Раздел 3. Мир техники и будущее человечества. Социальные последствия НТП. Влияние научно-технического развития на тип социальной организации. Техника как социальное явление и компонент социальной системы. Глобализация. Общий кризис современной техногенной цивилизации: проявления, причины, пути преодоления. Проблема будущего человечества в философии. Техника и культура. Технокультура как выражение противоположности современной технологии и культуры.
Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом общества. Проблема комплексной оценки социальных, экономических, экологических и других последствий техники; социальная оценка техники как область исследования системного анализа и как проблемно-ориентированное исследование; междисциплинарность, рефлексивность и проектная направленность исследований последствий техники.
Принцип «технологического детерминизма» и его критика. Проблемы, связанные с техническим развитием: моделирование глобальных технико-экономических систем, прогнозирование перспектив их функционирования, компьютеризация (А.Димер, Дж.Несбит, О.Тоффлер). Критическая установка по отношению к технике; выдвижение на первый план проектов социального переустройства, призванных разрешить противоречия современной технотронной эры. Концепции М.Хайдеггера, К.Ясперса, О.Шпенглера, Э.Аггаса, Л.Мэмфорда, Ж.Эллюля и др. о стратегической основе, на которой возможно развитие техники, не вступающее в противоречие с жизненной перспективой человеческого общества. Влияние научно-технического развития на тип социальной организации. Д.Белл: теория доиндустриального, индустриального и постиндустриального типов общества. Теория «трех волн» О.Тоффлера. Теория волновых процессов технологических инноваций (И.Шумпеттер, А.Клейнкехт).Л.Мэмфорд о неотехнической фазе цивилизации, его футурологические взгляды. Техника как социальное явление и компонент социальной системы. Взаимосвязь технологических изменений с экономическими, политическими и социальными.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1.
Техника как феномен. Информационный мир.
История философии техники
1. Техническое знание. Понятие техники.
2. Эволюция технических изобретений и их роль в цивилизационном развитии.
3. Техника и человек, техника и общество (особенности взаимосвязи)
4. Понятие информации. Информационное общество в философском смысле.
5. Научно-инженерная картина мира
6. Понятие философии техники. Возникновение философии техники.
7. Философия техники Нового времени. (Э. Гартис, И. Бекманн, Фр. Рело, А. Ридлер).
8. Основные подходы к осмыслению техники. (Э. Капп, Ф. Бон, А. Эспинас, П. К. Энгельмейер).
9. Соотношение науки и техники.
10. Особенности технического прогресса в России.
Тема 2.
Особенности развития техногенной цивилизации.
Онтологические проблемы техники
1. Научно- технический прогресс (структура, этапы).
2. Роль информационных ресурсов в современном социуме.
3. Современные проблемы научно-технического мира (искусственный интеллект, клонирование, виртуальная реальность и т.д.).
4. Модели развития будущего цивилизации в проекте научно-технических прогнозов.
5. Роль техники в жизнеобеспечении общества
6. Техника как механизм социализации
7. Интернет-пространство и его значение в обществе
8. Социальная ответственность инженера
9. Глобальные проблемы современности в ракурсе технического знания
Тема 3.
Современные теории в философии техники.
Техника и культура
1. «Техническое мировоззрение» Эллюля.
2. «Антропология техники» А. Хунинга.
3. «Технологическая реальность» Харкхамера, Адорно.
4. Теория «системной рациональности» В. Бюля.
5. Теория «гуманитарной техники» Дж. Уайнстейна.
6. Технознание как система знаний
7. Технократизм (понятие, представители, значение)
8. Антитехнократизм. Поиск выхода их кризиса техногенной цивилизации
9. Техника и культура: особенности взаимодействия
10. Техническое развитие XXI века – показатель культурной эволюции
ТЕМЫ СООБЩЕНИЙ
1. Н.А.Бердяев о роли техники в жизни человека и общества.
2. К.Маркс и проблема отчуждения человека в процессе общественного производства.
3. Изменение места и роли человека как субъекта труда.
4. Человек как творец техники.
5. Философия техники и русский космизм: Н.Ф.Федоров, П.А.Флоренский.
6. Инженерная деятельность: понятие, специфика, основные формы.
7. Методологические и социокультурные аспекты генной инженерии.
8. Проблема клонирования человека.
9. Проблема контакта с внеземными цивилизациями.
10. Теории «информационного общества».
ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТЫ
1. Сведение чего-то сложного к простому – это:
а) натурализм б) редукционизм
в) эволюционизм г) эмпиризм
2. Основной функцией науки является:
а) утешительная б) теоретико-познавательная
в) воспитательная г) аксиологическая
3. Формулировка закона сохранения материи и движения принадлежит:
а) К.А.Тимирязеву б) М.В.Ломоносову
в) Ф.Шлейермахеру г) Л.И.Мечникову
4. Электромагнитную теорию поля создал:
а) Н.Бор б) Ю.Майер в) Д.Максвелл г) Э.Резерфорд
5. Световое излучение имеет:
а) квантовую природу б) стационарную природу
в) волновую природу г) квантово-волновую природу
6. Метагалактикой называется:
а) вся Вселенная
б) часть Вселенной, охваченная астрономическими наблюдениями
в) часть Млечного пути, близкая к Солнечной системе
г) область, в которой зарождается новая галактика
7. Принцип, рассматривающий опыт как основу познания, называется:
а) рационализм б) сенсуализм в) эмпиризм г) спиритуализм
8. К средствам массовой информации относится:
а) музыка б) телевидение в) театр г) живопись
9. Наука, изучающая развитие морали, называется:
а) история б) эстетика в) психология г) этика
10. Первые университеты появились в эпоху:
а) античности б) средневековья
в) Нового времени г) Просвещения
11. Особенностью научного познания является:
а) зависимость результата от частных пристрастий
б) стремление к объективности
в) интерес только к полезным достижениям
г) отражение реальности в образах
12. НТП зарождается на рубеже:
а) 16-17 вв. б) 17-18 вв. в) 18-19 вв. г) 19-20 вв.
13. НТР характерна для:
а) архаического общества б) аграрного общества
в) современного общества г) средневекового общества
14. Критерием научности знания является:
а) гармоничность б) простота
в) объективность г) доступность
15. Для традиционного общества характерно :
а) естественное и неотъемлемое право частной собственности
б) интересы личности «выше» интересов общества
в) главным регулятором жизни являются традиции и обычаи
г) ярко выражена свобода и автономия личности
16. Стадия общественного развития, когда информатизация и компьютеризация определяют все сферы социального бытия, носит название «общества»:
а) технотронного б) индустриального в) промышленного г) информационного
17. В современном мире к глобальным можно отнести проблему:
а) религиозных конфликтов б) сырьевую
в) развития торговых связей г) развития стран СНГ
18. Понятие «парадигма» ввел в научный оборот:
а) К.Маркс б) Ф.Бэкон в) Т.Кун г) М.Вебер
19. Философия техники как особое направление в структуре философского знания окончательно сложилось в:
а) 17 в. б) 18 в. в) 19 в. г) 20 в.
20. Проблемы техники занимают особое место в философии:
а) В.Соловьева б) Илариона в) Н.Бердяева г) А.Лосева
21. «Большой взрыв» - это:
а) ядерное нападение США на Хиросиму в 1945 г.
б) метод получения искусственных алмазов
в) процесс расширения Вселенной
г) принцип работы квантового генератора
22. Реликтовым излучением называется:
а) радиоактивный фон останков вымерших животных
б) излучение, оставшееся от эпохи большой плотности вещества во Вселенной
в) излучение горных пород Мезозойского периода
г) свечение хвоста кометы Галлея
23. Теория строения химических соединений создана:
а) А.М.Бутлеровым б) И.П.Павловым в) И.М.Сеченовым г) А.Гумбольдтом
24. В биологии естественный отбор – это:
а) распределение живых организмов в биологии по родам и классам
б) устранение неприспособленных к среде организмов
в) отбор животных, подходящих для получения здорового потомства в условиях неволи
г) сравнительный анализ генетического аппарата различных представителей фауны
25. Ноосферой называется:
а) оболочка, находящаяся ниже мантии Земли
б) новое состояние биосферы, связанное с возникновением в ней человеческого общества
в) верхний слой тропосферы г) новые пласты земной коры
26.Сциентизм – это мировоззрение:
а) с доминирующим религиозным содержанием
б) основанное на синтетическом мировосприятии
в) атеистическое г) абсолютизирующее роль науки в человеческой культуре
27. Необходимый этап научного познания – это:
а) чувственное познание б) иррациональное познание
в) бессознательное познание г) интуитивное познание
28. Познавательно-объяснительная функция науки:
а) помогает человеку объяснить известные ему знания о мире
б) позволяет человеку изменять окружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям
в) помогает человеку рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии
г) помогает познать и объяснить, как устроен мир, и каковы законы его развития
29. Наука в ХХ веке превратилась один из важнейших элементов:
а) духовной жизни общества б) социальной жизни общества
в) правовой жизни общества г) политической жизни общества
