Плата за пользование природными ресурсами
Центральная роль в экономическом механизме использования природных ресурсов в России принадлежит налоговой системе, которая в части природно-ресурсных платежей направлена на изъятие рентных доходов от использования природных ресурсов с помощью налогов (сборов) и направления консолидированных средств через природно-ресурсные и экологические программы на их охрану и воспроизводство.
Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая представление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Объекты налогообложения – имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение уплаты налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.
Налоговый период – календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Рента – вид дохода, не требующий от его получателя предпринимательской деятельности и затрат труда.
Минерально–сырьевые ресурсы – скопления химических элементов (минеральных веществ) земной коры, образовавшихся под влиянием тех или иных геологических процессов, и в качественном или количественном отношении пригодны для использования в общественном производстве.
Экономическое использование минеральных ресурсов – добыча из недр и дальнейшая переработка.
Водные ресурсы – запасы поверхностных и подземных вод, находящиеся в водных объектах, которые используются или могут быть использованы.
Ставки платы при взимании водного налога фиксированные в зависимости от экономико–географических условий водного объекта. Объемы забора воды лимитируются, при заборе сверх установленного лимита ставки платы увеличиваются в 5 раз.
Водные биоресурсы – запасы рыбы, водных беспозвоночных, водных млекопитающих, водорослей, и др. Экономическая оценка водных биоресурсов базируется на основах предельно допустимых объемов (квот) изъятия без подрыва популяции. Квоты изъятия устанавливаются ежегодно по бассейновому принципу. В пределах речных бассейнов на территории субъектов федерации устанавливаются ориентировочно допустимые уловы.
Ресурсы животного мира
К объектам животного мира относятся совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы.
Для охотничьих видов животных определяется предельно допустимый объем добычи по каждому виду ресурсов животного мира без подрыва его популяции.
Бесплатно осуществляются меры по регулированию численности отдельных объектов животного мира, представляющих угрозу здоровья и жизни людей, сельскохозяйственных и домашних животных.
Ресурсы растительного мира – совокупность растений и их сообществ на территории.
Большую часть ресурсов растительного мира составляют лесные ресурсы.
Лесные ресурсы – органическая совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов природной среды, имеющих важное экологическое, экономическое, социальное и культурное значение.
Виды лесных пользований:
- заготовка древесины;
- заготовка продуктов жизнедеятельности – живицы, смолы, соков, нектара;
- заготовка второстепенных материалов (пней, луба, коры, бересты, пихтовой, еловой и сосновой лапки);
- побочные лесные пользования (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка и сбор дикорастущих плодов, грибов, ягод, технического сырья – дубильных веществ и природных красителей, сбор мха, подстилки, опавшего листа, камыша и др.);
- пользование лесным фондом для нужд охоты и охотничьего хозяйства.
Для регламентации заготовки древесины ежегодно на основании кадастровых данных и экономических оценок устанавливается норматив – расчетная лесосека. В пределах расчетной лесосеки заготовка древесины осуществляется на основании лесорубочных билетов.
Ставки лесных податей устанавливаются за единицу лесного ресурса по отдельным видам лесопользования – за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда - на основании аукционов.
Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются Правительством РФ.
При аренде участков лесного фонда арендаторы вносят арендную плату. Размер ее определяется договором об аренде на основе ставок лесных податей.
Недревесные ресурсы леса – лекарственное сырье, грибы, дикорастущие плоды и ягоды, березовый сок и т.д. Промышленная заготовка недревесных ресурсов леса осуществляется на основе разрешений – лесных билетов.
Земельные ресурсы – совокупность используемых и потенциально пригодных для использования в тех или иных целях земель.
Экономическая оценка земельных ресурсов зависит от их целевого назначения.
Все земли Российской Федерации по целевому назначению делятся на 7 категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса
Любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных законодательством.
Система природно-ресурсных платежей в РФ представлена в таблице 5.4.
Таблица 5.4
Система природно-ресурсных платежей в РФ.
