Подготовка преподавателя к учебному занятию. План:
1. Проблемная лекция.
2. Учебная программа.
3. Подготовка преподавателя к учебному занятию.
4. Творчество в педагогической деятельности.
Вопросы для обсуждения:
1.Технология построения проблемной лекции.
2.Технология разработки учебной программы курса.
3.Педагогическое конструирование учебных задач.
4.Технология подготовки преподавателя к учебному занятию.
5.Творческая деятельность педагога.
6.Успешность обучения педагогическим технологиям.
Задания для самостоятельной работы:
1. Сформулировать свои правила конструирования системы занятий по теме.
2. Составить планирование любой темы (педагогика, психология, методика): определить базовую технологическую структуру всех занятий; сформулировать для каждого занятия задачи и определить оптимальную форму его проведения.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9
Технология организации обратной связи.
План:
1. Оценка и отметка.
2. Образовательная диагностика.
3. Диагностика внешних и внутренних результатов обучения.
4. Контроль в обучении.
Вопросы для обсуждения:
1. Оценка и отметка, функции оценки.
2. Параметры образовательной диагностики.
3. Диагностика внешних результатов обучения.
4. Диагностика внутренних результатов обучения.
5. Виды контроля.
6. Формы контроля.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составить тестовые задания для осуществления контроля знаний студентов (педагогическая дисциплина и тема по выбору).
2. Выписать из предложенной литературы разные формы опроса учащихся, включая игровые.
ПРИМЕРНЫЕ ЗАЧЕТНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Вариант I
ДЕ.1: Педагогические технологии.
1. Проблема технологизации педагогического процесса стала актуальной в развитых странах:
а) в конце XIX века;
б) в начале XX века;
в) в 20-30-е годы XX века;
г) в 40-50-е годы XX века;
д) в 60-70-е годы XX века.
2. В рамках какого подхода в отечественной педагогической теории разрабатывалась проблема технологизации до 1980-х годов:
а) процессуального;
б) системного;
в) личностного;
г) инструментального
д) все ответы верны.
3. Для какого подхода характерно понимание педагогической технологии как системного способа построения педагогического процесса в определенной последовательности действий, операций и процедур, обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата:
а) процессуального;
б) системного;
в) личностного;
г) инструментального
д) все ответы верны.
4. Что является критериями технологичности:
а) научность, доступность, сознательность, действенность, закономерность;
б) концептуальность управляемость, эффективность, воспроизводимость, системность;
в) последовательность, активность, закономерность, прочность, эмоциональность;
г) идейность, обучаемость, планомерность, доступность, тройственность;
д) все ответы верны.
ДЕ. 2. Проектирование технологии обучения.
1. Проектировочный компонент включает в себя:
а) действия, связанные с перспективным планированием задач и способов их реализации;
б) проектирование результатов предстоящей работы;
в) рационализацию отбора содержания, методов и форм обучения;
г) деятельность, связанную с выбором целевых установок обучения, отбором содержания обучения, разработкой его методического оснащения;
д) все перечисленное входит в проектировочный компонент.
2. Таксономия педагогических целей может быть представлена следующим порядком основных категорий:
а) знание – понимание – применение – оценка;
б) знание – понимание – применение – анализ – синтез – оценка;
в) понимание – знание – анализ – синтез – применение – оценка;
г) восприятие – знание реагирование понимание применение – оценка;
д) все ответы верны.
3. Технология эффективного целеполагания разработана::
а) И.Я Лернером;
б) П.Я. Гальпериным;
в) Г.К. Селевко;
г) В.П. Беспалько
д) Б. Блумом.
4. Какую технологию обучения Вы выберете, если целью изучения раздела (темы) является усвоение основных алгоритмов деятельности:
а) репродуктивноалгоритмическую;
б) репродуктивную;
в) эвристическую;
г) творческую
д) новые информационные технологии.
ДЕ.3: Методы обучения и техника их применения.
1. Какие утверждения можно использовать для определения приема:
а) прием – есть составная часть метода;
б) отдельные приемы могут входить в состав различных методов;
в) метод может перейти в прием при определенных условиях;
г) прием может перейти в метод при определенных условиях;
д) все ответы верны.
2. Кто является автором классификации методов обучения по дидактическим целям:
а) М.И. Махмутов;
б) М.А. Данилов, Б.П. Есипов;
в) И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин;
г) Г.И. Щукина, И.Т. Огородников и др.;
д) Ю.К. Бабанский.
