Экспорт химического производства в слаборазвитые страны связан:
а) с наличием в этих странах дешевой рабочей силы
б) стремлением реконструировать и развивать слаборазвитые страны
в) с наличием там сырьевой базы
г) стремлением вывести за пределы своих стран «грязное производство
60. К глобальным проблемам можно отнести:
а) загрязнение мирового океана
б) возникновение мощных лесных пожаров
в) оседание почвы и землетрясения в местах подземных выработок
г) «кислотные дожди»
61. Учение, рассматривающее процесс создания мира Богом в едином творческом акте, - это:
а) конформизм б) антропоморфизм в) креационизм г) панпсихизм
62. Научно-техническая революция произошла:
а) в XV веке б) в XVII веке в) в ХХ веке г) в XVIII веке
63. Учение, отрицающее объективную, причинную обусловленность явлений природы, - это:
а) детерминизм б) индетерминизм в) плюрализм г) агностицизм
64. Физический закон, отображающий объективную закономерность в форме однозначной связи физических величин, - это:
а) динамический закон б) статический закон в) всеобщий закон г) вариативный закон
65. Красное смещение спектральных линий открыл:
а) Г.Галилей б) Э.Хаббл в) Н.Г.Холодный г) В.Гейзенберг
66. Наука о самоорганизации простых систем – это:
а) космогония б) синергетика в) информациология г) ква
товая механика
67. Идеи развития технократизма получили развитие в трудах:
а) О.Тоффлера б) М.Вебера в) Дж.Гэлбрейта г) Т.Куна
68. Укажите философскую традицию, с которой сопряжено развитие математизированного естествознания:
а) агностицизм б) рационализм в) иррационализм г) скептицизм
69. Выделите понятие, с которым в рамках классической философии часто отождествлялась категория «развитие»:
а) прогресс б) самоорганизация в) регресс г) связь состояний
70. Укажите тип объектов, особенности которого зафиксированы в содержании понятия «биосфера»:
а) неживое вещество б) живое вещество в) неразумное существо г) разумное существо
71. Выделите принцип, лежащий в основе учения о ноосфере:
а) принцип господства человека над природой
б) принцип равновесия природных систем
в) принцип коэволюции природы и человека г) принцип подчинения общества природе
72. Укажите принцип современного научного знания, приобретающий сегодня мировоззренческое значение для понимания связи человека с природой:
а) релятивистский принцип б) антропный принцип
в) принцип наблюдаемости г) принцип дополнительности
73. К социальным последствиям НТР относится:
а) снижение благосостояния населения б) технологическая безработица
в) демографический рост г) секуляризация
74. Теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны:
а) миф б) религия в) наука г) искусство
75. К эмпирическим методам научного познания относится:
а) анализ б) синтез в) дедукция г) эксперимент
76. Профессия инженера приобретает массовый характер в эпоху:
а) античности б) Возрождения в) средневековья г) Нового времени
77. Индустриальное общество характеризует:
а) господство сословной иерархии б) высокая социальная мобильность
в) деспотический политический режим
г) доминирование аграрного сектора в экономике
78. Скачок в развитии производительных сил, заключающийся в переходе от мануфактуры к машинному производству, называется:
а) НТР б) реформа в) секуляризация г) промышленный переворот
79. Наука, изучающая будущее человечества, называется:
а) история б) социология в) физика г) футурология
80. К глобальным проблемам современности не относится:
а) угроза мировой войны б) демографическая
в) экологическая г) развитие общественного транспорта
81. Точка бифуркации – это:
а) разветвление траектории движения системы в определенной точке
б) точка, за которой процесс идет вспять
в) особая температурная точка образования кристаллических структур
г) точка для замера исследуемых параметров
82. Теория о наличии в живых организмах особой жизненной силы:
а) пантеизм б) квиетизм в) деизм г) витализм
83. Биосфера – это оболочка:
а) охваченная жизнью б) человеческой деятельностью
в) геологическими изменениями в) космическими излучениями
84. Ученый, который основал гелиобиологию:
а) В.И.Вернадский б) А.Л.Чижевский в) К.Э.Циолковский г) П.П.Вишневский
Что выражает высказывание: «Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некоторой стадии эволюции мог существовать наблюдатель»?
