Обязанности мусульман по отношению к их пророку, да благословит его Аллах и приветствует. 1. Искренняя вера в него, подтверждаемая словом и делом, и принятие на веру всего, о чем он сообщил
2. Обязательное повиновение Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и боязнь ослушаться его
3. Следование за ним и взятие с него примера во всех делах и поступках
4. Проявление любви к нему, более сильное, нежели к самому себе, имуществу, семье, детям и ко всем людям
5. Уважение к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и оказание ему почтения
6. Оказание ему помощи и защита его самого и его Сунны
7. Обязанность обращаться к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, за решениями и довольство его решениями
8. Отношение к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в соответствии с занимаемым им положением, без пренебрежения, но и без чрезмерности и излишества
9. Призыв на него благословения
[1] Говорится при упоминании имени посланника Аллаха: да благословит его Аллах и приветствует!
[2] «Приводит Ахмад в Муснаде (12/226 по нумерации аль-Банна). Аль-Хайсами в «Муджма’ аз-заваид» (3/266) сказал: «Этот хадис приводит Ахмад, а его передатчики — те, которые упоминаются в «Ас-сахихах»».
[3] Аль-Бухари (№ 4372), Муслим (№ 1764).
[4] Аль-Бухари (№ 6010)
[5] Муслим (№ 537).
[6] Муслим (№ 2312).
[7] Муслим (№ 2313).
[8] Ибн Хаджар «Фатх аль-бари» 6/96, 97 (хадис № 2910), Муслим (№ 843).
[9] Ибн Хаджар «Фатх аль-бари» 7/428, «Шарх ан-Навави ли сахих Муслим»15/44.
[10] Ат-Термизи (№ 2485), Ибн Маджа (№ 3251).
[11] Ибн Хаджар «Аль-исаба фи тамйиз ас-сахаба» (1/566).
[12] Ахмад (5/411), Ибн Касир «Ат-тафсир» (2/252).
[13] Аз-Захаби «Сийар а’лям ан-нубаля» (1/438).
[14] Аль-Бухари (№ 7).
[15] Аль-Байхаки (10/192), Ахмад (2/381), см. также «Ас-сильсиля ас-сахиха» аль-Албани (№ 45).
[16] Муслим (№ 746).
[17] Муслим (№ 2276).
[18] Происхождение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, до Адама описано в книге Ибн Касира «Аль-бидайа ва-н-нихайа», а также у Ибн Хишама (1/1). Что касается его родословной до ‘Аднана, то по поводу нее Ибн аль-Каййим сказал: «Достоверность ее единодушно подтверждается всеми знатоками генеалогии, и относительно нее нет абсолютно никаких разногласий. Та же часть родословной, которая выше ‘Аднана — спорна. Однако ни у кого не вызывает сомнений то обстоятельство, что ‘Аднан — потомок Исмаила, мир ему, являющегося, согласно правильному мнению, разделяемому учеными из числа сподвижников, их последователей и тех, кто жил после них, тем самым сыном Ибрахима, которого он должен был принести в жертву Всевышнему» [«Заду-ль-ма’ад», 1/71].
[19] То, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, родился в месяце раби’ аль-авваль в год Слона, — известный факт. Некоторые богословы даже передавали наличие по этому поводу единодушия знатоков религии (иджма’). См. «Тахзиб ас-сира» имама ан-Навави (стр. 20).
[20] Факт рождения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в понедельник подтверждается достоверными хадисами. У Муслима (2/820) передано, что, когда Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, был задан вопрос относительно поста в понедельник, он ответил: «В этот день я родился и в этот день впервые получил небесное откровение». Что же касается числа его рождения, то здесь существует несколько мнений. Называются второй день месяца раби’ аль-авваль, восьмой, десятый, двенадцатый, семнадцатый дни того же месяца и другие даты. Наиболее же известными и близкими к истине являются два мнения. Первое: Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, родился в восьмой день месяца раби’ аль-авваль. Этому мнению отдал предпочтение Ибн Абдульбарр, сославшись на историков (см. «Аль-бидайа ва-н-нихайа» 2/260). Второе: его рождение состоялось 12 раби’ аль-авваля. Эта дата, как на то указывает Ибн Касир, наиболее известна среди большинства биографов Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует (см. «Аль-бидайа ва-н-нихайа» 2/260). На ней настаивает Ибн Исхак (см. «Сира ибн хишам», 1/171).
[21] См. «Ар-рахик аль-махтум» стр. 53.
[22] Прибытие Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Медину состоялось в один из понедельников месяца раби’ аль-авваль. Некоторые историки датируют его двенадцатым числом месяца раби’ аль-авваль. См. «Фатх аль-бари» 7/224.
[23] «Сахих аль-бухари» (№ 6851), «Аль-усуль ас-саляса» шейха Мухаммада ибн Абдульваххаба (стр. 75, 76).
[24] Аль-Бухари (№ 2697), Муслим (№ 1718).
[25] См. трактат «Тахзир мин аль-бида’» («Предостережение от религиозных нововведений») выдающегося шейха Абдульазиза ибн База, да смилуется над ним Аллах.
[26] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (9/142).
[27] Имеется в виду кормилица Халима.
[28] Муслим (261). См. также «Аль-бидайа ва-н-нихайа» Ибн Касира под редакцией д-ра Абдуллаха ибн Абдульмухсина ат-Турки (3/413).
[29] Ибн Касир «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (4/423), «Аль-фусуль фи сира ар-расуль» (стр. 92). И отец, и мать Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, умерли в религии невежества (см. «Сахих муслим» (№ 203)).
[30] Аль-Бухари (№ 3883, 3884, 3885, 6208, 6572), Муслим (№ 209). См.также «Аль-фусуль фи сира ар-расуль» (стр. 93) и «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (5/431-434) Ибн Касира.
