Обратная связь
|
Тема 6. Психологическая характеристика эмоционально-волевых процессов. Эмоциональный интеллект как профессионально значимое качество врача. Цели и задачи:сформировать представление об эмоциях, дифференцировать понятия «эмоции» и «чувства», ознакомиться с формами эмоциональных состояний, их регуляцией, а также профилактикой эмоционального выгорания медицинских работников.
Основные понятия:эмоция, эмоциональная память, базальные эмоции, чувства, аффект, настроение, фрустрация, стресс, механизмы психологической защиты.
Вопросы к занятию:
- Современные представления об эмоциональных процессах и состояниях.
- Теории эмоций в трудах отечественных и зарубежных исследователей.
- Понятие об эмоциональном интеллекте, его значении в медицинской профессии.
- Аффект, фрустрация. Причины и механизмы развития. Психоаналитическая концепция фрустрации. Механизмы психологической защиты.
- Способы преодоления стрессовых ситуаций. Понятие о копинг-стратегиях.
- Последствия психической травмы. Посттравматическое стрессовое расстройство. Возможности психологической коррекции.
Задание № 1. Изучение стрессовладающего поведения (Копинг-тест Р. Лазаруса)
Испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить, как часто данные варианты поведения проявляются у него.
| Оказавшись в трудной ситуации, я….
| никогда
| редко
| иногда
| часто
| 1.
| ... сосредотачивался на том, что мне нужно было делать дальше - на следующем шаге
|
|
|
|
| 2.
| ... начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное - делать хоть что-нибудь
|
|
|
|
| 3.
| ... пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение
|
|
|
|
| 4.
| ... говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации
|
|
|
|
| 5.
| ... критиковал и укорял себя
|
|
|
|
| 6.
| ... пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно есть
|
|
|
|
| 7.
| ... надеялся на чудо
|
|
|
|
| 8.
| ... смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет
|
|
|
|
| 9.
| ... вел себя, как будто ничего не произошло
|
|
|
|
| 10.
| ... старался не показывать своих чувств
|
|
|
|
| 11.
| ... пытался увидеть в ситуации что-то положительное
|
|
|
|
| 12.
| ... спал больше обычного
|
|
|
|
| 13.
| ... срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы
|
|
|
|
| 14.
| ... искал сочувствия и понимания у кого-нибудь
|
|
|
|
| 15.
| ... во мне возникла потребность выразить себя творчески
|
|
|
|
| 16.
| ... пытался забыть все это
|
|
|
|
| 17.
| ... обращался за помощью к специалистам
|
|
|
|
| 18.
| ... менялся или рос как личность в положительную сторону
|
|
|
|
| 19.
| ... извинялся или старался все загладить
|
|
|
|
| 20.
| … составлял план действии
|
|
|
|
| 21.
| ... старался дать какой-то выход своим чувствам
|
|
|
|
| 22.
| ... понимал, что сам вызвал эту проблему
|
|
|
|
| 23.
| ... набирался опыта в этой ситуации
|
|
|
|
| 24.
| ... говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации
|
|
|
|
| 25.
| ... пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами
|
|
|
|
| 26.
| ... рисковал напропалую
|
|
|
|
| 27.
| ... старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву
|
|
|
|
| 28.
| ... находил новую веру во что-то
|
|
|
|
| 29.
| ... вновь открывал для себя что-то важное
|
|
|
|
| 30.
| ... что-то менял так, что все улаживалось
|
|
|
|
| 31.
| ... в целом избегал общения с людьми
|
|
|
|
| 32.
| ... не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться
|
|
|
|
| 33.
| ... спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал
|
|
|
|
| 34.
| ... старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела
|
|
|
|
| 35.
| ... отказывался воспринимать это слишком серьезно
|
|
|
|
| 36.
| ... говорил о том, что я чувствую
|
|
|
|
| 37.
| ... стоял на своем и боролся за то, чего хотел
|
|
|
|
| 38.
| ... вымещал это на других людях
|
|
|
|
| 39.
| ... пользовался прошлым опытом - мне приходилось уже попадать в такие ситуации
|
|
|
|
| 40.