а) антропный принцип б) принцип неопределенности
в) принцип суперпозиции г) закон синархии
Кто ввел понятие «парадигма»?
а) П.Фейерабенд б) И.Лакатос в) К.Поппер г) Т.Кун
87. Современная наука характеризуется тем, что она:
а) элитарна б) изучает только природу
в) является мощным катализатором развития производства;
г) не требует специального образования
88. Необходимый этап научного познания:
а) чувственное познание б) иррациональное познание
в) бессознательное познание г) интуитивное познание
89. К общетеоретическим методам познания относится:
а) опыт б) эксперимент в) наблюдение г) абстрагирование
90. Принцип технологического детерминизма в качестве определяющего фактора социального прогресса называет:
а) технику б) религию в) искусство г) здравый смысл
91. Автором теории «постиндустриального общества» считается:
а) К.Маркс б) О.Конт в) Р.Арон г) Д.Белл
92. Негативное отношение к НТП и его социальным последствиям характерно для:
а) технологического алармизма б) технологического эвдемонизма
в) экономического детерминизма г) географического детерминизма
93. Предметом философии техники являются проблемы взаимосвязи:
а) человека и Бога б) человека и машины
в) человека и человека г) человека и природы
94. Осуществление промышленного переворота сопровождает переход от:
а) индустриального общества к постиндустриальному
б) аграрного к индустриальному в) архаического к аграрному
г) современного к информационному
95. Первые университеты в Европе возникают в эпоху:
а) античности б) Возрождения в) средневековья г) Нового времени
96. Специфическая оболочка Земли, включающая в себя человека и мир, созданной им материальной и духовной культуры, называется:
а) геосфера б) биосфера в) атмосфера г) техносфера
97. Автором теории «стадий экономического роста» стал:
а) У.Ростоу б) Д.Белл в) Н.Бердяев г) М.Майдеггер
98. Понятие «глобальные проблемы» вошло в научный оборот в:
а) середине 17в. б) середине 18 в. в) середине 19 в. г) середине 20 в.
99. Стремление господствовать над природой характеризует общество:
а) аграрное б) архаическое в) индустриальное г) постиндустриальное
100. Взаимосвязь техники и технического знания с магическим действием было присуще эпохе:
а) Древнего мира б) средневековья в) Возрождения г) Нового времени
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
1. Актуальность философского осмысления техники.
2. Образы техники в истории культуры.
3. Технический оптимизм и технический пессимизм: апология и культуркритика техники.
4. Специфика технических наук, их отношение к естественным, общественным наукам и математике.
5. Техническая теория: специфика строения, особенности функционирования и этапы формирования.
6. Техника как самостоятельная реальность. Онтологическая характеристика техники.
7. Антропология техники. Философский смысл проблемы «человек – техника».
8. Научно-технический прогресс: понятие, сущность, этапы.
9. Научно-техническая революция и ее социальные последствия.
10. Классическая инженерная деятельность: основные этапы становления и структура.
11. Системотехническая деятельность: понятие и структура.
12. Социотехническое проектирование: понятие и виды.
13. Социальная ответственность субъектов инженерной деятельности.
14. Глобальные проблемы современности и перспективы техногенной цивилизации.
15. Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом общества.
ЛИТЕРАТУРА:
Основная литература:
1. Смирнова О.В. Философия науки и техники : учеб. пособие / О.В. Смирнова. — М. : ФЛИНТА : Наука, 2014. — 296 с.
2. Чуркин Б.В. История науки, техники и технологии: учебное пособие / Б. В. Чуркин. - Череповец, 2012.
Дополнительная литература:
1. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М., 2004.
2. Ивин А. А. Современная философия науки.-М.: Высшая школа, 2005.-592 с.-ISBN 5-06-005309-1.
3. Кохановский В. П. Философия науки: учебное пособие для вузов / В.П. Кохановский, В.И. Пржиленский, Е.А. Сергодеева.-2-е изд.,.-М.; Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2006.-492 с.-(Учебный курс).-Библиогр.: с. 477 - 488.-ISBN 5-241-00460-2. УК-4963
4. Лось В. А. История и философия науки: Основы курса: учебное пособие.-2-е изд.-М.: Дашков и К`, 2006.-401 c.-Библиогр. : с. 385 - 397.-ISBN 5-91131-023-6.