3. Способ сознательного планирования и организации учебной деятельности учащегося, позволяющий ему по внешним признакам, обстоятельствам, условиям представить внутренний характер явления, процесса и принять целесообразное решение.
а) анализа производственных ситуаций;
б) исследовательский;
в) мозгового штурма;
г) эвристического диалога;
д) персонифицированного изложения.
4. К классификации по какому основанию относятся следующие методы: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский:
а) по источнику передачи информации;
б) по типу познавательной деятельности;
в) по дидактическим целям;
г) по назначению;
д) на основе целостного деятельностного подхода.
ДЕ.4: Технологии различных видов учебных занятий в педагогическом колледже и училище.
1. Внешняя сторона организации учебного процесса, отражающая способ организации деятельности обучающихся - это:
а) прием обучения;
б) метод обучения;
в) форма обучения;
г) технология обучения;
д) все ответы верны.
2. Какая классификация типов учебных занятий включает в себя: полное учебное занятие, занятие по овладению студентами новыми знаниями, занятия по закреплению знаний и формированию умений и навыков, занятие по обобщению и систематизации знаний, занятие по проверке, оценке и коррекции знаний: :
а) по составным частям;
б) по форме реализации метода;
в) по направленности деятельности;
г) по ведущей дидактической цели;
д) ни одна из указанных классификаций.
3. К какому типу учебного занятия относится лекция:
а) полное учебное занятие;
б) занятие по овладению новыми знаниями;
в) занятия по закреплению знаний и формированию умений и навыков;
г) занятие по обобщению и систематизации знаний;
д) занятие по проверке, оценке и коррекции знаний.
4. Как называется занятие, на котором повторяются и систематизируются наиболее важные, узловые моменты ранее изученного материала:
а) полное учебное занятие;
б) занятие по овладению студентами новыми знаниями;
в) занятия по закреплению знаний и формированию умений и навыков;
г) занятие по обобщению и систематизации знаний;
д) занятие по проверке, оценке и коррекции знаний.
Вариант II
ДЕ.1: Педагогические технологии.
1. Первый подход к разработке педагогических технологий был связан:
а) с программированным обучением – внедрением кибернетических принципов в учебный процесс;
б) с внедрением в педагогический процесс различных технических средств обучения и информационных технологий;
в) с появлением нового понимания сущности педагогической технологии, связанного с подходом к ней как к способу управления педагогическим процессом, системного его построения;
г) с отказом от программированного обучения;
д) все ответы верны.
2. Для какого подхода характерно понимание педагогической технологии как совокупности методов, приемов и средств обучения и воспитания:
а) процессуального;
б) системного;
в) личностного;
г) инструментального
д) все ответы верны.
3. В чьей работе представлена наиболее полная классификация педагогических технологий:
а) М.Н.Скаткина;
б) Ю.К. Бабанского;
в) Г.К. Селевко;
г) В.П. Беспалько
д) И.Я Лернера.
4. Какой фактор следует учитывать при выборе технологии обучения:
а) наличие оборудования и дидактических средств;
б) возможности и предпочтения преподавателя, уровень его методической компетентности;
в) уровень базовой подготовки учащихся по предмету, степень интереса к изучаемому материалу;
г) лимит времени;
д) все вышеперечисленные факторы.
ДЕ. 2. Проектирование технологии обучения.
1. Программно-методическое обеспечение не включает:
а) диагностический инструментарий;
б) объем и характер содержания образования;
в) наглядные технические и средства обучения;
г) учебные планы и программы;
д) все перечисленное входит в программно-методическое обеспечение .
2. Как называется способ конструирования и структурирования содержания образования, где один и тот же вопрос рассматривается несколько раз, с расширением и обогащением содержания:
а) спиралеобразный;
б) концентрический;
в) линейный;
г) модульный;
д) нет правильного варианта ответа.
3. Наиболее реальным, инструментальным и диагностичным является способ постановки целей:
а) через изучаемое содержание;
б) через деятельность преподавателя;
в) через деятельность учащихся;
г) через результаты обучения, выраженные в действиях студентов;
д) через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного развития обучающихся.
4. Какую технологию обучения Вы выберете, если цели изучения раздела (темы) направлены на формирование опыта поисковой деятельности:
а) репродуктивноалгоритмическую;
б) репродуктивную;
в) эвристическую;
г) творческую
д) новые информационные технологии.
ДЕ.3: Методы обучения и техника их применения.
