Тема 6. Философия культуры и теория ценностей 34. Расположите в правильной последовательности понимание культуры в следующих концепциях:
1) аксиологическая
2) технологическая
3) семиотическая
4) деятельностная
| а) культура характеристика развития человека как общественного существа
б) культура совокупность созданных человеком ценностей
в) культура – знаковая система, воплощающая исторический и социальный опыт человека
г) культура – надбиологический способ осуществления человеческой жизнедеятельности
|
Какие предметы относятся к материальной культуре?
1) картина; 2) автомобиль; 3) храм; 4) орудия труда; 5) научные знания; 6) средства связи; 7) оросительные каналы; 8) компьютер; 9) деньги; 10) музыка
36. Расположите в правильной последовательности понимание ценностей с точки зрения следующих концепций:
1) натуралистическая
2) неокантианская
3) релятивизм
4) социологизм
| а) ценности – это вещи, которые не существуют, но значат
б) ценности – это вещи обладающие полезными для человека свойствами
в) ценности – это условные нормы созданные личностью, или обществом
г) ценности – это средство объединения людей в социальную общность
|
Какое из суждений является правильным?
1) ценностью обладают предметы сами по себе, независимо от того, полезны они для человека или нет;
2) ценность выражает значение предмета для человека, поэтому не существует вне человеческого отношения к нему;
3) вещи обладают ценностью лишь потому, что отношение человека к ним является выражением отношения к другому человеку
ТЕМА 7. Философия сознания
Определите понимание природы сознания в каждой из следующих философских позиций?
1) вульгарный материализм
2) гилозоизм
3) дуализм
4) объективный идеализм
5) субъективный идеализм
6) диалектический материализм
| а) сознание это свойство любого материального объекта
б) сознание – это особый вид материи
в) сознание – духовная сущность окружающего нас мира
г) сознание – это единственная реальность, которая существует как мир в человеке
д) сознание – самостоятельное начало, существующее наряду с материей
е) сознание – свойство высокоорганизованной материи
|
Какое из определений характеризует отражение как всеобщее свойство материи?
1) любое изменение объекта в результате воздействия на него другого объекта;
2) точная копия отражаемого объекта в отражающем;
3) воспроизведение структуры и свойств отражаемого объекта в отражающем;
4) передача информации от одного объекта другому
Расположите по степени сложности и организации следующие виды отражения?
1) реакция листьев растения на засуху; 2) изображение на поверхности монеты; 3) изображение на фотографии; 4) изображение на картине художника; 5) инстинктивное поведение пчелы; 6) реакция амебы на свет; 7) условно-рефлекторное поведение животного
Какое из определений правильно выражает сущность человеческого труда?
1) труд – это изготовление орудий труда; 2) труд – это удовлетворение человеком потребностей; 3) труд – это процесс достижения осознанных целей; 4) труд – это физическая активность человека
Какое из определений сознания является правильным?
1) сознание – это сложная система условных рефлексов, необходимая для адаптации человека к природной и социальной среде;
2) сознание – это реализация свойственной человеку видовой программы жизнедеятельности;
3) сознание – это интериоризированная (психическая) форма предметно-практической деятельности общественного человека;
4) сознание – это совокупность процессов, протекающих в голове человека
5) сознание – это способность человека накапливать и перерабатывать информацию
Какая формулировка правильно выражает соотношение общественного сознания и общественного бытия?
1) каково сознание людей, такова и их реальная жизнь;
2) каковы реальные условия жизни людей, таково и их сознание;
3) сознание всегда пересоздает и творит действительность, поэтому оно не определяется условиями жизни людей;
4) хотя сознание оказывает влияние на реальную жизнь людей, оно определяется условиями этой жизни.
Какие из перечисленных духовных образований относятся к формам общественного сознания?
1) мировоззрение; 2) наука; 3) религия; 4) общественное мнение; 5) философия; 6) мораль; 7) менталитет; 8) общественная психология; 9) искусство; 10) политическая идеология; 11) правосознание; 12) обыденное сознание
В структуре общественного сознания выделяют теоретический и обыденный уровни. Какие явления относятся к теоретическому уровню?
1) общественное мнение; 2) национальный характер; 3) политические учения; 4) традиции; 6) научные знания; 7) богословские сочинения; 8) слухи; 9) приметы; 10) моральные кодексы; 11) философские концепции; 12) народная медицина
Модуль 3. Философия научного и ценностного познания
Тема 8. Философская гносеология
Каково значение следующих понятий?
1) аксиология
2) агностицизм
3) гносеология
4) эпистемология
5) феноменология
6) семиотика
7) герменевтика
| а) наука о знаках и знаковых системах
б) теория ценностей
в) теория научного познания
г) теория познавательной деятельности
д) наука о всеобщих структурах сознания
е) отрицание принципиальной познаваемости мира
з) теория понимания и истолкования
|
Какое из суждений выражает позицию агностицизма?
1) человечество никогда не будет знать все обо всем;
2) в науках существуют неразрешимые проблемы;
3) все научные теории не являются полным и исчерпывающим знанием о действительности;
4) мир принципиально непознаваем таким, каков он есть;
5) познание лишь приближает нас к знанию о мире, которое никогда не будет достигнуто
Что понимается под объектом познания в следующих теориях познания?
1) классическая гносеология
2) марксистская гносеология
3) феноменология
4) эпистемология
| а) та область действительности, которая включена в сферу человеческой практики;
б) любой предмет, воздействующий на человека;
в) предметное содержание и смысловая структура сознания;
г) любой факт, требующий теоретического объяснения
|
Какие из высказываний являются правильными?
1) без субъекта нет объекта; 2) объект существует независимо от субъекта; 3) объект познания существует независимо от субъекта; 4) без субъекта познания нет объекта познания
В каком понимании практики она выступает критерием истинности знаний?
1) практика – это одна из форм обучения, цель которой состоит в закреплении полученных знаний;
2) практика – это опытно-экспериментальная деятельность, составляющая основу научного познания;
3) практика – это совокупность всех общественных, исторически развивающихся форм деятельности людей;
4) практика – трудовая, материальная деятельность людей
Тема 9. Эпистемология как теория научного познания
Какие из следующих общенаучных методов относятся к методам эмпирического исследования?
1) наблюдение; 2) анализ; 3) синтез; 4) измерение; 5) эксперимент; 6) формализация; 7) аксиоматический метод; 8) описание; 9) сравнение; 10) обобщение
Какие из перечисленных форм знания относятся к теоретическому уровню научного познания?
1) научный факт; 2) статистические данные; 3) описание научного эксперимента; 4) гипотеза; 5) проблема; 6) формулировка закона; 7) таблица; 8) диаграмма; 9) график; 10) идеализированный объект; 11) научные принципы; 12) аксиома
|