Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Информационные ресурсы сети Интернет

Часть 1 (к зачету)

ТЕМА 1: ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА ПЛАНИРОВАНИЯ

И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ АПК

Роль и место предприятия в социально-экономической сфере

Особенности и классификация предприятий АПК

3. Нормативно правовая основа планирования и организации производства в АПК

4. Структура внешней организационно-экономической среды планирования и организации производства в АПК

1.

Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект (коммерческая организация) ведущий ту или иную деятельность с целью реализации результатов своей деятельности, созданный в соответствие с действующим законодательством РФ, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие представляет собой частный случай организации и под этим термином понимается, прежде всего, коммерческая организация, основной целью которой является производственная деятельность (производство продукции, выполнение работ либо услуг) и систематическое получение прибыли.

Существуют и некоммерческие организации, основной целью которых является также производственная деятельность и достижение кого-либо эффекта (главным образом социального, культурного, экологического и т.д.), но не систематическое получение прибыли. В то же время некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность и получать прибыль для удовлетворения своих уставных целей и задач.

Понятие организации – искусственное, то есть они не существуют в природе естественным образом; их нельзя увидеть, потрогать. Это некая договоренность в обществе между людьми об их взаимоотношениях. Основная идея организации – объединение усилий и ресурсов физических лиц одной главной целью для получения синергетического эффекта и достижения этой цели. Их деятельность может осуществляться в различных сферах: экономической (коммерческие организации); культурной; социальной; научной и др.



Синергетический эффект в деятельности организаций представляет собой суммирование усилий его участников. Если они объединены одной целью, то результат их усилий не будет равен простому суммированию усилий всех отдельно взятых участников, а будет иметь значительно большее значение (1+1+1+1+1=9!!!), так как происходит взаимная мотивация, взаимное дополнение и усиление. Если участники организации не имеют общей цели, то организации как таковой не существует, так как не выполняется главное условие его создания (рис. 1; 2).

В обобщенном виде целями создания предприятия являются:

1. создание эффекта (результата) для участников (субъектов) организации;

2. создание эффекта (результата) для остальных физических лиц (внешних субъектов).

Рисунок 1 – Создание организации – отсутствует главное условие

Рисунок 2 – Создание организации – субъекты объединены общей целью

Если взять во внимание экономический аспект деятельности, то организация будет представлять собой предприятие. С точки зрения экономики, предприятие представляет собой хозяйственную единицу, в которой целенаправленно комбинируются ресурсы (факторы производства), чтобы посредством изготовления и реализации продукции (работ, услуг) обеспечить достижение целей этой хозяйственной единицы и ее собственника.

На рис. 3 представлена общая схема коммерческой организации.

Рисунок 3 – Общая схема коммерческой организации

Производственные предприятия выделяются среди других – транспортных, торговых и др. и характеризуются следующими особенностями:

- они основной поставщик материальных благ;

- осуществляют расширенное воспроизводство, т.е. они позволяют не только накапливать определенные материальные, информационные и другие ценности, но и качественно преобразовывают их, т.е. по существу создают основу развития человеческого общества;

- формируют покупательную способность населения, выплачивая зарплаты и дивиденды своим работникам и собственникам;

- формируют основные рынки: труда, капитала, сбыта и т.д.

Модель производственного предприятия показана на рис. 4.

Рисунок 4 – Модель производственного предприятия

Производственная деятельность в широком смысле – деятельность человека, коллектива людей, государства, направленная на создание новых материальных и иных ценностей.

Общая системотехническая модель производственного процесса показана на рис. 5.

Рисунок 5 – Модель производственного процесса

Место производственного процесса в общей схеме воспроизводства отражено на рис. 6.

Рисунок 6 – Роль производственного процесса в системе воспроизводства

Современное производство – это сложная система с разнохарактерными элементами и взаимосвязями. Его специфика определяется следующими факторами:

- необходимостью учета экономических, технических, политических и экологических характеристик;

- технической и организационной сложностью;

- тесной связью с внешней средой предприятия;

- быстрой номенклатурной обновляемости;

- постоянным ростом значения кадрового потенциала предприятий.

