Тема 10. Гуманистическая философия эпохи Ренессанса. 1. Особенности философской мысли эпохи Возрождения: гуманизм, антропоцентризм, пантеизм.
2. Натурфилософия и наука в эпоху Ренессанса.
3.Социально-политические учения эпохи Возрождения: Н.Макиавелли, Т.Мор, Т.Кампанелла.
Методические указания.
В первом вопросе контрольной работы студент должен обратить внимание на основные особенности эпохи Возрождения, которые являются результатом культурных изменений в Европе, в частности в Италии, XIV – XV веков. Само название эпохи Возрождения, предложенное философами-гуманистами того времени, говорит о том, что в культуре проявляется интерес к цивилизациям Античности, философия и искусство древних греков становятся образцами для европейской культуры. Однако студент должен помнить, что философская мысль эпохи Возрождения тесным образом связана с философией и культурой Средних веков.
В рамках второго вопроса необходимо обратиться к натурфилософии эпохи Возрождения. Среди крупных ученых натурфилософов того времени можно отметить следующие имена: Николай Кузанский, Джордано Бруно, Николай Коперник, Галилео Галилей. Всех этих философов объединило стремление раскрыть тайны природы, а многие из них видели в этой природе Бога. Именно в эпоху Возрождения развиваются идеи о бесконечности Бога, значит, и о бесконечности миров, которые им созданы.
В третьем вопросе контрольной работы должны быть раскрыты учения философов эпохи Возрождения, которые носят социально-политический характер. В этих учениях ставится вопрос о благоденствии граждан государства и правильном управлении.
Ключевые понятия:антропоцентризм, гуманизм, пантеизм, секуляризм, монада, алхимия, утопия.
Дополнительная литература.
1. Симаков М. Пифагореизм в эпоху Возрождения. / М.Симаков. – М., 2005.
2. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. / А.Х. Горфункель. – М., 2009.
3. Каутский К. Томас Мор и его утопия. / К.Каутский. – М., 2012.
4. Горфункель А.Х. Томазо Кампанелла. / А.Х.Горфункель. – М., 2010.
5. Макиавелли Н. Сочинения исторические и политические. / Н.Макиавелли. – М., 2009.
Тема 11. Западноевропейская философия Нового времени ХVII в.
1. Социально-культурные основания философии Нового времени. Разработка Ф. Бэконом методологии эмпирического познания. Индуктивный метод.
2. Философия рационализма Р. Декарта и его дедуктивный метод познания.
3. Учение о субстанции: дуализм Р.Декарта, монизм Б. Спинозы, монадология Г. Лейбница.
Ключевые понятия:опыт, эмпиризм, индуктивный метод, рационализм, дедуктивный метод, «принцип сомнения», субстанция, дуализм, монизм, монада.
Методические указания
Раскрывая данную тему, стоит обратить внимание на то, что Новое время называют эпохой буржуазных и научно-технической революций, рождения механическо-материалистической картины мира (механицизм и рационализм – девиз эпохи). Развитие естествознания требовало разработки новых научных методов, форм и средств его познания. Именно эта проблема становится ведущей в философии Нового времени. В большинстве мыслители данного периода были сторонниками материалистического направления (за исключением Декарта и Лейбница). Принято говорить о школе английского материализма, родоначальником которого был Ф. Бэкон. Следует подчеркнуть, что его по - праву считают «отцом опытных наук», одним из основоположников эмпиризма и опытно-индуктивного метода познания. Своеобразным оппонентом Бэкону был ученый и философ-дуалист Р.Декарт, родоначальник рационально-дедуктивного метода познания и автор знаменитого принципа сомнения «Я мыслю, следовательно, существую». Поиски субстанции, по - прежнему, в центре внимания философов. В контрольной работе важно раскрыть обозначенную тематику вопросов и смысл ключевых понятий.
Дополнительная литература.
1. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков / В.В. Соколов. М., 2009.
2. Асмус В.Ф. Декарт / В.Ф. Асмус. М., 2006.
3. Канке В.А. История философии. Мыслители, концепции, открытия / В.А. Канке. М., 2007.
