этой сфере. В частности:

- на 0,13% уменьшилось число детей-сирот, выявляемых в течение года (2006 г. - 127 тыс. детей, что составляет 0,45 % от общего количества детского населения страны, 2011 г. - 82,2 тыс. детей, что составляет 0,32 % от общего количества детского населения страны);

- более чем на 24% уменьшилось количество государственных и муниципальных образовательных учреждений для детей-сирот (2006 г. - 1 770 учреждений, 2011 г. - 1 344), и более чем на 35% – численность детей, находящихся в этих учреждениях (2006 г. – 123 тыс. детей, 2011 г. - 79,9 тыс.);

- на 0,1 % уменьшилось число детей, нуждающихся в устройстве на воспитание в семьи, состоящих на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (2006 г. - 177 тыс. детей, что составило 0,63% от общего количества детского населения страны, 2011 г. - 132,8 тыс. детей, что составило 0,53% от общего количества детского населения страны).

В 2011 году в семьи российских граждан было передано 67,5 тыс. детей, из них 10,8 тыс. - на усыновление, 56,7 тыс.-– под опеку (попечительство), в том числе 13,7 тыс. - в приемные семьи.

Вместе с тем в настоящее время сохраняется ряд проблем, не позволяющих обеспечить в полном объеме реализацию права детей на воспитание в семье.

Большинство (80%) выявляемых детей, оставшихся без попечения родителей, составляют дети, лишившиеся родительского попечения по «социальным» причинам. Несмотря на то, что за последние пять лет количество родителей, лишенных родительских прав, уменьшилось более чем на 19%, оно остается значительным (в 2011 году родительских прав лишены свыше 50 тысяч человек) [8].

За 2011 год в отношение детей совершено около 90 тыс. преступлений, что на 7,5 % меньше, чем в 2010 году. Нередко дети становятся жертвами проживающих с ними лиц. За последние 5 лет на четверть возросло число несовершеннолетних, ставших жертвами собственных родителей. Более чем на 30% увеличилось число убийств матерями новорожденных детей[9].

Феномен социально неблагополучной семьи давно перестал быть локальным явлением. Имеющиеся статистические данные, на которые ссылаются те или иные министерства и ведомства, дают весьма противоречивую оценку масштабности данного явления. Так, по данным Министерства образования и науки РФ, на учете состоит свыше 310 тысяч социально неблагополучных семей[10]. Между тем согласно информации МВД РФ более 6 миллионов несовершеннолетних воспитываются в социально неблагополучных семьях[11]. Сопоставление столь противоречивых данных со всей очевидностью свидетельствует о том, что учет подобных семей осуществляется не на должном уровне, а реальные масштабы этого бедствия значительно превышают официально зарегистрированный уровень[12].

По оценкам независимых экспертов, около 10 млн. российских детей живут в неполных семьях и вправе по закону рассчитывать на алименты. Однако более половины детей из неполных семей алиментов не получают, поскольку покинувшие их отцы (или матери) уклоняются от исполнения алиментных обязательств. При этом «законодательство, призванное защищать права детей из неполных семей, практически не работает», «исполняется лишь половина судебных решений о взыскании алиментов».[13] По официальным данным, 48 % судебных решений остаются неисполненными, эффективность работы судебной системы снижается практически вдвое[14].

Принудительное исполнение алиментных обязательств является одним из приоритетных направлений деятельности Управления Федеральной службы судебных приставов. В 2010 году на исполнении в Управлении по Тверской области находилось более 16 тысяч исполнительных производств о взыска­нии алиментов. В 2011 году 73% скрывающихся отцов были найдены и стали платить своим детям[15].

Следует согласиться, что актуальность проблематики формы и пределов нормативной регламентации отношений между членами семьи имеет свойство периодичности и, в зависимости от очередного события в той или иной семье, ставшего достоянием общественности, приобретает своеобразный «окрас». Если речь идет о жестоком отношении родителей к ребенку – появляются предложения об ужесточении ответственности родителей, если же ситуация свидетельствует о противоположном, в частности, злоупотреблении детьми своими правами, - обсуждаются вопросы наделения детей не только правами, но и обязанностями по отношению к родителям[16].

Сегодня, учеными и практиками, правозащитниками предлагается разработать и принять единый нормативный правовой документ (как это сделано в ряде зарубежных государств), касающийся правовой защиты несовершеннолетних в России.

Введение в России социального патроната вызвал неоднозначную реакцию в обществе. Опасения вызывает неоднозначность некоторых трактовок документа, теоретически дающих прав органам опеки забирать детей из семьи по формальны основаниям во внесудебном порядке. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения нововведения не одобряет 79 % россиян.

