Тема 1. Философия и ее роль в духовной жизни общества
1. Какая из человеческих способностей реализуется в следующих видах духовной деятельности:
1) религия
2) искусство
3) наука
4) философия
| а) разум
б) продуктивное воображение
в) вера
г) рассудок
|
2. Философия это мышление:
1) символами; 2) понятиями; 3) образами; 4) категориями
3. Расположите в правильной последовательности определения, соответствующие следующим концепциям философии:
1) эпистемная
2) софийная
3) игровая
| а) философия – это наука о первоначалах всего сущего
б) философия – это область духовно-нравственного совершенствования человека
в) философия – это род интеллектуального творчества
| 4. Какая из перечисленных функций свойственна только философии:
1) мировоззренческая; 2) познавательная; 3) прогностическая; 4) рефлексивная
5. Предметом философского познания является:
1) отношение между человеком и миром 2) субъективный мир человека; 3) мир объективной реальности;
6. Расположите в правильном соотношении следующие определения:
1) гносеология
2) методология
3) онтология
4) антропология
5) натурфилософия
| а) философское учение о познании
б) философское учение о методах научного познания
в) философское учение о природе
г) философское учение о человеке
д) философское учение о бытии
|
Тема 2. Античная философия
7. Подберите соответствующие трактовки соотношения между мифом и философией в следующих теориях:
1) мифогенная
2) гносеогенная
3) социогенная
| а) миф и философия также противоположны как религия и наука
б) при общности содержания, миф и философия различаются также как искусство и наука
в) миф и философия имеют различную социально-историческую основу: миф выражает опыт родового человека, философия – опыт гражданско-правового общества
|
8. Какие характеристики не свойственны античному пониманию космоса:
1) сотворенность; 2) совершенство: 3) сферичность; 4) неодушевленность; 5) разумность; 6) непознаваемость; 7) бесконечность; 8) гармоничность
9. Чем, согласно античному мировоззрению, является человек в природном космосе: 1) микрокосмом; 2)сверхприродным существом; 3) частью космоса
10. Основоположником какого течения в философии является каждый из названных античных мыслителей:
1) Гераклит
2) Кратил
3) Парменид
4) Демокрит
5) Платон
| А) диалектика
б) атомистический материализм
в) метафизика
г) объективный идеализм
д) релятивизм
|
11. Какое из перечисленных первоначал полагали в основу бытия следующие древнегреческие натурфилософы:
1) число
2) вода
3) воздух
4) огонь
5) айперон (неопределенное)
| а) Фалес
б) Пифагор
в) Анаксимен
г) Анаксимандр
д) Гераклит
|
12. Какому философу принадлежат слова: «Человек есть мера всех вещей: существующих – в том, что они существуют, – и несуществующих в том, что они не существуют»:
1) Пифагору; 2) Протагору; 3) Сократу; 4) Платону
13. Какое окончание высказывания Гераклита «Все течет, все изменяется…» является правильным:
1) но все остается тем же самым; 2) и ничто не остается неизменным; 3) и становится более совершенным
14. Какое окончание высказывания Сократа «Я знаю, что ничего…» является правильным:
1) не могу; 2) не знаю; 3) не хочу; 4) не понимаю
15. Как назывались школы созданные следующими античными философами:
1) Платон
2) Аристотель
3) Эпикур
| а) Сад
б) Академия
в) Ликей
|
С именем какого из указанных философов связано создание каждого из следующих учений
1) учение об идеях
2) учение об атомах
3) учение о развитии
4) учение о единстве формы и материи
| а) Демокрит
б) Аристотель
в) Гераклит
г) Платон
|
Какими характеристиками согласно Платону обладают идеи?
1) вечность; 2) делимость; 3) бестелесность; 4) совершенство;
5) изменчивость; 6) непознаваемость органами чувств; 7) независимое от человека существование
Совместное действие каких четырех причин, согласно Аристотелю, обусловливает существование вещей?
1) материальной; 2) разумной; 3) механической; 4) формальной; 5) действующей; 6) целевой
19. Философско-этические позиции каких школ в эллинистической философии выражают следующие высказывания:
1) Удовольствие – высшее благо, состоящее в отсутствии страданий
2) Следуй необходимости, ибо разумного судьба ведет, а неразумного тащит
3) Воздерживайся от суждений и обретешь свободу и покой
| а) скептицизм
б) стоицизм
в) эпикуреизм
|
Тема 3. Философия средних веков и Возрождения
20. Как средневековая философия была связана с религией:
1) религия – служанка философии; 2) религия и философия независимы друг от друга; 3) философия – служанка богословия
21. Каково значение следующих категорий христианской философии:
1) провиденциализм
2) креационизм
3) мессионизм
4) эсхатологизм
| а) учение о сотворении мира
б) учение о божественной предопределенности
в) учение о конце света
г) учение о спасителе
|
22. Кому из ранних христианских мыслителей принадлежит каждое из следующих высказываний:
1) знать, чтобы верить и верить, чтобы знать
2) верую, ибо абсурдно
3) один и тот же Логос отражен в философии и божественном откровении
| а) Тертуллиан
б) Ориген Александрийский
в) Августин Блаженный
|
23. Кто из перечисленных философов, является представителем средневековой патристики:
1) Фома Аквинский; 2) Ансельм Кентенберийский; 3) Августин Блаженный; 4) Пьер Абеляр; 5) Григорий Нисский; 6) Уильям Оккам; 7) Василий Великий; 8) Ориген Александрийский
24. Определите позицию каждого из течений средневековой философии по вопросу об универсалиях:
1) реализм
2) концептуализм
3) номинализм
| а) общие понятия существуют только в человеческом уме
б) понятиям нашего ума соответствует общее в вещах
в) общее существует самостоятельно и вне вещей
|
Как решал проблему универсалий Фома Аквинский?
1) общее существует до вещей; 2) общее существует до вещей и в вещах; 3) общее существует в вещах и после вещей; 4) общее существует до вещей, в вещах и после вещей
Сущность средневековой «теории двух истин» состоит в следующем: философия – это знание о природном мире, достигаемое с помощью естественного человеческого разума, а теология – знание о сверхприродном мире, получаемое с помощью веры. Какой из следующих выводов из «теории двух истин» выражает позицию каждого из философов?
1) философия должна служить теологии
2) философия должна быть независимой от теологии
3) философия не нужна теологии
| а) Оккам
б) Тертуллиан
в) Августин Аврелий
|
Какой смысл приобретает термин «гуманизм» в эпоху Возрождения?
1) забота о спасении души человека; 2) обеспечение естественных прав и свобод человека; 3) политическое равенство свободных граждан; 4) утверждение величия, достоинства и свободы индивида
28. Какова человеческая природа согласно философии Возрождения:
1) греховная; 2) ангельская; 3) деятельная; 4) гармоничная; 5) созерцательная; 6) универсальная; 7) творческая; 8) сверхъестественная; 9) благодатная; 10) естественная
И.Кант в «Антропологии» приводит исторический случай, когда к английскому королю Якову I обратилась его няня с просьбой сделать ее сына джентльменом. Что ответил ей король-гуманист?
1) джентльменом он должен родиться; 2) джентльменом он должен сделать себя сам; 3) чтобы стать джентльменом, он должен этого заслужить
|