Глобальные проблемы современности Е.А. ПЛЕХАНОВ
ФИЛОСОФИЯ
___________________________________________________
ВВЕДЕНИЕ
Значение курса в подготовке бакалавров
Учебно-методические разработки, адресованные студентам очной формы обучения Владимирского филиала РАНХиГС, призваны способствовать формированию у будущих специалистов общекультурных компетенций. В условиях развертывающихся глобализационных процессов, вызывающих необходимость политической, социальной и технологической модернизации страны, выпускник должен понимать и уметь анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; иметь представление о движущих силах и закономерностях исторического процесса, о событиях и процессах экономической истории, о месте и роли своей страны в истории человечества и в современном мире; ориентироваться в политических, экономических и духовных процессах, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем.
Философия относится к базовой (обязательной) части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин. Ее изучение обеспечивает обязательный минимум знаний и общепрофессиональной подготовки будущего бакалавра.
Список дисциплин, знание которых необходимо для изучения курса данной дисциплины.
1. История
2. Социология
3. Политология
4. Культурология
5. Психология
6. Концепции современного естествознания
Список дисциплин, для изучения которых необходимы знания данного курса.
1. Теория управления
2. История политических и правовых учений
3. Теория государства и права
4. История отечественного и зарубежного государства и права
5. Макроэкономика
6. История экономических учений
1.2 Цель преподавания дисциплины.
Целью изучения курса философии является формирование основ научного мировоззрения, обеспечение гуманитаризации профессиональной подготовки будущих бакалавров.
1.3 Задачи изучения дисциплины.
Основными задачами изучения курса философии являются:
- изучение научно-теоретических основ дисциплины;
- овладение студентами навыками анализа мировоззренческих, социально-политических, смысложизненных проблем в контексте современных стратегий общественного и цивилизационного развития;
- выработка умений применять в профессиональной деятельности методологические принципы, теоретические знания, ценностные ориентации, интеллектуальные навыки, полученные в процессе изучения учебной дисциплины.
1.4 Рекомендации по изучению дисциплины.
В результате изучения философского курса студенты должны:
А) знать:
- основные этапы исторического развития европейской и отечественной философской мысли, главные течения, направления, концепции, школы и проблемы философии;
- центральные философские понятия и категории, их методологическое, теоретическое и аксиологическое содержание;
- закономерности развития природы, общества и мышления.
Б) уметь:
- применять понятийно-категориальный аппарат, знание основных форм логико-познавательной деятельности в профессиональной сфере;
- ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать политические, экономические и духовные процессы, происходящие в современном обществе;
- осваивать современные методологические подходы, средства и способы научного исследования для повышения уровня профессиональной компетентности.
В) владеть:
- навыками целостного, гуманитарно ориентированного подхода к анализу общественных проблем;
- навыками получения нового знания, необходимого для принятия обоснованных личностных и профессиональных решений.
В основе учебного курса лежит понимание философии как теоретического мировоззрения, раскрываемого в трех различных, но взаимосвязанных аспектах – историческом, онтологическом и гносеологическом. Поэтому в учебной программе выделяются три модуля.
Первый модуль – история философии – раскрывает становление и развитие философии как теоретического мировоззрения. В этой части философия различных эпох предстает как системное, целостное отражение своей эпохи, как духовный образ своего времени. История философии оказывается сменой различных типов философского мировоззрения.
Второй модуль – философия как теоретическое мировоззрение. Здесь рассматривается общая структура философии, ее основные проблемы и доминирующие подходы к их решению. Выделяемые три блока философско-мировоззренческих проблем – онтология, философская антропология и аксиология – выступают взаимосвязанными разделами единой системы философского знания. Они вводят студентов в мир современной философии, где эти разделы философии могут рассматриваться в качестве отраслей философского знания. Такой подход продиктован культурологическими и образовательно-педагогическими целями, когда предпочтительнее рассмотреть философию в единстве всех ее аспектов, а не в виде суммы самостоятельных философских наук.
