Портфолио – технология накопления и систематизации информации БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Сургутский государственный университет»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УМР
__________И.А. Коробейникова
«____» _______________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Направление подготовки:
44.06.01 Образование и педагогические науки
(уровень подготовки кадров высшей квалификации)
Программа подготовки научно-педагогических кадров:
13.00.08 – теория и методика профессионального образования
Отрасль науки:
Педагогические науки
Квалификация:
Исследователь. Преподаватель-исследователь
Форма обучения:
очная
(очная, заочная)
Сургут, 2015 г.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями с Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 44.06.01 «ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» № 902, утвержденным 30 июля 2014 г.
Автор(ы) программы:
кандидат педагогических наук, доцент В.Ф. Лашманова
Рецензент программы:
доктор педагогических наук, профессор Ф.Д. Рассказов
Согласование рабочей программы
Подразделение
(кафедра/ библиотека)
| Дата согласования
| Ф.И.О., подпись
нач. подразделения
| Зав. кафедрой ТМПО
|
| Э.Ф. Насырова
| Отдел комплектования
|
| И.И. Дмитриева
|
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры теории и методики профессионального образования института гуманитарного образования и спорта «_____»______________2015 года, протокол № ________
Заведующий кафедрой
доктор педагогических наук, профессор Э.Ф. Насырова
Программа рассмотрена и одобрена на заседании УМС института гуманитарного образования и спорта «_____»______________2015 года, протокол № ________
Председатель УМС ИГОиС
кандидат филологических наук, доцент Т.Ф. Гришенкова
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Программа курса по выбору «Современные педагогические технологии» опирается на основные концептуальные идеи курсов педагогики и психологии. В данном курсе главное место отводится получению обучающихся знаний теоретических основ современных образовательных технологий, знанию и практическому овладению методами и технологиями, выработке профессиональных умений по организации всех видов учебно-воспитательной деятельности в вузе на основе современных подходов.
Исходя из вышеизложенного, цель курса по выбору «Современные педагогические технологии» – формирование навыков использования современных технологий для разных групп обучающихся, на основе постижения путей и средств развития профессиональной позиции преподавателя высшей школы.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
В структуре ОПОП аспирантуры дисциплина «Современные педагогические технологии» относится к факультативам, что позволяет получить системные представления о сфере образования за счет межкурсовых связей с другими дисциплинами учебного плана подготовки педагогов.
Таким образом, для изучения данной дисциплины аспирантам необходимо предварительно изучить содержание следующих дисциплин: «Методология и методы психолого-педагогического исследования», «Правовые основы педагогической деятельности». Затем курс «Современные педагогические технологии».
Приобретенные знания и умения по дисциплине необходимы для прохождения педагогической практики и выполнения научно-исследовательской работы.
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Выпускник, освоивший программу аспирантуры, должен обладать следующими компетенциями:
в области педагогической деятельности:
- ОПК-5: способностью моделировать, осуществлять и оценивать образовательный процесс и проектировать программы дополнительного профессионального образования в соответствии с потребностями работодателя;
- ОПК-6: способностью обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития, обучающегося;
- ПК-2: способность применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
1) Знать:
- основные теоретические положения технологического подхода в образовании;
- классификацию педагогических технологий;
- особенности организации работы класса при использовании технологий обучения;
- особенности взаимодействия педагога и учащихся в процессе использования современных технологий образования;
- основные положения и область применения большинства продуктивных технологий образования.
2) Уметь:
- применять на практике полученные знания и навыки;
- формулировать цели деятельности и эффективно использовать ресурсы для их достижения;
- организовать взаимодействие в различных ситуациях учебно-воспитательного процесса;
- принимать решения, осуществлять руководство инновационными процессами.
3) Владеть:
· способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;
· способами проектной и инновационной деятельности в образовании;
· различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
4.1. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часа.
