Раздел 2. Специфика технических наук. ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ
ТЕХНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
Материалы для самостоятельной работы
Магистрантов
Учебно-методическое пособие
Специальность: 13.04.01 Теплоэнергетика и теплотехника
ЧЕРЕПОВЕЦ
Рассмотрено на заседании кафедры истории и философии, протокол № 2 от 08.10.15 г.
Составитель: С.С. Касаткина, канд. фил. наук, доцент
Введение
Данное учебно-методическое пособие должно помочь магистрантам сформировать представление об особенностях философии техники, технических знаний, дополнить мировоззренческие аспекты инженерной деятельности новыми возможностями.
Цель дисциплины «Философские вопросы технических знаний» состоит в том, чтобы создать у магистрантов целостное представление о науке и технике как специфических формах человеческой жизнедеятельности. В ходе изучения дисциплины ставятся задачи познавательного, методологического, этического и аксиологического характера; в частности, следующие: раскрыть содержание понятий «техника», «технические знания»; рассмотреть общие закономерности их развития; генезис и историю; выявить структуру, уровни и методологию научного исследования; проанализировать актуальные проблемы философии науки и техники; ознакомить с основными теориями и направлениями ФТ; показать место и роль НТП и НТР в жизни человека и общества. Изучение дисциплины ФВТЗ должно обеспечить магистрантам возможность получить целостное представление о процессах формирования и развития науки и техники, осуществить комплексный подход при изучении культурно-философских, социальных и естественнонаучных дисциплин; ставить проблемы и осуществлять поиск разных способов их решения, анализировать социальные последствия научно-технической деятельности,учитывать многовариантность и альтернативность философского осмысления действительности, ориентироваться на развивающее обучение и осмысление фактов, а не на простую их репродуктивность, различать многообразие ценностных ориентаций и вырабатывать толерантное отношение к различным социокультурным тенденциям развития современного мира; использовать общенаучные и философские методы познания в различных видах профессиональной и социальной активности.
В результате изучения данной дисциплины магистранты должны сформировать общекультурную компетенцию:
Способность к абстрактному мышлению, обобщению, анализу, систематизации и прогнозированию (ОК-1).
Основные методики и приемы изложения и усвоения дисциплины включают в себя:
– проблемное изложение лекционного материала;
– дискуссионное изложение вопросов семинаров;
– индивидуальные и групповые консультации;
– оперативный контроль знаний в рамках рейтинговой системы;
– проверочные работы по терминам и понятиям;
– итоговый контроль в форме зачета
Пособие включает в себя содержательный компонент дисциплины, тематику семинарских занятий, посвященных ключевым вопросам изучения основ истории философской мысли нашей страны, примерные вопросы для повторения материала, вопросы к зачету, Интернет-ресурсы и список литературы.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий.
Раздел 1. Философские вопросы технознания: история вопроса.
Техника как предмет философского познания.Понятие «техника» в философии. Философия техники как результат критической оценки техногенного развития. Техника в системе философского знания. Взаимосвязь философии техники с философией науки, социальной философией и философской антропологией. Методологические проблемы философии техники. «Естественное» и «искусственное», природа и техника. Техника в историко-философской ретроспективе. Образы техники в культуре: Древний мир, Средние века и эпоха Возрождения, Новое время, современное общество.
Основные направления современной философии техники.Методологический, культурологический и антропологический контексты философии техники. Методологическое направление: технологический детерминизм и теории индустриального и постиндустриального общества (Р.Арон, Д.Белл, У.Ростоу и др.). Прогнозирование перспектив научно-технического развития (А.Димер, Дж.Несбит, О.Тоффлер). Критика технологического детерминизма (Г.Рополь, С.Карпентер, Н.Я.Данилевский). Философско-культурологическое направление: проблема НТП и его социальных последствий, противоречия техногенной цивилизации, глобальные проблемы современности. Концепции М.Хайдеггера, К.Ясперса, К. Поппера, О.Шпенглера, Э.Аггаса, Л.Мэмфорда, А.Печчеи и др.
Антропология техники.Философский смысл проблемы «человек-техника». Человек как творец техники. Философская трактовка изобретения Ф.Дессауэром. Прогресс техники в концепции Э.Блоха. М.Шелер о роли техники в жизни человека. Зависимость человека от технических систем обеспечения. Технические ритмы (производственные, транспортные, коммуникационные) и образ жизни. Техника и формирование новых человеческих потребностей. Роль техники в процессе отчуждения человека. Господство человека над техникой или техники над человеком. Проблема заменимости человека автоматом.
Антропогенез и развитие негенетических форм памяти. Изменение роли и места информации в ходе развития человеческого общества. Значение науки в процессах накопления и переработки информации. Традиционные и новые методы обработки информации. Человек и техника в информационном обществе. Проблема искусственного интеллекта в философии.
Проблема гуманизации техники, выявление потенциала личности в овладении феноменом техники. Взаимодействие и взаимоприспособление человека и техники. Техника как объект исследования гуманитарных наук. Ценностная природа техники. Русский космизм о влиянии техники на природу и сущность человека. Философия техники Н.А.Бердяева.
Раздел 2. Специфика технических наук.
Специфика технических наук, их отношение к естественным и общественным наукам и математике. Первые технические пауки как прикладное естествознание. Основные типы технических наук.
Специфика соотношения теоретического и эмпирического в технических науках, особенности теоретико-методологического синтеза знании в технических науках. Техническая теория: специфика строения, особенности функционирования и этапы формирования; концептуальный и математический аппарат, особенности идеальных объектов технической теории; абстрактно-теоретические - частные и общие - схемы технической теории; функциональные, поточные и структурные теоретические схемы. Роль инженерной практики и проектирования, конструктивно-технические и практико-методические знания.
Дисциплинарная организация технической науки: понятие научно-технической дисциплины и семейства научно-технических дисциплин. Междисциплинарные, проблемно-ориентированные и проектно-ориентированные исследования.
Инженерная деятельность.Понятие инженерная деятельность. Проблемы практического использования научных знаний. Отличие инженерной деятельности от технической. Субъекты инженерной деятельности: ученые-профессионалы, самоучки.
Основные этапы развития инженерной деятельности и проектирования. Этика ученого и социальная ответственность проектировщика: виды ответственности, моральные и юридические аспекты их реализации в обществе. Научная, техническая и хозяйственная этика и проблемы охраны окружающей среды. Проблемы гуманизации и экологизации современной техники.
Социально-экологическая экспертиза научно-технических и хозяйственных проектов, оценка воздействия па окружающую среду и экологический менеджмент па предприятии как конкретные механизмы реализации научно-технической и экологической политики; их соотношение с социальной оценкой техники.
|