Анализ основных источников диссертации
Тема «Права и обязанности родителей и детей» рассматривается в ряде учебников по семейному праву.
В учебнике «Семейное право» от 2010 г. под редакцией Крашенинникова П.В. подробно рассматриваются вопросы происхождения детей, начиная с истории развития. Также достаточно много внимания уделено правам и обязанностям родителей.
Права и обязанности родителей возникают в рамках родительских правоотношений, которые представляют собой отношения между родителями и их детьми, возникающие на основании записи в книге записи актов гражданского состояния о материнстве и отцовстве.
Родительские правоотношения прекращаются в следующих случаях: по достижении ребенком 18 лет; при вступлении в брак несовершеннолетнего; при эмансипации ребенка, достигшего 16 лет.
Наряду с СК РФ нормы о правах и обязанностях родителей предусмотрены также Конвенцией ООН «О правах ребенка» 1989 г., ФЗ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», согласно п.2 ст. 7 которого родители ребенка (лица, их заменяющие) содействуют ему в осуществлении самостоятельных действий, направленных на реализацию и защиту его прав и законных интересов, с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством РФ объема дееспособности ребенка.
Основным критерием осуществления родительских прав и обязанностей является обеспечение интересов детей. В число родительских прав и одновременно обязанностей в отношении ребенка входит право на воспитание ребенка. Особое внимание автором учебника уделено семейно-правовой ответственности родителей[29].
Большое внимание правам и обязанностям родителей уделено в учебнике М.В. Антокольской «Семейное право» от 2010 г. Раздел начинается с общей характеристики прав и обязанностей родителей. М.В. Антокольская указывает, что детские права и обязанности должны осуществляться в соответствии с их интересами. На этом принципе основывается как международное, так внутреннее семейное законодательство. Однако интересы родителей тоже имеют право на защиту. Поэтому действующее законодательство ориентировано на нахождение баланса между интересами детей и их родителями. Только в случае, когда противоречие между ними настолько серьезно, что поиски компромисса оказываются безрезультатными, предпочтение отдается интересам ребенка.
Особенностью родительских правоотношений является и более ощутимое присутствие в них публично-правового начала. Внутреннее содержание данных прав плохо поддается регулированию правом, право может только устанавливать границы их осуществления. Еще одна специфическая особенность заключается в том, что их осуществление является одновременно и обязанностью родителей, что также свойственно не частному, а публичному праву. Неосуществление этого права есть, следовательно, неосуществление обязанности, и за него устанавливается санкция. Из всех родительских обязанностей осуществить в принудительном порядке можно только обязанность по содержанию ребенка. Невозможность отказа от родительских прав ведет к тому, что родители должны перестать осуществлять свое право.
Концепция равенства родительских прав последовательно проводится в послереволюционном российском законодательстве. Родительские права приобретаются отцом, не состоящим в браке с матерью ребенка, как правило, только если он выражает желание их приобрести. Такое положение имеет под собой в основном историческое обоснование. Ожидать от лица, активно препятствовавшего установлению отцовства, осуществления родительских прав, по меньшей мере, наивно.
М.В. Антокольская уделяет особое внимание вопросу осуществления родительских прав отдельно проживающим родителем, так как на практике суды в более чем в 90 % случаев отдают предпочтение матери. Несмотря на то, что в СК РФ разработан целый механизм обеспечения прав отдельно проживающего родителя, если совместно проживающий родитель активно этому препятствует, его права остаются только на бумаге. Согласно статистике 17 % разведенных отцов практически теряют всякий контакт с детьми. Законодательство было неспособно обеспечить защиту интересов отдельно проживающего родителя. Поэтому желательной мерой было бы при злостном невыполнении решения суда о порядке участия отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка, последний должен иметь право предъявить иск о передаче ребенка ему.
