Тактика избирательной кампании
Тактические технологии
в избирательных кампаниях
| Стратегический замысел избирательной кампании может быть реализован только в конкретных делах самого кандидата, его команды и их добровольных помощников. Именно в их действиях избирательная кампания приобретает знакомые очертания: распространяется рекламная продукция, организуются публичные выступления кандидата, на улицах появляются агитаторы. Как правило, выбор тех или иных технологических приемов непосредственно зависит от избранной тактики, т.е. совокупности приемов и способов деятельности, непосредственно определяемых развитием ситуации и намерениями действующих лиц.
Назначение тактики – проинформировать население о кандидате, основных целях его программы, сформировать у избирателей мнения, суждения, убеждения, оценки, установки, ориентирующие их на поддержку именно этого кандидата. Разнообразные тактические приемы можно рассматривать как конкретные способы воздействия на сознание, мотивацию избирателей в соответствии с целями организаторов избирательной кампании. Если стратегия избирательной кампании выстраивается как поиск ответа на вопрос, что надо делать, то тактика – как надо действовать, чтобы достичь поставленной цели.
Тактическое искусство есть умение сделать так, как никто еще не делал, это постоянное творчество. Ведь каждая избирательная кампания предполагает применение новых приемов борьбы за голоса избирателей. Вместе с тем, несмотря на многообразие тактических приемов, используемых в предвыборной борьбе, можно выделить некоторые стержневые направления, которые с большим или меньшим успехом реализуются всеми участниками избирательного процесса.
Первое такое направление – создание лозунга, т.е. краткого обращения к избирателям, которое становится лейтмотивом всей избирательной кампании и тиражируется практически во всей рекламной продукции кандидата или избирательного объединения. Так, предвыборная кампания в Государственную Думу в 1999 г. проводилась объединением «Яблоко» под лозунгом «За достойную жизнь», Блоком Жириновского – «Сила России – в нас», Союзом правых сил – «Победа союза правых сил – наша победа», объединением «Отечество» – «Верьте только делам», объединением «Единство» («Медведь») – «В единстве – наша сила» и т.д. Назначение слогана – помочь избирателю понять и запомнить главную программную цель кандидата или партии (объединения). Вот почему слоган тиражируется во всей рекламной продукции избирательного объединения, его повторение не только способствует запоминанию, но и облегчает идентификацию избирателей с кандидатом. Однако для решения этой задачи слоган должен, во-первых, выражать главную идею избирательной кампании кандидата или объединения, а во-вторых – иметь яркую, запоминающуюся форму.
Второе стержневое направление – создание информационных поводов. В современном обществе на население обрушивается лавина различной информации. И каждый раз более свежая информация вытесняет ту, которая распространялась прежде. Если кандидат или избирательное объединение хотят, чтобы о них знали и помнили избиратели, они должны постоянно создавать различные информационные поводы, чтобы телевидение, радио, печать постоянно распространяли о них нужную информацию. Б. Брюс, работавший политическим консультантом М. Тэтчер, рассказывал, как в ходе одной из избирательных кампаний он и его группа разработали серию ежедневных событий, которые высвечивали определенные черты ее характера, и старались подстроить эти события так, чтобы те попадали в вечерние телевизионные выпуски новостей. В итоге телезрителям каждый вечер показывали М. Тэтчер, которая то проверяла свое сердце с помощью новейшей аппаратуры, то ласкала родившегося теленка, то помогала женщинам шить платья и т.д.[134]. Среди отечественных политиков мастером создания информационных поводов можно назвать В. Жириновского, чьи манеры поведения, неожиданные заявления всегда находятся в центре внимания журналистов.
Третье стержневое тактическое направление – подготовка и распространение политической рекламы. Часто рекламой называют всю деятельность организаторов избирательной кампании по продвижению имиджа их кандидата. Однако среди всего многообразия пропагандистских акций всегда есть акции, связанные с изготовлением и распространением печатной и визуальной продукции за счет средств избирательного фонда. Строго говоря, именно эта продукция и представляет собой рекламу. Это – телевизионные рекламные ролики, плакаты, листовки, буклеты, календари, прямая почтовая корреспонденция, реклама в Интернете, а также в газетах и журналах.