№ п/п
| Вид
природного ресурса, подлежащего налогообложению и платежами
|
Вид платежа
|
Общее понятие объекта, подлежащего обложению платой (сборами, налогами)
|
Объект налогообложения
|
|
|
|
|
| 1.
| Минеральные
ресурсы
| 1)налог на добычу полезных ископаемых
2)регулярные платежи за пользование недрами
| Добытые из недр полезные ископаемые;
полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства
Лицензионные участки,
предоставляемые для целей:
поиск и оценка месторождений; разведка полезных ископаемых; геологическое изучение; строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых
| Количество добытых полезных ископаемых
Площадь лицензионного участка
| 2.
| Водные
ресурсы
| 1)водный налог
2)арендная плата
| Забор воды из водного объекта
1) использование акватории
2) сплав древесины в пучках и кошелях по водному объекту
| Объем забираемой из водного объекта воды
Площадь используемой акватории
Объем сплавляемой древесины и длина используемого для сплава участка водного объекта
|
Продолжение таблицы 5.4
|
|
|
|
| 3.
| Земельные
ресурсы
| 1)земельный налог
2)арендная плата
| Земельные участки
Земельные участки
| Кадастровая стоимость земельных участков
Кадастровая стоимость земельных участков
| 4.
| Растительные лесные ресурсы:
1)древесные ресурсы леса
2)не древесные ресурсы леса
|
1)лесные подати
2)арендная плата
Арендная плата
|
Заготовка древесины
Лесопользование на участке лесного фонда
Лесопользование на участке лесного фонда
|
Количество древесины, отпускаемой на корню
Заготовка древесины на арендуемом участке лесного фонда и другие виды лесопользования
Виды лесопользования на участке лесного фонда (заготовка живицы, побочное лесопользование,сенокошение, и т.д.)
| 5.
| Животный мир
1)охотничьи животные
2)водные
биологические
ресурсы
|
Сбор за пользование объектами животного мира
Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов
|
Объекты животного мира, изъятие из среды обитания которых осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира
1)добыча водных биологических ресурсов, изъятие из среды обитания которых осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов.
2)добыча водных млекопитающих
|
Объект животного мира
Количество выловленных водных биологических ресурсов
Особь водного млекопитающего
|
ПРИМЕР 1
Перечислить виды природно-ресурсных платежей (налогов, сборов), за использование природных ресурсов и рассчитать их за налоговый период, если:
1. Природопользователь – туристический комплекс с услугами проведения охоты на животных, относящихся к объектам охоты в Оричевском районе Кировской области. Площадь земельного участка – 2,5 га.
2. Водоснабжение предусматривается из собственной артезианской скважины. Установленный лимит водопотребления из существующей артезианской скважины – 1200 куб. метров воды в год. Фактическое годовое потребление воды – 1000 куб.м.
3. Имеются лицензии на отстрел 3–х медведей (взрослая особь) и 5 кабанов (молодняк) на охотничий сезон текущего года.
4. Налоговый период – год.
РЕШЕНИЕ
1. При эксплуатации туристического комплекса используются следующие виды природных ресурсов: земли, водные ресурсы, охотничьи виды животных. Исходя из этого, природопользователь должен заплатить следующие виды природоресурсных платежей:
1) земельный налог;
2) водный налог;
3) сбор за пользование объектами животного мира.
2. Расчет размера платежей
Земельный налог:
Объект налогообложения – площадь земельного участка – 2,5 га.
Налоговые ставки принимаются (по приложению 32) – 0,3% от кадастровой стоимости земли.
Кадастровая стоимость земли (по приложению 32) – 200 тыс.руб./га.
Налоговый период – год
Размер земельного налога Т определяется путем умножения кадастровой стоимости земли V на налоговую ставку Ст и на площадь земельного участка S.
, (5.7)
Т = 200 000 · 0,003 · 2,5 = 1230 (руб./год).
Водный налог:
Объект налогообложения – объем воды, забранной из подземного водного объекта за налоговый период в количестве, не превышающем установленный годовой лимит водопотребления (1000 м3/год).