1. Способ последовательного взаимодействия обучающих и обучаемых, направленный на организацию усвоения содержания образования - это:
а) прием обучения;
б) форма организации обучения;
в) метод обучения;
г) технология обучения
д) все ответы верны.
2. Кто является автором классификации методов обучения по назначению:
а) М.И. Махмутов;
б) М.А. Данилов, Б.П. Есипов;
в) И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин;
г) Г.И. Щукина, И.Т. Огородников и др.;
д) Ю.К. Бабанский.
3. Интенсивное хаотическое генерирование идей без их сиюминутного анализа и отдаленной по времени оценкой – это метод:
а) исследовательский;
б) анализа производственных ситуаций;
в) мозгового штурма;
г) эвристического диалога;
д) персонифицированного изложения.
4. К классификации по какому основанию относятся следующие методы: словесный, наглядный, практический:
а) по источнику передачи информации;
б) по типу познавательной деятельности;
в) по дидактическим целям;
г) по назначению;
д) на основе целостного деятельностного подхода.
ДЕ.4: Технологии различных видов учебных занятий в педагогическом колледже и училище.
1. Какая форма используется для обучения разновозрастной группы обучаемых с разным уровнем подготовки
а) индивидуальная;
б) избирательно-групповая;
в) массовая;
г) индивидуально-групповая;
д) дифференцированная.
2. Как называется занятие, имеющее интегративные дидактические задачи, направленные на актуализацию ранее изученного учебного материала, выявление уровня усвоения знаний и сформированности умений и навыков, усвоение нового материала, его отработку в типичных и измененных ситуациях, систематизацию и обобщение:
а) полное учебное занятие;
б) занятие по овладению студентами новыми знаниями;
в) занятия по закреплению знаний и формированию умений и навыков;
г) занятие по обобщению и систематизации знаний;
д) занятие по проверке, оценке и коррекции знаний.
3. Какая педагогическая система утверждает твердо регламентированный режим учебно-воспитательной работы:
а) индивидуального обучения и воспитания;
б) классно-урочная;
в) лекционно-семинарская;
г) все ответы верны;
д) нет правильного варианта ответа.
4. К какому типу учебного занятия относится семинар:
а) полное учебное занятие;
б) занятие по овладению новыми знаниями;
в) занятия по закреплению знаний и формированию умений и навыков;
г) занятие по обобщению и систематизации знаний;
д) занятие по проверке, оценке и коррекции знаний.
Вариант III
ДЕ.1: Педагогические технологии.
1. Второй шаг в направлении технологизации обучения был связан:
а) с программированным обучением – внедрением кибернетических принципов в учебный процесс;
б) с внедрением в педагогический процесс различных технических средств обучения и информационных технологий;
в) с появлением нового понимания сущности педагогической технологии, связанного с подходом к ней как к способу управления педагогическим процессом, системного его построения;
г) с отказом от программированного обучения;
д) все ответы верны.
2. Для какого подхода характерно понимание педагогической технологии как компонента педагогического мастерства преподавателя:
а) процессуального;
б) системного;
в) личностного;
г) инструментального;
д) для всех указанных подходов.
3. Что является характерным для технологии:
а) системность;
б) воспроизводимость;
в) результативность;
г) все ответы верны;
д) нет правильного варианта ответа.
4. К личностно-ориентированным технологиям относятся:
а) ценностно-ориентирующие технологии;
б) адаптивные технологии;
в) технологии творческого развития личности;
г) все ответы верны;
д) нет правильного варианта ответа.
ДЕ. 2. Проектирование технологии обучения.
1. Что не является этапом учебного процесса:
а) оценка результатов;
б) процесс обучения;
в) планирование;
г) автоматизация;
д) все варианты являются этапами учебного процесса.
2. Как называется способ конструирования и структурирования содержания образования, где отдельные части учебного материала представлены последовательно и непрерывно как звенья единой целостной учебной темы, которые в совокупности раскрывают раздел, а все разделы – учебный курс:
а) спиралеобразный;
б) концентрический;
в) линейный;
г) модульный;
д) нет правильного варианта ответа.
3. Содержание образования должно обеспечить:
а) формирование у обучающегося адекватного современному уровня общей и профессиональной культуры;
б) интеграцию личности в системы мировой и национальных культур;
в) формирование человека - гражданина, интегрированного в современное общество;
г) формирование человека нацеленного на воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества;
д) все ответы верны.
4. Какую технологию обучения Вы выберете, если целью изучения раздела (темы) является формирование творческого мышления:
а) репродуктивноалгоритмическую;
б) репродуктивную;
в) эвристическую;
г) творческую
д) новые информационные технологии.