Против введения в России системы ювенальной юстиции в литературе обосновываются возражения против федеральных законов № 38048 – 3 «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон РФ «О судебной системе в Российской Федерации» в части создания в РФ ювенальных судов; № 198484-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации как проекта закона, влекущего нарушение прав родителей; № 143212-4 «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации» в части повышения ответственности родителей за воспитание детей; № 195421-4 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» о повышении ответственности за воспитание детей.

Также высказаны мнения о том, что введение системы ювенальной юстиции противоречит ряду конституционных норм. В том числе нормам, устанавливающим, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38), забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей (часть 2 статьи 38), что каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (часть 1 статьи 23); что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (часть 3 статьи 17). Как полагает автор доклада, защита так называемых «прав ребенка» нарушает права их родителей, права последних на материнство и отцовство, а законодательство об ювенальной юстиции нарушило бы норму, закрепленную в части 3 статьи 76 Конституции РФ, устанавливающую, что федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Степень разработанности темы.Тема настоящего исследования является одной из наименее разработанных в современном семейном праве РФ, что связано, прежде всего, с отсутствием эффективной правовой базы.

Основное внимание исследователей семейных отношений было сосредоточено на специфике правового положения родителей и несовершеннолетних детей. Этим вопросам посвящены работы таких ученых, как М.В. Антокольской, Ю.Ф. Беспалова, С.А. Ивановой, A.M. Нечаевой, Н.М. Савельевой, И.А. Павловой, А.И. Пергамент, Л.М. Пчелинцевой и др.

В разное время существенный вклад в исследование правовых споров по воспитанию несовершеннолетних детей внесли А.Е. Косенко, В.Н. Леже-нин, Ю.С. Соколовская, К.В. Тихонина, Е.А. Фомина и другие.

Однако следует отметить, что никто из перечисленных ученых не исследовал особенности прав и обязанностей родителей по воспитанию детей в семейном праве России. Проблемы их правовой реализации никогда не были предметом специальных исследований.

Среди диссертационных работ следует выделить следующих авторов: Кумановская А.Л.[17], Богданова Г. В.[18], Левушкин А.Н.[19], Костюченко Е. Ю.[20], Старосельцева М.М.[21], Ильина О.Ю.[22] и др.

Проблемы прав и обязанностей родителей на современном этапе в периодической печати освящены авторами: Чичеровой Л.Е., Штыковым Д.В., Шершень Т.В., Харитоновой К.М., Титаренко Е.П., Темниковой Н.А., Сологуб А.Ю., Ситковой О.Ю., Ржанициной Л. С., Железного М.В., Ординарцева И.И., Опыхтиной Е.Г., Новикова А.А., Михеевой Л.Ю., Никитина Е.М., Манилова Р. В., Левушкина А.Н., Косовой О.Ю., Кравчук Н.В., Асланов Х.Г. и др.

Таким образом, решение обозначенных выше проблем предполагает исследование прав и обязанностей родителей по воспитанию и содержанию детей в семейном праве России, что, несомненно, представляет научный и практический интерес, предопределивший выбор настоящей темы.

Теоретической основойисследования явились труды российских специалистов в области семейного права: М.В. Антокольской, Ю.Ф. Беспалова, Е.М. Ворожейкина, С.А.Ивановой, Р.П. Мананковой, Г.К. Матвеева, Л.Ю. Михеевой, A.M. Нечаевой, А.И. Пергамент, Л.М. Пчелинцевой, В.А. Рясенцева, Г.М. Свердлова, О.Ю. Ильиной и ряда других.

Нормативную основу составили: Конституция РФ, федеральное законодательство, международных нормативные акты, судебная практика представлена разъяснениями Пленума Верховного суда, решениями федеральных и иных суд.

В работе отмечается, что еще в 1998 году было издано Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 10 от 27 мая «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей». 20 июля 2011 года Президиумом Верховного Суда Российской Федерации утвержден обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, в котором нашли отражение судебные решения, принятые в разных уголках нашей страны в 2008 - 2010 годах.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые проведен комплексный анализ прав и обязанностей родителей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних детей.

Научная и практическая значимость исследования.Содержащиеся в работе положения, выводы, рекомендации могут быть использованы в правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов.

Основная часть

Методика проведения исследования

 

Наука семейного права познает и объясняет семейно-правовую действительность, разрабатывает новые знания, показывает пути дальнейшего совершенствования семейно-правовых явлений.

Объектом исследования являются права и обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей в действующем семейном законодательстве РФ.

Предметом исследования является законодательство, регулирующее права и обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей в РФ.