[31] Ат-Термизи (№ 3620). Это же сообщение, со ссылкой на ат-Термизи, приводит Ибн Касир в книге «Аль-фусуль фи сира ар-расуль» (стр. 94) и указывает на то, что все его передатчики — надежны. Аль-Албани подтвердил его достоверность в «Сахих ат-термизи» (№ 3620) и «Фикх ас-сира ли-ль-газали» (стр. 68).
[32] Об этом сообщает Ибн аль-Каййим в «Зад аль-ма’ад» (1/105). Ибн Касир в «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (3/466) говорит о том, что на время заключения брака ей было тридцать пять, а по мнению некоторых — двадцать пять лет.
[33] ) Ибн Касир «Аль-фусуль фи сира ар-расуль» (стр. 91-95), «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (3/406-451), ан-Навави «Тахзиб аль-асма ва-ль-лугат» (1/24).
[34] Мужчина говорил своей жене: “Когда окончатся твои месячные, обратись к такому-то с предложением вступить в половую связь”, затем отдалялся от нее и не прикасался к ней до тех пор, пока не выяснялось, что она беременна от того человека, и уж после этого возобновлял с ней половые отношения, если желал. Все это он делал для того, чтобы воспитываемый им ребенок имел благородное происхождение. Это явление называлось «никах аль-истибда’», то есть «брак предложения половой связи».
[35] Ахмад «Аль-муснад» (3/425). Аль-Албани назвал это сообщение хорошим (хасан) в комментариях к хадисам, приведенным в «Фикх ас-сира» (стр. 84).
[36] Ибн Касир «Аль-фусуль фи сира ар-расуль» (стр. 95).
[37] Ибн аль-Каййим “Зад аль-ма’ад” (1/78). Он указывает также на то, что ученые называют и другие даты этого события: некоторые из них считают, что это произошло в месяце рамадан, другие — в месяце раджаб.
[38] Аль-Бухари (№ 3), Муслим (№ 160).
[39] Аль-Бухари (№ 3).
[40] Аль-Бухари (№ 4971), Муслим (№ 208).
[41] Аль-Бухари (№ 349), Муслим (№ 163).
[42] «Фатх аль-бари» (7/ 205-207).
[43] Ибн аль-Каййим “Зад аль-ма’ад” (1/ 71–135), Ибн Касир «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (3/353 — 563), «Аль-фусуль фи сира ар-расуль» (стр. 91– 330), ан-Навави «Тахзиб аль-асма ва-ль-лугат» (1/22-33).
[44] Абдуллах ибн аш— Шиххир сообщил: «Я вошел к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, в то время, когда он совершал намаз, и услышал, как из его груди исходят звуки, напоминающие бульканье котелка, от того, что он плакал». Этот хадис приводится у Абу Дауда (№ 904). Аль-Албани подтвердил его достоверность в «Мухтасар аш-шамаиль» (№ 276).
[45] Ахмад (3/398). Ибн Маджа (№ 246), аль-Хаким (4/481), Ибн Хиббан (2099). См. также «Сильсиля аль-ахадис ас-сахиха» (№ 1557).
[46] То есть его кожа была светлой со слегка розоватым оттенком.
[47] Ат-Термизи «Мухтасар аш-шамаиль» (№ 1). Достоверность этого сообщения подтверждена аль-Албани. Оно приводится также у аль-Бухари (№ 3549).
[48] Аль-Бухари (№ 5908).
[49] Муслим (№ 2340).
[50] Ат-Термизи «Аш-шамаиль». Аль-Албани оценил хадис как достоверный в «Мухтасар аш-шамаиль» (№ 43).
[51] Ат-Термизи «Аш-шамаиль». Аль-Албани оценил хадис как достоверный в «Мухтасар аш-шамаиль» (№ 44).
[52] «Мухтасар аш-шамаиль» (№ 34, 35). Достоверность сообщения подтверждена аль-Албани.
[53] Кусок ткани, оборачиваемый вокруг бедер.
[54] «Мухтасар аш-шамаиль» (№ 97). Достоверность сообщения подтверждена аль-Албани.
[55] «Мухтасар аш-шамаиль» (№ 188). Достоверность сообщения подтверждена аль-Албани.
[56] Ахмад (3/134).
[57] Ахмад (1/352). Хадис достоверный.
[58] Аль-Бухари (№ 3829), Ахмад (4/222).
[59] Аль-Бухари (№ 2262, 3406).
[60] Муслим (№ 2277).
[61] Аль-Бухари (№ 3532), Муслим (№ 2354).
[62] Тот есть тот, кто идет по следам пророков, прошедших до него. «Потом Мы отправили по их следам Наших посланников»(Коран, 57: 27). См. «Зад аль-ма'ад» (1/94).
[63] Муслим (№ 2355), ат-Термизи «Мухтасар аш-шамаиль» (№ 316).
[64] Ахмад (2/381, № 8939).
[65] Аль-Бухари (№ 3035, 3822, 6090).
[66] Аль-Бухари (№ 6038), Муслим (№ 2309), ат-Термизи «Мухтасар аш-шамаиль» (№ 269).
[67] Ан-Навави «Тахзиб аль-асма ва-ль-лугат» (1/25-26, 31-32), ат-Термизи «Мухтасар аш-шамаиль» (стр. 13-194).
[68] См. ан-Навави «Тахзиб ас-сира» (стр. 56), Абдульгани аль-Макдаси «Мухтасар ас-сира» (стр. 77), аль-Кади ‘Ияд «Хукук аль-мустафа» (1/77-215), ат-Термизи «Мухтасар аш-шамаиль» (стр. 112 —188).
[69] Аль-Бухари (№ 1970), Муслим (1/541, № 782).
[70] Аль-Бухари (№ 7288). Муслим (№ 2619).
[71] Аль-Бухари (№ 1130), Муслим (№ 2819).
[72] Аль-Бухари (№ 1147), Муслим (№ 737).
[73] Муслим (№ 728).
[74] Аль-Бухари (№ 1172), Муслим (№ 729).
[75] Так именуется определенный период времени, который начинается, когда солнце поднимается над горизонтом примерно на высоту копья, и заканчивается незадолго до полудня. Допустимо начинать совершать эту молитву по истечении трети часа после восхода солнца и далее почти до полудня.