Конкретным содержанием организации производственной деятельности являются, в частности:

- выбор и обоснование производственной структуры предприятия, его производственной мощности, специализации цехов, организации участков, рабочих мест;

- определение состава оборудования с учетом его технико-экономических характеристик;

- организация технической подготовки и технического обслуживания производства;

- определение и управление кадровым составом предприятия;

- выбор номенклатуры продукции и организация ее производства, исходя из интересов рыночных потребителей;

- получение в результате производства необходимого соотношения экономических результатов (прибыли и затрат);

- определение и организация рационального движения предметов труда, темпов выпуска и запуска в производство всей номенклатуры продукции;

- организация материально-технического снабжения производства, исходя из его бесперебойного функционирования;

- организация управления предприятием;

- решение задач социального развития коллектива.

2.

Предприятие АПК является единицей экономики страны и представляет собой систему сложных производственных отношений. Целью предприятий АПК является полное удовлетворение населения в высококачественных продуктах питания и непродовольственных товарах (переработка льна), а добиться этого можно лишь при высокоэффективной организации производства, которая бы соответствовала специфике каждой отрасли АПК.

Для предприятия АПК характерны:

1) Производственно-техническое единство означает тесную взаимосвязь всех составляющих предприятия, которая определяется общностью назначения изготовляемой продукции и в целом технологического процесса.

2) Организационно-экономическое единство характеризуется наличием единых органов управления, единого коллектива, административной обособленности, взаимосвязи плана производства с обеспечением материальными, техническими и финансовыми ресурсами.

3) Деятельность предприятия должна осуществляться на основе коммерческого хозрасчета. Все это определяет хозяйственную самостоятельность предприятия, т.е. самообеспеченность необходимыми основными и оборотными средствами, самостоятельный сбыт продукции и наличие самостоятельной законченной системы отчетности и бухгалтерского баланса.

Предприятия различных отраслей АПК имеют свои специфические особенности, которые вытекают из характера производства, применяемой техники и технологии, а также квалификации кадров. В то же время предприятия имеют ряд общих признаков, которые позволяют их классифицировать по ряду направлений:

1) в зависимости от организационных форм и форм собственности предприятия подразделяются на:

-индивидуальные (семейные);

-коллективные;

-производственные кооперативы;

-ОАО, ЗАО, ООО;

-общественные организации;

-государственные предприятия;

-совместные предприятия и другие.

2) по экономическому назначению продукции:

-предприятия, производящие средства производства – в том числе предприятия I сферы АПК;

-предприятия, производящие продукты потребления – предприятия I и II сфер АПК.

3) по характеру технологических и производственных процессов:

-предприятия с прерывным производством;

-предприятия с непрерывным производством.

Некоторые отрасли АПК относятся к непрерывному производству (мукомольная).

4) по времени работы в течение года:

-предприятия круглогодичного действия;

-предприятия сезонного действия (растениеводческие).

5) по размерам производства:

-крупные;

-средние;

-мелкие (малые) предприятия.

6) по степени специализации:

-специализированные;

-универсальные.

7) по степени механизации и автоматизации:

-предприятия с автоматизированным производством;

-предприятия с комплексно механизированным производством;

-предприятия с частично механизированным производством.

По предприятиям АПК часто встречается большой удельный вес ручного труда.

3.

Нормативно правовая основа планирования и организации производства в АПК

(см. документы в отдельной папке):

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Справочно-информационная система «Гарант».

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Справочно-информационная система «Гарант».

3. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ // Справочно-информационная система «Гарант».

4. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ // Справочно-информационная система «Гарант».

5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // Справочно-информационная система «Гарант».

6. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ // Справочно-информационная система «Гарант».

7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Справочно-информационная система «Гарант».

8. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // Справочно-информационная система «Гарант».

9. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» // Справочно-информационная система «Гарант».

10. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Справочно-информационная система «Гарант».

11. Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Справочно-информационная система «Гарант».

12. Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» // Справочно-информационная система «Гарант».

13. Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» // Справочно-информационная система «Гарант».

14. Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ (ред. от 04.12.2006) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Справочно-информационная система «Гарант».

15. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ (ред. от 01.12.2007 г.) «Об акционерных обществах» // Справочно-информационная система «Гарант».

16. Федеральный закон от 14 ноября 2002 № 161-ФЗ (ред. от 01.12.2007 г.) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // Справочно-информационная система «Гарант».

17. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ (ред. от 18.12.2006 г.) «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Справочно-информационная система «Гарант».

18. Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ (ред. от 26.06.2007 г.) «О сельскохозяйственной кооперации» // Справочно-информационная система «Гарант».

19. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» // Справочно-информационная система «Гарант».

20. Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ (ред. 26.06.2007 г.) «О мелиорации земель» // Справочно-информационная система «Гарант».

21. Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ (ред. от 4.12.2006 г.) «О землеустройстве» // Справочно-информационная система «Гарант».

22. Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 99 «О ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы» // Справочно-информационная система «Гарант».

23. Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. № 858 (ред. от 17.09.2007 г.) «О федеральной программе «Социальное развитие села» // Справочно-информационная система «Гарант».

24. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2007 № 446 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» // Справочно-информационная система «Гарант». + Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 № 717 « О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» // Справочно-информационная система «Гарант».

25. Федеральный закон от 09.07.2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» // Справочно-информационная система «Гарант».

26. Постановление Правительства РФ от 30.01.2003 г. № 52 «О реализации Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» // Справочно-информационная система «Гарант».

27. Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Справочно-информационная система «Гарант».

28. Закон Алтайского края от 4 февраля 2008 г. № 2-ЗС «О развитии сельского хозяйства в Алтайском крае» // Справочно-информационная система «Гарант».

29. Закон Алтайского края от 14 марта 2003 г. № 8-ЗС «О регулировании отдельных отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения» // Справочно-информационная система «Гарант».

30. Постановление Администрации Алтайского края от 5 февраля 2008 г. № 48 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 2008-2012 годы» // Справочно-информационная система «Гарант».

31. Закон Алтайского края от 10.03.2004 г. № 5-ЗС «Об утверждении краевой целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» // Справочно-информационная система «Гарант».

32. Постановление Правительства РФ от 11.11.2002 г. № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков» // Справочно-информационная система «Гарант».

33. Закон Алтайского края от 04.02.2007 г. № 12-ЗС «О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками» // Справочно-информационная система «Гарант».

34. Закон Алтайского края от 07.11.2006 г. № 111-ЗС «О максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство» // Справочно-информационная система «Гарант».

35. Постановление Администрации края от 24.12.2007 г. № 603 «Об утверждении положения о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения» // Справочно-информационная система «Гарант».

36. Постановление Администрации края от 12.04.2007 г. № 147 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Алтайского края» // Справочно-информационная система «Гарант».

37. Постановление Администрации края от 29.08.2007 г. № 375 «О содержании ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и составе прилагаемых к нему документов» // Справочно-информационная система «Гарант».

38. Постановление Администрации края от 06.06.2007 № 258 «Об утверждении порядка проведения согласительных процедур по разрешению споров о местоположении земельного участка, выделяемого в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения» // Справочно-информационная система «Гарант».

39. Постановление Администрации края от 12.01.2007 г. № 14 "Об утверждении средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель Алтайского края» // Справочно-информационная система «Гарант».

40. Постановление Администрации края от 14.11.2007 г. № 519 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Алтайского края» // Справочно-информационная система «Гарант».

Информационные ресурсы сети Интернет


1.http://www.mcx.ru

2.http://www.agro.altai.ru

3.http://www.gks.ru

4.http://www.rosagroleasing.ru

5.http://www.rshb.ru

6.http://www.sibagro.ru


4.

Структура внешней организационно-экономической среды планирования и организации производства в АПК


ТЕМА 2: СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1. Сущность и значение планирования. Содержание плановой деятельности.

2. Методология и принципы планирования.

3. Классификация планов хозяйствующих субъектов.

4. Факторы, определяющие эффективность планирования.

1.

Планирование является одной из важнейших функций управленческого процесса, целью которой является упорядочение любой деятельности и повышение её эффективности. Оно представляет собой процесс принятия решений о способах их достижения. Конечным продуктом плановой деятельности и одновременно её инструментом является план, который представляет собой заранее обоснованную систему мероприятий по реализации какого-либо замысла, достижения определённой цели.

Несмотря на то, что в рыночных условиях основная тяжесть планирования ложится непосредственно на субъекты хозяйствования, роль государственного планирования по-прежнему остаётся весьма значительной. Это объясняется тем, что рыночное саморегулирование способно разрешить далеко не все проблемы в экономической сфере, особенно в решении задач социального, научно-технического и государственного развития.

Роль планирования в управлении социально-экономическими процессами любого уровня очень велика. Использование планов даёт целый ряд преимуществ:

– проясняются причины возникающих проблем и перспективы деятельности;

– появляется возможность использовать потенциал и предотвращать угрозы;

– деятельность объекта планирования упорядочивается;

– улучшается координация взаимосвязанных структур управления;

– увеличиваются возможности информационного обеспечения;

– рационально используются экономические ресурсы;

– повышается качество управленческого контроля.

