Учёт инфляционных процессов при анализе эффективности проекта Задача планирования и анализа эффективности инвестиций в условиях России требует от экспертов использования моделей, позволяющих корректно описать процесс формирования денежных потоков. Одним из наиболее важных факторов, который необходимо учитывать в процессе расчетов, является инфляция.
Существуют, по меньшей мере, две основные причины, почему это следует делать: 1) глубокие структурные изменения в ценообразовании, которые приводят к тому, что годовые индексы инфляции по разным группам товаров и услуг различаются иногда в несколько раз 2) целесообразность учета факторов времени, таких, как задержки платежей, время производства и сбыта продукции, а также условия создания и использования производственных запасов. Влияние этих факторов на формирование денежных потоков при высоком уровне инфляции многократно возрастает и пренебрегать ими при расчете в реальных (текущих) ценах было бы серьезной ошибкой.
Следствием необходимости учета инфляции и влияния факторов времени является использование в имитационной модели шага расчета, не превышающего один месяц. Выбор столь малого шага расчета вызван тем, что все расчеты проводятся в реальных ценах. Использование компьютеров позволяет создать всеобъемлющие и детализированные модели, реалистично описывающие деятельность предприятия. Компьютерные модели могут применяться не только для разработки стратегического плана предприятия, но и для оперативного управления.
Приведем последовательность процедур по вводу и обработке данных в процессе использования имитационной модели денежных потоков: ввод данных, характеризующих окружающую среду, ввод данных инвестиционного плана, ввод данных о сбыте продукции (услуг), ввод данных о производственных затратах, проведение расчетов с целью определения потребности в капитале, формирование капитала, расчет показателей эффективности бизнес-проекта, распределение свободного капитала (прибыли), анализ чувствительности проекта.
Компьютерной реализацией имитационной модели денежных потоков является получившая сегодня широкое распространение система «Project Expert».
В инвестиционной практике постоянно приходится считаться скорректирующим фактором инфляции, которая с течением времени обесценивает стоимость денежных средств. Это связано стем, что рост инфляции (индекса средних цен) вызывает соответствующее снижение покупательной способности денег.
При расчетах, связанных скорректировкой денежных потоков в процессе инвестирования с учетом инфляции, принято использовать два основных понятия — номинальная и реальная суммы денежных средств.
Номинальная сумма денежных средствпредставляет собой оценку еевеличины без учета изменения покупательной способности денег.
Реальная сумма денежных средствпредставляет собой оценку еевеличины с учетом изменения покупательной способности денег в связи спроцессом инфляции. Такая оценка может проводиться при определении как настоящей, так и будущей стоимости денежных средств.
В финансово-экономических расчетах, связанных синвестиционной деятельностью, инфляция оценивается и учитывается в следующих случаях:1) при корректировке наращенной стоимости денежных средств; 2) при формировании сучетом инфляции ставки процента, используемой для наращения и дисконтирования; 3)при формировании уровня доходов от инвестиций сучетом темпов инфляции. В процессе оценки инфляции используются два основных показателя:
Следует отметить, что прогнозирование темпов инфляции представляет собой довольно сложный и трудоемкий вероятностный процесс. Кроме того, темпы инфляции в отдельных периодах в значительной степени подвержены влиянию субъективных факторов, не поддающихся прогнозированию, поэтому в инвестиционной практике может быть использован и более простой способ учета фактора инфляции.
Кроме того, при составлении бизнес-плана проводится так называемый анализ чувствительности.
Анализ чувствительности- это метод изучения эффекта изменений текущей чистой стоимости (чистой дисконтированной стоимости) проекта в связи сизменениями ключевых параметров проекта - затрат на исследования и разработки, строительных издержек, размеров рынка, цены, издержек производства, затрат на рекламу и сбыт и т.п.
Чистая дисконтированная стоимость- это показатель эффективности инвестиций, предпринятых в рамках предпринимательского проекта. Дисконтирование стоимости- это определение текущей стоимости будущих денежных доходов фирмы, которые должны быть получены в результате реализации проекта. Чем выше дисконтированная стоимость проекта, тем он эффективнее.
Предварительное применение анализа чувствительности в рамках бизнес-планирования позволяет снижать предпринимательский риск, избегать непроизводительных вложений капитала.
8. Основные требования к презентации бизнес-плана
Получение инвестиций во многом зависит от продвижения бизнес-плана в процессе переговоров, то есть от его презентации.
Большинство презентаций охватывают семь ключевых областей:
♦ компания и ее продукция или услуги;
♦ рынок - клиенты и конкуренты;
♦ разработанная маркетинговая стратегия;
♦ первоочередные финансовые задачи;
♦ характеристика команды, которая будет осуществлять план;
♦ необходимые размеры ссуды или долевого участия и цели, на которые эти средства будут направлены;
♦ условия и сроки оплаты или реализации инвестиций.
Презентация должна длиться около 20 мин. После этого следуют ответы на вопросы. Основная задача, поставленная перед презентацией, сводится к налаживанию диалога с потенциальными инвесторами. Презентация должна четко показать, почему предприятию необходимы запрашиваемые дополнительные ресурсы. Управляющий банком должен быть уверен в том, что размеры ссуды соответствуют целям, которые поставлены в бизнес-плане. Инвесторы-акционеры, вероятно, захотят подробнее обсудить рассматриваемые вопросы и выбрать форму финансирования между акционерным обществом и ссудными капиталами, которая лучше соответствовала бы общим целям
Существует большое количество способов повышения эффективности презентации. Потенциальные инвесторы должны иметь копию бизнес-предложения заранее, чтобы ознакомиться с ним до начала встречи. Таким образом, будет больше шансов привлечь их внимание на презентации. Целесообразно использовать для презентации наглядный материал, образцы своей продукции, фотографии, если бизнес относится к сфере услуг. Излагаемый материал должен содержать диаграммы, таблицы или графики, но презентация не должна превращаться в лекцию. Значимость преподносимого материала повышается, если презентацию будет проводить лично лидер руководящей команды.
Готовясь к вопросам, вы должны попытаться поставить себя на место потенциальных инвесторов. Какого рода вопросы они вероятнее всего могут задать? Какие вопросы могли бы задать вы, находясь на их месте? Будьте внимательны, следите, чтобы диалог не превратился в монолог.
|