[76] Муслим (№ 719).
[77] Муслим (№ 772).
[78] Ибн аль-Каййим «Китаб ас-саля» (стр. 140).
[79] Муслим (№ 1160).
[80] Ат-Термизи (№ 745), Ан-Насаи (4/202).
[81] Аль-Бухари (№ 1969, 1970), Муслим (№ 1156, 1157).
[82] Муслим (№ 1164).
[83] Аль-Бухари (№ 1971), Муслим (№ 1156).
[84] Аль-Бухари (№ 2000-2007), Муслим (№ 1125).
[85] Ан-Насаи (4/205), Абу Дауд (№ 2437), Ахмад (6/288). См. «Сахих ан-Насаи» (№ 2236).
[86] Аль-Бухари (№1961-1964), Муслим (№1102-1103).
[87] Абу Дауд (№ 8549), Ахмад (5/393).
[88] Ан-Насаи (7/61), Ахмад (3/128). См. «Сахих ан-Насаи» (3/827).
[89] Аль-Бухари (№ 6), Муслим (№ 2308).
[90] Муслим (№ 2312).
[91] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (10/455. № 6033), Муслим (4/1804. № 2308).
[92] “Зад аль-ма’ад” (3/5,10,12).
[93] Походы, состоявшиеся по приказу Пророка, но без его участия, называются «сариййа».
[94] Ан-Навави «Шарх сахих муслим» (12/95), «Фатх аль-бари» (7/279-281, 8/153).
[95] В данном случае речь идет о законном праве на возвращение долга.
[96] Аль-Бухари (№ 2305), Муслим (№ 1600).
[97] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (4/320. № 2097), Муслим (№ 3/1221, 715).
[98] Муслим (1/513, № 746).
[99] Аль-Байхаки (10/192), Ахмад (2/381). См. «Ас-сильсиля ас-сахиха» (№ 45.)
[100] Ат-Термизи и др. См. «Ас-сильсиля ас-сахиха» (№ 439), «Сахих ат-термизи» (2/280).
[101] Аль-Бухари (№ 2389), Муслим (№ 991).
[102] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (9/517, 549. № 5374).
[103] См. «Фатх аль-бари» (9/517, 549. № 5374, хадис Айши № 5416).
[104] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (9/549. № 5414)
[105] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (11/282. № 6455).
[106] Здесь имеется в виду, что в домах жен Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, в течение этого времени не готовили горячую пищу.
[107] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (11/283. № 6459).
[108] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (11/282. № 6456).
[109] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (11/283. № 6460), Муслим (№ 1055). Под «необходимым пропитанием» (ар. аль-кут) имеется в виду то минимальное количество еды, благодаря которому можно поддерживать жизнь, не допуская излишества. Когда человек располагает лишь необходимым ему, он бывает убережен от бедствий, связанных как с богатством, так и с бедностью.
[110] Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и его семье было запрещено брать милостыню и есть то, что дано людьми в качестве милостыни.
[111] Муслим (2/751. № 1070)
[112] Муслим (2/751. № 1069).
[113] То есть Аллах не устанет награждать вас, пока вы не устанете совершать благие дела.
[114] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (4/213. № 1970; 11/294. № 6465), Муслим (1/541, 2/811. № 782).
[115] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (4/213. № 1970); см. «Сахих аль-бухари» (№ 6461-6467).
[116] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (9/104. № 5063), Муслим (2/1020. № 1401); В квадратных скобках приводится то дополнение, которое содержится в версии Муслима.
[117] То есть: не пытайтесь делать то, что вам не по силам делать постоянно, придерживайтесь умеренности.
[118] То есть: старайтесь найти для себя нечто оптимальное, что вы сможете совершать изо дня в день.
[119] Аль-Бухари (№ 6463, 6464), Муслим (4/2170. № 2816-2818).
[120] Ат-Термизи (5/238. № 3522) и др. См. «Сахих ат-термизи» (3/171).
[121] Муслим (4/2045. № 2654).
[122] Ас-Са’ди «Тайсир аль-карим ар-рахман» (стр. 532).
[123] Ат-Табари «Джами’ аль-байан» (18/552).
[124] Ат-Табари «Джами’ аль-байан» (18/552).
[125] Муслим (№ 2599).
[126] Абу Дауд (№ 4659). Аль-Албани назвал хадис достоверным в «Сахих аби дауд» (3/134).
[127] Ибн Са’д (1/192), Ибн Абу Шейба (11/504), аль-Хаким (1/35).
[128] То есть тот, кто идет по следам пророков, прошедших до него.
[129] Муслим (№ 2355).
[130] Ибн Кудама «Аль-мугни» (13/175-179).
[131] «Тафсир ибн касир» (1/227), «‘Анасир аль-кувва фи-ль-ислям» (стр. 212).
[132] Аль-Бухари (№ 3014, 3015).
[133] Муслим (3/1357. № 1731).
[134] Муслим (3/1357. № 1731), “Зад аль-ма’ад” (3/58).
[135] «Тафсир ибн касир» (2/321), «Тафсир ас-са’ди» (3/183-184).
[136] Это делается в том случае, когда существует обоснованное опасение того, что враг нарушит договор.
[137] Абу Дауд («Китаб аль-джихад», глава «Об имаме, заключившем перемирие с врагом и направившемся к нему»; 3/83. № 2759), ат-Термизи (№ 1580). См. «Сахих аби дауд» (2/528).
[138] Имеются в виду горы Абу Кубайс и Ку‘айка‘ан, расположенные в Мекке.
[139] Аль-Бухари (№ 3231). Муслим (№ 1795).
[140] Аль-Бухари (№ 1356, 5657). См. «Фатх аль-бари» (3/219).
[141] Ас-Са’ди «Тайсир аль-карим ар-рахман» (стр. 357).
[142] Ас-Са’ди «Тайсир аль-карим ар-рахман» (стр. 659)
[143] Муслим (№ 1828).