Одновременно практика показывает, что подавляющее большинство неудач и крахов, как в государственном управлении, так и в предпринимательской деятельности, связаны в первую очередь с отрицанием необходимости плановой деятельности или с низким качеством планов.

Необходимо различать категории «планирование» и «плановая деятельность», последняя – это более широкое понятие, которое подразумевает несколько логически взаимосвязанных процессов (или этапов):

1. Анализ, который необходим для выявления закономерностей и проблем на основе изучения прошлого опыта, поиска резервов и преимуществ.

2. Прогнозирование – т.е. научное предвидение будущего, основанное на использовании выявленных в ходе анализа закономерностей, а также предсказаниях и предчувствиях. Целью прогнозирования является описание возможных картин будущего на основе правдоподобных предположений. Данные, полученные в ходе прогнозирования, являются основой для принятия плановых решений.

3.Непосредственно планирование.

4. Реализацияпланов и контроль за ходом их выполнения, данные которого служат для корректировки планов и анализа.

Таким образом, плановый процесс носит циклический характер, поскольку он периодически повторяется.

2.

Методология планирования представляет собой совокупность научно-обоснованных методов, принципов и логических начал обоснования плановых решений.

Методика планирования – более узкое понятие, это всего лишь составная часть методологии, которая представляет собой совокупность приёмов и правил, применяемых при разработке конкретных видов программ и планов.

Метод – это прием (способ) или их комбинация обоснования планового показателя.

Научную основу методологии планирования составляют объективные законы и закономерности общественного и экономического развития. Именно на них в первую очередь строятся принципы планирования. Среди этих законов важное значение для обоснования методологии планирования имеют законы диалектики (отрицание отрицания, переход количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей). Для экономического планирования, помимо диалектических законов, необходимо чётко представлять себе характер действия объективных экономических законов, то есть законов, действующих независимо от воли людей, вступающих в экономические отношения (закон стоимости, законы спроса и предложения).

Под методологическими принципами планирования понимаются следующие основополагающие правила, которыми необходимо руководствоваться в процессе принятия плановых решений:

1. Принцип научной обоснованности предполагает разработку планов на научной основе с учетом экономических законов и закономерностей развития производства, достижений науки и передового практического опыта.

2. Принцип системности (системного комплексного подхода) заключается в том, что при обосновании отдельного показателя плана необходимо максимально учесть всю совокупность экономических и социальных факторов, которые могут оказывать влияние на возможную величину этого показателя.

3. Принцип единства предполагает создание системы взаимосвязанных и согласованных программ и планов на всех уровнях планирования. Единство в планировании достигается путем координации и интеграции планов различных уровней и сроков реализации. Координация – это взаимная увязка планов на горизонтальном уровне (например, согласование планов предприятий между собой). Интеграция – это согласование планов разных уровней (предприятия и подразделений, объединения и отдельного предприятия в его составе, региона и района и т.д.).

4. Принцип участия (партисипативность) означает включение в плановую деятельность максимального возможного количества заинтересованных лиц, в соответствии с компетенцией каждого, с целью взаимной увязки интересов носителей идеи планирования и её исполнителей.

5. Принцип непрерывности предполагает регулярную сменяемость планов и постоянство в планировании, которое выражается в непрерывном отслеживании изменений в окружающей среде и корректировке планов в соответствии со сложившейся ситуацией.

6. Принцип гибкости означает придание планам и программам способности изменяться в связи с возникновением экстремальных ситуаций, вызывающий угрозу срыва выполнения плана, или наоборот, предоставляющих дополнительные возможности. На практике реализация принципа гибкости предполагает создание в планах резервов (запасов ресурсов) и использование инструментов снижения возможных рисков (страхование, хеджирование и т.д.). Объемы резервов необходимо увязывать со степенью риска возникновения неблагоприятных событий.

7. Принцип точности предполагает предельную степень конкретизации показателей (она зависит от степени неопределённости будущего и периода планирования).

8. Принцип вариантности заключается в необходимости разработки нескольких вариантов плана в связи с недостаточной определенностью ситуации в будущем. Как правило, разрабатывают оптимистический и пессимистический варианты плана, иногда бывает и третий, промежуточный вариант.

