Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Российская концепция мотивации

 

Сущность мотивации трудовой деятельности рассмотрена в научных трудах ряда отечественных ученых в области экономики труда, управления персоналом, менеджмента и психологии. При всех различиях эти определения сближает единое мнение о том, что мотивация – это, по сути, заявка на трудовое поведение, выбор мотивов, побуждающих человека к труду, к соответствующей активности. Следует отметить, что в приведенных определениях присутствует новое понятие мотива действий личности – удовлетворение потребностей в благах, находящихся в частной собственности.

Методологическое значение исследования мотивации для целей социального управления состоит в том, что такой подход позволяет представить обобщенную модель мотивации в единстве ее объективной и субъективной обусловленности, показать ее место в структуре общественной деятельности, вычленить материальные и идеальные факторы, посредством которых субъект управления может воздействовать на механизм формирования мотивов.

Базовыми понятиями исследования мотива трудового поведения работника служат: уровень общественного разделения труда, перспектива научно-технического прогресса, степень развития частной формы собственности (отношения людей по поводу присвоения благ и отношения между людьми в процессе производства).

К понятиям в области мотивации трудовой деятельности относятся:

1. Мотивы человека – определенные действия человека, его внутренние и внешние движущие силы.

2. Стимулы труда – побуждение к действию или причина поведения человека в процессе труда.

3. Потребности – нужда в чем-то объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и социальной группы.



4. Теории мотивации – концептуальные научные подходы к объяснению мотивации человека в трудовой деятельности.

5. Труд – процесс соединения живого труда, предметов и средств труда с целью получения продукта труда.

6. Трудовой потенциал – уровень использования человеческого капитала в общественном производстве материальных и духовных благ.

7. Сферы человеческой деятельности – основные направления всестороннего развития личности человека.

8. Человеческий капитал – совокупность природных и накопленных качеств, способных быть источником дохода для человека и определяющих стоимость рабочей силы и производительность труда.

9. Типы личностей человека – характеризуют внутренний потенциал человека и его общую направленность к выполнению определенных видов работ и сфер деятельности.

10. Методы воздействия – способы воздействия на людей, побуждающие их к труду и позволяющие достигать поставленных целей управления.

Вопрос влияния рыночной экономики переходного периода России на мотивацию трудовой деятельности изучен недостаточно.

Основные проблемы развития мотивации предпринимательской деятельности:

• отсутствие политической и экономической стабильности в стране и четкого плана развития предпринимательства на среднесрочную перспективу;

• государственная поддержка отечественного предпринимательства недостаточна, институты поддержки производительного и инновационного бизнеса находятся в стадии создания;

• формирование открытого и равновесного рынка только началось, и его мотивирующее влияние еще не изучено. На всех этапах отечественного бизнеса развитие свободного предпринимательства было затруднено дорогими «входными барьерами»;

• основная масса населения недостаточно понимает и поддерживает рыночные реформы, которые не обрели пока социально ответственных форм развития;

• отечественные предприниматели ориентированы на развитие прибыльных отраслей экономики (ТЭК, торговля, МТС, транспорт и связь, финансы и страхование);

• состав и квалификация трудовых ресурсов не в полной мере соответствуют требованиям рынка, в частности, имеется значительный дефицит квалифицированных рабочих и мастеров, инженеров технических специальностей.

По данным исследований профессора С.Д. Резника, предприниматели уверены, что на этапе становления рыночной экономики проблемы неизбежны (23%), отклонения от правовых норм поддерживают теневую экономику (17%), развивают новую экономику (13%), без них могло бы быть хуже (11%).

Рыночная система хозяйствования породила к жизни не только множество положительных, но и ряд негативных тенденций к мотивации трудовой деятельности.

Позитивное влияние оказывают следующие факторы:

1. Нормальные рыночные отношения приводят в действие кризисную административную экономику и обеспечивают рост материального благосостояния населения.

2. Самостоятельность и нестандартность организаций на рынке развивают предприимчивость людей в разных сферах деятельности.