Третий модуль – философия и методология научного и духовно-практического (ценностного) освоения действительности. В этой части рассматриваются вопросы взаимосвязи философии и других форм общественного сознания. По существу в ней выясняется место философии в духовной культуре общества.
Содержание программы нашло отражение в тематике лекционного курса, в планах семинаров и спецсеминаров, которые позволяют более углубленно изучить философские проблемы избранного студентами направления бакалавриата.
В конце каждой части программы приводится список источников и научной литературы, который дает представление о состоянии исследования философских проблем, составляющих содержание этой части философии. Рекомендуемая литература удовлетворит интерес студентов к философии и предоставит им свободу выбора мировоззренческих позиций. При подготовке к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам необходимо пользоваться следующей справочной и учебной философской литературой:
Антология мировой философии в 4-х томах. – М., 1969-1972.
Мир философии. Книга для чтения в 2-х частях. – М., 1991.
Новая философская энциклопедия. – М., 2000.
Новый энциклопедический словарь. Философия. – М., 2002.
Философская энциклопедия в 5-ти томах. – М., 1960-1970.
Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.
Учебная литература:
Введение в философию в 2-х частях/ Под ред. И.Т. Фролова. 2-е изд. – М., 2003.
Вольф Р.П. О философии: Учебник. – М., 1996.
Алексеев П.Н., Панин А.В. Философия. Учебник. – М., 1997.
Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х тт. – Л., 1991.
История философии: Запад – Россия – Восток. В 4-х кн. – М., 1996-1999.
История русской философии/ Редколл.: М.А. Маслин и др. –М., 2001.
Реале Дж., Антисери Д. История философии в 4-х тт. – СПб., 1994-1997.
Философия. Учебник/ Под ред. В.Д. Губина. 2-е изд. – М., 2008.
Философия: Учебник/ Под ред. Л.Н. Москвичева. 2-е изд. – М., 2006.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
| Название раздела (тема)
| Распределение часов
| Тести-рование
| Внеауди
торная
СРС
|
|
| Всего
| Лекции
| Практические занятия
|
| Модуль 1. История философии
| 1.
| Философия в духовной культуре общества
|
|
|
|
|
| 2.
| Античная философия
|
|
|
|
|
| 3.
| Философия Средних веков и Возрождения
|
|
|
|
|
| 4.
| Философия Нового времени и Просвещения
|
|
|
|
|
| 5.
| Немецкая классическая философия
|
|
|
|
|
| 6.
| Неклассическая западная философия и ее основные течения (марксизм, позитивизм, философия жизни, экзистенциализм)
|
|
|
|
|
| 7.
| Русская философия XIX-XX вв.
|
|
|
|
|
| 8.
| Современная западная философия
|
|
|
| +
|
| Модуль 2. Философия как теоретическое мировоззрение
| 9.
| Философская онтология как учение о бытии
|
|
|
|
|
| 10.
| Общество и природа. Глобальные проблемы современности
|
|
|
|
|
| 11.
| Общество как социокультурная реальность
|
|
|
|
|
| 12.
| Основные общесоциологические теории
|
|
|
|
|
| 13.
| Философская антропология. Личность и общество
|
|
|
|
|
| 14.
| Философия культуры и теория ценностей
|
|
|
|
|
| 15.
| Проблема сознания в философии
|
|
|
| +
|
| 16.
| Философия и общество
|
|
|
|
|
| Модуль 3. Философия научного и ценностного познания
| 17.
| Философская гносеология
|
|
|
|
|
| 18.
| Эпистемология как теория научного познания
|
|
|
| +
|
|
| ВСЕГО:
|
|
|
| 3 теста
|
|
| ИТОГО: 72 часа
|
|
ПРОГРАММА КУРСА «ФИЛОСОФИЯ»
модуль 1. История философии
Тема 1. ФИЛОСОФИЯ В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ОБЩЕСТВА
Природа философского знания. Предмет и объект науки. Проблема предмета философского познания, основные проблемы и основной вопрос философии.
