Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Безопасные приемы торможения на скользком покрытии

Особенности управления автомобилем в сложных дорожных и метеорологических условиях

Существенное влияние на безопасность движения оказывают погодно-климатические условия, особенно в осенне-зимний период, когда дожди, снегопад и обледенение поверхности дороги: значительно усложняют эксплуатацию подвижного состава.

Пониженная температура воздуха ухудшает работу двигателя, агрегатов и узлов автомобиля. А сколько неприятностей доставляют водителю низкий коэффициент сцепления шин с дорогой, ограничение видимости, обзорности.

Согласно статистике, каждую зиму относительное число ДТП по сравнению с теплым временем года заметно возрастает. Причем свыше половины ДТП в любой сезон приходится на новичков, водителей со стажем работы менее 3-х лет. На первый взгляд можно подумать, что увеличение ДТП зимой происходит за счет молодых водителей. Однако это не совсем так.

В период первых гололедов происходит на 50% больше ДТП, чем в последующие дни. Это говорит о том, что навыки вождения по скользкой дороге теряются и у более опытных водителей, что и им нужно какое-то время, чтобы они снова приспособились к снегу и льду.

Движение в гололедицу

На скользкой дороге, как известно, в несколько раз увеличивается тор­мозной путь. Возрастает опасность блокировки колес. Большую опасность для движения автомобиля представляет гололед, при котором коэффициент сцепления снижается по сравнению с сухим покрытием в 8 и более раз.

Прежде всего, в гололед перед выездом необходимо проверить давление воздуха в шинах и износ рисунка протектора. Давление воздуха во всех колесах должно соответствовать норме, а рисунок протектора должен быть отчетливо виден, и иметь одинаковый износ на всех шинах.



Выехав из гаража, на свободном участке дороги затормозите автомобиль и проверьте, все ли колеса одновременно начинают тормозить.

Зимой очень важно издали различать состояние отдельных участков по­крытия, причем цвет дорожной поверхности говорит о многом. В период потепления можно считать, что светлые участки дороги, покрытые наледью, являются менее скользкими. В условиях подмораживания лучшими сцепными каче­ствами обладают, как правило, темные участки. Особенно скользкими становятся хорошо накатанные в мороз площадки, на которых происходит частое торможение, обычно предшествующее перекресткам с интенсивным движением.

Прежде всего, следует ехать очень медленно, осмотрительно и исключительно плавно. Поверхность дороги бывает настолько скользкой, что остановить автомобиль на крутом спуске иногда вообще невозможно.

Поэтому, съезжая с крутого склона или подъезжая к повороту нужно за­ранее переключиться на низшую передачу, чтобы не прибегать, по возможно­сти, к торможению.

Обледенелые подъемы старайтесь преодолевать на несколько повышенной скорости, чтобы на самом подъеме не пришлось переключать передачи, а можно было даже постепенно уменьшать нажатие на педаль дроссельной заслонки.

На перекрестках опасайтесь столкновения с машинами, следующими в поперечном направлении. Будьте предусмотрительны: ведь не все водители правильно учитывают опасность гололеда. Лучше повременить с выездом на перекресток, чем поставить себя под удар машины, которой управляет неосторожный водитель.

На пешеходных переходах и в других местах возможного появления пе­шеходов на проезжей части, проявляйте повышенную осторожность. Помните, что пешеход также идет по обледенелой дороге и не имеет возможности быстро остановиться.

При движении по обледенелой дороге не следует повышать скорость, на­деясь на противоскользящие материалы, которыми посыпают дороги. Иногда случается так, что при торможении песок не удерживается на обледенелом покрытии и свободно сдвигается колесами автомобиля. Опасен при гололеде и свежевыпавший снег, который маскирует обледенелое покрытие. При торможении снег не укатывается, а перемещается впереди колес автомобиля. Сцепление шин с дорогой снижается, и тормозной путь автомобиля увеличивается. В условиях скользкого покрытия даже трогание с места без буксирования требует определенной сноровки. Прежде всего нельзя включать первую передачу, создающую слишком большое тяговое усилие на задних колесах. Движение надо начинать на второй передаче, а в случаях очень скользкой поверхности, даже на третьей передаче, не допуская пробуксовывания, вследствие которого выделяется большое количество тепла. Это ведет к подтаиванию льда и образованию углублений под колесами, ухудшающих начальные условия движения.

Если одно из колес все же забуксовало, то к педали акселератора необходимо прикладывать последовательные переменные усилия, снижая обороты двигателя почти до холостых, устраняя тем самым разницу в оборотах ведущих колес и выравнивая усилия в дифференциале.

Затем обороты двигателя следует увеличить для продолжения разгона.

Как известно, несмотря на все меры предосторожности, направленные на предотвращение пробуксовывания ведущих колес на скользкой дороге, полностью добиться этого не удается. С частичным проскальзыванием колес посто­янно приходится считаться. Прежде всего это означает некоторую потерю ско­рости.

Поэтому зимой для всех маневров автомобиля, связанных с поворотом, надо рассчитывать на темп движения замедленный (минимум на 10-15%) по сравнению с летними условиями.

Об этом нужно помнить при перестроении из одного ряда в другой, до и после обгона или опережения.

Выезд на полосу встречного движения совершается с умеренной скоростью и, только после этого увеличивают ее до пределов, необходимых для обгона автомобиля. Надо по крайней мере в два раза увеличить зазор между обгоняемыми и обгоняющими автомобилями по сравнению с обычными условиями движения. В то же время не следует близко подъезжать к краю проезжей части, т.к. случайный заезд одним колесом на заснеженную обочину легко может вызвать боковой занос автомобиля.