Организаторы избирательной кампании полностью контролируют процессы создания и распространения собственной рекламной продукции, поэтому от их способностей, умений и навыков зависит то, насколько она окажется эффективной, действенной. Назовем некоторые основные требования к рекламе в избирательной кампании. Во-первых, любая рекламная продукция должна способствовать раскрытию главной, стратегической идеи избирательной кампании. Должен быть установлен строгий контроль за ее производством, так как нужен не просто хороший в полиграфическом и художественном отношении плакат, а именно тот, который будет способствовать продвижению имиджа кандидата. Во-вторых, реклама должна привлекать к себе внимание, чтобы человек, для которого она предназначена, задержал свой взгляд на рекламном щите, захотел прочитать листовку, досмотреть до конца рекламный ролик и т.д. В-третьих, реклама должна быть информативной и мобилизующей, т.е. ориентировать избирателей на определенный тип электорального поведения. В-четвертых, рекламируемый образ должен запоминаться, вызывать нужные ассоциации, формировать соответствующее эмоциональное отношение. Только в этом случае реклама сможет оказать определенное воздействие на мотивацию избирателя.
Для повышения действенности рекламы используются различные технологии ее изготовления. Например, при создании плаката важны и цвета, и размер шрифта, и расположение портрета кандидата или эмблемы партии; при создании рекламного ролика – темп и характер действия, фон изображения, сопутствующая мелодия.
Четвертое стержневое тактическое направление – организация выступлений кандидата перед избирателями. При умелой организации таких встреч непосредственное общение с кандидатом оказывает самое сильное воздействие на избирателей. Такие встречи помогают кандидату устанавливать положительный эмоциональный контакт со своими избирателями, тем самым облегчая себе решение задачи оказания направленного воздействия на мотивацию их электорального поведения. Однако для возникновения такого эмоционального контакта необходимо не только кандидату продемонстрировать свои лидерские качества, но и его команде провести предварительную работу с населением. Суть этой работы заключается в сборе объективной информации о настроениях, интересах, ценностных ориентациях избирателей, в подготовке лиц, задающих «удобные» вопросы. При проведении массовых акций предпринимаются меры, направленные на создание особого эмоционального настроя людей. Для этого подбирается соответствующая музыка, создаются группы скандирования, которые поддерживают ключевые тезисы оратора и как бы задают нужный ритм толпе, делая ее таким образом более восприимчивой, внушаемой, открытой к принятию вербального и визуального образа кандидата.
Многообразие тактических приемов, используемых в рамках одной избирательной кампании, требует их координации. Вот почему тактика избирательной кампании всегда планируется, т.е. составляется план-график работы кандидата, членов его команды, отвечающих за разные направления работы (рекламу, связь со средствами массовой информации, проведение массовых мероприятий, сбор информации о действиях соперников и т.д.).
Конкурентная борьба
в избирательном процессе
| В современном обществе кандидату и его команде приходится вести избирательную кампанию в острой конкурентной борьбе за голоса избирателей. Эта борьба идет по трем направлениям:
—продвижение позитивного имиджа кандидата и ею программы;
—критика, разоблачение недостатков соперников;
—защита уязвимых сторон кандидата и его программы от критики со стороны соперников.
В ходе любой избирательной кампании приходится решать вопрос о соотношении этих трех направлений. Можно построить предвыборную борьбу на пропаганде своей программы. Обычно этот путь выбирают партии и кандидаты, находящиеся у власти и добившиеся значительных позитивных результатов. Можно выбрать в качестве главного направления критику, разоблачение конкурентов. Как правило, этот путь выбирают оппозиционные силы либо кандидаты, которые, находясь у власти, не смогли добиться позитивных результатов. Если в предвыборной борьбе приоритетным становится третье направление – защита имиджа, программы, то это говорит о слабости кандидата и его команды. Участник предвыборной гонки, перешедший в оборону, обречен на поражение, так как против него начинает работать стереотип массового сознания: «если оправдывается, значит, виноват».
Борьба с конкурентами нередко обретает необычайно жесткие формы, выходит за рамки конструктивной критики предвыборных программ и выливается в соревнование «компроматов». Такое жесткое ведение борьбы преследует цель не только дискредитировать в глазах избирателей своего соперника, но и вывести последнего из психологического равновесия, чтобы он начал совершать ошибки, занял оборонительную позицию и в конечном итоге проиграл свою избирательную кампанию. Вот почему, готовясь к избирательной кампании, кандидат и его команда обязательно должны знать свои уязвимые позиции, заранее готовиться к защите, а также собирать информацию о конкурентах, отслеживать их действия, предупреждать возможные провокации.