Философия в системе культуры. Функции философии. Философия как онтология, антропология, гносеология и методология. Философия и наука. Научная обоснованность философской теории и ориентация на социальные ценности. Философское познание и нравственность. Философия и искусство. Человек как предмет философского познания и «мера» философского отношения к миру.
Мировоззрение и его общественно-исторический характер. Мироощущение, мировосприятие и миропонимание.
Философия, политика и современность.
Тема 2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Рождение философской теоретической мысли, ее культурно-исторические предпосылки. Древнегреческая философия и генезис рационально-теоретического мышления. Понятие мифологии. Миф как форма духовной жизни человека.
Космоцентрический характер античной философии. Онтологический, этический и эстетический смысл идеи космоса.
Милетская школа философии. Проблема единого и много, чувственного и умопостигаемого. Идея первоначала и принцип причинного объяснения (Фалес). Натурфилософия Гераклита. Диалектика Гераклита.
Демокрит как основоположник материалистической традиции в философии. Философия Сократа и антропологический поворот в античной философии. Человек как мера всех вещей. Философия классической античности. Проблема абсолютного и относительного в знании. Учение Платона об идеях. Социальная философия Платона. Аристотель как вершина античного рационализма. Критика платоновского учения об идеях. Материя и форма у Аристотеля. Учение о первопричинах.
Философия эпохи эллинизма. Понятие эллинистически-римской философии. Основные этико-философские школы: эпикурейство, стоицизм, скептицизм.
Античная философия в контексте мировой истории философии.
Тема 3. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ВОЗРОЖДЕНИЯ
Понятие средневековой философии. Религиозный характер философской мысли.
Утверждение христианства как основы духовной жизни средневекового общества. Теологический характер средневекового мировоззрения. Особенности средневекового мышления: символизм, каноничность, авторитаризм. Теоретические источники средневекового мировоззрения.
Патристика как становление средневековой философии. Августин как выдающийся представитель латинской патристики. Синтез античного рационализма и религии откровения у Августина.
Понятие схоластики. Схоластический период в развитии средневековой философии. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики. Спор о природе общих понятий: реализм и номинализм.
Средневековая философия в истории мировой духовной культуры.
Понятие Возрождения как культурно-исторической эпохи. Секуляризация мировоззрения. Европейское Возрождение как синтез античной и средневековой культур. Антропоцентричность ренессансного мировоззрения.
Христианский и возрожденческий гуманизм. Философия итальянского гуманизма XIV века. Гуманистическая антропология Данте и Петрарки.
Неоплатоническая диалектика Кузанского. Средневековый и возрожденческий пантеизм. Политическая философия Возрождения. Философия истории Макиавелли. Политика и религия. Политика и мораль. Натурфилософия Возрождения и подготовка научной картины мира. Пантеизм и возможности естественнонаучного подхода к природе.
Возрождение и традиции европейского гуманизма.
Тема 4. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И
ПРОСВЕЩЕНИЯ
Понятие Нового времени как эпохи ранних буржуазных революций. Становление буржуазного общества и научная революция XVII века. Изменение роли науки в обществе.
Юридический характер мировоззрения Нового времени. Концепция естественных, неотчуждаемых прав человека. Феодально-сословное и буржуазное понимание права. Основные права и свободы человека. Формально-юридическое понимание прав и реальное неравенство людей в обществе.
Критика средневековой схоластики и разработка метода научного познания. Концепция «идолов» Ф.Бэкона. Развитие опытно-экспериментального естествознания и разработка дедуктивных методов (Р.Декарт). Эмпиризм и рационализм.
Проблема человека в философии Просвещения (К.А.Гельвеций, Фр. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо).
