Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Важный вопрос – является ли образовательная деятельность предоставлением специфических услуг

Общая характеристика нормативно-правового регулирования сферы образования

 

Конституция РФ: Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Традиционно образование рассматривается как сфера, объединяющая публичные и частные интересы. Государство от лица всего общества формирует систему образования, устанавливает требования к его формам и содержанию. В настоящее время завершается переход к обучению на всех уровнях на основе образовательных стандартов – в них отражены, описаны те качества, которые должны быть приобретены обучающимися, осваивающими определенный уровень образования.

Эти качества для высшего профессионального образования обусловлены требованиями содержания профессиональной деятельности выпускников: что они должны знать, уметь, какими личностными характеристиками должны обладать, чтобы быть успешными в профессиональной деятельности. При этом федеральные образовательные стандарты описывают и сферы, области профессиональной деятельности, «под которую» готовят специалистов, причем описание это детализировано вплоть до уровня профессиональных задач, то есть что и как эти специалисты могут делать.



Когда речь идет о высшем профессиональном образовании, в образовательном стандарте установлено, какие у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Компетентностный подход обеспечивает увязку содержания образования с содержанием профессиональной деятельности, причем с учетом перспектив ее развития. Выпускник приобретает компетенции в том числе и для дальнейшего самообразования. Готовим профессионалов, способных поддерживать самостоятельно свой профессиональный уровень.

Установление единых требований к содержанию и качеству образования – позитивный момент. Сейчас работодатель смотрит не столько на оценки в дипломе, сколько – каким ВУЗом тот выдан.

Закон «Об образовании в РФ» закрепил за стандартом две основные функции: сохранение единства образовательного пространства страны и преемственность уровней образования.

Образовательный стандарт – возможность контролировать работу образовательных организаций, то, какие услуги они предоставляют населению (по аналогии со стандартами социального обслуживания – государство должно понимать, как и на что расходуются средства в части его социальных обязательств). В этом аспекте образовательные отношения – сфера публичных интересов. Соответственно определяется в нормативных документах, в частности, в ФЗ Об образовании в РФ (ст.4)

Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

3. Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются:

1) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;

4) определение правового положения участников отношений в сфере образования;

5) создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;

6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

 

Признание образовательной деятельности сферой публичных интересов отражено и в реализации управленческих полномочий в сфере образования, например:

Статья 22. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций

Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.

Важный вопрос – является ли образовательная деятельность предоставлением специфических услуг

Еще в 1992г. Закон «Об образовании» впервые ввел понятие «образовательная услуга» применительно к платному образованию. Рассматривать образовательную деятельность как услугу можно при переносе соответствующих отношений в сферу гражданского права, то есть сферу частных интересов, реализующихся на договорной основе. И тогда проблемой становится этическая позиция педагога как лица, предоставляющего услугу.

Профессиональная деятельность педагога рассматривается Законом №273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» как реализация в рамках гражданско-правовых договорных отношений образовательных услуг при взимании платы за обучение. Это позволило узаконить платные формы образования и расширить тем самым возможности финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Применительно к образовательным отношениям И.А. Майбуров полагает, что в процессе передачи знаний, умений, навыков платность со стороны потребителя образовательных услуг присутствует всегда и при государственном, и при частном финансировании этих услуг.

Такой же подход – понимание работы педагога как оказания услуг – мы обнаруживаем при рассмотрении установленного порядка оплаты труда педагогов и при определении финансирования образовательных учреждений (услуги можно формализовать, описать и измерить). Проблема воспитательной работы в школе: «Мне за это не платят».

Ст.2 Закона определяет образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства.Давать благо – благодать, благодатный труд. Услуга тоже благо, и она может быть безвозмездной.

Образовательная услуга, как и другие услуги, имеет три составляющих:

· цель (в широком смысле - получение образования, в узком - получение конкретных знаний, навыков, умений);

· действия (передача знаний посредством информационного общения и потребление информации);

· результат (приобретение знаний, навыков и т.д.).

 

ФЗ №273 в статье 54. Договор об образовании использует понятие платных образовательных услуг:

3. В договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее - договор об оказании платных образовательных услуг), указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты.

Процессы, происходящие в сфере образования, позволяют предположить дальнейшее расширение сферы платных образовательных услуг.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.