Борьба с конкурентами продумывается и планируется не менее тщательно, чем позитивная реклама собственной программы. Например, один из избирательных штабов в ходе президентских выборов в России намечал провести следующие мероприятия: после обнародования кандидатом своей предвыборной программы дать специальный блок статей о том, что программа вызвала недовольство в партийном руководстве и региональных отделениях партии; продолжить серию статей, в которых предполагалось рассказать о том, что в этой партии нет единства и идет постоянная борьба; продолжить в СМИ тему о том, что данная партия играет деструктивную роль в нынешней Государственной Думе; провести тщательный анализ списка доверенных лиц кандидата и подготовить материалы по выявленным нарушениям ими закона или норм морали; обеспечить ближе к выборам публичный отказ одного-двух доверенных лиц от представления интересов кандидата в связи с тем, что он «неконструктивен и обманывает общество».
Обычным делом в практике предвыборной борьбы является выброс в средства массовой информации материалов, компрометирующих соперника. Такие материалы готовятся заранее: изучается биография конкурента, выявляются его сомнительные связи и неблаговидные поступки, его слабости и недостатки. В избирательной кампании бывает важно точно рассчитать время выброса компромата: если это сделать рано, то люди под влиянием новой информации просто забудут о нем, а если ближе ко дню выборов, то можно не успеть «раскрутить» его в средствах массовой информации. Если не удается собрать компрометирующие материалы, в антирекламе могут обыгрываться любые особенности поведения кандидата. Его могут показывать по телевидению то запинающимся, то заикающимся, комментаторы могут акцентировать внимание зрителей на его возрасте, состоянии здоровья, манере поведения и т.д.
К сожалению, в борьбе с соперниками нередко применяются так называемые «грязные технологии». В этом случае речь уже идет не о сборе компрометирующих материалов, имевших место на самом деле, а о сознательной подтасовке или искажении фактов. К «грязным технологиям» также относятся: подкуп избирателей; выставление в избирательном округе однофамильцев кандидатов-соперников с целью дезориентации избирателей; распространение листовок от имени конкурирующего избирательного объединения в день, когда агитация запрещена законом; распространение анонимной антирекламы, порочащей честь и достоинство конкурентов, и т.д.
Конкуренция в избирательном процессе делает неизбежной агитацию «за» и «против» любого кандидата. Законодательство в демократических странах не запрещает контррекламу, но определяет ту грань, через которую не может переходить ни один кандидат и его команда в их борьбе с соперниками. Эта борьба не может основываться на ложных фактах, на сознательных провокациях, на нарушении закона. Только при таких условиях конкурентная борьба может выполнить свою главную задачу – помочь выдвинуться тем, кто не запятнал себя грязными делами, кто не замешен в различных авантюрах, кто завоевал симпатии большинства избирателей.
Итак, избирательные технологии – это способы организации и проведения избирательной кампании, включающие разнообразные направления действий кандидата и его команды, ориентированных на достижение определенных политических целей. Эффективность этих действий зависит, во-первых, от того, насколько глубоко инициаторы избирательной кампании смогли проанализировать ситуацию в избирательном округе и выстроить адекватную этой ситуации стратегию избирательной кампании, и, во-вторых, от того, насколько творчески они подошли к ее проведению, смогли ли предложить массам нечто оригинальное и одновременно отвечающее их интересам и чаяниям.
СЛОВАРЬ
абсентеизм – уклонение от участия в выборах
автаркия – политика замкнутости, самоизоляции
автохтонные нации – сформированные в рамках территории данного государства
агрегирование – технология согласования различных микрогрупповых позиций в рамках выработки единых политических требований той или иной группы
аккультурация – освоение субъектом новых ценностей и идей
актор – практически действующий субъект
аномия – распад ведущих ценностей и установок
антиэнтропийность – способность системы к сохранению своей целостности
апологетика – предвзятая защита и оправдание идей, норм, институтов
артефакт – явление, формирующееся в результате воплощения определенных идей и представлений
артикуляция – технология преобразования чувств протеста в четкую субъективированную форму выражения интересов
архетип – некритически воспринимаемые человеком стандарты и стереотипы группового мышления ассимиляция – поглощение
венчурность – рисковый характер (того или иного процесса)
верификация – процедура соотнесения теоретических гипотез и практических данных
вестернизация – механическое копирование западного опыта
гегемонизм – абсолютное превосходство
гиперреальность – мир образов, создаваемых в политическом пространстве телевидением и другими СМИ
гомеостаз – единая целостность
девиация – отклонение от норм
дефиниция – определение явления в понятийной форме
диверсификация – процесс внутреннего разделения, усиления разнообразия явления