4. Хрестоматия по западной философии \ Н.И. Фокина. М., 2006.
5. Фишер К. История Новой философии. Б. Спиноза / К. Фишер М., 2005.
Тема 12. Философия французского Просвещения.
1. Просветительский характер философии XVIII века. «Энциклопедия…» и энциклопедисты.
2. Социально-философские воззрения Вольтера и Ж.Ж. Руссо – родоначальников французского Просвещения.
3. Материалистическая философия: Дидро, Гольбах, Гельвеций.
Ключевые понятия: деизм, «теория общественного договора», природа, «объективная реальность», материя.
Методические указания
В истории Нового времени принято называть XVIII в. «эпохой Просвещения», родиной которой была Англия. Раскрывая тему, следует, прежде всего, выяснить: почему так названа данная эпоха и кто такие просветители. Стоит обратить внимание на роль, которую сыграли французские просветители в социально-политической, культурной жизни Европы. Почему их считают идеологами Великой Французской буржуазной революции, борцами с невежеством и господством церковного гнета, сторонниками «культа разума», образования и просвещения народа? В контрольной работе важно ответить на вопрос: почему французских мыслителей и кого именно называют энциклопедистами? В большинстве просветители были сторонниками материализма и деизма (двойственное отношение к Богу). Они признавали и познавали в своих работах природу («объективная реальность») в качестве материальной субстанции. Родоначальником и «королем философов Просвещения» своими современниками был назван Франсуа Мари Аруэ (Вольтер). Следует подробнее рассмотреть так же социально-философские воззрения Ж.Ж.Руссо.
Дополнительная литература:
1. Гайденко П.П. Новоевропейская философия и ее связи с наукой. / П.П. Гайденко. – М., 2011.
2. Канке В.А. История философии. Мыслители, концепции, открытия / В.А. Канке. М., 2007.
3. Хрестоматия по западной философии \ Н.И. Фокина. М., 2006.
4. Введение в философию: учеб. пособие. / под ред. А.В. Солдатова. СПб., 2007.
Тема 13. Немецкая классическая философия
1. Социально-культурные основания немецкой классической философии. Философские периоды творчества И. Канта. Этика Канта.
2. Идеалистическая диалектика Г. Гегеля.
3. Антропологический материализм и атеизм Л. Фейербаха.
Ключевые понятия: априорные знания, антиномии, трансцендентальное и трансцендентное, категорический императив, феномены и ноумены, законы диалектики.
Методические указания
Отличительной особенностью данной философии является ее трансцендентально-идеалистический характер, за исключением философии Л. Фейербаха, который был непосредственным предшественником марксизма, создателем антропологического материализма и новой атеистической «религии любви». Раскрывая данную тему, особое внимание стоит обратить на ее родоначальника – немецкого просветителя и философа И. Канта, творчество которого делят на два периода: докритический и критический. Следует подчеркнуть, что в своих критических работах Кант производит «революцию в философии», исследуя природу и познавательные возможности человеческого разума, совершая ряд важнейших открытий. В этике Кант формулирует моральный закон (категорический императив).
В работе также необходимо уделить внимание философской системе Г. Гегеля, а именно его диалектическому учению (методу). Гегель автор трех законов и целого ряда категорий диалектики. Величайшая заслуга его состоит в том, что он дал наиболее полное учение о диалектическом развитии как качественном изменении, движении от низших форм к высшим, переход старого в новое, превращение каждого явления в свою противоположность. Он подчеркнул взаимосвязь между всеми процессами в мире. Хотя Гегелевская диалектика по форме идеалистична, развитие понимается как самодвижение, как саморазвитие, происходящее на основе взаимопроникновения противоположностей, порождающих внутреннее противоречие.
Дополнительная литература:
1. Асмус В.Ф. И. Кант. / В.Ф. Асмус. – М., 2005.
2. Кант И. Критика практического разума. / И.Кант. – М., 2012.
3. Гулыга А. Кант. / А.Гулыга. – М., 2005.
4. Гулыга А. Гегель. / А.Гулыга. – М., 2008.
5. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. / Г.В.Ф.Гегель. – М., 2008.
|