Обратная связь
|
Тема 18. Психоаналитическая философия и герменевтика XX в. 1.Психоанализ З.Фрейда как иррационалистическая философская концепция.
2.Последователи и оппоненты Фрейда (К.Юнг, А.Адлер). Неофрейдизм (Э.Фромм).
3.Проблема понимания в философской герменевтике. Герменевтическая трактовка языка (Дильтей, Хайдеггер, Гадамер).
Ключевые понятия:«Я», «Оно», «Сверх-Я», «эдипов комплекс», либидо, бессознательное, архетипы, предпонимание, «герменевтический круг».
Методические указания
В начале работы, стоит подчеркнуть, что психоаналитическая философия возникла в начале ХХ в., и обращена к исследованию природы и роли бессознательного в жизни человека и общества. Ее родоначальник - австрийский психиатр З. Фрейд. Ключевой для его философии становится идея о том, что поведением людей управляют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития. Он исследует роль важнейшего, по его мнению, двигателя психической жизни человека — «либидо», которое активно ограничивается культурными нормами, запретами, что в результате «уменьшает» человеческое счастье, усиливает у человека чувство вины из-за ограничения его природных желаний, и порождает агрессию и неврозы. Ближайшими последователями учения Фрейда были К.Юнг и А.Адлер. К.Г.Юнг отошел от «классического» фрейдизма, полагая, что бессознательное носит коллективный характер, а его основное содержание составляют архетипы. Ведущим представителем неофрейдизма выступил Э. Фромм, который пересматривает феномен бессознательного, смещая акцент с подавленной сексуальности на конфликтные ситуации, обусловленные социально-культурными причинами. Он называет капитализм «больным обществом» и предлагает «лечить» его на основе «гуманистического психоанализа».
В третьем вопросе речь должна идти о герменевтике как искусстве понимания чужой индивидуальности — «Другого». В. Дильтей выдвинул метод “понимания” как постижения некоторой духовной целостности, взамен методу объяснения, применимому в науках о природе. Многое, заимствуя у Дильтея немецкий философ Хайдеггер и его ученик Х.Г.Гадамер придали герменевтике универсальный смысл, превратив проблему понимания в саму суть философии. Усматривая основную проблему философии в проблеме интерпретации, трактовке языка.
Дополнительная литература:
1. Фрейд З. «Я» и «Оно». / З.Фрейд. – М., 2013.
2. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. / З.Фрейд. – М., 2009.
3. Философы ХХ в.: в 2 кн. М., 2004.
4. История западной и русской философии: учеб. пособие / В.А. Фриауф. Саратов. 2009.
Тема 19. Философия постмодернизма (вторая половина XX в.).
1. Структурализм: К.Леви-Стросс, Р.Барт. От структурализма к постструктурализму.
2. Философия постмодернизма: Ж. Лиотар «Состояние постмодерна», Ж.Бодрийар «Симулякры и общество потребления»; Ж.Дерида. Текст и гипертекст. Методы деконструкции.
3. Прагматизм (Р. Рорти).
Ключевые понятия:структурализм, модернизм, посмодернизм, «субъект и био-власть», симулякр, гиперреальность, письмо, текст и гипертекст, метод деконструкции, философия «присутствия» и «отсутствия».
Методические указания.
Структурализм рассматривают как одну из модифицированных форм позитивизма, в рамках которого был разработан системно-структурныйподход (метод) к рассмотрению взаимодействия части и целого как системы. Применение метода конкретными науками дало положительные результаты. Например, в лингвистике с его помощью были решены задачи, связанные с расшифровкой неизвестных письменностей, внутренней реконструкции языковых систем. Структуралисты-философы поставили целый ряд интереснейших проблем: возникновения и развития языка, мифологии, религии, культуры и их влияния на социальные структуры; взаимосвязь психического и социального, структуры личности и ее самосознания. Студентам стоит кратко рассмотреть концепции указанных в плане авторов, обратив внимание на то, что постмодернизм представлен, современным постструктурализмом (Ж. Деррида, Ж. Бордрийяр и др.), и прагматизмом (Р. Рорти). В работе важно отметить, что постмодернизм представляет собой реакцию на изменение традиционного места культуры в обществе: на сдвиги, происходящие в искусстве, религии, морали в связи с развитием постиндустриального общества во второй половине ХХ в. Многие постмодернисты выдвигают новый тип философствования - философствование без субъекта. Постмодернисты вновь заостряют вопрос о судьбе философии и метафизики, призывая к преодолению последней путем деконструкции текста (Деррида).