№
п/п
| Темы дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
| лекц
зан
| практич.
| лаб
раб
| сам
раб
| I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
| 1.
| Метод, методика, технология
| 2 год
| 1-2
|
|
|
|
|
| 3-4
| -
|
|
|
| Устный контроль
(оценки по результатам выступлений на
семинаре)
|
| Технологии
обучения
| 5-6
|
|
|
|
|
| 2.
| 7-8
| -
|
|
|
| Устный контроль
(оценки по результатам выступлений на
семинаре)
| II. ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
| 3.
| Технология поиска информации
|
| 9-10
|
| -
|
|
|
| 11-12
| -
|
|
|
| Устный контроль
(оценки по результатам выступлений на
семинаре)
| 4.
| Технологии актуализации мотивационного
потенциала
образовательной среды
| 13-14
|
| -
|
|
|
| 15-16
| -
|
|
|
|
| 17-18
| -
|
|
|
| Письменный опрос
Зачет
| ИТОГО
|
|
|
| |
| |
4.2.
Разделы (или темы) дисциплины
| Коды компетенций
| Общее количество компетенций
| I.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
| ОПК-5
|
| II. ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ
СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
| ОПК-6
ПК-2
|
|
4.3. Содержание разделов дисциплины:
| №п/п
| Название тем
| Содержание лекционных занятий
| Содержание практических занятий
| Виды и содержание самостоятельной работы
| | I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
|
| Метод, методика, технология (18 ч.)
| Технологический подход и специфика его реализации в сфере образования. Отличительные признаки образовательных технологий. Качественное своеобразие образовательных технологий. Выбор и проектирование новых образовательных технологий. (2 ч.)
| Изучить источники информации по проблеме, составить библиографический список. Выбрать заинтересовавший аспект проблемы, обсудив тему с преподавателем. Подготовить выступление (5 – 7 минут). Предусмотреть использование дидактических материалов (презентации) для обеспечения полноценного восприятия информации.
Изучить тему, законспектировать ответы на основные изучаемые вопросы. (4 ч.)
| Подготовка докладов и сообщений по темам:
1. Цель личностно-ориентированных технологий.
2. Гуманистическая сущность гуманно-личностные технологии.
3. Особенности технологии сотрудничества.
4. Возможности использования в воспитательном процессе технологии свободного воспитания.
Источники информации:
-[1-5]- (основная литература)
-периодическая печать,
-материалы ИНТЕРНЕТ.
(12 ч.)
| 2.
| Технологии обучения
(18 ч.)
| Технология проблемного обучения. Технология контекстного обучения. Технология обучения в сотрудничестве. Технологии проведения семинара в форме диалога. Технология «Дебаты» (2 ч.)
| Изучить источники информации по проблеме, составить библиографический список. Выбрать заинтересовавший аспект проблемы, обсудив тему с преподавателем. Подготовить выступление (5 – 7 минут). Предусмотреть использование дидактических материалов (презентации) для обеспечения полноценного восприятия информации.
Изучить тему, законспектировать ответы на основные изучаемые вопросы. (4 ч.)
| Подготовка докладов и сообщений по темам:
1. Педагогические технологии программированного обучения.
2. Проблемное обучение.
3. Педагогические технологии на основе модификаций содержания.
4. Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Е.А. Ямбурга, «Школа-парк» М. Балабана и др.) в образовательной практике.
Источники информации:
-[1-5]- (основная литература)
-периодическая печать,
-материалы ИНТЕРНЕТ.
(12 ч)
|
| II. ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
| 3.
| Технология поиска информации
(16 ч.)
| Технологии организации работы студентов с учебной литературой (психологический аспект) Портфолио — технология накопления и систематизации информации. Портфолио в вузе. Технология организации контент- анализа. Технология организации самостоятельной работы. (2 ч.)
| Изучить источники информации по проблеме, составить библиографический список. Выбрать заинтересовавший аспект проблемы, обсудив тему с преподавателем. Подготовить выступление (5 – 7 минут). Предусмотреть использование дидактических материалов (презентации) для обеспечения полноценного восприятия информации.
Изучить тему, законспектировать ответы на основные изучаемые вопросы. (2 ч.)
| Подготовка докладов и сообщений по темам:
1. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся.