Цель исследования:анализ особенностей прав и обязанностей родителей по воспитанию и содержанию детей, правовых аспектов их реализации и разработка научно-практических рекомендаций по повышению их эффективности.

Задачи исследования:

- анализ охраняемых законом прав и обязанностей родителей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних детей;

- изучение семейно-правовых проблем, возникающих в процессе реализации родителями права ребенка на воспитание и содержание;

- изучение позиций цивилистов по вопросам юридической природы категории родительского права на воспитание;

- теоретический анализ особенностей личных неимущественных прав и обязанностей субъектов семейного правоотношения в части реализации права на воспитание и содержание несовершеннолетних детей;

- выработка рекомендаций и конкретных предложений по совершенствованию семейного законодательства, регулирующего отношения по воспитанию и содержанию между родителями и несовершеннолетними детьми.

Для написания работы необходимо было овладеть методологией научных исследований, что позволяет познать предмет исследования.

В данной работе было целесообразно использовать следующие методы.

1. Частнонаучные методы:

- метод сравнительного правоведения был использован при рассмотрении вопроса о содержании детей, что позволяет сравнивать и оценивать правовые нормы семейного законодательства РФ и других государств;

- метод комплексного исследования означает, что явление исследуется с различных сторон. Изучается не только основная проблема, но и другие связанные с ней проблемы. Причем решаются проблемы с помощью не одной, а нескольких отраслевых наук;

- системный анализ позволяет изучить все элементы семейно-правового явления, их взаимосвязи. В работе это использовано при рассмотрении таких категорий, как: родительское правоотношение, право и обязанность по воспитанию, право и обязанность по содержанию;

- метод конкретных социологических исследований позволил иллюстрировать и подтвердить основные выводы.

2. Общенаучные методы:

- метод диалектического материализма использовался для рассмотрения объекта исследования в развитии;

- метод историзма позволяет оценивать исторические взаимосвязи;

- метод плюрализма позволяет учесть многоаспектность в исследовании семейно-правовых явлений;

- метод анализа использовался для исследования элементов объекта познания.

Непосредственное участие в учебном процессе ВУЗа заключалось.

1. По дисциплине «Актуальные проблемы семейного права» для студентов 5 курса была подготовлена и проведена проблемная лекция по теме «Актуальные проблемы прав и обязанностей родителей». Студенты самостоятельно изучили данную тему по рекомендуемой учебной литературе. Каждый из студентов должен был подготовить по 4 вопроса преподавателю (магистранту). Преподаватель (магистрант) должен ответить на вопросы студентов. Те вопросы, которые выпали из поля зрения учащихся, освещаются преподавателем дополнительно.

2. По дисциплине «Ювенальная юстиция» для студентов 5 курса была подготовлена проблемная лекция в виде панельной дискуссии по теме «Проблемы становления и развития ювенальной юстиции в России». В проведении лекции участвовали преподаватель (магистрант), а также священнослужитель Тверской Епархии. Данная форма проведения занятия актуальна, так как помогает осветить проблему всесторонне.

3. Со студентами была подготовлена и проведена игра «Что? Где? Когда?» по тематике юридических дисциплин[23]. Тема игры была заявлена по теме диссертации «Права и обязанности родителей и детей». В игре участвовали 2 команды юридического факультета: 4 курс и 5 курс.

4. С участием студентов 5 курса были проведены 2 правовых всеобуча в ЦВИН г. Твери и Тверской области (Центр временной изоляции несовершеннолетних). Темы семинаров были рассчитаны на возраст несовершеннолетних: 1. Личные неимущественные права несовершеннолетних детей: 2. Имущественные права несовершеннолетних детей.

5. В рамках научного кружка «Актуальные проблемы семейного права» со студентами 5 курса было проведено занятие по теме «Споры, связанные с воспитанием детей». На факультативном занятии были проанализированы проблемы судебной практики для данной категории дел. Студенты были ознакомлены с практикой Тверской области по данной теме. Выводы и рекомендации были обобщены в конце занятия. К основным предложениям следует отнести: 1. Издание инструктивно-методических разъяснений для суда об определении места жительства ребенка[24]; 2. При разрешении вопроса общения с ребенком родителем, который отдельно проживает, следует учитывать практику зарубежных стран.

6. Было проведено тестирование студентов 4 курса по теме «Права и обязанности родителей и детей»: Тест1: Права несовершеннолетних детей; Тест 2: Лишение и ограничение родительских прав.

7. Со студентами 5 курса был проведен круглый стол по теме «Возникновение и развитие ювенального права в России». В рамках круглого стола были организованы показ и обсуждение фильма «Стена», который направлен против ювенальной юстиции «Стена».