| ... знал, что надо делать и удваивал свои усилия, чтобы все наладить
|
|
|
|
| 41.
| … отказывался верить, что это действительно произошло
|
|
|
|
| 42.
| ... я давал обещание, что а следующий раз все будет по-другому
|
|
|
|
| 43.
| ... находил пару других способов решения проблемы
|
|
|
|
| 44.
| ... старался, что мои эмоции не слишком мешали мне в других делах
|
|
|
|
| 45.
| ... что-то менял в себе
|
|
|
|
| 46.
| ... хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось
|
|
|
|
| 47.
| ... представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться
|
|
|
|
| 48.
| ... молился
|
|
|
|
| 49.
| .. прокручивал в уме, что мне сказать или сделать
|
|
|
|
| 50.
| ... думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь и старался подражать ему
|
|
|
|
|
Обработка результатов
1. подсчитываем баллы, суммируя по каждой субшкале:
- никогда – 0 баллов;
- редко – 1 балл;
- иногда – 2 балла;
- часто - 3 балла
2. вычисляем по формуле: X = сумма балов / max балл*100
Номера опросника (по порядку, но разные) работают на разные шкалы, например, в шкале «конфронтативный копинг» вопросы - 2,3,13,21,26,37 и т.д. Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, а по всем вопросам субшкалы максимально 18 баллов, испытуемый набрал 8 баллов:
- это и есть уровень напряжения конфронтационного копинга.
Ключ
- Конфронтационный копинг - пункты: 2,3,13,21,26,37.
- Дистанцирование - пункты: 8,9,11,16,32,35.
- Самоконтроль - пункты: 6,10,27,34,44,49,50.
- Поиск социальной поддержки - пункты: 4,14,17,24,33,36.
- Принятие ответственности - пункты: 5,19,22,42.
- Бегство-избегание - пункты: 7,12,25,31,38,41,46,47.
- Планирование решения проблемы - пункты: 1,20,30,39,40,43.
- Положительная переоценка - пункты: 15,18,23,28,29,45,48.
Описание субшкал
- Конфронтационный копинг. Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску.
- Дистанцирование. Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.
- Самоконтроль. Усилия по регулированию своих чувств и действий. Пункты:
- Поиск социальной поддержки. Усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки.
- Принятие ответственности. Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения.
- Бегство-избегание. Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы.
- Планирование решения проблемы. Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме.
- Положительная переоценка. Усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение.
Задание 2. Диагностика эмоционального интеллекта
Методика МЭИ
Инструкция: Прочитайте внимательно следующие 40 утверждений и оцените их по пятибалльной шкале. Каждому утверждению присваивайте балл, который больше всего подходит лично Вам, по следующей шкале: 5- всегда; 4 – чаще всего; 3 – иногда; 2 – редко; 1 – никогда.
1.Я четко осознаю свои чувства и эмоции.
2.В моих публичных выступления отсутствуют эмоции.
3.Мое спонтанное поведение не мешает мне достигать намеченной цели.
4.В конфликтных ситуациях я скрываю свои эмоции, чувства.
5.Я внимательно выслушиваю партнеров по общению.
6.Принимать решение в конфликтной ситуации необходимо сразу.
7.Я стараюсь меньше влиять на поступки и чувства других людей.
8. Я предпочитаю контролировать людей.
9. Я в равной степени осознаю свою ранимость и свою силу.
10.Мне важно мнение людей, если я дал волю чувствам.
11.Мне удается контролировать свои чувства, даже когда я сердит или расстроен
12.При общении с начальством я теряюсь и думаю только о том, чтобы поскорее закончился разговор.
13.Я сосредоточен на чувствах других.
14.Разногласия, я стараюсь, устранять сразу, как их обнаружил.
15.Я позволяю другим взять на себя мою роль руководителя и при этом их не контролирую.
16.Мне свойственно использовать власть, принадлежащую по должности.
17.Мне удается скрывать неприязнь к плохому человеку.
18.В общении с коллегами я могу думать о чем - то своем.
19.Во всех ситуациях я открыто выражаю свои чувства.