9. Принцип напряженности предполагает максимальную степень использования ресурсов в ходе реализации планов (например, интенсивное использование рабочего времени и возможностей работников).

10. Принцип реальности (выполнимость) означает учёт действительных условий реализации планов, установление выполнимых показателей.

3.

На уровне хозяйствующих субъектов – предприятий и учреждений – планы являются основным инструментом планирования. Подавляющее большинство планов такого уровня носит директивный (то есть обязательный для исполнения) характер. Как правило, планы предприятий более глубоко обоснованы по сравнению с государственными программами, так как степень неопределенности на микроуровне ниже, по сравнению с региональным, отраслевым и макроэкономическим уровнями.

Известны различные виды планов. В зависимости от классификационного признака их можно сгруппироватьследующим образом:

1. По уровню управления:1.1 корпоративные; 1.2 отдельных предприятий; 1.3 подразделений и отделов предприятия; 1.4 производственных участков, звеньев, групп исполнителей;

2. По временному признаку:2.1 Долгосрочные (перспективные) (от 5 до 10-15 лет). 2.2 среднесрочные (до 5 лет). 2.3 годовые. 2.4 оперативные (на квартал, месяц и т.д.).

3. По типу (содержанию плановых решений):

3.1 стратегические (цель – обеспечить долгосрочное выживание и развитие предприятия на основе адаптации к деловой среде с учётом её прогнозируемых изменений);

3.2 тактические (цель – создать условия для реализации стратегии в среднесрочной и краткосрочной перспективе);

3.3 оперативно-календарные (цель - обеспечить ежедневную стабильную работу предприятия по реализации тактических планов).

4. По объекту (сфере планирования):4.1 производственные; 4.2 маркетинговые; 4.3 финансовые; 4.4 планы материального снабжения и запасов; 4.5 кадровые (трудовые); 4.6 инновационные; 4.7 инвестиционные; 4.8 бизнес-планы; 4.9 планы социального развития.

4.

Всегда следует помнить о том, что возможности планирования небезграничны. Помимо того, что для реализации планов необходимо гибкое и энергичное руководство, есть целый ряд факторов, которые снижают эффективность планирования. Эти факторы делятся на объективные и субъективные.

К объективным пределам планирования относятся:

1. Неопределенность рыночной среды. План может быть настолько точным, насколько известны условия деятельности в будущем. Но так как рыночная среда включает миллионы независимых субъектов хозяйствования и потребителей, в точности предсказать ее состояние вряд ли возможно. А так как информация о неконтролируемой среде не будет исключительно точной, то и решения, принимаемые на основе неполной информации, не могут быть абсолютно верными.

2. Издержки планирования. Планирование требует затрат на научные исследования, на привлечение экспертов, на организацию и работу плановых служб, что не всем по карману.

3. Необходимость сочетания формального планирования с интуитивными методами принятия решений.

4.Специфика российского рынка – высокая степень неопределённости внешней среды, низкий уровень накоплений, затрудняющий инвестиционную деятельность, отсутствие чётких юридических и особенно этических норм, регулирующих поведение предприятий.

К субъективным пределам планирования относятся:

1. Приоритет краткосрочных целей над долгосрочными, когда деятельность сосредоточена на решении текущих проблем в ущерб долгосрочным целям.

2. Слабые навыки управленцев в планировании, привычка действовать лишь на основе своей интуиции.

3. Недостаток практического опыта у разработчиков планов и программ, слабое знание реальных социально-экономических проблем.

ТЕМА 3: ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

1. Балансовый метод планирования. Виды плановых балансов.

Балансовый метод. Суть его заключается в установлении оптимальных пропорций между двумя частями экономической балансовой таблицы: источниками ресурсов и потребностью в них. В зависимости от типа устанавливаемых пропорций выделяют три основных вида экономических балансов:

1. Материальные балансы, в которых устанавливаются материальные пропорции, и учет ресурсов и продукции осуществляется в натуральном выражении (физических единицах). Они делятся на балансы продукции и ресурсные балансы. Примерами последних являются баланс земельных угодий (га), кормов (т, т к.ед.), баланс энергетических мощностей (кВт, л.с.), нефтепродуктов, электроэнергии и т.д.

2. Трудовые балансы, где устанавливаются трудовые пропорции в целях планирования использования трудовых ресурсов, рабочей силы, рабочего времени. Измерение ведётся в чел., человеко-днях, человеко-часах.