дискретность – прерывистость, раздельность
дискурс – процесс взаимодействия и обсуждения идей (идеологий)
идентификация – понимание субъектом своей принадлежности к той или иной групповой общности
имидж – сознательно сконструированный образ (индивида, партии, государства)
инверсия – обращение в противоположность
индоктринация – технология насильственного внедрения в общественное сознание тех или иных идей и ценностей
инклюзивность – свойство проникновения политики в иные сферы общественной жизни
интеракция – динамическое взаимодействие двух и более субъектов (акторов)
интериорное – внутренне присущее
ирредентизм – политика объединения людей одной национальности, на одной территории, в рамках одного государства
каузальность – причинность
квантификация – количественное измерение явлений
коммуникация – осмысленное восприятие информации, сообщений
коммунитаризм – система общинных воззрений
компаративистика – сравнительные исследования
конвенционализм – приверженность единым подходам (оценкам, идеям), свидетельствующая об их однозначном использовании договаривающимися сторонами
концептуализация – выработка целостной и непротиворечивой интерпретации явления
криптоправление – форма теневой власти
ксенофобия – страх, враждебность по отношению к чужим (иностранцам)
кумулятивность – свойство внутреннего стремления субъекта к расширению своего влияния или полномочий
латентное – скрытое, явно не выраженное
легитимность – оправдание правомерности и поддержка власти со стороны субъекта
логроллинг – обобщенная трактовка технологий торга и заключения сделок между партнерами
маркетинг политический – совокупность знаний и технологий решения политических проблем
менталитет – совокупность наиболее устойчивых представлений, верований, стандартов и стереотипов сознания человека, его духовный склад
меритократия – форма властвования лучших людей
мониторинг – процедура отслеживания ситуации омбудсмен – государственный правозащитник
парадигма – наиболее общая логическая модель постановки и решения познавательной задачи
партиология – наука о партиях
партогенез – (исторический и функциональный) процесс возникновения и развития партий
парциальность – принцип действия «здесь и сейчас»
плюрализм – множественность
постсовременность (постмодерн) – историческая стадия развития социума, характеризующая доминирование в общественных отношениях укладов и структур, базирующихся на использовании передовых информационных технологий
потестарность – предполитичность
презентация – публичное представление субъектом своих интересов и мнений
провиденциализм – учение, объясняющее развитие общества (политики, власти) в качестве предопределенного Божественным провидением
протекторат – политика государственного покровительства
рефлексия – размышление
реципиент – получатель информации
сегментация электорального рынка – разбивка электората на группы, обладающие различными предпочтениями
семантика – смысловая характеристика знаков, языка
страта – единица социальных измерений, отражающая ту или иную группу или постоянно складывающуюся общность
субкультуры – совокупность однородных ценностей и образцов поведения, присущих отдельным группам и отличающихся от культурных явлений всего общества
субстанция – устойчивая основа явления
телеологичность – целенаправленность
темпоральность – временная характеристика явления
толерантность – терпимость к чужим мнениям и чувствам
топологичность – пространственная характеристика явления
транзит – синоним процесса «перехода» развивающихся государств к современному уровню развития
транзитология – отрасль знания, изучающая переходные отношения на основе исключения ценностных и целевых критериев этих трансформаций
транспорентность – открытость, прозрачность явлений и процессов для стороннего наблюдателя
трансфер – механизм переноса значений одного объекта на другой
фобия – страх
фрустрация – досада, разочарование
шовинизм – признание превосходства нации над другими нациями и правами человека, дискриминация меньшинств
эгалитаризм – теория, оправдывающая равенство граждан
эксплицитность – внешнее выражение чего-либо
электорат – граждане, исполняющие роль избирателей
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 3
РАЗДЕЛ I ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ.. 5
Глава 1 ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.. 5
1. Процесс формирования политической науки.. 5
2.Особенности и структура политической науки.. 13
3.Методы политических исследований.. 19
Глава 2 ОСНОВНЫЕ ПАРАДИГМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ.. 29
1. Теологическая парадигма.. 29
3.Социоцентристская парадигма.. 38
РАЗДЕЛ II ПОЛИТИКА И ЕЕ СУБСТАНЦИОНАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА.. 47
Глава 3 ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ.. 47
1.Происхождение политики.. 47
2. Свойства политики.. 54
3. Взаимоотношения политики с другими.. 63
сферами общества.. 63
Глава 4 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ.. 74
1. Природа и сущность политической власти.. 74
2. Свойства политической власти.. 82
3. Легитимность политической власти.. 87
РАЗДЕЛ III ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ.. 93