20.Поломка телевизора (бытовой техники) может заставить меня растеряться, впасть в отчаяние.
21.Я общаюсь с другими так, чтобы они гордились своими успехами.
22.Я не обращаю внимание на психологические состояния коллег при достижении общих целей.
23.Я помогаю другим лучше понять себя.
24.В общении я сосредотачиваюсь на цели, а не на чувствах.
25.Я легко выражаю симпатию к другому человеку.
26.Близкие люди одергивают меня: расслабься.
27.Я свободно выражаю свои чувства.
28.Я ощущаю неуверенность в общении с людьми.
29.Я понимаю чужие чувства, даже если дискуссия проходит на повышенных тонах.
30.Мне безразличны чувства других возникающие в ходе совместной работы.
31.Я подбадриваю других, чтобы они делали работу лучше.
32.Мне сложно высказаться прямо о мешающем мне поведении другого человека.
33.Я доверяю своим чувствам при принятии серьезных решений.
34.Мне трудно смотреть прямо в глаза малознакомому человеку.
35.Я искренен, когда говорю о своих чувствах и намерениях с другими.
36.Когда я выражаю партнеру эмоциональную поддержку, он этого не воспринимает, не чувствует.
37.Мне важно, какие чувства и эмоции привели к конфликту.
38.Мне все равно, что чувствует неприятный мне человек.
39.Своей позой, глазами, интонацией я показываю свое отношение к другому человеку.
40.Мне сложно вести критический разговор, чтобы собеседник не обиделся, принял критику.
Ключ:
Шкалы вопросы
| всегда
| Чаще всего
| иногда
| редко
| никогда
| 1.«Прямые»
1,9,17,25,33
|
|
|
|
|
| «Обратные» 2,10,18,26,34
|
|
|
|
|
| 11. «Прямые»
3,11,19,27,35
|
|
|
|
|
| «Обратные»
4,12,20,28,36
|
|
|
|
|
| 111. «Прямые»
5,13,21,29,37
|
|
|
|
|
| «Обратные»
6,14,22,30,38
|
|
|
|
|
| 1У. «Прямые»
7,15,23,31,39
|
|
|
|
|
| «Обратные»
8,16,24,32,40.
|
|
|
|
|
|
Обработка результатов:
В соответствии с ключом рассчитывается сумма балов по «прямым» и «обратным» вопросам. Затем для каждой шкалы рассчитывается индекс по формуле А-В, где А – сумма баллов по «прямым» вопросам, В – по обратным. То есть, из суммы баллов по «прямым» вопросам необходимо вычесть сумму баллов по «обратным» вопросам.
Интегральные индексы:
1.Внутриличностный аспект эмоционального интеллекта (способность к осознанию и принятию своих чувств, самоконтроль): сумма баллов по 1 и 2 шкалам
2. Межличностный аспект эмоционального интеллекта (способность к распознаванию, пониманию и изменению эмоциональных состояний других людей): сумма баллов по 3 и 4 шкалам.
3. Интегральный показатель эмоционального интеллекта: сумма баллов по всем шкалам опросника.
Диапазон баллов по каждой шкале: min - -20 баллов, max - +20 баллов.
Интерпретация шкал опросника МЭИ:
Интегральный показатель.
Высокийуровень эмоционального интеллекта предполагает отсутствие или незначительное различие в иерархической зависимости отдельных компонентов, все формы интегративно проявляются на всех уровнях. Эмоциональный интеллект считается высоко развитым при условии, что все формы представлены качественными характеристиками и реализуются во взаимодействии, поведении и деятельности.
Средний уровень развития эмоционального интеллекта характеризуется яркой выраженностью развития отдельных аспектов эмоционального интеллекта и низким уровнем развития других его компонентов. Средний уровень предполагает наличие способности к развитию отдельных компонентов эмоционального интеллекта.
Низкий уровень развития эмоционального интеллекта представлен низкими количественными результатами диагностики и характеризуется отсутствием мотивации достижения успеха в профессиональной деятельности, во взаимодействии и общении. Эмоциональный интеллект можно развить в любом возрасте.
Внутриличностный аспект
|
|