Налоговый период – год.
Налоговая ставка определяется по приложению 27 и составляет 336 рублей за 1 тыс.м3 воды для забора воды из подземных водных объектов бассейна реки Волги в Волго–Вятском экономическом районе.
Размер водного налога (ВН) за год определяется путем умножения налоговой ставки на объем забранной воды и составит:
ВН = 336 руб. · 1тыс.куб.м = 336 руб.
Сбор за пользование объектами животного мира.
Плательщиками сборов признаются организации, имеющие лицензии на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации.
Объекты обложения сборами – объекты животного мира в соответствии с перечнем (приложение 29), где перечислены виды животных, в том числе медведь и кабан. При этом при отстреле молодняка (в возрасте до 1 года) применяется понижающий коэффициент 0,5.
Ставки сборов определены за каждый объект животного мира. Медведь – 3000 рублей за одну взрослую особь, кабан 450 рублей за одну взрослую особь.
В нашем случае:
Сбор за отстрел 3–х взрослых медведей: 3000 · 3 = 9000 (руб.).
Сбор за отстрел 1 особи молодняка кабана: 450 · 05=225 (руб).
Сбор за отстрел 5 особей молодняка кабанов: 225 · 5 = 1125 (руб).
Всего сбор за пользование объектами животного мира за охотничий сезон года (Сб) составит:
Сб=9000 + 1125=10125 (рублей).
Плата за природопользование в целом (ПП) определяется как сумма всех природно-ресурсных платежей и составит:
ПП = Т+ВН+Сб.
ПП=1230+336+10125= 12691 (руб).
ОТВЕТ: При функционировании данного туристического комплекса необходимо предусмотреть водный налог в размере 336 руб. за год, сбор за пользование объектами животного мира в размере 10125 рублей за охотничий сезон текущего года и земельный налог в размере 1230 рублей.
Всего годовые природно-ресурсные платежи туристического комплекса с услугами проведения охоты на животных, относящихся к объектам охоты, в Оричевском районе Кировской области составят 12691 руб. в год.
ЗАДАНИЕ 1
Перечислить виды природноресурсных платежей (налогов, сборов) за использование природных ресурсов при эксплуатации природопользователя и рассчитать их.
Природопользователь – рыбоперерабатывающий комплекс, в состав которого входит:
- рыбопромысловая артель с собственными судами и причалом на море площадью акватории 0,1 кв.км. Налоговая ставка за пользование акваторией в приложении 28;
- цех по переработке рыбы, размещенный на землях, находящихся в собственности комплекса.
Водоснабжение цехов переработки рыбы осуществляется из собственного водозабора из реки.
Хозяйственно–бытовое водоснабжение осуществляется по договору из городского водопровода.
Артель имеет лицензию на вылов морских водных биологических ресурсов. Ставки сбора за водные биологические ресурсы в приложении 30.
Исходные данные по вариантам в приложениях 31, 32.
Занятие № 14
Экономический ущерб от загрязнения
окружающей природной среды
При определении приоритетности и оценке эффективности разрабатываемых природоохранных мероприятий необходимо рассчитывать экономический ущерб от загрязнения окружающей среды.
Под экономическим ущербом понимается денежная оценка всех натуральных убытков и потерь, возникающих вследствие выбросов вредных веществ в окружающую природную среду.
Расчёт производится в соответствии с временной типовой методикой определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды.