Глава 5 ИНДИВИД КАК СУБЪЕКТ ПОЛИТИКИ.. 93
1. Человек и власть. 93
2. Права человека.. 98
3. Политическое участие. 105
Глава 6. 114
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ И ЛИДЕРЫ... 114
1. Формирование и развитие элитистских.. 114
подходов. 114
3. Политическое лидерство.. 127
Глава 7 СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ КАК СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ.. 135
1. Система социального представительства.. 135
2. Самоорганизация группы как политического субъекта.. 142
3. Динамика социальной структуры в современном мире. 146
Глава 8 НАЦИЯ КАК СУБЪЕКТ ПОЛИТИКИ.. 153
1. Нации в политическом измерении.. 153
2. Национализм.. 158
3. Национальные движения в современном мире. 168
РАЗДЕЛ IV ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ... 172
Глава 9 ГОСУДАРСТВО КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ.. 172
1. Природа и сущность государства.. 172
2. Внутреннее устройство государств. 177
Глава 10 ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ И ПАРТИИ.. 189
1. Группы интересов. 189
2. Политические партии.. 195
3. Типы партий и партийных систем.. 202
РАЗДЕЛ V ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ПРОЦЕССЫ... 208
Глава 11 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.. 208
1. Принципы системного описания политики.. 208
2. Политический режим.. 216
Глава 12 АВТОРИТАРНАЯ И ТОТАЛИТАРНАЯ ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ... 226
1. Авторитарная политическая система.. 226
2. Тоталитарная политическая система.. 231
Глава 13 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ТИПА.. 242
1. Основные теории демократии.. 242
2. Формирование и развитие демократических политических систем.. 254
Глава 14 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ... 261
1. Сущность и типы политических процессов. 261
2. Политическая модернизация. 268
3. Особенности перехода к демократии в современных условиях.. 275
Глава 15 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ... 281
1. Международная политика.. 281
2.Геополитика.. 288
3.Современные тенденции развития мировой политики.. 293
РАЗДЕЛ VI НЕИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИКИ.. 298
Глава 16 ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ.. 298
1. Политическое сознание. 298
2. Сущность и функции политической идеологии.. 301
3. Основные идеологические течения в современном мире. 306
Глава 17 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.. 319
1. Сущность и особенности политической психологии.. 319
2. Структура и функции политической психологии.. 328
3. Политическое поведение. 333
Глава 18 ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.. 337
1. Понятие политической культуры.. 337
2. Типы политической культуры.. 343
3. Политическая социализация. 350
Глава 19 ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ.. 356
1. Сущность и особенности коммуникативных процессов в политической сфере. 356
2. Массовые политические коммуникации.. 362
3. Общественное мнение. 370
РАЗДЕЛ VII ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 375
Глава 20 РОЛЬ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ.. 375
1. Сущность и отличительные особенности политических технологий.. 375
2. Типы политических технологий.. 383
3. Формирование политических технологий.. 386
Глава 21 ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ.. 390
1. Сущность и особенности политического анализа.. 390
2. Методы политического анализа.. 399
3. Политическое консультирование. 409
4. Стадии и способы консультирования. 415
Глава 22 ТЕХНОЛОГИИ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИМИ КОНФЛИКТАМИ.. 418
1. Структура и содержание конфликтов. 418
2. Технологии контроля и управления политическими конфликтами.. 424
3. Этапы урегулирования и разрешения конфликтов. 427
Глава 23 ПРИНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.. 437
1. Принятие решений в сфере государственного управления. 437
2. Технологии формирования государственной политики.. 444
3.Этапы принятия решений.. 453
Глава 24 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 459
1. Информационные технологии в принятии решений.. 459
2.Технологии агитационно-пропагандистского и маркетингового типа.. 468
3. Компьютерные технологии на информационном политическом рынке. 478
Глава 25 ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 483
1. Избирательный процесс и избирательная кампания. 483
2. Структурные звенья избирательной кампании.. 487
3. Тактика избирательной кампании.. 495
СЛОВАРЬ.. 500
Учебное издание
Александр Иванович Соловьев
ПОЛИТОЛОГИЯ
Политическая теория, политические технологии
Ведущий редактор Л. Н. Шилова
Корректор А. А. Баринова
Художник Д. А. Сенчагов
Компьютерная верстка О. С. Коротковой
Подписано к печати 24.10.2002. Формат 60х90'/,6.
Гарнитура Тайме. Печать офсетная. Усл.-печ. л. 35.
Тираж 6000 экз. Заказ № 7379.
ЗАО Издательство «Аспект Пресс»
111398 Москва, ул. Плеханова, д. 23, корп. 3.
e-mail: info@aspectpress.ru
www.aspectpress.ru
Тел. 309-11-66, 309-36-00
Отпечатано в полном соответствии
с качеством предоставленных диапозитивов
в ОАО «Можайский полиграфический комбинат».
