Примерный перечень вопросов для самопроверки и текущего контроля 1. Философия в системе культуры.
2. Мир как целое: понятие мирового порядка и его основные формы.
3. Основные формы мировоззрения.
4. Специфика философского мышления.
5. Онтология, гносеология, аксиология как основные разделы философии.
6. Мышление и бытие.
7. Категориальные структуры бытия и мышления.
8. Сущность и существование.
9. Понятие субстанции.
10. Объект и субъект: психофизическая проблема и основные способы ее решения.
11. Пространство и время в контекстах философии и науки.
12. Метафизические и гносео-методологические основания концепций происхождения жизни (эволюционизм, креационизм, витализм).
13. Изменение образа человека в истории философии.
14. Основные факторы антропогенеза.
15. Проблема фундаментальных бытийных характеристик человека: essentia или existentia.
16. Биологическое и социальное в человеке.
17. Основные философские концепции сознания.
18. Сознание и самосознание.
19. Структуры сознания: сознание и бессознательное.
20. Сознание, язык, речь.
21. Сознание индивидуальное и общественное.
22. Жизнь и смерть в духовном опыте человечества.
23. Природа познавательного отношения.
24. Субъект и объект познания.
25. Познание как «отражение» и познание как «конструирование».
26. Чувственное познание; его формы и методы.
27. Рациональное познание; его формы и методы.
28. Знание и ценность, и ценность знания.
29. Проблема истины в философии и науке.
30. Информация как причина.
31. Объективность умозрительного.
32. Специфика научного познания; критерии «научности».
33. Классический и неклассические идеалы научного познания.
34. Знание и понимание.
35. Эволюция «образа науки» в философских концепциях.
Темы самостоятельных работ (эссе)
1. Анализ как метод познания.
2. Вера и знание.
3. Воображение как познание.
4. Деятельность и ее начала.
5. Отличие духовного от биологического в человеке.
6. Свобода воли и детерминизм.
7. Идеальность сознания.
8. Интуитивное и дискурсивное знание.
9. Истоки сознания
10. Объективность умозрительного.
11. Онтология и метафизика.
12. Удивление как начало философствования
13. Понимающее бытие и «понимающие науки».
14. Пределы человеческой свободы.
15. Природа философского вопрошания.
16. Проблема достоверного знания.
17. Разум и бытие.
18. Рациональное и иррациональное.
19. Речь и письмо как альтернативные формы выражения смысла.
20. Роль языка в познании.
21. Самопознание и опыт коммуникации
22. Символическое познание и познание символов.
Контрольные вопросы по курсу:
1. Исторические формы и типы мировоззрения. Философия как тип мировоззрения.
2. Условия и причины появления философии.
3. Основные области философского знания: онтология, гносеология, аксиология.
4. Философия, религия и наука; проблема научности философии.
5. Античная философия как первая форма теоретического отношения к миру.
6. Основные положения элейской школы.
7. Платоновское учение об идеях, уме-демиурге и материи.
8. Основные понятия аристотелевской «Метафизики».
9. Бог и человек в религиозной философии средневековья.
10. Рационалистические концепции XVII-XVIII веков.
11. Эмпиризм в философии Нового времени.
12. Агностицизм И. Канта.
13. Абсолютный идеализм Гегеля.
14. Основные направления русской философии.
15. Славянофилы и западники о России.
16. Основные направления современной философии от середины XIX в. до конца XX в.
17. Рассудочный и разумный виды мышления: единство и различие.
18. Чувственное и мыслящее познание: их сущность, формы, границы, достоверность.
19. Познавательное отношение и его стороны: субъект и объект познания.
20. Познание как «отражение» и как «конструирование» предметной сферы. Субъективное и объективное в познании.
21. Знание и мнение: проблема достоверности знания.
22. Соотношение веры и мыслящего познания. Вера, знание, истина.
23. Истина как цель и результат познания. Учения о критериях истины.
24. Непосредственные и опосредствованные формы познания.
25. Содержание «физического исследовательского алгоритма».
26. Закон перехода количественных изменений в качественные и границы оправданного его применения.
27. Категории случайности и необходимости и их место в «физическом исследовательском алгоритме».
28. Место синергетики в современной «физической» картине мира.
29. Исследовательские стратегии «физического алгоритма».
30. Содержание метафизического исследовательского алгоритма.
31. Развитие представлений об умозрительном. Место умозрительного в метафизической картине мира.
32. Категории возможности и действительности и их роль в метафизическом алгоритме.
33. Категории «сущность» и «явление», «целое» и «часть» в метафизическом алгоритме.
34. Философские учения о причинах и началах сущего.
35. Категориальные структуры мышления и бытия. Категориальные законы (законы диалектики).
36. Философские понятия пространства и времени.
37. Понятие и образ природы в философии и науке.
38. Понятие закона природы. Закон и сущность.
39. Эволюционные представления в современной биологической науке.
40. Концепция глобальной эволюции, ее «физическая» и «метафизическая» трактовки.
41. Природные и культурно-исторические факторы антропогенеза.
42. Человек как биосоциальное существо.
43. Сознание и бессознательное, их структура и взаимодействие.
44. Понятие личности; личность и общество.
45. Философское понятие свободы. Свобода и ответственность.
46. Наука как специфическая форма познания.
47. Субъективное и объективное в научном познании.
48. Методы научного познания.
49. Эволюция и революция в науке.
50. Классический и неклассический идеалы рациональности.
51. Методологические основы естественных и гуманитарных наук.
Кадровое обеспечение
2.2.1. Требования к образованию и (или) квалификации штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к преподаванию дисциплины
К чтению лекций должны привлекаться преподаватели философии, имеющие ученую степень и/или ученое звание, имеющие опыт планирования и организации учебного процесса.
2.2.2. Требования к обеспеченности учебно-вспомогательным и (или) иным персоналом
Для преподавания настоящей дисциплины вспомогательный персонал не требуется.
2.2.3. Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса
Анкета-отзывна дисциплину «Философия (онтология и теория познания)»
Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине. Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу проставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведитевыбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.
1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_________________________________________________
2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_________________________________________________
3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_________________________________________________
4. Насколько Вы удовлетворены использованием преподавателями активных методов обучения (электронные версии занятий, интерактивные лекции и т.п.)?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_________________________________________________
5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и/или применения в последующей практической деятельности?
Комментарий______________________________________________
6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?
Комментарий___________________________________________________
СПАСИБО!
|