Профессиональной деятельности
Одной из наиболее известных публикаций о науке как о профессиональной сфере деятельности является работа известного немецкого социолога, экономиста и политолога Макса Вебера (1864-1920) «Наука как призвание и профессия», представляющая собой доклад, прочитанный Вебером в 1918 г. студентам Мюнхенского университета с целью показать студентам, в чем состоит их призвание как будущих ученых и преподавателей[10].
М. Вебер сказал: «В настоящее время отношение к научному производству как профессии обусловлено прежде всего тем, что наука вступила в такую стадию специализации, какую не знали прежде, и что это положение сохранится и впредь. Не только внешне, но и внутренне дело обстоит таким образом, что отдельный индивид может создать в области науки что-либо завершенное только при условии строжайшей специализации. Всякий раз, когда исследование вторгается в соседнюю область, как это порой у нас бывает – у социологов такое вторжение происходит постоянно, притом по необходимости, – у исследователя возникает смиренное сознание, что его работа может разве что предложить специалисту полезные постановки вопроса, которые тому при его специальной точке зрения не так легко придут на ум, но что его собственное исследование неизбежно должно оставаться в высшей степени несовершенным. Только благодаря строгой специализации человеку, работающему в науке, может быть, один-единственный раз в жизни дано ощутить во всей полноте, что вот ему удалось нечто такое, что останется надолго. Действительно, завершенная и дельная работа – в наши дни всегда специальная работа. И поэтому кто не способен однажды надеть себе, так сказать, шоры на глаза и проникнуться мыслью, что вся его судьба зависит от того, правильно ли он делает это вот предположение в этом месте рукописи, тот пусть не касается науки. Он никогда не испытает того, что называют увлечением наукой. Без странного упоения, вызывающего улыбку у всякого постороннего человека, без страсти и убежденности в том, что «должны были пройти тысячелетия, прежде чем появился ты, и другие тысячелетия молчаливо ждут», удастся ли тебе твоя догадка, – без этого человек не имеет призвания к науке, и пусть он занимается чем-нибудь другим»[11].
М. Вебер обратил внимание на то, что для успешной научной деятельности необходимы:
ü верная идея;
ü систематические, порой монотонные усилия;
ü одновременно упорный труд и внимание к внезапно возникающим догадкам;
ü высокий уровень развития личности исследователя;
ü понимание динамичности науки, ее процессуальности: «всякое совершенное исполнение замысла в науке означает новые «вопросы», оно по своему существу желает быть превзойденным»[12];
ü умение работать в надежде на то, что другие пойдут дальше нас;
ü умение преодолевать свои личные субъективные пристрастия и ценностные суждения; отличать факты от их интерпретации;
ü умение и желание объяснять ход событий без допущения сверхъестественного вмешательства;
ü умение соответствовать «требованию дня»;
ü интеллектуальная честность»[13].
Поставленные М. Вебером проблемы нашли развитие в работах последующих исследователей науки и научной деятельности, в частности, в ролевых теориях.
Важным инструментом социализации ученого в научном сообществе является социально-профессиональная ролевая идентификация.
Одними из первых ролевые формы поведения в среде ученых исследовали Гоу, Вудворт и Селье.
Типология ученых Гоу и Вудворта в качестве основания для различения ролей ученых рассматривает доминирующие функции при выполнении научной деятельности. По мнению Гоу и Вудворта, среди ученых встречаются носители следующих ролей.
Фанатик – человек, увлеченный своей научной деятельностью и подчас плохо уживающийся в коллективе.
Пионер – генератор новых идей, охотно передающий их коллегам.
Диагностик – критик, способный видеть сильные и слабые стороны идей своих коллег.
Эрудит – человек, с блестящей памятью, широко осведомленный, приспосабливающий свое мышление к мышлению других.
Техник – специалист, доводящий идеи до завершения.
Эстет – ученый, предпочитающий изящные интеллектуальные проблемы, но несколько ненадежен.
Методолог – специалист, который склонен к методологическим проблемам и сложностям, часто терпим к чужим взглядам и не склонен к сравниванию.
Типология ученых Селье несколько иначе представляет ролевые позиции в научном коллективе: за её основу взяты особенности выполняемых функций. В среде ученых Селье различал следующие роли.
· Мыслители (заняты идейной стороной деятельности), среди которых заметны следующие категории: «книжные черви» и систематики.
· Исполнители (заняты нетворческой частью работ), среди них легко можно различить: коллекционеров фактов и совершенствователей.
· Третья категория – те, чьи отношения к науке основывается на вненаучных факторах, это: большой босс (рассматривающий науку как бизнес); торопыга (спешащий двигаться по служебной лестнице); акула (подписывающий как можно большее количество работ, автором которых он не является).
Функции
Современной науки
Функции современной науки весьма многообразны. Сегодня наука выполняет как собственно научные, так и специфические, несвойственные ей функции. Выполнение современной наукой неспецифических, например, статусной или просветительской функций функции связано с высоким признанием заслуг науки в современном обществе. Несмотря на то, что зачастую в общественном мнении ученый представляется как нелепый, практически не приспособленный человек, отшельник, которого не интересует ничего, кроме его собственных идей и научных изысканий, уровень доверия к результатам научных исследований очень велик. Отчасти это связано с грандиозными теоретическими успехами в области химии, физики, медицины, прикладной биологии, теоретической математики и других наук, отчасти – с масштабными научно-прикладными проектами (строительство экогородов; распространение высокоскоростного транспорта и бытовой техники, основанной на современных информационных технологиях и др.). Научные изыскания находят применение практически во всех сферах жизнедеятельности современного общества, более того, применение научных методов и технологий начинает восприниматься как важнейшее конкурентное преимущество специалиста и организации.
Чтобы выяснить, за счет чего наука заняла столь высокое положение в современной культуре, рассмотрим ее основные функции.
Генерирующая функция науки и
Функция накопления знаний
Генерирующая функция науки – функция производства новых знаний – одна из самых очевидных. Генерирование идей в современной науке – это, зачастую, не столько результат вдохновения и озарения талантливых ученых-одиночек, сколько управляемый процесс коллективного научного творчества. Поэтому методам индивидуального и коллективного генерирования идей сегодня специально обучают. В частности, такая задача ставится перед вузами в рамках программ подготовки специалистов и магистрантов. Помимо этого, разработано и широко применяется немало разнообразных тренингов и деловых игр, направленных на развитие креативности и инновационного мышления.
Функция накопления знаний очень важна, хотя ей иногда не придают должного значения. Когда исследуются новые области действительности, поступающая информация бессистемна, хаотична, разрозненна. Наряду с важными заметными фактами, в поле внимания исследователей попадают незначительные сведения, наряду с истинной информацией – ложная и та, истинность которой подлежит проверке через несколько лет или десятилетий. Поэтому очень важно сохранить, не потерять те крупицы новых знаний, которые впоследствии станут важнейшими обоснованиями, кирпичиками будущих научных теорий.
Аналитическая и
|