3. Стоимостные балансы - измерение осуществляется в денежных единицах, чтобы обеспечить сопоставимость разнородных видов ресурсов и продукции в единой стоимостной оценке. Самый распространенный вид такого баланса бюджет (план доходов и расходов).

Кроме того, в зависимости от степени оптимальности установленных пропорций балансы можно разделить на:

1. Прогнозные (предварительные, оценочные) – их составляют для выявления возможных диспропорций между ресурсами и их источниками.

2. Плановые (окончательные) – в них установленные пропорции являются оптимальными.

2. Нормативный метод планирования. Плановые нормы и нормативы.

Нормативный метод основан на использовании нормативной базы планирования, которая представляет собой совокупность прогрессивных научно-обоснованных норм и нормативов.

Норма представляет собой научно обоснованную величину расхода ресурсов (выхода продукции) в конкретных производственных условиях.

Норматив – научно обоснованная величина расхода ресурсов или выхода продукции в наилучших (эталонных) условиях, то есть при передовых технологиях производства, рациональной организации производства и труда, высокой квалификации кадров – другими словами – в условиях лучших, наиболее конкурентоспособных предприятий отрасли. Нормативы являются ориентирами при планировании и организации экономической деятельности.

В зависимости от масштаба применения выделяются нормативы макроэкономические, отраслевые и локальные.

По своим функциям нормы и нормативы делятся на экономические, финансовые, технические, социальные, экологические.

По видам используемых ресурсов нормы и нормативы подразделяют на материальные и трудовые. К материальным нормативам относятся нормы расхода кормов, внесения удобрений, расхода ГСМ, производительность оборудования, межремонтные сроки и т.д. К трудовым нормативам относятся нормы выработки, времени, обслуживания, нагрузки, управляемости и др.

По стадиям производства выделяют нормативы текущих, техно­логических, производственных и транспортных запасов сырья и материалов, а также незавершенного производства, полуфабрика­тов и готовой продукции, уровень и динамика которых характери­зуют процесс превращения материальных ресурсов в конечную продукцию, работы и услуги.

По времени действия нормы и нормативы подразделяют на перспективные, годовые и оперативные, условно постоянные и временные, сезонные и разовые. Все плановые нормативы ис­пользуют на соответствующих этапах планирования на предпри­ятии. В связи с этим они имеют различную степень точности и со­ответственно уровень обоснования плановых решений. Наиболее обоснованные – оперативные и текущие, наименее обоснован­ные – перспективные нормативы. Однако вся нормативная база должна быть научно обоснованной и прогрессивной.

По методам разработки нормы и нормативы относят к научно обоснованным, расчетно-аналитическим, экспериментальным, исследовательским, статистическим и др.

По форме выражения различают табличные, графические и ана­литические нормы и нормативы: табличные и графические при­меняют обычно при вычислении расчетно-аналитических и дру­гих норм ручным способом; аналитические выражают, как прави­ло, в виде зависимостей и применяют при установлении норм и нормативов с учетом компьютерных технологий.

По степени детализациинормы и нормативы подразделяются на индивидуальные и групповые, дифференцированные и укруп­ненные, частные и общие и др.

По численным значениям нормы и нормативы могут быть опти­мальные, допустимые, максимальные, минимальные, средние.

По целевому назначению нормы и нормативы бывают расходные и технические, оценочные и технико-экономические, оператив­но-производственные и календарно-плановые и т. д.

Часть нормативов, особенно в финансовой, социальной и технической сферах устанавливается государством. Многие такие нормативы (в первую очередь финансовые) носят обязательный характер (ставки налогов, сроки их уплаты), остальные - рекомендательный.

Рассмотренная классификация позволяет все многообразие норм и нормативов объединить в систему, обеспечивающую пра­вильное определение видов и объемов производимой продукции, расходов и доходов предприятия.

Нормы и нормативы образуют систему плановых экономиче­ских и финансовых показателей и составляют нормативную базу для планирования, классифицируемую по различным признакам.

В настоящее время препятствием для использования данного метода планирования в практической деятельности служит неудовлетворительное состояние нормативной базы. Во-первых, нормативы потребности в ресурсах разработаны для крупных регионов и их использование на предприятии может привести к необоснованным решениям в связи с различными природно-экономическими условиями каждого предприятия. Во-вторых, в связи с сильной зависимостью нормативов от затрат на энергоносители и роста цен на них они не могут быть использованы в перспективе.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.