Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Научное и вненаучное познание

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

Имени Франциска Скорины»

ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ

Для магистрантов, аспирантов

Составитель: В.К. Степанюк

Гомель 2015


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Философия науки как дисциплина возникла в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях НТР. Это – относительно молодой раздел философского знания, который получил бурное развитие в XX столетии и эффективно развивается в наше время – как в отечественной, так и в западной философии. Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте.

Тематика философии науки развивается по трем основным направлениям:

– к первому относится круг вопросов, идущих от философии к науке;

– ко второму – группа проблем, возникающих внутри самой науки;

– к третьему направлению относят проблемы взаимодействия науки и философии.

Главная цель, которую ставил автор при разработке текстов лекций, состоит в том, чтобы рассмотреть основные идеи философии науки.

Тексты лекций содержат вопросы философии науки как специфической системы знаний, своеобразной формы духовного производства и социального института. В лекциях рассмотрены генезис и история науки, общие закономерности ее развития, структура и динамика научного познания, его методология, роль науки в жизни человека и общества, перспективы ее развития.



Тексты лекций адресованы магистрантам, аспирантам и призваны оказать помощь в подготовке к сдаче кандидатского экзамена.

 


Лекция 1. НАУКА КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФОРМА ПОЗНАНИЯ В

СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

1.1 Понятие науки; наука как деятельность, социальный институт и система знания.

1.2 Научное и вненаучное познание.

1.3 Роль науки в жизни современного общества.

 

Понятие науки; наука как деятельность, социальный институт и

Система знания

 

Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению.

Предпосылки науки создавались в древневосточных цивилизациях – Египте, Индии, Китае, Древней Греции в форме эмпирических знаний о природе и обществе, в виде отдельных элементов астрономии, этики, логики, математики и др. Первым образцом научного знания является геометрия Евклида.

Как своеобразная форма познания – специфический тип духовного производства и социальный институт – наука возникла в Европе, в Новое время (16-17 в.в.), в эпоху становления капиталистического способа производства и разделения единого ранее знания на философию и науку.

Возникновению науки в этот период способствовали общественно-экономические условия (утверждение капитализма и острая потребность в росте его производительных сил) и социальные условия (перелом в духовной культуре, подрыв господства религии и схоластически-умозрительного способа мышления). Кроме этого, необходим был определенный уровень развития самого знания, «запас» необходимого и достаточного количества фактов, которые бы подлежали описанию, систематизации и теоретическому обобщению. Поэтому первыми возникают механика, астрономия и математика, где таких фактов было накоплено больше.

Основной задачей познания стало изучение – на основе реальных фактов – самой природы, объективной действительности.

Основными структурными компонентами науки как системной целостности, или важнейшими параметрами ее бытия, являются:

– наука как деятельность;

– наука как знание;

– наука как социальный институт.

Наука как деятельность представляет собой творческий процесс субъект-объектного взаимодействия, направленный на производство и воспроизводство новых объективно-истинных знаний о действительности.

Наука как знание. Проблема критериев научности является одной из самых дискуссионных в современной философии науки. В зависимости от задач и установок исследования выделяют их различные группы.

Исторические критерии научности. К ним относят:

– формально-логическую непротиворечивость знания;

– его опытную проверяемость и эмпирическую обоснованность;

– рациональный характер знания;

– воспроизводимость;

– универсальность.

Логические критерии:

– непротиворечивость;

– полнота;

– независимость исходных аксиом и др.

Прагматические критерии:

– простота;

– инструментальная эффективность.

Существуют различные классификации научного знания, в рамках которых выделяют естественнонаучное, математическое, социально-гуманитарное, техническое знание; фундаментальное научное знание, прикладное научное знание и знание в форме опытно-конструкторских проектов и разработок.

Для того чтобы наука как деятельность и знание могла реально существовать в обществе, она должна быть органично интегрирована в систему социальных связей и коммуникаций, то есть выступать в функции социального института.