Социально-антропологическая философия Просвещения. Теория общественного договора Руссо. Политическая философия Просвещения и идейная подготовка Великой французской революции (Ш.Монкескье, «Энциклопедия»). Философия воспитания эпохи Просвещения. Педагогика как практическая философия человека. Социальная роль воспитания и проблема «воспитания воспитателей». Становление классического типа образования и классической школы.
Идеи философского рационализма и духовное самоопределение человека в современном мире.
Тема 5. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Социально-экономические корни и теоретические истоки немецкой классической философии. Немецкая классическая философия как завершение европейского Просвещения и переход к диалектическому мировоззрению.
И. Кант – родоначальник немецкой классической философии: «коперникианский переворот» в философии, совершенный Кантом. Система «критической» философии. Основные вопросы кантовской философии: «Что я могу знать?» ( «Критика чистого разума»), «Что я должен делать?» ( «Критика практического разума»), «На что я смею надеяться?» ( «Религия в пределах только разума») и «Что такое человек?» ( «Антропология»).
Г. Фихте и его «наукоучение» как продолжение философии Канта и переход к «философии деятельности». Активный, автономный, свободный субъект – центральная проблема субъективно-идеалистической философии Фихте. Эволюция взглядов Фихте: от абсолютной деятельности к абсолютному бытию.
Ф. Шеллинг: от «наукоучения» к диалектической натурфилософии. «Система трансцендентального идеализма». «Философия тождества» Шеллинга.
Гегель. Обоснование и защита Гегелем диалектического объективного идеализма в процессе освоения и критики им Канта, Фихте, Шеллинга. Философия как система, или энциклопедия философских наук (Логика, Философия природы, Философия духа, Философия права и Философия истории). Принципы диалектики Гегеля. Тождество диалектики, логики и теории познания – важнейший принцип гегелевской философии в целом.
Л. Фейербах и критика им объективного идеализма Гегеля как спекулятивной теологии. Философия как материалистическая антропология. Гуманизм Фейербаха.
Немецкая классическая философия в контексте мировой философии.
Тема 6. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ
И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ (МАРКСИЗМ, ПОЗИТИВИЗМ,
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ, ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ)
Духовная жизнь европейского общества второй пол. XIX в. и ее отражение в главных философских течениях. Классическая и постклассическая философия: стиль мышления, язык, центральные проблемы.
Понятие марксистской философии, ее идейно-теоретические и политические источники.
Основные этапы формирования марксистской философии. Теоретическое обоснование предметно-практической деятельности человека как основополагающего принципа гуманизма и материалистического понимания истории. Философия «реального» гуманизма. Разработка Марксом и Энгельсом вопросов предмета, методов, функций философского познания.
Проблемы материализма и диалектики в философском наследии В.И. Ленина. Вопросы социальной философии марксизма в эпоху империализма. Судьба марксизма на рубеже XIX-ХХ столетий.
Исторические формы позитивизма. Позитивизм в XIX веке. «Позитивная философия» О.Конта: философия и наука, классификация наук. Социология в системе наук. Эмпириокритицизм (Э.Мах, Р. Авенариус) и революция в естествознании. Неопозитивизм и его эволюция. «Лингвистический поворот» в философии ХХ в. Проблема значения и язык. Концепции значения в логико-семантическом анализе, феноменологии, структурализме, герменевтике. Анализ языка и методов науки в философии (Л. Витгенштейн). Постпозитивизм и его роль в современной науке и философии.
«Философия жизни» (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, В.Дильтей, А.Бергсон). Идейные истоки и смысл философии жизни, ее отношение к фашизму.
Неокантианство: назад к Канту. Марбургская школа неокантианства (Г.Коген). «Этический социализм» Марбургской школы. Фрайбургская школа неокантианства (В.Виндельбанд, Г.Риккерт). Учение о ценностях: аксиология. Науки о природе и науки о культуре: проблемы социально-исторического познания.