143200 г. Можайск, ул. Мира, 93.
[1] Gannel J. In Search of the Political Object Beyond Methodology and Transcendentalism//Ed. by J Nelson. N.Y., 1983. P. 43.
[2] Веуте К. von. Politische Theorie//Staat und Politik. Neue Hagen, 1995. S. 546.
[3] Lipset S M The Social Requisites of Democracy Revisited//American Sociological Review. 1994. Vol. 59. P. 12.
[4] Ганнел Дж. Г Политическая теория: эволюция отрасли//Вестник МГУ Серия 1993 №1 С. 66.
[5] Веуте К. von. Pohtische Theorie//Staat und Politik. S. 542.
[6] Как считает, к примеру, Г Тиндер, «политическая теория должна быть формой активности, которая фокусируется на взаимоотношении "я" и "политической жизни"» (What Should Political Theory be now '//Ed by J Nelson NY, 1983 P 338)
[7] Almond G, Сепсо S Clouds, clocks and the Study of Politico/World Politics. 1977 Vol XXIX, № 4, P. 506
[8] Fiorina M. P. Congress- Keystone of Washington Establishment New Haven (Conn ): Yale University Press, 1989.
[9] Аптер Д. И. Сравнительная политология: вчера и сегодня//Политическая наука. Новые направления/Под ред. Р. Гудина, Х.-Д Клингемана. М., 1999. С. 374.
[10] Merriam Ch. The Present State of the Study of Politics//American Political Science Review. 1921.№ 15. P. 174.
[11] Монтескье Ш. Е. Избранные произведения. М., 1955. С. 266.
[12] Тард Г. Законы подражания. СПб., 1982. С. 38.
[13] Вебер М Избранные произведения. М., 1990. С 646
[14] Соловьев В. С. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 260.
[15] Шмитт К. Понятие политического//Вопросы социологии. 1992. № 1. Т. 1.С. 41.
[16] Arendt H. What is Freedom?//Between Past and Future: Eight Exercises in Political Thought. N.Y., 1993. P. 149.
[17] Цит. по: Edelman M. Constructing the Political Spectacle. Chicago, 1988. P. 108.
[18] Braud Ph. La science politique. Paris, 1992. P. 11.
[19] Fraser N. Unruly Practices. University of Minnesota Press, 1989.
[20] См.. Вебер М. Избранные произведения С. 360.
[21] Hermet G. Le peuple centre la democratie. Paris, 1989. P. 20.
[22] Кант И Трактаты и письма. М, 1990. С. 294.
[23] Цит. по: Косич И.В., Мишкелене Ю.Б. X. Арендт: философия и политика// Вестник МГУ. Сер. 7. 1991. № 6. С. 84.
[24] Франк С. Соч. М., 1990. С. 11.
[25] Вебер М. Избранные сочинения. С. 697.
[26] Ленин В. И. Поли, собр. соч. Т. 41 С. 311.
[27] Макиавелли Н. Государь. М , 1990. С. 26.
[28] Аристотель Соч.: В 4т М , 1983, С. 150.
[29] Foucaut М. The History of Sexuality: An Introduction. Harmondsworth, Penjuin, 1980. P. 94.
[30] Weber M Economy and Society: Аn autline of interpretive sociology. Vol. 1. N.Y., 1968. P. 53.
[31] Neumann F.L. Approashes to the Study of Political Power//The Political Science Quarterly. 06.1950.
[32] Foucou M Disciplinary Power and Subjection//Power. Ed.by S Likes, Oxford: BlacKwell, 1986. P. 234.
[33] Легитимность и легитимация власти в России/Под ред. С.А. Ланцова. СПб., 1995 С. 19.
[34] New Direction in Comparative Politics. San Francisco, Oxford, 1991. P.111.
[35] Searing D. Theory of Political Socialization Institutional Support andDeradicalization in Bntain//British Journal of Political Science. 1996. Vol. 16. Part. 3.
[36] Франк С.Л. Из размышлений о русской революции//Новый мир. 1990. № 4.С. 218-219.
[37] Федоров Н.Ф. Соч. М , 1982. С 400
[38] Nogel J.N. Participation. N.Y., 1976.Р. 1-3.
[39] Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 2. С. 106-107.
[40] Pateman С.Participation and Democratic Theory.Cambridge, 1970. P.5.
[41] Verba S.,Nie N. Participation in Amenca.N.Y., 1972 P. 145.