2.Педагогические технологии на основе эффективности организации и
управления процессом обучения.
3.Педагогические технологии на основе методического усовершенствования
и дидактического реконструирования учебного материала.
Источники информации:
-[1-5]- (основная литература)
-периодическая печать,
-материалы ИНТЕРНЕТ. (12 ч.)
| 4.
| Технологии актуализации мотивационного потенциала образовательной среды
(20 ч.)
| Технология самопрезентации. Технология формирования уверенности и готовности к самостоятельной успешной профессиональной деятельности. Технология «Развитие позитивности в системе отношений студентов в вузовской среде». Технология «Развитие компетентности студентов в организации своей учебной деятельности». Тренинг диагностического мышления. Технология развития критического мышления. Технология повышения коммуникативной компетентности педагога. (2 ч.)
| Изучить источники информации по проблеме, составить библиографический список. Выбрать заинтересовавший аспект проблемы, обсудив тему с преподавателем. Подготовить выступление (5 – 7 минут). Предусмотреть использование дидактических материалов (презентации) для обеспечения полноценного восприятия информации.
Изучить тему, законспектировать ответы на основные изучаемые вопросы. (4 ч.)
| Подготовка докладов и сообщений по темам:
1.Вальдорфская педагогика Р. Штайнера.
2.Технология свободного труда С. Френе.
3.Технология вероятностного образования А.М. Лобка.
4.Использование комплексных политехнологий («Школа самоопределения» А.Н. Тубельского, «Русская школа» И.Ф. Гончарова, «Школа для всех».
5.Обоснование и разработка локальной технологии в преподавании…
6.Целеполагание и прогнозирование при конструировании технологий обучения.
7.Технологии развития критического мышления и современная высшая школа.
Подготовка к зачету.
Источники информации:
-[1-5]- (основная литература)
-периодическая печать,
-материалы ИНТЕРНЕТ. (14 ч)
| | Итого:
| 8 часов
| 14 часов
| 50 часов
Зачет
|
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, применяемые при освоении дисциплины (модуля)
В процессе обучения дисциплины «Современные педагогические технологии» применяются следующие педагогические технологии:
Портфолио – технология накопления и систематизации информации
Портфолио – своего рода «индивидуальная папка», в которой зафиксированы личные достижения субъекта образовательной деятельности.
Цель применения технологии – научить отбирать, систематизировать информацию по выбранной теме, работать с различными источниками информации.
Использование портфолио в учебном процессе способствует развитию у аспирантов навыков методической работы с различными видами учебной и профессиональной информации, систематизации профессиональных знаний.
В портфолио могут входить разные виды информации:
- одноплановые (контрольные работы, тесты);
- разноплановые (домашние работы и тесты, сочинения, проекты и т.д.)
Технология самопрезентации
Сущность технологии самопрезентации состоит в том, чтобы донести до сознания, слушающего важную и необходимую информацию, аргументировано изложить свою позицию, мнение, точку зрения. Использование технологии самопрезентации определяется необходимостью подготовить будущего аспиранта к публичным выступлениям. В связи с этим внедрение ее в практику высшего образования должно помочь аспирантам в следующем:
- изучить общие и специфические принципы построения презентации;
- освоить алгоритм подготовки материалов для выступления;
- ориентироваться в средствах и способах эффективного изложения информации;
- выявить преимущества, нюансы и сложности публичного сообщения;
- анализировать качество подготовленных для презентации материалов.
3.Технология поиска информации.Рассматриваются различные технологии работы с информацией, применяемые в образовательной практике.
4.Методы проблемного обучения.
5.Методы активного обучения.
6.Методы интерактивного обучения.
7Методы интенсивного обучения.
8.Самостоятельная работа аспирантов.
Применение педагогических технологий, позволяет реализовывать индивидуальный подход к каждому аспиранту, на основании связывания каждого звена обучения с жизненными процессами; обеспечивать возможности перехода к новым идеям, плодотворным мыслям через нахождение актуальных путей перехода к настоящим новым духовно-материальным технологиям в обучении и воспитании жизни.
|