Возвращение на свою полосу движения также должно происходить после снижения скорости, но не ниже скорости обгоняемого автомобиля.

Безопасные приемы торможения на скользком покрытии

Наиболее трудным в условиях скользкого покрытия является торможение. Поскольку тормозные системы современных автомобилей позволяют легко создать большой тормозной момент на колесах, их блокировка при постоянном нажатии на тормозную педаль может наступить очень быстро. А это чревато самым неприятным, потерей поперечной устойчивости, заносом.

Как же можно избежать блокировки колес?

Тормозить рекомендуется преимущественно двигателем. И вот почему. Тормозные механизмы левой и правой сторон автомобиля практически никогда не держат одинаково. При одной и той же силе, с которой прижимаются колодки, трение в левых и правых колесах на оси различно. Неодинаковые тормозные силы создают момент, стремящийся повернуть автомобиль в горизонтальной плоскости. Этот отрицательный момент тем больше, чем больше разность тормозных сил.

При торможении же вместе с двигателем тормозные силы колодок несут лишь часть общей нагрузки и имеют гораздо меньшую величину. Следовательно, поворачивающийся момент уменьшается. Таким образом, торможение вместе с двигателем дает существенное улучшение поперечной устойчивости автомобиля. Обычно применяется плавное торможение, т.е. водитель плавно нажимает на педаль тормоза, постепенно увеличивая усилие. При этом автомобиль постепенно замедляет ход до полной остановки. А как тормозить, если необходимо быстро остановиться, да еще на скользкой дороге?

Многие водители считают, что владеют приемом экстренного торможе­ния в совершенстве. Между тем, по данным исследований, в 25% случаев наездов на пешеходов имелась техническая возможность его избежать. Причиной этого явилось то, что в данной конкретной обстановке был выбран ошибочный способ торможения.

Специалистами была проведена оценка эффективности различных способов торможения по скользкой дороге, а именно, плавного, прерывистого, ступенчатого, торможения с блокировкой колес.

В ходе экспериментов было выяснено, что на невысоких скоростях движения (до 30 км/ч) способ торможения незначительно влияет на величину тор­мозного пути.

На скоростях движения 30-75 км/ч способ торможения существенно влияет на длину тормозного пути, причем различие составляет от 8 до 35 м в зависимости от скорости движения. Был сделан вывод, что на скользкой дороге наиболее эффективно ступенчатое торможение. Резкое торможение на скользкой дороге недопустимо, поскольку оно не только не дает уменьшения тормозного пути, но и способствует заносу, увеличивает вероятность сноса автомобиля с дороги и опрокидывания.

При ступенчатом торможении нарастание усилия на педаль тормоза че­редуется с уменьшением усилия (частичном отпускании педали). Уменьшение усилия производится без потери контакта ноги с педалью при выбранном свободном ходе. Время нахождения педали в рабочем положении увеличивается по мере уменьшения скорости движения. Повторением этого приема можно быстро замедлить движение автомобиля, не переходя предела сцепления колес с дорогой и избежав «юза».

Достаточно эффективно и прерывистое торможение, при котором нарастающее усилие на педаль тормоза чередуется с возвращением ее в начальное положение (полное отпускание педали).

Умелое применение этих способов торможения позволяет сокращать тормозной путь почти на 20%.

На повороте скользкой дороги особенно опасно торможение с одновременным поворотом рулевого колеса. При таком торможении передние вращающиеся колеса не изменяют направления движения.

Кроме того, опасность увеличивается тем, что после прекращения торможения автомобиль резко направляется в сторону повернутых колес.

Надо твердо помнить, что на скользкой дороге надо делать что-то одно: либо тормозить, либо маневрировать.

Если занос возник при торможении, то прежде всего надо отпустить пе­даль тормоза. При невысокой скорости движения он прекратится. Если же боковое скольжение продолжается, необходимо, как можно быстрее, повернуть руль в сторону заноса.

Далее, не дожидаясь полного прекращения движения задней оси автомобиля, а только почувствовав эффект от поворота руля, надо начинать обратное его вращение, опережая новый занос. Иначе машину занесет в другую сторону. Так часто и случается с неопытным водителем. Повернув руль в сторону заноса задней оси, он замирает, ждет результатов. Вроде бы помогло: скорость заноса резко уменьшилась, опасность миновала. Но это впечатление обманчиво. Машину начинает заносить в другую сторону.

Спохватившись, водитель резко перехватывает руль обратно и снова замирает. Он уже не руководит движением, а как бы «бегает» вслед за заносом, все время опаздывая. Автомобиль виляет из стороны в сторону, каждый раз отклоняясь все больше. Кончается обычно тем, что автомобиль разворачивается на 180°. Практически же не должно быть момента, когда руль неподвижен. Не следует ждать полного прекращения заноса. После поворота надо тут же вернуть рулевое колесо в прежнее положение, опережая новый занос. Скользкие дороги требуют исключительного внимания к обстановке движения и точного расчета. Надо знать, что наилучшей боковой устойчивостью обладает свободно катящееся без тягового или тормозного усилия колесо. Из этого следует практический вывод. Опасность заноса, наименьшая при движении накатом или высшей передаче, при плавном торможении двигателем или очень легком притормаживании колес.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.