Положительным следует считать рассмотрение М.В. Антокольской вопроса осуществления родительских прав недееспособными и несовершеннолетними родителями. Анализ содержания родительских прав показывает (в том числе, право на воспитание), что для их осуществления необходима дееспособность. Ограничение дееспособности родителя, злоупотребляющего наркотическими веществами или спиртными напитками, также не приводит к формальному ограничению родительских прав. Сложная с правовой точки зрения ситуация возникает при рождении ребенка несовершеннолетними родителями, не состоящими между собой в браке. Согласно п.2 ст. 62 СК Ф несовершеннолетние родители вправе самостоятельно осуществлять свои родительские прав по достижении 16 лет. Однако здесь имеет место определенное противоречие между семейным и гражданским законодательством. Поэтому желательно изменение гражданского законодательства и наделение несовершеннолетнего родителя полной дееспособностью с 16 лет или, по крайней мере, включение рождения несовершеннолетним ребенка в число обстоятельств, при наличии которых несовершеннолетний может быть эмансипирован.
Большее внимание в учебнике уделено содержанию родительских прав, в том числе праву на воспитание. Отмечено, что право на воспитание имеет ряд правомочий. Прежде всего, воспитание невозможно без личного общения. Право на воспитание включает также правомочие по религиозному воспитанию ребенка. Важным компонентом является право на образование. Родителям принадлежит право представлять и защищать интересы своих детей. В п. 2 ст. 64 СК РФ впервые предусмотрено запрещение родителям представлять своих детей, если в отношениях между ними и детьми существуют противоречия. Новое законодательство впервые дает в этом случае возможность формально ограничить право родителей представлять интересы детей. Еще более сложная ситуация складывается в случае прямого и непосредственного конфликта интересов детей и родителей, например, при лишении родительских прав, отобрании детей без лишения родительских прав. Возможны и иные ситуации, когда между интересами родителей и детей также существуют противоречия (например, в споре о разделе наследства, если и они сами, и их дети одновременно являются наследниками)[30].
В учебнике А.М. Нечаевой «Семейное право» от 2010 г. данной теме посвящена глава «Родители». В параграфе «Содержание родительских прав и обязанностей», автор выделяет отличительные черты: равенство прав и обязанностей родителей (ч.2 ст. 38 Конституции РФ, п.1 ст. 61 СК РФ); срочный характер. Чтобы защитить несовершеннолетних родителей, СК РФ наделяет их правами: на совместное проживание; участие в его воспитании. Ст. 63 СК РФ к личным правам относит: право воспитывать своих детей; право выбора образовательного учреждения и формы обучения.
Сопутствующие родительским правам обязанности личного характера призваны способствовать реализации права на воспитание детей в собственной семье. К числу таких обязанностей относится забота: о здоровье ребенка; о физическом, психическом, духовном, нравственном развитии – т.е. сформировать всесторонне развитую личность. Чтобы усилить профилактический эффект семейно-правовых предписаний, адресованных родителям, согласно абз. 2 п. 1 ст. 65 СК при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред детям. Подобного рода правило по сути своей есть продолжение абз. 2 п. 2 ст. 63 СК РФ, где говорится о родительских обязанностях. Кроме того, родители вправе и обязаны защищать своих детей в более широкой, чем семейное воспитание, сфере. Полноценное воспитание предполагает сохранение полезного контакта ребенка с родственниками.
В параграфе «Осуществление родительских прав и обязанностей», А.М. Нечаева теоретические выводы подтверждает материалами судебной практики[31].
В учебнике Пчелинцевой Л.М. «Семейное право» от 2012 г. вопросы родительских прав и обязанностей рассмотрены в специальном разделе. В первом параграфе «Общая характеристика родительских прав и обязанностей» рассматриваются общие положения темы. В отдельном параграфе изложен вопрос осуществления родительских прав несовершеннолетними родителями. Наиболее подробно в учебнике рассмотрены права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей. Как отмечает автор, в СК РФ (ст. 63) в отличие от КоБС (ст. 1, 52) не конкретизируются задачи воспитания детей родителями, отсутствуют морально-нравственные и идеологические предписания. Содержание родительских прав и обязанностей по воспитанию детей в СК также не раскрывается. В нем лишь названы основные направления деятельности родителей по воспитанию своих детей. Подробно в учебнике рассмотрены содержание права на воспитание и образование, а также особенности споров, связанных с воспитанием детей.
В учебнике «Семейное право» от 2009 г. под редакцией Беспалова Ю.Ф. также рассматриваются права и обязанности родителей. Основные выводы и положения СК РФ иллюстрированы материалами судебной практики[32].
|