3. Состязательность, конкуренция и наличие хозяйственного рынка способствуют развитию инновационного производства, связанного с созданием новых видов конкурентоспособных товаров, работ и услуг.

4. Потребительский рынок наполняется товарами и услугами, ликвидирован дефицит.

5. Наполняется рынок труда рабочей силой, существует конкуренция при найме рабочей силы, развиваются трудовой потенциал и человеческие ресурсы.

6. Формируются новые общественные отношения по созданию среднего класса.

7. Средства массовой информации культивируют ориентацию на достижение успеха, нового уровня потребления, удовлетворение высших потребностей, меценатство и т.д.

8. Предприниматели систематически обучаются менеджменту и бизнесу в западных и отечественных школах бизнеса, особенно по программе MBA*.

9. Социальная напряженность между предпринимателями, менеджерами и рабочими не перерастет в социальные конфликты в обществе.

10. Преодолена государственная организационная монополия в общественном производстве. Создается система государственной поддержки малого и среднего бизнеса.

11. Формируется государственное и частное страхование кредитов, коммерческого риска, имущества, товаров запасов.

12. Увеличивается удельный вес населения с высокими и средними доходами, что способствует росту числа предпринимателей, имеющих материальную базу для создания собственного бизнеса.

13. Активно идет процесс укрепления и интеграции бизнеса за счет создания горизонтальных и вертикальных структур управления.

14. Заработала концепция производства на основе спроса и предложения: «Производи столько, сколько сможешь выгодно продать».

15. Инвестирование частного капитала в производство способствует созданию новых рабочих мест и росту количества квалифицированных кадров.

Негативное влияние вызывают следующие причины:

1. Бюрократизм и коррупционность государственных органов в переходной экономике создают условия для развития теневого бизнеса и минимизации поступления налогов в бюджет.

2. На этапе становления рыночной экономики распространен торгово-ростовщический и рваческо-спекулятивный тип предпринимательства.

3. Монополизм государственных ведомств и служб на природные ресурсы (земля, недра, энергия) на основе разрешительного принципа способствует взятничеству и коррумпированным связям крупных предпринимателей («олигархов») с представителями государственной власти.

4. Многие организации максимизируют прибыль не за счет развития производства, а за счет дефицита товаров и услуг и роста торговых наценок.

5. Отсутствует государственная поддержка бесприбыльной деятельности некоммерческих организаций, дающих социальный, научный, образовательный, экологический эффекты.

6. Со стороны предпринимателей и широких слоев населения нарушается гражданское, трудовое и налоговое законодательство.

7. Не соблюдаются права потребителей и отсутствует ответственность перед ними, не соблюдается деловая этика, слова расходятся с делами, нарушаются права человека.

 

* Программа университета менеджмента и бизнес-администрирования.

8. Распространено индивидуальное предпринимательство и малый бизнес в ущерб целям делового партнерства, корпоративности и интеграции бизнесов.

9. Репутация честного и компетентного предпринимателя в деловых кругах необязательна. Не соблюдается «купеческое слово», часто нарушаются хозяйственные договоры и увеличивается количество арбитражных споров.

10. Значительная дифференциация доходов «богатых» и «бедных» приводит к классовому расслоению общества и социальной напряженности.

11. Антигуманистическая и агрессивная психология предпринимателей азиатского типа в отношении наемных работников, оплата труда ниже минимального дохода и снижение уровня жизни части населения (рабочих и служащих).

12. Ориентация на безвозвратный отток накопленного капитала за рубеж, личное обогащение, покупка земли, особняков, яхт за рубежом.

13. Рост безработицы, ведущий к проблемам выбора и перемены места работы, изменению социального статуса и росту населения, живущего за «чертой бедности».

14. Развитие российско-азиатского типа рынка в отличие от западного цивилизованно-индустриального.

15. Усложнение межнациональных отношений в стране за счет политических конфликтов, беженцев из стран СНГ, создания многонациональных коллективов.

16. Недобросовестная конкуренция в виде распространения ложной недоброжелательной и тенденциозной информации о конкурентах (черный пиар).