ДЕ.3: Методы обучения и техника их применения.
1. Кто является автором классификации методов обучения по источнику передачи информации:
а) С.И. Петровский, Е.Я. Голант;
б) М.А. Данилов, Б.П. Есипов;
в) И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин;
г) Г.И. Щукина, И.Т. Огородников и др.;
д) Ю.К. Бабанский.
2. Какие факторы необходимо учитывать при выборе метода обучения:
а) цель и принципы обучения;
б) наличие или отсутствие мотивации к учению;
в) содержание, объем и степень сложности изучаемого материала;
г) временные рамки процесса обучения;
д) все указанные факторы.
3. Вопросно-ответный способ организации процесса обучения, в котором вопрос имеет проблемный характер, а ответ является результатом активного аналитического поиска учащихся под руководством преподавателя – это метод:
а) исследовательский;
б) эвристического диалога;
в) мозгового штурма;
г) анализа производственных ситуаций;
д) персонифицированного изложения.
4. Кем разработана классификация методов обучения на основе сочетания методов преподавания и методов учения:
а) М.И. Махмутовым;
б) М.А. Даниловым и Б.П. Есиповым;
в) И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным;
г) С.И. Петровским и Е.Я. Голантом;
д) Ю.К. Бабанским.
ДЕ.4: Технологии различных видов учебных занятий в педагогическом колледже и училище.
1. Методами логического изложения лекции являются:
а) концентрический, ступенчатый, пространственный, исторический, аналогии, альтернативы;
б) концентрический, ступенчатый, пространственный, исторический;
в) концентрический, ступенчатый, аналогии, альтернативы;
г) все ответы верны;
д) нет правильного варианта ответа.
2. Как называется занятие, основное назначение которого сводится к введению нового учебного материала и организации его первичного осмысленного восприятия:
а) полное учебное занятие;
б) занятие по овладению студентами новыми знаниями;
в) занятия по закреплению знаний и формированию умений и навыков;
г) занятие по обобщению и систематизации знаний;
д) занятие по проверке, оценке и коррекции знаний.
3. К какому типу учебного занятия относится практическое занятие:
а) полное учебное занятие;
б) занятие по овладению новыми знаниями;
в) занятия по закреплению знаний и формированию умений и навыков;
г) занятие по обобщению и систематизации знаний;
д) занятие по проверке, оценке и коррекции знаний.
4. Какой вид учебного занятия является обязательным видом профессионального обучения, позволяющим проводить наблюдение, изучение предметов, явлений и процессов в естественных условиях, знакомиться с будущей профессиональной средой:
а) практическое занятие;
б) лекция;
в) семинар;
г) лабораторное занятие;
д) учебно-производственная экскурсия.
Вариант IV
ДЕ.1: Педагогические технологии.
1. С чем связан третий этап в разработке педагогических технологий:
а) с программированным обучением – внедрением кибернетических принципов в учебный процесс;
б) с внедрением в педагогический процесс различных технических средств обучения и информационных технологий;
в) с появлением нового понимания сущности педагогической технологии, связанного с подходом к ней как к способу управления педагогическим процессом, системного его построения;
г) с отказом от программированного обучения;
д) все ответы верны.
2. Для какого подхода характерно понимание педагогической технологии как целостного образовательного процесса в учебном учреждении:
а) процессуального;
б) системного;
в) личностного;
г) инструментального
д) для всех указанных подходов.
3. Что из перечисленного входит в структуру педагогической технологии
а) концептуальная основа;
б) содержательный компонент обучения;
в) процессуальная часть - технологический процесс;
г) все ответы верны;
д) все ответы не верны.
4. Что является задачами профессионально-ориентированной технологии:
а) формирование ценностных отношений к собственному профессиональному образованию и профессиональной деятельности;
б) гарантированная реализация образовательных программ;
в) развитие творческого потенциала личности выпускника;
г) воспитание полноценной направленности, готовности к самореализации в обществе;
д) все ответы верны.
ДЕ. 2. Проектирование технологии обучения.
1. В методе проектов целью работы не является:
а) целенаправленное формирование знаний, умений и навыков;
б) формирование умений работать с информацией;
в) формирование умений проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания;
г) формирование навыков совместной работы и делового общения в группе;
д) обучение самостоятельному достижению намеченной цели.