Наука как социальный институт может быть определена как совокупность научных организаций и учреждений, интегрированных определенными нормами научного этоса, принципами и способами профессиональной коммуникации, а также формами взаимосвязи с конкретно-историческим типом общества.

 

Научное и вненаучное познание

 

Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной форме существует и за пределами науки.

Различные формы вненаучного познания и знания становятся возможными и приобретают определенное значение в современной культуре благодаря тому, что в структуре реального познавательного процесса наряду с рациональными существуют и внерациональные компоненты: интуиция, фантазия, творческое воображение, вера.

В отличие от многообразных форм знания научное познание – это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. Вненаучное познание осуществляется по иным правилам и нормам.

Существуют различные классификации вненаучного познания. Согласно историко-генетическому критерию, выделяют формы познавательной деятельности, которые возникли и оформились в культуре в период до становления науки. К ним обычно относят:

а) обыденно-практическое знание, в котором фиксируется опыт повседневной жизни. Это знание включает в себя и здравый смысл, и приметы, рецепты, традиции. Обыденное знание хотя и фиксирует истину, но делает это не систематично и бездоказательно. Его особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует предварительных систем доказательств;

б) игровое познание – ориентировано на развитие креативных и коммуникационных способностей человека;

в) различные формы протонаучной познавательной деятельности.

Согласно системно-функциональному критерию, выделяются такие формы вненаучного знания, как:

паранормальное знание (от греческого пара – около) – несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Оно включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности (экстрасенсорное восприятие, телепатия и др.);

лженаучное знание – сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Лженаучное знание очень чувствительно к злобе дня, сенсации;

квазинаучное знание – опирается на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в обществе, где невозможна критика власти, где жестко проявлен идеологический режим;

антинаучное знание – утопическое и сознательно искажающее представления о действительности. Особый интерес и тяга к антинауке возникают в периоды социальной нестабильности;

псевдонаучное знание – спекулирует на совокупности популярных теорий. К. Поппер достаточно высоко ценил псевдонауку, отмечая, что наука может ошибаться, а псевдонаука может случайно натолкнуться на истину;

анормальное (девиантное) знание – не получившее всеобщего признания в научном сообществе и не одобренное в соответствии с доминирующими методологическими стандартами. Примером может служить квантовая механика, которая в период научной революции в конце 19–начале 20 в.в. считалась девиантным знанием.

Особую форму вненаучного знания представляет так называемая народная наука. Ее еще называют этнонаукой.

На особое отношение претендует религиозное знание, которое базируется на вере и устремляется за пределы рационального в сферу постижения сверхъестественного. Религиозное знание предполагает не доказательство, а откровение и основывается на авторитете догматов.

Вненаучное знание не рассматривается только как заблуждение. Развитие этих форм знания нельзя запрещать, так как рационализм ограничен. Поэтому элементы нерационального имеют право на существование внутри самой науки. Мнение о том, что именно научные знания обладают большей информационной емкостью, оспаривается. Наука может «знать меньше» по сравнению с многообразием вненаучного знания, так как все, что предлагает наука, должно выдержать жесткую проверку на достоверность фактов, гипотез и объяснений. Не выдерживающие эту проверку знания отбрасываются, и даже потенциально истинная информация может оказаться за пределами науки.

Что касается содержания философских учений, то оно крайне разнообразно. Некоторые из этих учений ориентируются на анализ, осмысление, обобщение результатов науки. Такие учения (например, неопозитивизм) являются в определенной мере научными не только по форме, но и по содержанию. Другие учения (например, экзистенциализм) сознательно противостоят наукам и избирают в качестве предмета своего исследования человеческие переживания, субъективные психические состояния. Результаты психологической науки экзистенциализм, как правило, игнорирует.

Таким образом, если одни философские учения близки по своей проблематике содержанию научных исследований, то другие ориентируются на вненаучное содержание («философия жизни», религиозно-идеалистические учения).

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.