8. Следует отметить положительный эффект от написания студентами 5 курс написания эссе по теме «Права и обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей: теория, законодательство, правоприменительная практика». На семинарском занятии были подведены итоги и обобщены проблемы по данной теме. Дискуссия носила оживленный характер и вызвала интерес аудитории[25].

9. В ходе изучения проблем по теме диссертации была подготовлена статья для публикации[26], которая отдана для печати в сборник конференции «Проблемы развития гуманитарно-экономических дисциплин в современной России».

10. Со студентами 4 курса юридического факультета по дисциплине «Семейное право» в качестве оценки знаний была проведена викторина по теме «Права несовершеннолетних детей». Группа была разделена на 2 команды. Вопросы были подготовлены заранее. Команда-победитель была награждена призами.

11. Мною были обработаны статистические данные судов Тверской области.

Согласно статистическим данным Конаковского суда Тверской области по спорам о воспитании: в 2008 г. – из 6 рассмотренных дел было удовлетворено 3; в 2009 г. из 8 рассмотренных дел было удовлетворено 4; в 2010 г. из 10 рассмотренных дел было удовлетворено 8; в 2011 г. из 17 рассмотренных дел было удовлетворено 6; в 2012 г. из 8 рассмотренных дел было удовлетворено 3.[27]

В городском суде г. Осташково Тверской области статистика рассмотренных гражданских дел такова:

1. О лишении родительских прав было рассмотрено:

- в 2008 году рассмотрено 16 дел, из них удовлетворено 14 ;

- в 2009 году рассмотрено 9 дел, из них удовлетворено 7;

- в 2010 году рассмотрено 13 дел, удовлетворено 13;

- в 2011 году рассмотрено 17 дел, из них удовлетворено 17;

- в 2012 год рассмотрено 12 дел, из них удовлетворено 12.

2. О восстановлении в родительских правах:

- 2008 году рассмотрено 1 дело, из них удовлетворено 1;

- 2009 году рассмотрено 2 дела, из них удовлетворено 2.

3. Об определении места жительства ребенка:

- в 2008 году рассмотрено 2 дела, из них удовлетворено 1;

- в 2009 году рассмотрено 2 дела, удовлетворено 2;

- в 2012 год рассмотрено 1 дело, из них прекращено 1.

12. Я работаю юристом в фирме «Правовед» г. Конаково. Веду юридическую деятельность по гражданским, семейным и другим делам.

По теме исследования я выступала представителем по гражданскому делу «О лишении родительских прав». Выиграть судебное дело было сложно.

Пример гражданского дела. Конаковским городским судом Тверской области от 05 июня 2012 года было вынесено решение по делу № 2-744/2012 о лишении родительских прав Орлова Д,А., 19.02.1981 г.р., уроженца пгт Гурлен Хорезмской области в отношении его несовершеннолетнего сына Орлова А.Д., 01.05.2005 г.р. , исходя из того, что ответчик злостно уклоняется от уплаты алиментов, не выполняет обязанностей по воспитанию и содержанию сына, не интересуется его здоровьем, нравственным воспитанием, физическим, психическим, духовным развитием, материально-бытовым обеспечением.

Срок подачи апелляционной жалобы на указанное решение суда ответчиком Орловым Д.А. был пропущен, в связи с отсутствием сведений о решении суда о лишении его родительских прав, так как ответчик не был извещен надлежащим образом о месте и времени слушанья дела. В связи с этим ответчик направил в Судебную коллегию по гражданским делам Тверской области ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы и апелляционную жалобу на решение Конаковского городского суда Тверской области от 05.06.20012.

Жалобу приняли к производству апелляционной инстанции и она была рассмотрена по правилам производства в суде первой инстанции.

Судебной коллегией по гражданским делам Тверского областного суда было вынесено решение об отмене решения Конаковского городского суда Тверской области от 05.06.2012 г. В суде свидетельскими показаниями было доказано, что действительно ответчику чинились препятствия в общении с ребенком, что ограничивало его права, предоставленные ему семейным законодательством. В судебном заседании были представлены квитанции о частичной уплате алиментов, а также доказательства тяжелого материального положения на момент образования задолженности по алиментам. Кроме того, были представлены справки о том, что ответчик не состоит на диспансерном наблюдении в психоневрологическом диспансере, а также не состоит на учете в наркологическом кабинете в Конаковском районе. В деле было представлено психологическое заключение, из которого вытекает, что ребёнок радуется общению с папой и хочет с ним общаться. В связи с этим к ответчику не применили такую крайнюю меру, как лишение родительских прав.[28]

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.