Человек в мире и мир в человеке: экзистенциализм, персонализм, философская антропология. Человек в условиях отчуждения, социальных кризисов и «пограничных ситуаций». Существование человека и его сущность. Бытие человека и бытие мира. Проблема жизни и смерти (К.Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А.Камю).
Философия второй половины XIX века как предвосхищение социальных катаклизмов XX века.
Тема 7. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ xix-xx вв.
Понятие русской философии и проблема ее периодизации. Философские формы национального самосознания. Проблематика, характер и ценностные ориентации русской философии. «Русская душа» и «русская идея».
Философская мысль в составе святоотеческой духовной традиции. Нравственно-практическая направленность русской философии. Новоевропейская философия и русская культура ХVII века. Социальные и этические идеи русского Просвещения.
Русская философия ХIХ века. Становление философии русского национального сознания (первая пол. ХIХ в.). Россия в контексте общемирового цивилизационного процесса: историософические концепции славянофильства (И.В. Киреевский, К.С. и И.С. Аксаковы, А.С. Хомяков) и западничества (А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, Н.П. Огарев).
Русская революционно-демократическая (В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Д.И.Писарев) и революционно-анархическая мысль (П.А.Кропоткин, М.А.Бакунин).
Философия «внутреннего подвига» (Ф.М. Достоевский) и христианского гуманизма (Л.Н.Толстой).Философский синтез Вл. Соловьева. Критика «отвлеченных начал» и идея «цельного знания». Философия свободы и подлинного бытия (В.В.Розанов, Н.А.Бердяев, С.Л.Франк).
Философия русского космизма. Человек как субъект Вселенского бытия (Н.Ф.Федоров, П.А.Флоренский). Разум Вселенной и жизнь личности (В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский).
Мировоззренческие искания философии русского зарубежья. Послереволюционная судьба русской религиозной философии. Идеи русской философии в современном мире.
Тема 8. СОВРЕМЕННАЯ западная ФИЛОСОФИЯ
Особенности и основные направления современной (постнеклассической) философии.
Формирование феноменологии как методологической основы современного философского знания. Отношение феноменологии к классическому рационализму. Идея Э. Гуссерля философии как «строгой науки» и его борьба с психологизмом. Структура «чистого сознания». Проблема кризиса «европейского человечества» и новое понятие научной рациональности. «Жизненный мир» как основа феноменологической социологии (А.Шюц) и философии культуры. Значение феноменологии Гуссерля для современной философии.
Герменевтика как философская теория понимания и интерпретации. Исторические этапы становления герменевтики. Герменевтика как теория искусства понимания (Шлейермахера). «Понимающая психология» Дильтея. Философская герменевтика Гадамера и ее основные понятия: герменевтический круг, предрассудок, культурно-исторический горизонт, истолкование, язык как герменевтическая реальность. Развитие герменевтики в работах М. Мерло-Понти, П.Рикера, К.-О. Апеля. Роль герменевтики как философского метода гуманитарного и естественнонаучного познания.
Структурализм как направление в гуманитарном познании К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ф. де Соссюр, Р. Барт, Ж. Лакан). Понятие структуры и структурального метода. Отношение структурализма к диалектике и феноменологии. Принципы структуральной методологии: от «логики тождества» к «логике различия», приоритета структуры над субъектом, синхронического подхода над диахроническом, бессознательного над осознаваемым, функции над элементами. Концепция языка в структурализме. Культура как текст. Структурализм и критерии научности гуманитарного знания.
Постмодернизм и «состояние постсовременности». Трансформация принципов структурализма в постструктурализме. Постмодернистский дискурс как «новый жанр». Критика «проекта Просвещения» и проблема истины. Деконструктивизм Ж. Деррида. «Постмодернистский человек» «Смерть субъекта» и демонтаж личного опыта, фикция «Я» и идея дегуманизации культуры (М. Фуко, Р. Барт, Ю. Кристева).