На становление ценностных ориентаций оказали влияние социокультурные и экономические факторы: расчетливость, калькуляция, выгода, польза, рационализаторство, социальное происхождение, образование, настойчивость, целеустремленность.

Мотивами деятельности служат потребности, установки и стимулы, такие как жажда деятельности, смена социальных позиций, социальная значимость, престиж и экономическая заинтересованность.

Минимальный уровень предпринимательской активности характеризует действия по созданию и использованию экономических ситуаций, расширению деятельности, активной конкурентной борьбы. Уровень предпринимательской активности зависит от субъективных качеств личности.

Основная функция мотивации предпринимательства как целостной психической системы состоит в реализации жизненных отношений личности предпринимателя и регуляции (организации, управлении) предпринимательской деятельности. Содержательная сторона включает в себя проекты, направляющие предпринимательскую деятельность в предметную зону, выбор приоритетных целей, формирование экономических намерений, принятие и контроль решений.

Мотивация предпринимательской деятельности:

• побуждает и инициирует действия, а также поведение предпринимателя;

• определяет избирательность психических процессов – перцепции, внимания, памяти, мышления, воображения;

• обеспечивает выбор целей, средств и действий, а также постановку целей в предпринимательской деятельности, направляет деятельность и действия предпринимателя на мотивационные объекты – цели;

• поддерживает направленность предпринимательской деятельности и поведения предпринимателя, обеспечивает стабильность действования, а также упорство, интенсивность ее осуществления;

• регулирует, контролирует реализацию поставленной цели и выполнение выбранного действия предпринимателем;

• при возникновении преграды переключает одно экономическое действие на другое или возобновляет выбор новых путей действия, реализующих мотив предпринимателя.

Основными мотивами в предпринимательской деятельности являются:

• стремление к самореализации в предпринимательской деятельности, свобода выбора и риск;

• деньги как универсальный стоимостный эквивалент деятельности предпринимателя, который оценивает все его ресурсы и способности;

• личное богатство – накопление экономических ресурсов (дом, квартира, машина и др.);

• власть и престиж, которые дают социальный статус в обществе;

• имидж, образ и стиль жизни, которые отличают предпринимателя от представителей других социальных групп.

Материальные потребности занимают высокую ступень в иерархии мотивов предпринимателя, материальный интерес соперничает во внутренней структуре с личностными мотивами и побеждает в случае обострения страха за финансовое благополучие близких людей.

В предпринимательство идут люди, обладающие развитой потребностью в достижениях, но если у них нет объективной возможности ее реализовать, то она начинает постепенно угасать. Мотивации достижения удачи противостоит боязнь неудачи. Принятие ответственных решений зависит от соотношения этих мотиваций, и если вторая превосходит первую, то человек вряд ли станет преуспевающим предпринимателем.

Когда обстановка в обществе нестабильна или острота конкуренции велика (а в обоих случаях риск неудачи весьма велик), то от предпринимательства могут отказаться люди даже с высокой мотивацией достижения успеха и умеренной боязнью неудач.

Экономический рост создает ситуацию, при которой в мотивации предпринимателя возникают следующие аспекты:

• предприниматели с преобладанием мотивации к успеху над мотивацией избежания поражения завышают вероятность успеха, идут на неоправданный риск и «пугают» социальное окружение, ориентированное на стабильность. Предприниматели теряют чувство реальности и принимаются за неразрешимые задачи, вследствие чего выпадают из предпринимательской деятельности;

• предприниматели с мотивацией избежаания поражения стремятся зафиксировать достигнутое ими в предпринимательской деятельности и на этом останавливаются. Возникает социальная «расслабленность», вследствие чего общество ожидает социального комфорта, в экономической жизни снижается планка риска и одновременно растет стремление к сохранению достигнутого.

Таким образом, в поведении предпринимателей проявляются две расходящиеся тенденции: одна группа испытывает головокружение от успехов, другая – чрезмерную осторожность.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2019 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.