2. Определите, что является уровнями усвоения учебного материала:
а) феноменологический, аналитико-синтетический, математический, аксиоматический;
б) управляемое обучение, свободное обучение;
в) понимание, опознание, воспроизведение, применение, творчество;
г) удовлетворительно, неудовлетворительно, хорошо, отлично;
д) все ответы верны.
3. Что призвана отражать профессиональная характеристика специалиста среднего профессионального образования:
а) назначение и сферу применения специальности;
б) базовые виды профессиональной деятельности специалистов;
в) основы теории, необходимые для формирования научных, обобщающих, ценностных ориентиров;
г) требования к личности специалиста-профессионала, уровню его общего и профессионального образования;
д) все ответы верны.
4. Какую технологию обучения Вы выберете, если цели изучения раздела (темы) направлены на формирование информационной культуры обучаемых, умение осуществлять обработку информации:
а) репродуктивноалгоритмическую;
б) репродуктивную;
в) эвристическую;
г) творческую
д) новые информационные технологии.
ДЕ.3: Методы обучения и техника их применения.
1. Кто является автором классификации методов обучения по типу познавательной деятельности:
а) С.И. Петровский, Е.Я. Голант;
б) М.А. Данилов, Б.П. Есипов;
в) И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин;
г) Г.И. Щукина, И.Т. Огородников и др.;
д) Ю.К. Бабанский.
2. Монологическое изложение учебной информации преподавателем по личным персональным заявкам обучающихся – это метод:
а) исследовательский;
б) анализа производственных ситуаций;
в) мозгового штурма;
г) эвристического диалога;
д) персонифицированного изложения.
- Метод диалогического изложения – это устный диалог:
а) преподавателя и учащегося;
б) двух преподавателей одной дисциплины;
в) двух преподавателей различных дисциплин;
г) двух учащихся;
д) группы учащихся и преподавателя.
4. Кем разработана классификация методов обучения на основе целостного деятельностного подхода:
а) М.И. Махмутовым;
б) М.А. Даниловым и Б.П. Есиповым;
в) И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным;
г) С.И. Петровским и Е.Я. Голантом;
д) Ю.К. Бабанским.
ДЕ.4: Технологии различных видов учебных занятий в педагогическом колледже и училище.
1. Какая форма используется для организации избирательного обучения обучающихся с делением их на группы по способностям, уровню развития и степени подготовленности:
а) индивидуальная;
б) избирательно-групповая;
в) массовая;
г) индивидуально-групповая;
д) дифференцированная.
2. Как называется занятие, основная дидактическая цель которого – перенос знаний в практическую деятельность с целью обеспечения более глубокого их усвоения и овладения определенными способами действия:
а) полное учебное занятие;
б) занятие по овладению студентами новыми знаниями;
в) занятия по закреплению знаний и формированию умений и навыков;
г) занятие по обобщению и систематизации знаний;
д) занятие по проверке, оценке и коррекции знаний.
3. К какому типу учебного занятия относится зачетное занятие:
а) полное учебное занятие;
б) занятие по овладению новыми знаниями;
в) занятия по закреплению знаний и формированию умений и навыков;
г) занятие по обобщению и систематизации знаний;
д) занятие по проверке, оценке и коррекции знаний.
4. Какие виды учебных занятий соответствуют сразу нескольким типам:
а) учебно-производственная экскурсия;
б) лекция;
в) семинар;
г) лабораторное занятие;
д) практическое занятие.
Ключ к варианту - 1
№ вопроса
| ДЕ.1
| ДЕ.2
| ДЕ.3
| ДЕ.4
|
| г
| д
| д
| в
|
| б
| б
| г
| г
|
| а
| д
| а
| б
|
| б
| а
| б
| г
| Ключ к варианту - 2
№ вопроса
| ДЕ.1
| ДЕ.2
| ДЕ.3
| ДЕ.4
|
| б
| б
| в
| г
|
| г
| б
| б
| а
|
| в
| г
| в
| б
|
| д
| в
| а
| г
|
Ключ к варианту - 3
№ вопроса
| ДЕ.1
| ДЕ.2
| ДЕ.3
| ДЕ.4
|
| а
| г
| а
| а
|
| в
| в
| д
| б
|
| г
| д
| б
| в
|
| г
| г
| а
| д
| Ключ к варианту - 4
№ вопроса
| ДЕ.1
| ДЕ.2
| ДЕ.3
| ДЕ.4
|
| в
| а
| в
| д
|
| б
| в
| д
| в
|
| г
| д
| б
| д
|
| д
| д
| д
| а
|
|