Образы мира, человека и будущего в современной западной философии.
ЛИТЕРАТУРА
Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1976.
Бабушкин В.У. О природе философского знания. – М., 1978.
Богомолов А.С., Ойзерман Т.И. Основы теории историко-философского процесса. – М., 1983.
Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1986.
Буржуазная философия кануна и начала империализма. – М., 1977.
Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия XI-XIX вв. – М., 1989.
Гегель Г. Лекции по истории философии// Гегель Г. Сочинения. – М.-Л. 1935. Т.11.
Горфункель А.Х. Философии эпохи Возрождения. – М., 1980.
Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1986.
Зотов А.Ф. Современнаязападная философия. – М., 2001.
История античной диалектики. – М., 1972.
История диалектики XIV-XVIII вв. – М., 1974.
История диалектики. Немецкая классическая философия. – М., 1978.
История философии: Запад-Россия-Восток. В 4-х кн. – М., 1996-1999 .
Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западно-европейская философия XVIII в. – М., 1986.
Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII-начала XIX в. – М., 1989.
Лосский Н.О. История русской философии. – М., 1991.
Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1990.
Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. – М., 1979.
Марксистская философия в XIX в. В 2-х тт. – М., 1974.
Новиков А.И. История русской философии. – СПб., 1998.
Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философской науки. – М., 1982.
Современная буржуазная философия. – М., 1978.
Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 1979.
Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. – М., 1984.
Философия эпохи ранних буржуазных революций. – М., 1983.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М., 1990.
модуль 2. Философия как теоретическое
мировоззрение
Тема 9. ФИЛОСОФСКая онтология
как УЧЕНИЕ О БЫТИИ
Бытие как сущее. Бытие вообще. Наличное бытие. Проблема бытия в классическом рационализме (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Юм). Марксистское понимание бытия. Категория бытия и позитивистская традиция. Проблема смысла бытия в современных западных онтологиях (онтология экзистенциализма, «новая онтология» Н.Гартмана, концепция космогенеза Тейяра де Шардена). Бытие человеческой субъективности в философской антропологии.
Структура бытия: уровни и формы бытия. Проблема взаимосвязи высших и низших уровней бытия. Бытие природы: естественная и «очеловеченная» природа. Социальное бытие: диалектика исторического и общественного бытия. Бытие человека: «бытие-человека-в мире» и «специфически человеческое бытие». Бытие духовного: взаимосвязь объективированного духовного и субъективного духовного.
Проблема развития в философии. Изменение и развитие. Диалектика в контексте истории мировой философии. Основные концепции развития в современной философии.
Изменчивость бытия. Диалектика количественных и качественных изменений. Противоположности. Диалектическое отрицание. Цикличность и поступательность изменений.
Классический, неклассический, постклассический стили мышления и образы мирового развития. Идея универсального эволюционизма. Синергетика как теория самоорганизации. Понятия флуктуации, бифуркации, аттракции и их методологическое значение для познания природы и общества. Многовариантность развития. Антропный принцип и проблема направленности развития. Диалектика и синергетика.
ТЕМА 10. Общество и природа.
Глобальные проблемы современности
Бытие природы. Понятие природы. Природа как предмет философского познания. Практическое и духовное отношение человека к природе. Исторические формы природопользования.
Глобальные экологические проблемы: их особенности, причины возникновения и перспективы решения. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Глобальное моделирование и образы будущего (сценарии мирового развития Римского клуба). Социальная экология. Экологическая проблема, ее научные, социально-философские и нравственно-гуманистические аспекты. Понятия экологической этики и экологической культуры.
Глобализация как ведущая тенденция современного общественного развития. Политические, экономические и социокультурные аспекты глобализации. Идеология глобализма, антиглобализма и альтерглобализма в современном мире.
ТЕМА 11. Общество как социокультурная
Реальность.
