Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Вождение автомобиля в темное время суток

Вождение автомобиля втемное время суток сильно усложняется из-за ухудшения видимости и ослепляющего действия фар встречных автомобилей. Днем при нормальном освещении на прямомучастке водитель видит предметы на расстоянии более 1 км. Ночью при освещении дальним светом фар можно увидеть предмет на покрытии за 100-140 м, а при ближнем - лишь за 30-40 м.

Между тем, как показывают наблюдения за режимами движения автомо­билей, скорости движения меняются сравнительно мало, снижаясь в среднем на 5-7 км/ч.

Поэтому, несмотря на резкий спад интенсивности движения, количество ДТП в темное время суток непропорционально велико. Отмечается рост ДТП в период сумерек, особенно вечерних, когда движение происходит в условиях ухудшения видимости без фар. Число смертельных исходов на 1 млн. авт/км ночью в 2,5 раза больше, чем днем.

Так, по данным исследований, количество ДТП на 1000 транспортных единиц составляет: в утренние сумерки - 26, светлое время дня -2, вечерние сумерки - 63, ночью- 4.

Характерными видами происшествий в ночное время являются столкновения автомобилей и наезды на пешеходов, то есть такие, которые в основном зависят от видимости дороги и наличия на ней препятствий.

Другой причиной совершения ДТП в темное время суток является ослепление водителя светом фар встречных автомобилей. Причем в большинстве случаев оно вызывается несвоевременным переключением света фар с дальнего на ближний.

На загородных дорогах очень часто причиной ДТП являются транспортные средства, оставленные на проезжей части или обочине без освещения и сигнализации. Прежде всего это относится к автопоездам, автомобилям с прицепами-роспусками, тракторам и тележкам.



При управлении автомобилем ночью опасность появляется всего более внезапно чем днем и в связи с этим затрудняется процесс распознавания до­рожно-транспортной ситуации.

Особую опасность при движении ночью представляют пешеходы и вело­сипедисты, чья неяркая одежда сливается с окружающей темнотой. В этих условиях водителю, заметившему пешеходов на расстоянии меньшем, чем остановочный путь автомобиля, практически невозможно избежать наезда.

Исследования показали, что при скорости 60 км/ч водитель различает при дальнем свете фар пешехода в черной одежде в 100 м, в коричневой - 125м и в темно-серой в 140 метрах.

Зимой, конечно, видимость пешехода на фоне белоснежного покрытия несколько улучшается, но здесь опасность кроется в другом. Дело в том, что водитель, заметив в дальнем свете фар на некотором отдалении пешехода, в какой-то момент теряет его из виду. Это происходит, как отмечают специалисты, вследствие того, что по мере сближения освещенность пешехода и окружающего снежного фона сравнивается и пешеход, сливаясь с фоном, «пропадает». Совершив в такой ситуации наезд, водитель при расследовании происшествия утверждает, что пешеход, как будто «из-под земли вырос».

Поэтому, заметив пешехода, идущего по обочине, а тем более по проезжей части, необходимо предпринять определенные меры предосторожности: снизить скорость и объехать его с достаточным интервалом.

Более 10% всех ДТП происходит в результате ослепления водителей светом фар встречных автомобилей. Это происходит главным образом вследствие нарушения водителями правил пользования светом фар. Либо из-за неправильнойрегулировки фар.

Вследствие резкого снижения видимости при ослеплении водитель на ка­кое-товремя перестает видеть дорогу и предметы на ней.

Каковы же условия сохранения безопасности при встречном разъезде?

Первое условие - снижение скорости. Такой прием обеспечивает умень­шение тормозного пути, и большинство водителей делают его, автоматически.

Другое условие менее известно. В тот момент, когда встречная машина еще далеко, лучше выехать ближе к центру шоссе. Таким маневром можно из­бежать опасностей, поджидающих водителя на краю проезжей части и на обчинах в то время, когда зрение его уже ослаблено дальним светом фар встречного автомобиля. А когда автомобили будут достаточно близко друг от друга, необходимо принять вправо, убедившись, что ни между автомобилями, ни на краю дороги нет никакой опасности.

Для того чтобы вас не ослепило светом, никогда не смотрите прямо в фа­ры встречного автомобиля, даже если у него выключен дальний свет. Наблю­дайте за правым краем шоссе чуть прищуренными глазами, ориентируясь по обочине, ограждающим столбикам, зеленым насаждениям.

Избежать, или, как правило, снизить ослепление водителя встречного автомобиля можно, прежде всего своевременным переключением с дальнего света на ближний. Переключать свет у автомобиля необходимо в тот момент, когда дальний свет уже мешает безопасному разъезду, т.е. за 300 метров до встречного автомобиля, согласно требования Правил дорожного движения. Переключить свет фар необходимо и на большем расстоянии, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого.

При разъезде рекомендуется смотреть чуть в бок, в сторону обочины а не на фары встречного автомобиля. Перед переключением фар следует заглянуть подальше вперед, постараться заметить находящиеся впереди препятствия, определить до них расстояние и время сближения. Если водитель встречного автомобиля не перешел на ближний свет и ослепил вас, ни в коем случае не отвечайте ему тем же.