Годовой экономический ущерб от выбросов загрязняющих веществ в атмосферу определяется по формуле:
, (5.8)
где Ууд – денежная оценка единицы выбросов, представляющая собой удельный экономический ущерб от загрязнения атмосферы одной тонной условного ЗВ, руб/усл.т.;
s – безразмерный показатель относительной опасности загрязнения атмосферы над территориями различных типов (приведен в приложении 34);
f – безразмерный коэффициент, учитывающий характер рассеивания ЗВ в атмосфере (0,1-10);
i…n – вид и количество видов загрязняющих веществ, выбрасываемых одним источником в воздушный бассейн;
Ai – показатель относительной опасности i-го загрязняющего вещества (показывает, во сколько раз одна тонна данного вещества опаснее, чем одна тонна оксида углерода, и используется для приведения различных вредных веществ к одному условному загрязнителю); показатель А учитывает относительную опасность присутствия примеси в воздухе, вдыхаемом человеком, вероятность накопления исходного ЗВ в компонентах окружающей среды и пищевых цепях, возможность поступления примеси неингаляционным путем, а также действие ЗВ на различные реципиенты, кроме человека; значения А для некоторых веществ, выбрасываемых в атмосферу, приведены в приложении 33;
mi – физическая масса годового выброса i-го загрязняющего вещества в атмосферу, т/год;
– приведенная масса выбросов, характеризующая общий объем загрязнения,
усл. т/год.
Годовой экономический ущерб от сбросов загрязняющих веществ в водные объекты определяется по формуле:
(5.9)
где Ууд – удельный экономический ущерб от сброса в водный объект одной условной тонны загрязняющих веществ, руб/усл.т.;
sк – показатель относительной опасности загрязнения водных ресурсов; константа, установленная для различных водохозяйственных участков с учетом способности бассейна конкретной реки или участка реки справляться с вредным воздействием загрязняющих веществ и с учетом типа загрязняемого водного участка; константы sк для некоторых водохозяйственных участков приведены в приложениях 35 и 37;
i…n – вид и количество видов загрязняющих веществ, сбрасываемых в водный объект одним источником;
Ai – показатель относительной опасности i-го загрязняющего вещества; значения Ai для некоторых ЗВ, сбрасываемых в водные объекты, даны в приложении 36;
mi – физическая масса годового сброса i-го загрязняющего вещества, т/ год.
Удельный экономический ущерб (Ууд), используемый для измерения приведенных выбросов загрязняющих веществ в денежном выражении, не может оставаться постоянным и должен своевременно корректироваться с целью учета изменений, происходящих в экономике, особенно в условиях инфляции. Корректировка производится с помощью коэффициентов индексации платы Кинд, которые пересматриваются ежегодно.
Удельный экономический ущерб для расчетного года определяется по формуле
, (5.10)
где Ууд (баз) – базовое значение удельного экономического ущерба для 2003 года (для водных объектов Ууд (баз) = 275,8 руб./ усл.т; для воздушного бассейна Ууд (баз) = 2,48 руб./ усл.т);
Кинд – коэффициент индексации для расчетного года.
Анализ приведенных выше методических подходов показывает, что для оценки ущерба принята упрощенная методика, в соответствии с которой абсолютная величина ущерба является функцией следующих ущербообразующих показателей: количества ЗВ, массы и токсичности каждого вещества, региональных особенностей природной среды и состояния водного и воздушного бассейнов [25]. Очевидно, что, чем ниже способность природной среды в рассматриваемом регионе поглощать и перерабатывать вредные примеси, тем выше величина экономического ущерба.
Чем больше масса и выше степень токсичности загрязняющего вещества, тем больше ущерб окружающей среде.
Основным фактором, определяющим степень токсичности и опасности вредного вещества, является его предельно допустимая концентрация (ПДК).
При выбросах загрязняющих веществ в атмосферу применяется среднесуточная ПДК вещества в атмосферном воздухе населенных пунктов ( ), а при ее отсутствии – максимально разовая ПДК или ОБУВ. При сбросах загрязняющих веществ в водные объекты критерием оценки служит ПДК или ОБУВ для водоемов рыбохозяйственного назначения ( , ОБУВ ).
Значение показателя Ai в случае сброса загрязняющих веществ в водные объекты определяется по формуле
, (5.11)
где ПДК рхi – предельно допустимая концентрация i-го загрязняющего вещества в воде водных объектов, используемых для рыбохозяйственных целей, мг/л (приложение 38).
Основными источниками загрязнения окружающей среды являются промышленные предприятия.