Социальная онтология. Социальное бытие. Специфика социальной формы бытия.
Социальная философия. Общество как предмет социально-философского анализа. Понятие общества. Модель социальной реальности и структура общества. Социальный детерминизм. Основные принципы типологии общества: формационный, цивилизационный, социокультурный, коммуникативно-информационный. Традиционное и индустриальное общество как типы цивилизаций. Становление информационно-технологического общества. Глобальные проблемы современности и пути их решения.
Социальная философия как учение об обществе. Понятие общества. Деятельность как способ существования социального. Социально-историческое пространство и время как формы бытия социальной реальности. Структура социальной реальности: социальные отношения, социальные формы общности людей, формы общественного сознания и социальные институты.
Историческое развитие общества. Предмет философии истории. Роль материальных и духовных факторов в общественном развитии. Социальный детерминизм и многовариантность исторического процесса. Открытость истории и проблема исторического выбора.
Философская футурология и ее место в структуре современного научного знания. Методы глобального моделирования. Взаимодействие цивилизаций и альтернативные сценарии будущего.
ТЕМА 12. ОСНОВНЫЕ общесоциологические
ТЕОРИИ
Общество как предмет многоаспектного философского познания. Принцип дополнительности методологических подходов к обществу.
Юридический характер мировоззрения Нового времени. Теории общественного договора в социальной философии XVII-XVIII вв. Концепция естественных, неотчуждаемых прав человека. Общество и государство: проблема правового общественного устройства. Разделение властей и народный суверенитет как альтернативы государственному тоталитаризму. Социально-правовая теория Канта. Проблема политической культуры. Проблема гражданского общества и государства у Гегеля.
Демократическое общество: понятие и реальность. Многообразие форм политической демократии. Гражданское общество и его основные характеристики. Рыночная свобода и политическая демократия. Роль государства в рыночной экономике. Средний класс как социальная основа демократии. Права, свободы и обязанности личности. Частная жизнь человека. Триумф современной демократии и проблематичность «конца истории».
Россия: переход к посттоталитарному состоянию в ситуации стратегической нестабильности. Социальная демократия и либеральная демократия как два варианта российских реформ. Возможности российского варианта демократического общества.
Формационная теория общества. Общество как система общественного производства. Материальное и духовное производство. Общественно-экономическая формации и ее структура. Понятие способа производства. Общественные производительные силы и диалектика их развития. Типы и виды общественных отношений. Социальная и институциональная структура общества. Человек как субъект и объект общественных отношений.
История как смена общественных формаций. Многомерность формационного развития. Типологические особенности докапиталистических обществ. Формационные характеристики классического буржуазного общества. Философия истории и методологический потенциал формационной теории.
Культурно-цивилизационная модель общества. Цивилизация как ступень исторического развития и как культурно-историческое образование. Теория культурно-исторических типов (П.Я.Данилевский, К.Н. Леонтьев). Историческая морфология культур О.Шпенглера. Теория локальных цивилизаций А.Тойнби. «Исторический вызов» и проблема возникновения цивилизаций. Их типология и стадии развития. Проблема преемственности и целостности истории в теории Тойнби.
Понятие общечеловеческой цивилизации. Космогенная цивилизация. Буржуазное общество и техногенная цивилизация. Человек и культура в условиях индустриально-технического развития. Контуры антропогенной цивилизации.
Теория столкновения цивилизаций Хантингтона. Проблема самоопределения России в XXI веке и варианты ее цивилизационного развития. Россия как «догоняющая цивилизация». Россия как евразийская цивилизация.
Технократический подход к обществу. Теория стадий экономического роста У. Ростоу. Теория постиндустриального общества (Белл, Кан, Тофлер, Фурастье и др.). Доиндустриальное (аграрное) общество и его особенности. Индустриальное общество, его структура. Понятие постиндустриального общества, специфика его социальной и экономической организации.