[144] Аль-Бухари (№ 6731, 2298), Муслим (№ 1619).
[145] Муслим (№ 2319).
[146] Ат-Термизи (№ 1923). Аль-Албани оценил хадис как хороший (хасан) в «Сахих ат-термизи» (2/350).
[147] Ат-Термизи (№ 1924). Аль-Албани оценил хадис как достоверный в «Сахих ат-термизи» (2/350).
[148] Ат-Термизи (№ 1919). Аль-Албани оценил хадис как достоверный в «Сахих ат-термизи» (2/348).
[149] Ат-Термизи (№ 1920). Аль-Албани оценил хадис как достоверный в «Сахих ат-термизи» (2/348).
[150] Абу Дауд (№ 5147), ат-Термизи (№ 1912, 1916). Аль-Албани назвал его достоверным за счет других путей передачи (сахих ли гайрих) в «Сахих ат-таргиб ва-т-тархиб» (2/429).
[151] Ахмад «Аль-муснад» (19/481. № 12498). Аль-Албани назвал его достоверным в «Сахих ат-таргиб ва-т-тархиб» (2/428).
[152] Муслим (№ 2983), аль-Бухари (№ 605; со слов Са’да ибн Сахля).
[153] Ахмад (14/558; № 9018). Имам аль-Мунзири в «Ат-таргиб ва-тархиб» (3/323) сказал по поводу этого хадиса: «Его передал Ахмад. Его иснад представлен передатчиками достоверных хадисов». Аль-Албани назвал его хорошим за счет других путей передачи (хасан ли гайрихи) в «Сахих ат-таргиб ва-тархиб» (2/676). Он оценен как слабый авторами «Мавсу’а аль-хадисиййа фи тахкик муснад аль-имам ахмад» (13/21. № №7576; 14/558. № 9018).
[154] Ибн Маджа (№ 3678). Аль-Албани оценил хадис как хороший (хасан) в «Сахих ибн маджа» (2/298).
[155] Ибн Маджа (№ 1851). Аль-Албани оценил хадис как хороший (хасан) в «Сахих ибн маджа» (2/120).
[156] Умм Суляйм, да будет доволен ею Аллах, была близкой родственницей Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.
[157] Аль-Бухари (№ 2844). См. «Фатх аль-бари» (6/161).
[158] Аль-Бухари (№ 5353, 606, 607), Муслим (№ 2982).
[159] Ан-Насаи (№ 1415). Аль-Албани назвал хадис достоверным в «Сахих ан-насаи» (1/456).
[160] Ибн Маджа (№ 1272). Аль-Албани назвал хадис хорошим (хасан) в «Сахих ибн маджа» (1/382).
[161] Аль-Бухари (№ 3700).
[162] Абу Дауд (№ 1667). Аль-Албани назвал хадис достоверным в «Сахих аби дауд» (1/464).
[163] Ат-Термизи (№ 2650, 2651), Ибн Маджа (№ 247). Аль-Албани назвал хадис хорошим (хасан) в «Сахих ибн маджа» (1/98).
[164] То есть: пусть старший будет имамом.
[165] Аль-Бухари (№ 628, 631).
[166] Аль-Бухари (№ 3046).
[167] Аль-Бухари (№ 1240, 2162.)
[168] Муслим (№ 2568).
[169] Ат-Термизи (№ 969). Аль-Албани подтвердил его достоверность в «Сахих ат-термизи» (1/497).
[170] Абу Дауд (№ 3106), ат-Термизи (№ 2083). Аль-Албани назвал его достоверным в «Сахих аби дауд» (№ 3160).
[171] Аль-Бухари (№ 173, 2466), Муслим (№ 2244).
[172] Аль-Бухари (№ 3321).
[173] Аль-Бухари (№ 2365, 3482), Муслим (№ 2243).
[174] Аль-Бухари (№ 2320), Муслим (№ 1552).
[175] Хадис привел Аль-Хаким (4/233) и назвал его достоверным согласно условиям аль-Бухари и Муслима. Его также привел аль-Хайсами в «Муджма’ аз-заваид» (4/33) и сказал: «Данный хадис передан ат-Табарани в «Аль-кабир» и в «Ас-сагир», его передатчики — передатчики достоверных хадисов». Аль-Албани назвал его достоверным в «Сахих ат-таргиб ва-т-тархиб» (2/552).
[176] Имеются в виду такие случаи, когда казнят преступников.
[177] То есть: старайтесь причинять осужденному на смерть как можно меньше страданий.
[178] Муслим (№ 1955).
[179] Ан-Насаи (7/239. № 4445), аль-Хаким (4/233). Последний назвал его достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. Аль-Албани в «Ат-таргиб ва ат-тархиб» (2266) назвал этот хадис хорошим (хасан).
[180] Аль-Бухари (№ 5515). Муслим (№ 1958).
[181] Абу Дауд (№ 2675). Аль-Албани назвал его достоверным в «Сахих аби дауд» (2/146).
[182] Муслим (№ 2117).
[183] Муслим (№ 2116).
[184] Ахмад (1/205), Абу Дауд (№ 2549). Аль-Албани назвал его достоверным в «Сахих аби дауд» (1/183).
[185] “Зад аль-ма’ад” (1/183).
[186] Ибн Хиббан «Ас-сахих» (№ 620). Шу’айб аль-Арнаут сказал по поводу этого хадиса: «Его иснад достоверен согласно условиям Муслима». Аль-Албани в «Ас-сильсиля ас-сахиха» (№ 68) указал на то, что его иснад хороший (джаййид).
[187] Абу Дауд (№ 904). Аль-Албани подтвердил его достоверность в «Мухтасар аш-шамаиль» (№ 276).
[188] То есть как свидетеля против неверных из твоего народа и против тех, до кого ты довел послание Аллаха.
[189] Аль-Бухари (№ 4582), Муслим (№ 800).
[190] Аль-Бухари (№ 1303), Муслим (№ 2315).