30. Система специфических организаций и учреждений с работающими в них людьми, вырабатывающими, хранящими и распространяющими знания, называется:
а) наука б) техника в) театр г) семья
31. Процесс обмена информацией между людьми как равноправными субъектами познавательной и преобразовательной деятельности есть:
а) подражание б) культура в) общение г) творчество
32. Рациональное познание основано на:
а) чувственных ощущениях б) интуиции
в) самостоятельной деятельности разума г) откровении
33. Теологическое понимание техники характерно для эпохи:
а) античности б) средневековья в) Нового времени г) современной
34. Творческая деятельность требует:
а) принятия стандартных, шаблонных решений
б) отказа от поиска решения той или иной проблемы
в) научного подхода г) созидания нового в разных сферах
35. Человеческая деятельность характеризуется:
а) приспособляемостью к окружающей среде б) адаптацией
в) практическим преобразованием г) ассимиляцией
36. Этика науки включает в себя:
а) религиозные запреты б) бескорыстный поиск истины
в) безответственность г) плагиат
37. Процесс обновления всех сторон общественной жизни при переходе от традиционного к индустриальному обществу – это:
а) революция б) реформа в) модернизация г) эволюция
38. Скачок в развитии производительных сил общества, переход их в качественно новое состояние на основе коренных сдвигов в системе научных знаний – это:
а) промышленный переворот б) научно-технический прогресс
в) научно-техническая революция г) индустриализация
39. К глобальным проблемам современности относится:
а) проблема массового образования
б) проблема создания бактериологического оружия
в) проблема войны и мира
г) все указанные выше
40. Античное понимание техники носит:
а) рациональный характер б) религиозный характер
в) мистический характер г) интегральный характер
41. Можно определить естествознание как:
а) научные исследования, которые проводятся с помощью гипотетико-дедуктивного метода
б) знание естественных законов развития человеческого общества
в) совокупность научных знаний о природе
г) научную деятельность людей
42. Метод следования от простого к сложному называется:
а) интроспекцией б) индукцией в) редукцией г) дедукцией
43. Устанавливающая ложность гипотезы процедура:
а) демаркация б) денонсация в) деноминация г) фальсификация
44. Верификация – это:
а) процесс установления истинности гипотезы
б) математическое выражение нового закона природы
в) занесение очевидных положений теории в разряд постулатов
г) отказ от ряда подтвержденных фактами теорий
45. Назовите общефилософский метод познания:
а) экспериментальный б) амбивалентный
в) диалектический г) натурфилософский
46. Появление классического, опытного естествознания есть результат:
а) создания общей теории относительности
б) глобальной научной революции XVI-XVII веков
в) творческой деятельности представителей русского космизма
г) научно-технической революции
47. Сфера человеческой деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и самом человеке, называется:
а) образование б) наука в) философия г) субкультура
48. Особым образом построенная система взаимосвязанных категорий, принципов и законов науки:
а) программа б) гипотеза в) рационализм г) теория
49. В качестве мотивов деятельности человека выступают:
а) установки б) убеждения в) потребности г) все перечисленное
50. Верно ли суждение? Общение…
А. ограничено передачей информации
Б. предполагает взаимодействие и взаимопонимание партнеров
Варианты ответов:
а) верно только А б) верно только Б в) верно и А, и Б г) оба неверны
51. Философия науки как особое направление сложилась в:
а) середине 9 в. б) середине 17 в. в) середине 18 в. г) середине 19 в.
52. Наука как социальный институт возникает в эпоху:
а) Древнего мира б) средневековья в) Возрождения г) Нового времени
53. Наука становится непосредственной производительной силой общества в:
а) 16 в. б) 17 в. в) 18 в. г) 20 в.
54. Признак: «ресурсосберегающие технологии» относится к типу общества:
а) традиционному б) индустриальному в) постиндустриальному г) аграрному
55. В развитии человеческой цивилизации три стадии: аграрную, индустриальную, информационную – выделял философ и публицист:
а) К.Маркс б) О.Тоффлер в) О.Конт г) А.Тойнби
56. Процесс обновления всех сторон общественной жизни при переходе от традиционного к индустриальному обществу называется:
а) модернизация б) урбанизация в) аграрная революция г) социализация
57. Общество ХХ века называется:
а) индустриальным б) закрытым в) традиционным г) открытым
58. Современное общество характеризуется:
а) промышленной революцией б) борьбой за передел мира
в) освоением космического пространства г) социальными революциями
|