[42] Pareto V. Traite de sociologio rale P., 1919. Vol 1. P 613.
[43] Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М , 1992. С. 334.
[44] Липсет С. Политическая социология//Американская социология. М., 1972.С. 217.
[45] См.: Бро Ф. Политология. М., 1992. С. 46-47.
[46] Гелнер Э. Нации и национализм. М., 1991. С. 35.
[47] Бауэр О. Национальный вопрос и социал-демократия. СПб., 1909. С. 139.
[48] Morgenthau Н С. Politics among Nations. N.Y., 1952. P. 67
[49] Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 33. С. 7.
[50] Там же. Т. 39. С. 75.
[51] Цит. по. Vincent A. Theories of the State. Oxford, 1987. P. 214.
[52] Watts R. Comparing Federal Systems in the 1990-s. Institute of Intergovernmental Relations, 1996. P. 4.
[53] BentleyA The Process of Government N.Y , 1967. P. 222.
[54] The Enciclopedia Americana. Glorierlnc., 1987. Vol. 22. P. 571.
[55] Salisbery R. Interest Group Politics in America. Harper and Row., 1970. P. 44.
[56] Schattscheider Е. Е. The Semisovereign People. N.V., 1975. P. 73.
[57] Бэкон Ф Сочинения- В 2 т. М., 1977. Т. 2. С. 402.
[58] Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. М,. 1989 Т. 1. С. 109
[59] Макиавелли Н. История Флоренции. Л., 1987 С. 44, 7.
[60] Острогорский М. Я. Демократия и политические партии. М., 1997. С. 354.
[61] Hintington S. P. American Politics: The Promise of Disharmony. Cambridge, 1981. P. 191.
[62] См : Голосов Г. В. Сравнительная политология. Новосибирск, 1995. С. 125.
[63] Transition from Authoritarian Rule: Tentative Conclusions about Uncertain Democracies/Ed, by G. O'Donnel, Ph. C. Schmitter. Baltimor, 1986. Vol. 4. P. 73.
[64] Хантингтон С. Столкновение цивилизаций?//Полис. 1994. № 1. С. 33.
[65] Pzeworski A. Democracy and the Market Political and Economic Reforms in Eastern Europe and Latin America. N.Y., 1997. P. 94.
[66] Гроссман В. Жизнь и судьба//Октябрь. 1988. № 2. С. 43-44.
[67] Цит. по: Тоталитаризм: что это такое? М , 1993. Ч. 2. С 30.
[68] Идентиарная теория трактует народ как некое целостное образование.
[69] См.: Лейпхарт А Демократия в многосоставных обществах Сравнительное исследование М , 1997.
[70] Bohman ]., Rehg W. Deliberative Democracy. Essays on Reason and Politics. Cambridge. L., 1997.
[71] Lini J.J. The Breakdown of Democratic Regimes: Crisis, Breakdown and Reequihbration. Baltimor. L., 1978. P. 5-6.
[72] Дарендорф Р Дорога к свободе: демократия и ее проблемы в Восточной Европе//Вопросы философии. 1990. № 9. С. 74.
[73] Токвиль А де. Демократия в Америке. М., 1992. С. 72.
[74] Zakaria F The Rise of Liberal Democracy//Foreign Affairs, November/December, 1997. Vol 76 № 6 P 35
[75] См.: Мельвиль А Ю Демократические транзиты М , 1999. С 41–42
[76] Held D. Democracy and Global Order. Cambridge, 1995. P. 268, 271-272.
[77] Pye L. The Non-Western Political Process//Journal of Politics. 1958. № 3. P. 469.
[78] Huntington S.P. Political Development and Political Decav//World Politics. 1965. vol 17.№3. P. 12.
[79] См.: «Три консенсуса» на пути к демократии//Полис. 1993. № 3. С. 189.
[80] GiddensA The Consequences of Modernity. Stanford, 1990. P. 173.
[81] Przevorski A Democracy and the Market Political and Economic Reform in Eastern Europe and Latin America N Y , 1997 P 187, 94.
[82] Morgenthau H Politics among Nations: The Struggle for Power and Peace. N Y., 1978. P. 29
[83] Глобальные социальные и политические перемены в мире М , 1997. С. 43-44
[84] Цит по Андрианова ТВ Геополитические теории XX в М , 1996 С 65
[85] Бус К Вызов незнанию: теория международных отношений перед лицом буду-Шего//Международные отношения' социологические подходы. М., 1998. С. 310.
[86] Матц У. Идеологии как детерминанты политики в эпоху модерна// Полис 1992. №1-2 С. 134.
