Тема 1. Общие представления о философии Правительство Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет
Институт философии
Кафедра онтологии и теории познания
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Философия»
(Philosophy)
по образовательной программе СВ.5027.2015
«Политология»
Язык обучения русский
Трудоемкость 3 зачетные единицы
Регистрационный номер рабочей программы:
код года утверждения
|
| код факультета или иного
структурного подраздел.
|
| Порядковый
номер или шифр
|
|
|
| /
|
|
Санкт-Петербург
2015 — 2016
РАЗДЕЛ 1. Характеристики, структура и содержание учебной дисциплины
1.1. Цели и задачи освоения дисциплины
Цели изучения дисциплины:
Подготовка по данной рабочей программе учебной дисциплины является составной частью основной образовательной программы (ООП) по направлению «Политология»с присвоением квалификации (степени) – бакалавр. Данная рабочая программа реализуется на основе требований компетентностно-ориентированного учебного плана и ориентирована на приобретение студентами ряда общекультурных и профессиональных компетенций в той мере, в таком ракурсе и объеме, который задается характером проблематики, теоретико-методологическими основаниями и практико-прикладными аспектами современной теории и практики философской науки. Компетенции, на которых сфокусирована данная рабочая программа учебной дисциплины, могут наполняться также комплексом знаний, умений, навыков, предоставляемых другими дисциплинами, реализуемыми в рамках ООП подготовки бакалавра политологии. Исходя из этого, в данной программе сформулированы следующие цели и задачи (миссия данной учебной дисциплины):
Предлагаемый курс является изложением наиболее фундаментальных философских тем, раскрывающих концептуальный аппарат и основное содержание учений о предельных основаниях бытия, познания и культуры.
Цель освоения дисциплины «Философия» - сформировать у студентов основы философских знаний, имеющих мировоззренческое значение, заложить навыки доказательного мышления, создать целостное представление о ключевых идеях и категориях философской науки, сформировать мировоззренческий «слой» сознания профессионального политолога, создать базу для его методологической «оснащенности», стимулировать исследовательское отношения к предмету.
Задачи освоения дисциплины состоят:
1. в формировании у студентов целостнойкартины мира, охватывающей одновременно сферы природы, общества и человеческого интеллекта, выступающей как осмысление тотального опыта человека, составляющей фундаментальное основание его мировоззренческих принципов;
2. в построении системы знаний основных философских концепций в их историческом развитии и в современном состоянии;
3. в развитии умений применять полученные философские представления в выработке собственных жизненной и профессиональной позиций, использовать навыки философского мышления в профессиональной политологической деятельности.
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты)
Данная дисциплина является обязательной и читается во втором семестре.
Для успешного освоения курса ДВ1 «Философия» обучаемый должен иметь предварительную подготовку в виде общекультурных навыков ОК-2 – культура мышления и ОК-3 – способы и приемы приобретения нового знания, также ОК-5 – навыки работы с компьютером.
Перечень формируемых компетенций (результаты обучения)
Совместно с другими дисциплинами участвует в формировании следующих компетенций:
ОКБ-1 - способен аргументировано, логически верно и содержательно ясно строить устную и письменную речь, способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики;
ОКБ-5 - способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе и политической организации общества, использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в процессе обучения и в профессиональной деятельности;
ОКБ-6 - владеет основами методологии научного исследования, готов применять полученные знания и навыки для решения практических задач в процессе обучения и в профессиональной и социальной деятельности.
Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимися
В результате освоения курса студенты должны
знать:
содержание основных положений философской картины мира, охватывающей одновременно сферы природы, общества и человеческого интеллекта;
уметь:
применять полученные философские представления в выработке собственных жизненной и профессиональной позиций;
ориентироваться в основных философских концепциях;
использовать основные методы и методики онтологических и гносеологических исследований;
владеть:
навыками философского мышления в профессиональной политологической деятельности.
Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий
В процессе преподавания данной дисциплины используются классические методы обучения (лекции, традиционные семинары). По усмотрению преподавателя возможны и иные формы самостоятельной работы студентов, которые направлены на развитие творческих качеств студентов и на поощрение их интеллектуальных инициатив.
- лекции (18 часов), на которых преподаватель предлагает обзор изучаемых философских проблем, дает базовую информацию о них;
- семинарские занятия (25 часов), на которых прорабатываются наиболее важные положения философской картины мира, законы мышления, ключевые представления и категории;
- заслушивание докладов по одной из тем семинарских занятий;
- проведение дискуссий по темам докладов в рамках семинаров.
- подготовка докладов по темам семинарских занятий;
- самостоятельная работа обучающихся — 25 часов.
Общий объем учебной работы — 68 часов.
Организация учебных занятий
1.6.1. Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся
Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п.
| Аудиторная учебная работа обучающихся
| Самостоятельная работа
| Объём активных и интерактивных форм учебных занятий
| Трудоёмкость
|
| лекции
| семинары
| консультации
| практические занятия
| лабораторные работы
| контрольные работы
| коллоквиумы
| текущий контроль
| промежуточная аттестация
| под руководством преподавателя
| в присутствии преподавателя
| в т.ч. с использованием методических материалов
| текущий контроль
| промежуточная аттестация
|
|
|
МОДУЛЬ-1
| 18 часов
До 120 студентов
| 25 часов
До 30
студентов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 25 часа
|
|
| 68 часов
| 3 зачетных единицы
| ЭКЗАМЕН
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 часа
|
|
|
|
|
|
|
| ИТОГО
| 18 часов
| 25 часов
|
|
|
|
|
|
| 2 часа
|
|
| 25 часа
|
|
| 70 часов
| 3 зачетных единицы
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
1.6.2. Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п.
| Промежуточная аттестация
| Текущий контроль
|
МОДУЛЬ-1
| Виды
ЭКЗАМЕН - 1
| Сроки
22 НЕДЕЛЯ
| Формы
Анализ и оценка
домашней подготовки к семинарам.
Краткий опрос или доклады в ходе занятий.
| Сроки
Каждое семинарское занятие.
| | | | | |
1.7. Структура и содержание учебной дисциплины
Междисциплинарная связь изучаемых модулей с обеспечиваемыми
( последующими) дисциплинами
Код (наименование ) модуля
| Наименование обеспечиваемой
( последующей) дисциплины
| Модуль 1
| Итоговая (государственная аттестация)
|
Модуль - 1
Тема 1. Общие представления о философии
Предмет философии. Понятие «начала» и представления о первых началах всего сущего. Абсолютное и относительное в структуре философских представлений. Различие предмета и объектов философии. Общий характер и содержание философских проблем.
Философия как интеллектуальное отношение человека к Абсолюту. Метод философии. Представление о мышлении. Различие рассудочного и разумного видов мышления. Мышление отвлеченное и не отвлеченное. Отвлеченное рассудочное мышление и его особенности. Понятие отвлеченного разумного мышления. Мышление абстрактное и конкретное. Философия как субъективная склонность человека и как объективно существующая форма культуры.
Представление о началах и причинах. Виды начал и причин. Материальная причина и начало движения. Формальная и целевая причины и их умозрительный характер.
Причины и условия появления философии. Различие между причинами и условиями.
Соотношение философии с мифологией, религией и наукой: сходство и различие предметов и методов. Универсальность философского знания. Научная философия и религиозная философия. Философия и мировоззрение.
Самостоятельная работа: подготовка к семинарам
Лекции
| 2 ч.
| Семинары
| 2 ч.
| Самостоятельная работа, в том числе с использованием методических материалов
| 2 ч.
|
|