Американский философ Р.Рорти известен своим проектом «деструкции» всей предшествующей философии. По его мнению, вся до сих пор существовавшая философия искажала личностное бытие человека, ибо лишала его творчества. В своем учении он соединяет прагматизм с аналитической философией, утверждая, что предметом философского анализа должны быть социум и формы человеческого опыта.
Дополнительная литература:
1. Бессонов Б.Н. История и философия науки : учеб. пособие. / Б. Н. Бессонов. – М., 2010.
2. Постнеклассика. Философия, наука, культура. / под ред. Л.Киященко, В.С. Степина. – М., 2009.
3. Барт Р. Мифологии. / Р.Барт. – М., 2010.
4. Бодрийяр Ж. Общество потребления. / Ж.Бодрийяр. – М., 2006.
5. Постмодернизм. Энциклопедия. / А.Грицанов, М.Можейко. – М., 2001.
Тема 20. Современная философия конца XX-XXI вв.
1. Глобальный эволюционизм и философский анализ глобальных проблем современности.
2. Трансформация природы человека. Перспективы научно-технического прогресса для человечества и проблемы биоэтики.
3. Философия трансгуманизма и постчеловеческое будущее: научно-футурологические прогнозы.
Ключевые понятия: глобальные проблемы, глобальный эволюционизм, сциентизм, антисциентизм, «природа человека», биомедицина и биоэтика, трансгуманизм, «постчеловек», футурология, нео-евгеника.
Методические указания
Раскрывая тему, важно будет отметить, что философское осмысление глобальных проблем – это изучение процессов и явлений, связанных с проблемами общепланетарной цивилизации. Философия анализирует причины, которые приводят к появлению или обострению глобальных проблем, изучает их социальную опасность и пути их решения. Глобальные проблемы бывают естественно-природного и социального характера. Именно, на этом основан глобальный эволюционизм, который опирается на идею о единстве мироздания и представления о том, что весь мир – это огромная эволюционирующая система, включающая в себя четыре типа эволюции: эволюцию космическую, химическую, биологическую и социальную. В современной философии глобальному эволюционизму отведено одно из центральных мест. Студентам надо обратить внимание на то, что тенденции научно-технического развития в конце ХХ в. привели к появлению новых технологий. Среди них особую роль играют биомедицинские технологии, которые создали беспрецедентные возможности вмешательства в природу человека, позволяя не только ее корректировать, но и перепроектировать, что проблематизирует непредсказуемость последствий такого вмешательства. Все это стало предметом внимания биоэтики как области междисциплинарного знания, где философии (этике) отведено первостепенное место. В завершении темы стоит остановиться на философских идеях трансгуманистов, вокруг которых идут жаркие дискуссии. Трансгуманисты признают и поддерживают направленную эволюцию человека, основанную на новейших научных открытиях, ведущую к совершенствованию его природы, победе над болезнями и смертью. В результате их прогнозов уже в ХХI в. произойдет переход к «постчеловеку» - существу, обладающему принципиально новыми способностями и возможностями. Оппоненты и критики называют трансгуманизм «самой опасной в мире идеей», антиутопией, несущей угрозу нео-евгеники.
Дополнительная литература:
1. Ермалавичюс Ю.Ю. Заглядывая в будущее. Футурологические суждения / Ю.Ю. Ермалавичюс М., 2009.
2. Человек в условиях цивилизационного кризиса: монография / А.С. Борщов, Д.И. Заров, И.В. Стеклова. Саратов,2009.
3. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее. / Ф. Фукуяма. – М., 2008.
4. Канке В.А. Этика ответственности: Теория морали будущего. / В.А. Канке. – М., 2003.
|
|