Активная природоохранная деятельность предприятий служит залогом чистоты водного и воздушного бассейна и способствует снижению экономического ущерба. За счет внедрения водоочистных и воздухоочистных сооружений и систем, перехода на ресурсосберегающие, малоотходные и безотходные технологии производства происходит снижение выбросов в окружающую среду и достигается предотвращенный ущерб (DУ), величина которого равняется разности между экономическим ущербом, причиняемым народному хозяйству и населению до проведения природоохранных мероприятий (У1), и остаточным ущербом (У2) после проведения этих мероприятий:
. (5.12)
Предотвращенный ущерб является экономическим эффектом, характеризующим результат природоохранной деятельности предприятий, и представляет собой сумму предотвращенных убытков и потерь благодаря несостоявшемуся загрязнению окружающей среды.
Чем выше эффективность средозащитных мероприятий, тем выше предотвращенный экономический ущерб.
ПРИМЕР 1
Промышленным предприятием, расположенным на территории города со средней плотностью населения 40 чел./га, ежегодно сбрасывается в водный бассейн реки: 250 т нефтепродуктов, 1 т меди, 100 т сульфатов. В атмосферу города выбрасывается 58 тыс. т оксида углерода, 4 тыс. т диоксида азота, 2 тыс. т сернистого газа в год.
После реконструкции производства и внедрения комплекса природоохранных мероприятий на предприятии объем выбросов в атмосферу сократился на 75%, а объем сбросов в водный бассейн на 60%.
Дополнительные данные: σк = 5,0; f = 1,0; Кинд = 1,3 (2006 г.).
Определить до и после реконструкции следующие показатели:
приведенную массу выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
годовой экономический ущерб от загрязнения атмосферы и водных объектов;
суммарный экономический ущерб от загрязнения окружающей среды;
предотвращенный экономический ущерб от снижения выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
суммарный предотвращенный экономический ущерб;
снижение объема антропогенной нагрузки на окружающую среду;
средний предотвращенный ущерб.
РЕШЕНИЕ
1. Показатель относительной опасности загрязнения атмосферы (по приложению 34) в условиях города зависит от плотности населения и определяется по формуле
, (5.13)
где N – средняя административная плотность населения, чел./ га.
Берем из условия = 40 чел./ га и находим =0,1 · 40 = 4.
2. Из приложения 33 выбираем показатели относительной опасности для конкретных веществ, выбрасываемых в атмосферу.
Оксид углерода: А=1.
Диоксид азота: А=41,1.
Сернистый газ: А=22.
3. Из приложения 36 находим показатели относительной опасности для конкретных веществ, сбрасываемых в водный бассейн.
Нефтепродукты: А=20.
Медь: А=1000.
Сульфаты: А=0,1.
4. Определяем приведенную массу загрязнений.
До проведения реконструкции:
сбросы:
выбросы: .
После проведения реконструкции остаточный объем сбросов ЗВ равняется 40% от первоначального, следовательно, приведенная масса годового сброса в водный бассейн составит:
Соответственно остаточный объем выбросов ЗВ в атмосферу составит 25% от первоначального объема выбросов и будет равен
5. Определяем годовой экономический ущерб от загрязнения водного бассейна по формуле 5.9
.
Базовое значение Ууд (баз) = 275,8 руб./ усл.т переводим в цены 2006 г. с помощью коэффициента индексации Кинд = 1,3. По условию принимаем σк = 5,0; приведенную массу годового сброса берем из расчетов (п. 4).
Таким образом, годовой экономический ущерб от загрязнения водного бассейна равняется:
до реконструкции
sк × = 275,8 × 1,3 × 5× 6001 = 10758 тыс. руб./год;
после реконструкции:
sк × = 275,8×1,3× 5,0 × 2400,4 = 4303 тыс. руб./год.
6. Определяем годовой экономический ущерб от загрязнения атмосферы по формуле 5.8.
.
Базовое значение Ууд (баз) = 2,48 руб./ усл.т переводим в цены 2006 г. с помощью коэффициента индексации Кинд = 1,3. Показатель относительной опасности загрязнения атмосферы σ = 4 берем из расчетов (п. 1). Исходя из условия, принимаем f = 1; приведенную массу годового выброса берем из расчетов (п. 4).