[191] Аль-Бухари (№ 1285, 1342).
[192] Ахмад (1/268), ат-Термизи «Аш-шамаиль» (№ 324). Аль-Албани подтвердил достоверность этого сообщения в «Мухтасар аш-шамаиль» (№ 279).
[193] Имеется в виду Зайнаб, да будет доволен ею Аллах.
[194] Са`д, да будет доволен им Аллах, выражает недоумение в связи с тем, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, призывавший дочь безропотно перенести утрату, плачет.
[195] Аль-Бухари (№ 1284), Муслим (№ 923).
[196] Абу Дауд (№ 3163), ат-Термизи (№ 989), Ибн Маджа (№ 1456).
[197] “Сайфу-Ллах” (меч Аллаха) — так Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, назвал Халида ибн аль-Валида, да будет доволен им Аллах.
[198] То есть мусульманам.
[199] Аль-Бухари (№ 4262).
[200] Муслим (№ 108)
[201] Аль-Бухари (№ 1304), Муслим (№ 924).
[202] Ибн Маджа (№ 4195), Ахмад (4/294). Аль-Албани оценил хадис как хороший (хасан) в «Сахих ибн маджа» (3/369) и «Ас-сильсиля ас-сахиха» (№ 1751).
[203] Ибн Хузейма (№ 899; 2/53), Ахмад (1/125; 2/222). Аль-А’зами и аль-Албани подтвердили достоверность цепочки передачи этого хадиса. См. «Сахих ибн хузейма» (2/52).
[204] Намаз, совершаемый при затмении солнца.
[205] Ибн Хузейма (№ 901). Аль-А’зами и аль-Албани подтвердили достоверность цепочки передачи этого хадиса. См. «Сахих ибн хузейма» (2/53), а также «Мухтасар аш-шамаиль» (№ 278).
[206] Муслим (№ 1763).
[207] Имеются в виду идолы.
[208] То есть: исповедует ту же религию.
[209] То есть: помилуй членов моей общины.
[210] Имеются в виду слова “ … моя община, моя община!”
[211] Муслим (№ 202).
[212] Аль-Бухари (№ 77), Муслим (1/456. № 265).
[213] «Фатх аль-бари» (1/172).
[214] Комментарии к хадисам аль-Бухари (№ 77).
[215] Муслим (№ 2329).
[216] Один из двух внуков Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, от ‘Али и Фатимы, да будет доволен Аллах ими обоими.
[217] Аль-Бухари (№ 5997).
[218] Этот вопрос они задали мусульманам, увидев, что те целуют своих сыновей.
[219] Аль-Бухари (№ 5998), Муслим (№ 2317).
[220] Имеются в виду Хасан и Хусейн, да будет доволен Аллах ими обоими.
[221] Базилик /райхан/ — ароматическое растение.
[222] Аль-Бухари (№ 5994).
[223] «Фатх аль-бари» (10/427).
[224] В данном случае под словом “сын” следует понимать “потомок”, так как Хасан являлся внуком Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[225] Сайид — господин, предводитель.
[226] Аль-Бухари (№ 3746).
[227] Аль-Бухари (№ 2704).
[228] Аль-Бухари (№ 3749).
[229] Ан-Насаи (№ 1142), Ахмад (3/493). Аль-Албани подтвердил достоверность хадиса в «Сахих ан-насаи» (1/246).
[230] Имеется в виду внук Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Хасан ибн 'Али, да будет им доволен Аллах.
[231] Аль-Бухари (№ 6003, 3747, 3735).
[232] Аль-Бухари (№ 516, 5996), Муслим (1/385. № 543).
[233] В то время Умм Халид, да будет доволен ею Аллах, была еще ребенком.
[234] Имеется в виду родимое пятно или нарост, находившийся между лопаток Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[235] То есть используй и износи до предела эту одежду, и следующую, и следующую. Имеется в виду, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к Аллаху с мольбой за девочку, желая ей долгой жизни.
[236] Аль-Бухари (№ 3071).
[237] «Фатх аль-бари» (1/184).
[238] Аль-Бухари (№ 707).
[239] Аль-Бухари (№ 6247), Муслим (4/1708).
[240] Аль-Бухари (№ 6203).
[241] «Фатх аль-бари» (10/583).
[242] Речь идет об Абдуллахе ибн ‘Аббасе, да будет им доволен Аллах, которому в то время было меньше тринадцати лет.
[243] Аль-Бухари (№ 2351, 2451).
[244] Аль-Бухари (№ 223).
[245] Ат-Термизи (3/437. № 1162), Абу Дауд (4/220. № 4682). Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим (хасан) в «Сахих ат-термизи» (1/340).
[246] Ат-Термизи (4/370. № 2019). Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным в «Сахих ат-термизи» (2/196).
[247] Аль-Бухари (№ 6029), Муслим (4/1810. № 2321).
[248] Абу Дауд (4/253. № 4798), ат-Термизи (4/362. № 2002). Аль-Албани подтвердил достоверность хадиса в «Сахих абу дауд» (3/911).
[249]
[250] Ахмад «Аль-муснад» (2/177). Хадис приводится с неплохой цепочкой передачи. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагир» аль-Албани (1/301. № 886).
[251] Муслим (4/1980. № 2553).
[252] Ат-Термизи (4/355. № 2389). Аль-Албани назвал этот хадис хорошим (хасан) в «Сахих сунан ат-термизи» (2/191).
[253] Аль-Байхаки (10/192), Ахмад (2/381), аль-Хаким (2/613) см. также «Ас-сильсиля ас-сахиха» аль-Албани (1/75. № 45).
[254] Муслим (1/513. № 746).
[255] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (8/87. № 4372), Муслим (3/1386. № 1764).
[256] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (10/438. № 6010).
[257] Муслим (1/381. № 537).
[258] Муслим (4/1806. № 2312).
[259] Муслим (4/1806. № 2313).
[260] Аль-Бухари (№ 2910), Муслим (№ 843).
[261] «Фатх аль-бари» (7/428).
