Методические указания к практической работе
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Педагогические технологии.
План:
1. Понятия «педагогическая технология», «образовательная технология».
2. Проблема педагогических технологий в исторической ретроспективе.
3. Современное состояние вопроса.
4. Классификация педагогических технологий.
5. Основные качества современных педагогических технологий.
6. Описание и анализ педагогических технологий.
Вопросы для коллективного обсуждения:
1. Задачи и основные понятия курса ТПО.
2. Проблема педагогических технологий в исторической ретроспективе.
3. Проблема педагогических технологий на современном этапе.
4. Сущность понятия «педагогическая технология» в зарубежной и отечественной литературе.
5. Классификация педагогических технологий.
6. Основные качества современных педагогических технологий.
7. Структура педагогических технологий. Критерии технологичности.
8. Технологии проектирования и освоения технологий.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составить алгоритм выбора технологии обучения.
2. Из книги «Общая и профессиональная педагогика» / Под ред. В.Д. Симоненко выписать:
- условия выбора технологии обучения;
- критерии оценки технологии обучения.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
Проектирование технологий обучения.
План:
1. Проектирование технологии обучения на различных образовательных уровнях.
2. Диалектика и таксономия личностных, государственных, социальных, педагогических, дидактических целей обучения.
3. Концепции, аспекты и способы представления содержания образования.
4. Структурирование содержания образования.
5. Отбор методов и средств обучения.
6. Проектирование обучения по учебному предмету.
Вопросы для обсуждения:
1. Технология постановки целей обучения.
2. Технология разработки учебного плана ССУЗ.
3. Технология разработки учебной программы курса.
4. Организация содержания образования.
5. Определение общей структуры учебных занятий.
6. Тематическое планирование занятий.
7. Составление технологической карты курса (занятий).
8. Тематическое планирование занятий.
9. Выбор форм и методов обучения.
10. Выбор форм и средств осуществления контроля.
Задания для самостоятельной работы:
1. Выписать в тетрадь определения следующих понятий, характеризующих элементы содержания образования: знания, умения, навык, способ деятельности, социальный опыт, культура, ценность, эмоционально-ценностное отношение, чувство.
- Какие из этих понятий являются собственно дидактическими, а какие заимствованы из других наук?
- Каким образом межпредметные связи дидактики с другими науками содействуют решению проблемы совершенствования содержания среднего и высшего образования?
2. Изучить и сделать сравнительный анализ документации и нормативно- методических материалов педагогических образовательных учреждений (колледжа и вуза):
- учебного плана;
- учебных программ;
- программы педагогической практики.
3. Заполнить таблицу:
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНИКА
Предметный
| Педагогический
| Справочно-ориентировочный
|
|
|
|
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
Методы обучения и техника их применения.
План:
1. Методы, приемы, технологии обучения.
2. Классификация методов обучения по различным основаниям.
3. Техника применения методов обучения.
4. Факторы, влияющие на выбор методов обучения (иерархическая система И.П. Подласого).
5. Алгоритм оптимального выбора методов обучения (Ю.К. Бабанский).
Вопросы для обсуждения:
1. Классификация методов обучения.
2. Методы продуктивного обучения.
3. Методы организации учения.
4. Эвристические методы обучения.
5. Метод проектов.
6. Метод погружения.
7.Как выбирать методы обучения.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составить классификацию методов обучения по различным основаниям.
2. Разработать конспект практического занятия для учащихся педагогического колледжа, на его примере проанализировать технологию применения различных методов обучения.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
Информационно-предметное обеспечение учебного предмета.
План:
1. Понятие информации.
2. Способы представления информации.
3. Восприятие, переработка, хранение, воспроизведение информации.
4. Формирование познавательной культуры студентов в процессе обучения.
Вопросы для обсуждения:
1. Поиск информации: источники и технологии.
2. Технология обработки информации.
3. Формы представления информации.
4. Обучающие программы: дидактические возможности и технологии использования в образовательном процессе.
5. Формирование у студентов колледжа умений работы с информацией.
Задания для самостоятельной работы:
1. Подготовить краткое сообщение об использовании технических средств обучения.
2. Составить классификацию технических средств обучения.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
Технология различных видов учебных занятий.
План:
1. Понятие организационных форм обучения.
2. Классификация форм организации учебного процесса.
3. Технология подготовки проведения различных типов учебных занятий.
Вопросы для обсуждения:
1. Виды лекций и приемы их проведения.
2. Виды семинаров и техника их проведения.
3. Виды уроков, их подготовка, организация и проведение.
4. Внеклассная работа по предмету.
5. Виды и способы опроса.
6. Технология осуществления обратной связи.
Задания для самостоятельной работы:
1. Заполнить таблицу:
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕНИЯ
Название
| Время возникновения
| Краткая характеристика
| Основные достоинства
| Недостатки
|
|
|
|
|
|
2. Сформулировать требования к современному уроку.
3. Составить конспект одной из форм обучения: урок-лекция; комбинированный урок; практическое занятие (по выбору).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6
Технология нетрадиционных занятий.
План:
1. Творческий урок как форма эвристического обучения.
2. Технология разработки и проведения творческих уроков.
3. Технология разработки и проведения других форм эвристического обучения.
Вопросы для обсуждения:
1. Планирование творческого урока.
2. Разработка творческого урока.
3. Творческие недели.
4. Научно-творческие конференции.
5. Эвристическое «погружение».
6. Профессиональные творческие познавательные задачи.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7
Технология самостоятельной работы студентов.
План:
1. Понятие и место самостоятельной работы в процессе обучения.
2. Виды и формы самостоятельной работы.
3. Аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа.
4. Планирование самостоятельной работы.
Вопросы для изучения:
1. Уровни и виды самостоятельной работы.
2. Формы самостоятельной работы с литературой.
3. Самостоятельная работа студентов на уроке.
4. Обучение студентов методам познавательной деятельности.
5. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов.
6. Планирование самостоятельной работы, условия ее эффективности.
Задания для самостоятельной работы:
1. Заполнить таблицу:
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Этапы познавательной деятельности
| Вид самостоятельной работы учащихся
| 1. Первичное восприятие учебного материала
| | 2. Понимание и осмысление учебного материала
| | 3. Запоминание, закрепление и повторение теоретических знаний
| | 4. Формирование практических умений и навыков по применению полученных знаний
| | 5. Углубленное повторение, обобщение и систематизация изученного материала с целью совершенствования практических умений и навыков
| |
2. Составить учебную инструкцию (5-6 рекомендаций) по одной из предложенных тем:
- Как составить план прочитанного текста;
- Как разработать проблемное задание по тексту учебника;
- Как составить и использовать в процессе преподавания учебный кроссворд;
- Как правильно составить рецензию книги (статьи); и т.д.
3. Сделать выписки и дать краткую характеристику разных форм самостоятельной работы студентов.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8
|