5. Мареев С.Н. Философия XX века: (истоки и итоги): учебное пособие для вузов / С.Н. Мареев, Е.В. Мареева, В.Г. Арсланов.-М.: Академический Проект, 2001.-464 с.-(Gaudeamus).-ISBN 5-8291-0131-9.
6. Митчем К. Что такое философия техники? = What is the philosophy of technology?: Пер. с англ. / ; под ред. В.Г. Горохова.-М.: Аспект Пресс, 1995.-149 с.-(Программа: Обновление гуманитарного образования в России).-Библиогр. : с.141 - 147.-ISBN 5-7567-0031-5.
7. Осипов В. И. Мировоззрение естествоиспытателей 19 века и философия.-Архангельск: Поморский ун-т, 2004.-653 с.-Библиогр.: С.636-650.-ISBN 5-88086-401-4.
8. Руднев В. Философия языка и семиотика безумия. Избранные работы.-М.: Издательский дом "Территория будущего", 2007.-527 с.-(Университетская библиотека Александра Погорельского).-Библиогр.: с.511 - 527.-ISBN 5-91129-035-9
9. Философия науки и техники: конспект лекций для адъюнктов и аспирантов / К.Н. Хабибуллин, В.Б. Коробов , А.А. Луговой и др.; под ред. В.С. Артамонова.-М.: Высшее образование, 2008.-192 с.-(Хочу все сдать).-ISBN 978-5-9692-0210-8 УК-5026
10. Философия науки. № 3(26): Научное издание по философии,методологии и логике естественных наук / под ред. Л.М. Баркова и др.-Новосибирск: Институт философии и права, 2005.-166 с.-ISBN 1560-7488.
11. Философия науки: исторические эпохи и теоретические методы: монография / под ред. В.Г. Кузнецова, А.А. Печенкина, А.С. Кравец, Е.Н. Ищенко.-Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2006.-564 с.-(Монографии).-Библиогр. в конце глав.-ISBN 978-5-9273-1183-5.
12. Смирнова О.В. Философия науки и техники : учеб. пособие / О.В. Смирнова. — М. : ФЛИНТА : Наука, 2014. — 296 с.
13. Смирнова О.В. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ТЕХНИКИ: Материалы для самостоятельной работы студентов. Учебно-методическое пособие. Череповец: ЧГУ, 2012.
14. Смирнова О.В. Балюшина Ю.Л. История науки и техники: учебно-методическое пособие. Череповец: ЧГУ, 2014.
15. Смирнова О.В. История и философия науки: учебно-методическое пособие. Череповец, 2015.
Интернет-ресурсы:
https://edu.chsu.ru/portal Образовательный портал ЧГУ
https://www.chsu.ru/biblioteka Электронные ресурсы Библиотеки ЧГУ
http://ecsocman.hse.ru/text/33372701/ Федеральный образовательный портал ЭСМ
http://www.kon-ferenc.ru/ Научные конференции России
http://www.rsl.ru/ Российская государственная библиотека им. В. И. Ленина
http://www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека
http://anovikov.ru - Сайт академика РАО Новикова А.М..
http://rao.edu.ru - Российская Академия образования.
http://ripc.redline.ru - Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
http://vak.ed.gov.ru - ВАК РФ.
http://www.methodolog.ru/links.htm
http://bim-bad.ru/ - Сайт академика Российской Академии образования Бориса Михайловича Бим-Бада. Интереснейшие публикации этого и других авторов по педагогической антропологии, философии и теории образования, актуальным проблемам обучения и воспитания. Большая электронная библиотека, бесплатный доступ.
Оглавление
Введение ............................................................................................... 3
Содержание дисциплины ..................................................................... 5
Планы семинарских занятий ................................................................ 8
Темы сообщений .................................................................................. 11
Примерные тесты ................................................................................. 11
Вопросы для подготовки к зачету ...................................................... 23
Список литературы ............................................................................... 24
|