[87] Arblaster A The Rise and the Decline of Western Liberalism Oxford, 1984 P 12
[88] Лоренц К Восемь смертных грехов цивилизованного человечества//3нание-сила, 1991 № 1 С. 27.
[89] CokerF.-W. P!uralism//Encyclopediaofthe Social Science. N.Y., 1934. Vol. 12. P. 171.
[90] GilmorJ. Inside Right: A Study of Conservatism. L., 1977. P. 38.
[91] Милза П. Что такое фашизм? //Полис. 1995. № 2 С 156-163.
[92] Аристотель. Политика. М., 1911. С. 208.
[93] Макиавелли Н. История Флоренции. Л., 1973. С. 99.
[94] Юрьев А. И. Введение в психологию. Л., 1992. С. 16.
[95] Цит. по: Ольшанский Д. В. Массовые настроения в политике М., 1995. С. 11.
[96] Философская и социологическая мысль. 1990. № 2. С. 86–87.
[97] Сигеле С. Преступная толпа: опыт коллективной психологии. М., 1893. С. 64.
[98] Лебон Г. Психология социализма. СПб., 1908. С 365.
[99] См.: Дилигенский Г. Социально-политическая психология. М., 1994. С. 278.
[100] Political Psychology Contemporary Problems and Issues San Francisco, 1986 P 141.
[101] Канетти Э. Масса//Психология масс. Хрестоматия. Самара, 1998. С. 317.
[102] Чалидзе В. Иерархический человек. М., 1991. С. 39.
[103] Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1896. С. 168.
[104] См : Юрьев А. Введение в политическую психологию. СПб., 1992.
[105] Maslow A. Motivation and Personality. N.Y., 1972. P. 326.
[106] Verba S. Conclusions: Comparative Political Culture//Pye L., Verba S PoliticalCulture and Political Development Princeton, 1965. P 516.
[107] Kavanagh D. Political Science and Political Behaviour. London, 1983. P. 48.
[108] Rosenbaum W. A Political Cultur: Basic Concept in Political Science N V , Praegerpubl 1975. P 6.
[109] Political Psychology: Contemporary Problems and Issues. Vol. 19 San Francisco,
[110] Гегель. Соч. М.; Л., 1934. Т. 7. С. 336.
[111] Подшивалкина В И Социальные технологии: Проблемы методологии и практики Кишинев, 1997 С 42
[112] См.: МангеймДж. Б., Рин Р. К. Политология. Методы исследования. М., 1997.
[113] Patton С. У., Sawicki D. S. Basic Methods of Policy Analysis and Planning. Prentice-Hall, Englewood Cliffs, 1983. P. 14.
[114] Яковлев И. Г. Информационно-аналитические технологии и политическое консультирование//Полис. 1998. № 2. С. 131.
[115] См.: МангеймДж. Б., Рич Р. К. Политология. Методы исследования. М., 1997.
[116] Nienaber J., Wildavsky A. The Budgeting and Evaluation of Federal Recreation Programs. N.Y., 1973. P. 10.
[117] См : Лебедева М. М Политическое урегулирование конфликтов. М , 1997. С. 88-90.
[118] Deutch M., Shicman S. Conflict in Social Psychological Perspective//Political Psychology: Contemporary Problems and Issues. San Francisco, 1986. P. 241–243.
[119] См.: Политическая наука Новые направления М., 1999. С. 284.
[120] См.: Планкетт Л., Хейл Г. Выработка и принятие управленческих решений. М, 1984.
[121] Hogwood В. W., Gunn L. Policy Analysis for the Real World Oxford, 1984
[122] Anderson JE Public Policymakmg Boston Houghton Mifflm, 1990 P 35
[123] Upset S.M. The Social Requisites of Democracy Revisited//American Sociological Review. 1994. Vol. 59. P. 14.
[124] См.: Политическая наука Новые направления. М., 1999. С 676.
[125] См.: Саймон Г. Административное поведение: исследование процесса принятия решений в административных органах М., 1945.
[126] Quade E.S. Analysis for Public Decision N.Y., 1982. P. 5.
[127] Саймон Г., Смитбург Д., Томсон В. Менеджмент в организациях. М.. 1995. C. 192.
[128] См.: Чумиков А. Н. Креативные технологии паблик рилейшнз. М., 1998. С. 10.
[129] Макиавелли Н Государь. М , 1990. С. 53.
[130] Федеральный закон об общественных объединениях. Ч. 1, ст. 16.
[131] Lippmann W. Public Opinion. N.Y., 1934. Р.362.
|