[262] Муслим (1/534. № 770)
[263] Аль-Байхаки, Ахмад (6/68). Аль-Албани назвал хадис достоверным в «Ирва аль-галиль» (1/113. № 74).
[264] Абу Дауд (№ 792), Ахмад (3/474), Ибн Маджа (№ 3847). См. «Сахих ибн маджа» (2/328).
[265] Абу Дауд (№ 4800). Аль-Албани назвал этот хадис хорошим (хасан) в «Сахих аби Дауд» (3/911) и «Сильсиля аль-ахадис ас-сахиха» (№ 273).
[266] Иначе говоря, сквернословие, ложь, сплетни и тому подобные вещи, с одной стороны, и совершение прелюбодеяний, с другой.
[267] То есть: человек, ставший близким к людям благодаря хорошему обхождению с ними и отличающийся мягкостью и легкостью характера.
[268] “Маджму’ аль-фатава” (10/658).
[269] «Мадаридж ас-саликин» (2/308).
[270] Ибн аль-Каййим «Мадаридж ас-саликин» (2/293 — 296).
[271] Муслим (4/1806. № 2312).
[272] Многочисленные примеры щедрости Пророка , да благословит его Аллах и приветствует, приводятся в «Сахих аль-Бухари» (1/30 — № 6; 10/455 — № 6034; 11/264 — № 6445; 11/303 — № 6470; 4/474 — № 2296; 13/217 — № 7228) и «Сахих Mуслим» (4/1805, 1806 — № 2311-2314; 2/730 — № 1056 —1058; 2/687 — № 991).
[273] «Шарх ан-навави ‘аля муслим» (15/72).
[274] Муслим (4/1806. № 2313).
[275] Муслим (4/1806. № 58 — (2312)).
[276] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (3/340. № 1478), Муслим (2/733. № 1059).
[277] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (6/249. № 3143 — 3349).
[278] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (6/580. № 3571, № 344, 348), Муслим (1/476. № 682).
[279] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (1/448. № 344).
[280] См. «Фатх аль-бари» (1/453).
[281] Аль-Бухари (№ 660), Муслим (№ 1031).
[282] Муслим (№ 1827).
[283] Имеется в виду озабоченность тем, что за это ей должны были отсечь кисть руки. Подобное было непривычно для людей, только недавно принявших ислам, тем более, что эта женщина принадлежала к знатному роду.
[284] Здесь подразумеваются те люди, к которым родственники этой женщины обратились с просьбой заступиться за нее.
[285] То есть: кто заступится за нее?
[286] Иначе говоря, лицо Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, покраснело от гнева.
[287] Аль-Бухари (12/86 — № 6786; 12/87 — № 6788; 6/513 — № 3475; 5/255 — № 2648), Муслим (3/1315 — № 1688. См. также «Шарх ан-наваи» (11/186), «Фатх аль-бари» (12/95, 96).
[288] Мудрые примеры, связанные с этой темой, приводятся во многих книгах. См. «Сунан аби дауд» (2/242), Ат-Термизи (3/137), ан-Насаи (7/64). См. также аль-Бухари (3/292 — № 1423; 2/143 — № 640; 11/312 — № 6479; 12/112 — № 6806), Муслим (3/1458. № 1827 — 1830), книгу «Хаза аль-хабиб йа мухибб» (стр. 534, 535).
[289] ‘Амра бинт Раваха — мать ан-Ну‘мана ибн Башира, да будет доволен ими Аллах.
[290] Аль-Бухари (№ 2586, 2587, 2650), Муслим (18 — № 1623).
[291] Я слышал это высказывание шейха при разъяснении им хадиса № 2586 из «Ас-сахиха» аль-Бухари. (Прим. автора).
[292] Абу Дауд (№ 2134), ат-Термизи (№ 1140), ан-Насаи (7/64), Ибн Маджа (№ 1971). Я слышал, как шейх Ибн Баз, давая комментарии к хадисам книги «Булуг аль-марам», назвал цепочку передачи этого хадиса хорошей (джаййид).
[293] Я слышал эти слова шейха при разъяснении им хадиса № 1084 из книги «Булуг аль-марам». (Прим. автора).
[294] Ахмад (2/347), Абу Дауд (№ 2133), ат-Термизи (№ 1141), ан-Насаи (7/63), Ибн Маджа (№ 1969). Аль-Албани подтвердил достоверность хадиса в «Сунан аби дауд» (1/593).
[295] Из слов, услышанных мною от нашего шейха — Абдульазиза ибн База, произнесенных им при разъяснении хадисов «Булуг аль-марам». (Прим. автора).
[296] Аль-Бухари (№ 5214), Муслим (№ 1461).
[297] Муслим (№ 1460).
[298] Аль-Бухари (№ 5212), Муслим (№ 1413).
[299] Абу Дауд (№ 2135). Аль-Албани назвал хадис хорошим и достоверным (хасан сахих) в «Сахих аби дауд» (1/594). Передача Саудой своей очереди Айше упоминается у аль-Бухари (№ 5212) и Муслима (№ 1463).
[300] Я слышал эти слова шейха при комментировании им хадисов «Булуг аль-марам». (Прим. автора).
[301] Аль-Бухари (№ 5268), Муслим (№ 1474).
[302] Комментарии к хадисам «Булуг аль-марам» (№ 1089).
[303] «Фатх аль-бари» (1/389).
[304] Я слышал эти слова от шейха во время разъяснения им хадисов аль-Бухари (№ 268). (Прим. автора).
[305] Муслим (№ 1462).
[306] Я слышал эти слова шейха во время разъяснения им хадисов книги «Булуг аль-марам» (хадис № 1089). (Прим. автора.)
[307] Аль-Бухари (№ 2593), Муслим (№ 2770).
[308] Аль-Бухари (№ 2481, 5225).
[309] «Мадаридж ас-саликин» (стр. 997).
[310] Муслим (4/2001. № 2588).
[311] Изар — кусок ткани, который обматывается вокруг бедер.