Теория информационного общества (Белл, Дайзард, Стоуньер, Турен и др.). Роль информации в производственной и социальной жизни. Понятие информационной экономики. Социальные аспекты «компьютерной революции».
Тема 13. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ.
ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО
Человек как предмет философского познания. Специфика философского видения человека. Понятие философской антропологии, ее разновидности. Подходы к определению сущности человека в философии и науке: сходство и различие. Понятие природы человека.
Индивид, индивидуальность, личность. Понятие личности. Личность как предмет психологии, социологии и философии. Философия личности, его проблемы и основные течения. Личность как объект и субъект общественной жизни. Исторические типы взаимоотношений личности и общества. Проблема человеческой свободы. Философский анализ отчуждения. Проблема снятия отчуждения. Идеал гармонической целостной личности.
Тема 14. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ И ТЕОРИЯ ЦЕННОСТЕЙ
Культура как предмет философского анализа. Философское понятие культуры. Общество и культура. Социальные функции культуры. Культура и идеология. Развитие культуры: традиции и новаторство. Культура как мир человека, как способ самоопределения и развития личности.
Единство, многообразие и взаимодействие культур. Культура и цивилизация.
Ценности и их роль в жизни общества и человека. Аксиологический аспект предмета философии: человек в аксиологическом «измерении». Проблема ценности в истории философии. Природа ценностей. Ценностные ориентиры в современном мире. Кризис ценностей. Переоценка ценностей, создание новых ориентиров в кризисные эпохи. Ценностные ориентиры современной науки и образования.
Тема 15. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ
Постановка проблемы сознания в философии. Специфика анализа феномена сознания в онтологии, логике, гносеологии, аксиологии. Взаимосвязь философии и частно-научного знания в исследовании генезиса сознания и его предпосылок. Социальная природа сознания.
Сознание и формы психической деятельности. Сознание и язык. Знаково-символическая основа языка. Тенденции в развитии языка как средства познания, мышления и переживания. Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания. Духовный мир личности в контексте культурно-исторического опыта человечества. Сознание и творчество.
ЛИТЕРАТУРА
Барулин В.С. Социальная философия. – М., 1994.
Гобозов И.А. Введение в философию истории. – М., 1993.
Григорьян Б.Т. Философская антропология. – М., 1982.
Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1995.
Загадка человеческого понимания. – М., 1991.
Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.
Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история. – М., 1981.
Культура, человек и картина мира. – М., 1987.
Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. – М., 1980.
Марков Б.В. Философская антропология. – СПб., 1997.
Межуев В.М. Культура и история. – М., 1977.
Микешина Л.А. Философия познания. – М., 2002.
Проблема человека в западной философии. – М., 1988.
Проблема человека в современной философии. – М., 1969.
Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. – М., 1981.
Фролов И.Т. Перспективы человека. – М., 1983.
Философия и ценностные формы сознания. – М., 1987.
Философские проблемы глобальной экологии. – М., 1983.
модуль 3. Философия научного и ценностного познания
Тема 16. ФИЛОСОФСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ
Познание как социально-опосредованное, исторически развивающееся отношение человека к миру. Субъект и объект познания. Чувственное отражение как деятельность социально-исторического субъекта и его роль в познании. Единство образного и знакового в чувственном отражении. Формы чувственного познания. Рациональное познание как качественно новая ступень отражения действительности. Формы мышления, единство чувственного и рационального в познании. Проблема истины в философии. Объективность истины. Диалектика абсолютной и относительной истины. Конкретность истины. Критерии истины: практика как основной и всеобщий критерий истины. Истина, оценка и их влияние на познавательный процесс.
ТЕМА 17. Эпистемология как теория
Научного познания
Многообразие познавательного отношения к миру. Вненаучные формы познания: обыденное, религиозное, художественное. Наука как специализированная форма познания. Философия и методология науки. Эпистемология как теория научного познания.
Философия и наука: точки их соприкосн
|