Важный вопрос – является ли образовательная деятельность предоставлением специфических услуг Общая характеристика нормативно-правового регулирования сферы образования
Конституция РФ: Статья 43
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Традиционно образование рассматривается как сфера, объединяющая публичные и частные интересы. Государство от лица всего общества формирует систему образования, устанавливает требования к его формам и содержанию. В настоящее время завершается переход к обучению на всех уровнях на основе образовательных стандартов – в них отражены, описаны те качества, которые должны быть приобретены обучающимися, осваивающими определенный уровень образования.
Эти качества для высшего профессионального образования обусловлены требованиями содержания профессиональной деятельности выпускников: что они должны знать, уметь, какими личностными характеристиками должны обладать, чтобы быть успешными в профессиональной деятельности. При этом федеральные образовательные стандарты описывают и сферы, области профессиональной деятельности, «под которую» готовят специалистов, причем описание это детализировано вплоть до уровня профессиональных задач, то есть что и как эти специалисты могут делать.
Когда речь идет о высшем профессиональном образовании, в образовательном стандарте установлено, какие у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Компетентностный подход обеспечивает увязку содержания образования с содержанием профессиональной деятельности, причем с учетом перспектив ее развития. Выпускник приобретает компетенции в том числе и для дальнейшего самообразования. Готовим профессионалов, способных поддерживать самостоятельно свой профессиональный уровень.
Установление единых требований к содержанию и качеству образования – позитивный момент. Сейчас работодатель смотрит не столько на оценки в дипломе, сколько – каким ВУЗом тот выдан.
Закон «Об образовании в РФ» закрепил за стандартом две основные функции: сохранение единства образовательного пространства страны и преемственность уровней образования.
Образовательный стандарт – возможность контролировать работу образовательных организаций, то, какие услуги они предоставляют населению (по аналогии со стандартами социального обслуживания – государство должно понимать, как и на что расходуются средства в части его социальных обязательств). В этом аспекте образовательные отношения – сфера публичных интересов. Соответственно определяется в нормативных документах, в частности, в ФЗ Об образовании в РФ (ст.4)
Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.
3. Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются:
1) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;
2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;
3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;
4) определение правового положения участников отношений в сфере образования;
5) создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;
6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Признание образовательной деятельности сферой публичных интересов отражено и в реализации управленческих полномочий в сфере образования, например:
Статья 22. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций
Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.
Важный вопрос – является ли образовательная деятельность предоставлением специфических услуг
Еще в 1992г. Закон «Об образовании» впервые ввел понятие «образовательная услуга» применительно к платному образованию. Рассматривать образовательную деятельность как услугу можно при переносе соответствующих отношений в сферу гражданского права, то есть сферу частных интересов, реализующихся на договорной основе. И тогда проблемой становится этическая позиция педагога как лица, предоставляющего услугу.
Профессиональная деятельность педагога рассматривается Законом №273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» как реализация в рамках гражданско-правовых договорных отношений образовательных услуг при взимании платы за обучение. Это позволило узаконить платные формы образования и расширить тем самым возможности финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Применительно к образовательным отношениям И.А. Майбуров полагает, что в процессе передачи знаний, умений, навыков платность со стороны потребителя образовательных услуг присутствует всегда и при государственном, и при частном финансировании этих услуг.
Такой же подход – понимание работы педагога как оказания услуг – мы обнаруживаем при рассмотрении установленного порядка оплаты труда педагогов и при определении финансирования образовательных учреждений (услуги можно формализовать, описать и измерить). Проблема воспитательной работы в школе: «Мне за это не платят».
Ст.2 Закона определяет образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства.Давать благо – благодать, благодатный труд. Услуга тоже благо, и она может быть безвозмездной.
Образовательная услуга, как и другие услуги, имеет три составляющих:
· цель (в широком смысле - получение образования, в узком - получение конкретных знаний, навыков, умений);
· действия (передача знаний посредством информационного общения и потребление информации);
· результат (приобретение знаний, навыков и т.д.).
ФЗ №273 в статье 54. Договор об образовании использует понятие платных образовательных услуг:
3. В договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее - договор об оказании платных образовательных услуг), указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты.
Процессы, происходящие в сфере образования, позволяют предположить дальнейшее расширение сферы платных образовательных услуг.
|