[312] Муслим (16/173. № 2620)
[313] “‘Адба” — та, у которой отрезано или разрезано ухо.
[314] Аль-Бухари (11/340. № 6501).
[315] Ибн Маджа (№ 3312), аль-Хаким (2/466). Последний назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. Аль-Албани оценил хадис, как достоверный в «Сахих ибн маджа» (3/128) и «Сильсиля ас-сахиха» (4/497. № 1876).
[316] Ибн аль-Каййим «Мадаридж ас-саликин» (3/328, 329).
[317] Муслим (№ 1369).
[318] Речь идет о пророке Йунусе (библ. Иона), мир ему.
[319] Аль-Бухари (№ 4630), Муслим (4/1846. № 2376).
[320] Аль-Бухари (№ 3340, 3361, 4712), Муслим (№ 194).
[321] То есть не отдавайте мне предпочтение перед Мусой только для того, чтобы принизить его.
[322] Абу Дауд (№ 4763). Аль-Албани назвал хадис достоверным в «Сахих аби дауд» (№ 3/138).
[323] Аль-Бухари (№ 1283).
[324] Аль-Бухари (№ 7210).
[325] Муслим (№ 2151, 2152).
[326] Муслим (№ 956).
[327] Аль-Бухари (№ 6038), ат-Термизи в «Аш-шамаиль».
[328] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал это, желая окончательно склонить к исламу вождей некоторых племен.
[329] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (6/251. № 3150), Муслим (2/739. № 1062).
[330] «Фатх аль-бари» (8/49).
[331] Подразумевается ‘Уйайна ибн Хисн ибн Хузейфа. Бадр — один из предков ‘Уйайны (см. «Фатх аль-бари» 8/68).
[332] Зайд аль-Хайль ибн Мухаллаль ат-Таи. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, назвал его Зайд аль-Хайр, заменив букву «лям» на «ра» (см. «Фатх аль-бари» 8/68).
[333] ‘Алькама ибн ‘Аляна аль-’Амири. Этот человек принял ислам и стал прекрасным мусульманином. Умар, да будет им доволен Аллах, назначил его своим наместником в Хуране, где он и умер во времена его правления (см. «Фатх аль-бари» 8/68).
[334] Все эти люди принадлежали к племенной знати, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, хотел склонить их к исламу с помощью подарков.
[335] Имеется в виду, что такие люди будут исповедовать религию только внешне.
[336] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (8/67. № 4351), Муслим (2/741. № 1064).
[337] См. «Фатх аль-бари» (8/69).
[338] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (6/10 — № 2937; 8/101 — № 4392; 11/196 — № 6397), Муслим (4/1957 — № 2524). Этот же хадис приведен у Ахмада (2/243, 448), и в данном случае представлена его версия. См. «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (6/337, 3/99), «Сира ибн хишам» (1/407).
[339] «Сийар а’лям ан-нубаля» (1/346), «Зад аль-ма’ад» (3/626), «Аль-исаба фи тамйиз ас-сахаба» (2/225).
[340] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (6/96, 97 — № 2910; 7/426 — № 4135), Муслим (4/1786, 1/576 — № 843), Ахмад (3/311, 364). См. «Аль-ахляк аль-ислямиййа ва усусуха» аль-Майдани, где приводится подробная версия этого сообщения со ссылкой на «Сахих» Абу Бакра аль-Исма’или (2/335).
[341] См. «Фатх аль-бари» (7/428), «Шарх ан-навави ‘аля сахих муслим» (15/44). Ибн Хаджар упоминает о том, что имя этого бедуина — Гаурас ибн аль-Харис.
[342] См. «Хаза аль-хабиб йа мухибб» (стр. 528), «Хидайа аль-муршидин» (стр. 384).
[343] Эту историю приводит Ибн Хаджар в книге «Аль-исаба фи тамйиз ас-сахаба», ссылаясь на ат-Табарани, аль-Хакима, Абу аш-Шейха, Ибн Са’да и других. Затем он говорит: «Передатчики этого сообщения — надежные...
Мухаммада ас-Сирри назвал надежным передатчиком Ибн Му’ин. Что касается аль-Валида, то здесь он открыто указывает на то, что это сообщение было рассказано ему его шейхом» (1/566).
Этот хадис приводится также Ибн Касиром в «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (2/310) со ссылкой на Абу Ну'айма. Аль-Хайсами в «Муджма' аз-заваид» пишет: «Сообщение передано ат-Табарани. Его передатчики являются надежными».
[344] «Аль-исаба фи тамйиз ас-сахаба» (1/566).
[345] См. «Сира ибн хишам» (2/216), «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (4/157).
[346] См. «Сира ибн хишам» (2/428), «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (4/4).
[347] “Зад аль-ма’ад” (3/126, 190).
[348] “Зад аль-ма’ад” (3/194), «Сира ибн хишам» (3/8, 3/57), «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (4/51).
[349] «Сира ибн хишам» (2/218, 219).
[350] История об оговоре Айши лицемерами приводится у аль-Бухари (7/431 — № 4141; 8/452 — № 4750) и Муслима (4/2129 — № 2770). См. также “Зад аль-ма’ад” (3/256 — 268).
[351] См. «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (8/648, 652 — № 4905; 6/546 — № 3518), Муслим (4/1998 — № 2584). См. также «Сира ибн хишам» (3/334).
[352] См. «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (8/648 — № 4904), Муслим (4/2140 — № 2772).
[353] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (8/648, 652; 6/546 — № 4905), Муслим (4/1998 — № 63 (2584)).
[354] «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (4/185). См. также «Шарх ан-навави ‘аля муслим» (16/139) и «Хаза аль-хабиб йа мухибб» (стр. 336).
[355] Сумама хочет сказать, что он ни о чем не беспокоится, так как он уверен, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не поступит с ним несправедливо.
[356] Эти слова Сумамы можно перевести и по-другому: если ты убьешь меня, то убьешь человека, виновного в убийстве, а значит, поступишь справедливо.
[357] То есть если ты освободишь меня.