Вполне возможно, что он не обладает достаточной квалификацией и не умеет точно определить момент переключения света фар.

Попросить его перейти на ближний свет можно периодическим переключением света фар. Если это не помогло и вы ослеплены, остается один выход -включить аварийную сигнализацию, снизить скорость и остановиться, не меняя полосу движения.

При встречных разъездах автомобилей на поворотах один из водителей всегда находится в лучших условиях (рисунок 2). Автомобиль, двигающийся по внутренней кривой с дальним светом, будет ослеплять водителя автомобиля, следующего по внешней кривой, в то время, как дальний свет последнего направлен в сторону от дороги. Поэтому водителям автомобилей, движущихся по внутренней кривой, переключать свет фар на ближний необходимо раньше встречного автомобиля.

Если возникает необходимость в обгоне, то во избежание ослепления це­лесообразно производить его следующим образом.

Приблизившись на расстояние 150-200 м к обгоняемому автомобилю, следует переключить свет фар на ближний, чтобы не ослепить водителя через зеркало заднего вида. Затем поравнявшись с обгоняемым, можно включить дальний свет. Водителю обгоняемого автомобиля целесообразно снизить скорость и принять правее. Когда обгоняющий начнет опережение, ему необходимо переключить свет на ближний и двигаться с ними пока дистанция между автомобилями не достигнет 150-200 м.

Опасна неправильная установка и регулировка фар. Эксплуатация автомобилей с разрегулированными фарами способствует увеличению в 2,5 раза потери видимости при разъездах по сравнению с фарами, имеющими правильную регулировку. Помните об этом, и своевременно принимайте меры по регулировке фар своего автомобиля!

Так же как и чистота стекол фар, при ночных поездках особенно важно чистота лобового стекла. Опасность загрязненного стекла особенно ощущается тогда, когда его осветят фары встречных автомобилей, уличные фонари или реклама. Помните затруднения обзорности и видимости из кабины автомобиля, грязное стекло еще рассеивает встречные лучи света. А это способствует быстрой утомляемости зрения и создает впечатление изолированности водителя от дороги. Дорога впереди представляется водителю нереальной, как бы воображаемой. В определенных случаях он даже может не отреагировать вовремя на возникшее препятствие на дороге.

Скорость ночью должна быть такой, чтобы успеть остановиться до пре­пятствия на длине пути, видной в свете фар ига фонарей на улице.

Расчеты показывают, что при освещении дороги лучами фар дальнего света максимально допустимая скорость на сухих прямолинейных участках дорог составляет - 70 км/ч., а при ближнем свете - 35-40 км/ч. Указанные величины скорости для автопоездов должны быть меньше, примерно, на 25%.

Надо знать, что ночью снижается способность водителя определять расстояние до предметов (глубинное зрение), так как количество видимых предметов резко уменьшается.

Зачастую из-за ошибок в оценке расстояний удаляющийся световой сигнал кажется приближающимся. Легко возникает иллюзия движения неподвижных предметов.

Распознавание предметов на неосвещенной дороге зависит также от психологических причин. Так, если водитель ожидает появления препятствия, он распознает его по силуэту с расстояния почти в два раза большего, чем распознается неожиданное препятствие.

Неожиданное препятствие зрительно воспринимается водителем на расстояниях более близких, чем в действительности и тем раньше, чем больше его яркость и контрастность.

Большую опасность представляют ночью на дороге неосвещенные заграждения в местах проведения ремонтных работ. Не всегда они окрашены в яркий цвет и обустроены соответствующими знаками. Но это не слагает с водителя обязанности вовремя заметить их и усилить внимание. О приближении к такому месту водителю могут указать кучи песка, гравия, булыжника по краям дороги, приготовленные для ремонта.

В темное время суток при проезде мимо автобуса или троллейбуса, стоящего на остановке, лучше всего включить ближний свет фар. Это поможет пешеходам заметить автомобиль.

При приближении к пешеходному переходу, который плохо просматривается, нужно приготовиться к снижению скорости или остановке, одновременно переключить свет фар, предупреждая о приближении автомобиля.

При движении в колонне не следует слишком близко подъезжать к впереди идущему автомобилю. Двигаться в этих случаях следует с ближним светом фар.

У перекрестков вечером, стоя у светофора, не держите ногу на педали тормоза; так как свет стоп-сигнала может ослеплять водителей задних автомобилей. Лучше применять ручной тормоз.

Никогда не оставляйте автомобиль на стоянке на дорогах или темных улицах без освещения. Лучше: поискать автостоянку или отъехать подальше с дороги. А если уж этого сделать нельзя, то оставьте автомобиль с включенными габаритными или стояночными огнями. В случае их неисправности необходимо включить аварийную световую сигнализацию, а при ее отсутствии или неис­правности выставить на положенном расстоянии от транспортного средства знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.

 

 

III. Заключительная часть:

- выслушать вопросы по лекционной теме;

- дать задание на самоподготовку;

- подвести итоги занятия.

 

Конспект подготовил:

 

Инспектор по профессиональной

подготовке группы кадров

лейтенант милиции В.В. Синицкий






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.