[358] Йамама являлась крупным земледельческим районом, снабжавшим сельскохозяйственной продукцией многие области Аравии, в том числе и Мекку.
[359] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (8/87. № 4372), Муслим (3/1386. № 1764)
[360] «Сира ибн хишам» (4/317), «Фатх аль-бари» (8/88).
[361] По поводу этого предания Ибн Хаджар сказал: «Его цепочка передачи хорошая (хасан)». См. «Аль-исаба фи тамйиз ас-сахаба» (1/203).
[362] «Аль-исаба фи тамйиз ас-сахаба» (1/203).
[363] «Шарх ан-навави ‘аля муслим» (12/89), «Фатх аль-бари» (8/88).
[364] «Аль-исаба фи тамйиз ас-сахаба» (1/203).
[365] Наджран — местность в Йемене.
[366] «Фатх аль-бари» (10/506). «Шарх ан-навави ‘аля муслим» (7/146, 147).
[367] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (6/514. № 3477), Муслим (3/1471. № 1792).
[368] Муслим (1/48. № 17/25).
[369] Абу Дауд (4/357. № 5225), Ахмад (4/206, 3/23).
[370] Ахмад (4/367. № 19286).
[371] То есть: напали на людей из этого рода.
[372] Иначе говоря, этот человек объявил о том, что принимает ислам.
[373] То есть: после того, как он принял ислам и его жизнь стала неприкосновенной.
[374] Усама, да будет доволен им Аллах, имел в виду тяжесть совершенного им греха и то обстоятельство, что если бы он принял ислам только в этот день, все прошлые грехи были бы ему прощены.
[375] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (7/517; 12/191 — № 4269), Муслим (1/97 — № 159 — (96)).
[376] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хотел сказать, что вера скрыта в сердце человека, а это значит, что один лишь Аллах может судить о том, верит человек или нет.
[377] Муслим (1/96 — № 97).
[378] То есть: как ты оправдаешься перед Аллахом за то, что убил человека, который произнес эти слова?
[379] Муслим (1/97 — № 97).
[380] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (2/82 — № 610), Муслим (1/288 — № 382).
[381] Муслим (3/1357 — № 1365), “Зад аль-ма’ад” (3/100).
[382] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (2/390 — № 908), Муслим (1/420 — № 602).
[383] Муслим (1/422 — № 604).
[384] Муслим (1/48 — № 18).
[385] Муслим (1/288 — № 382).
[386] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (2/89 — № 610).
[387] Ат-Термизи (4/366 — № 2010). См. «Сахих сунан ат-термизи» (2/195).
[388] «Шарх ас-сунна» (13/177), «Тухфа аль-ахвази» (6/153).
[389] Ахмад (6/156). Цепочка передачи этого хадиса достоверна. См. «Сильсиля ас-сахиха» шейха аль-Албани (№ 519).
[390] «Шарх ан-навави ‘аля муслим» (16/145), «Фатх аль-бари» (10/449), «Тухфа аль-ахвази» (6/154).
[391] Муслим (3/1458 — № 1828).
[392] Муслим (3/1358 — № 1732).
[393] Ахмад (6/71). Аль-Албани в «Сильсиля ас-сахиха» сказал по поводу этого хадиса: «В передаче от Айши он является достоверным» (3/219 — № 1219).
[394] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (8/62 — № 4344, 2345), Муслим (3/1359 — № 1733).
[395] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (1/163 — № 69), Муслим (3/1359 — № 1732).
[396] См. «Шарх ан-навави ‘аля муслим» (12/41), «Фатх аль-бари» (1/163).
[397] См. «Фатх аль-бари» (1/162, 163).
[398] См. «Шарх ан-навави ‘аля муслим» (12/213).
[399] Хадис привел Ахмад в «Аль-муснад» (5/256, 257). Его также привел аль-Хайсами в «Муджма’ аз-заваид» (1/129) со ссылкой на ат-Табарани и указал, что его иснад состоит из передатчиков достоверных хадисов. См. «Сильсиля аль-ахадис ас-сахиха» аль-Албани (т. 1, № 370).
[400] То есть вместо того, чтобы сказать: “Ас-саляму ‘аляй-кя /Мир тебе/”, они сказали “Ас-самму ‘аляй-кя /Смерть тебе/”.
[401] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (10/449 — № 6024).
[402] Муслим (4/2004 — № 2593).
[403] Муслим (4/2004 — № 2594).
[404] Муслим (4/2003 — № 2592).
[405] Ат-Термизи (4/367 — № 2013). См. «Сахих ат-термизи» (2/195).
[406] Ахмад (6/451). См. «Сильсиля аль-ахадис ас-сахиха» аль-Албани (№ 876).
[407] Муслим (1/236 — № 285), «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (1/322 — № 219, а также 1/223, 10/4449, 10/525).
[408] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (10/438 — № 6010).
[409] Ат-Термизи (1/275 — № 147), Ахмад (12/244 — № 7254; 20/134 — № 10540), Абу Дауд (2/39).
[410] Ахмад (20/134 — № 10540), Ибн Маджа (1/175 — № 529, 530).
[411] См. «Фатх аль-бари» (10/439).
[412] См. «Фатх аль-бари» (1/325), «Шарх ан-навави ‘аля муслим» (3/191).
[413] Ибн Маджа (1/175 — № 529). Номер этого хадиса в сборнике Ахмада был указан выше.
[414] См. «Фатх аль-бари» (1/325), «Шарх ан-навави» (3/191), «‘Аун аль-ма’буд шарх сунан аби дауд» (2/39), «Тухфа аль-ахвази» (1/457).
[415] Разъясняя эти слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ученые говорят о том, что люди неминуемо обнаруживают в своих сердцах тягу к обращению внимания на всякого рода дурные приметы, и за само наличие этой тяги им нет порицания. Однако они не должны придавать приметам значения и отказываться по их причине от своих планов и действий. (См. . «Шарх ан-навави ‘аля муслим» (5/22)).
|