Таким образом, годовой экономический ущерб от загрязнения атмосферы будет равен:
до реконструкции
s × f × = 2,48 × 1,3 × 4× 1× 266400 = 3435 тыс. руб./год;
после реконструкции
s × f × = 2,48 × 1,3 × 4× 1× 66600 = 859 тыс. руб./год.
7. Далее определяем суммарный экономический ущерб как сумму ущербов от загрязнения водного бассейна и атмосферного воздуха:
до реконструкции:
тыс. руб./год;
после реконструкции (остаточный ущерб):
тыс. руб./год.
8. Определяем предотвращенный экономический ущерб как разность между первоначальным и остаточным экономическим ущербом.
Водный бассейн: D тыс. руб./год.
Атмосфера: D тыс. руб./год.
Суммарный: DУ = DУв + DУ = тыс. руб./год.
9. Находим снижение объема антропогенной нагрузки на окружающую среду за счет проведения реконструкции и внедрения комплекса природоохранных мероприятий:
1) уловленный объем загрязнений:
водный бассейн (60%): 0,6 · 6001 = 3600,6 усл.т/год;
атмосфера (75%): 0,75 · 266400 = 199800 усл.т/год;
общий: 3600,6 + 199800 = 203400,6 усл.т/год.
2) средний предотвращенный ущерб как отношение суммарного предотвращенного ущерба на уловленный объем загрязнений:
руб./усл. т.
ЗАДАНИЕ 1
Промышленное предприятие загрязняет атмосферный воздух и водный объект в районе своего расположения. После реконструкции и внедрения комплекса природоохранных мероприятий объемы выбросов и сбросов ЗВ в окружающую среду сократились. Найти:
1) приведенную массу выбросов и сбросов ЗВ до и после проведения реконструкции;
2) годовой экономический ущерб до и после проведения реконструкции от
загрязнения атмосферы (f=1) и водного объекта;
3) суммарный экономический ущерб от загрязнения окружающей среды;
4) предотвращенный экономический ущерб от снижения выбросов и сбросов ЗВ благодаря реконструкции и комплексу природоохранных мероприятий;
5) суммарный предотвращенный экономический ущерб;
6) снижение объема антропогенной нагрузки на окружающую среду;
7) средний предотвращенный ущерб.
При проведении расчетов принимать константу σ для атмосферного воздуха по приложению 34, константу σк для водохозяйственных участков по приложениям 35 и 37. Кинд = 1,3 (2006 г.).
Исходные данные по вариантам (1 – 25) в приложении 39.
Занятие № 15
Плата за загрязнение окружающей
природной среды
Законом РК «Об охране окружающей среды» установлен порядок платности природопользования, который включает плату за природные ресурсы и плату за загрязнение окружающей природной среды.
Основные положения платы за загрязнение природной среды определены Постановлением правительства РК от 28.08.92 г. № 632 “Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды воздействия”, в котором утверждены порядок расчета размеров платежей и порядок перечисления природопользователями платежей за загрязнение окружающей природной среды.
С экономической точки зрения система платежей за загрязнение строится по принципу компенсации ущерба, причиняемого загрязнением природной среды. Плата за загрязнение окружающей природной среды – это форма частичного возмещения экономического ущерба, возникающего при осуществлении природопользователем хозяйственной, управленческой и иной деятельности в пределах установленных нормативов (лимитов) негативного воздействия на качество окружающей природной среды, а также при их несоблюдении, если оно не привело к значительным экологическим последствиям, требующим специального расследования.
Основными показателями, от которых зависит абсолютный размер платы, являются фактическая масса ЗВ, попадающих в природную среду, норматив платы за выброс 1 тонны конкретного ЗВ.
Норматив платы представляет собой стоимостную оценку единицы воздействия на природную среду и учитывает два фактора: величину возмещаемого экономического ущерба (Ууд) и опасность конкретного ЗВ (Аi).
Базовый норматив платы за выбросы и сбросы в пределах допустимых норм для i–го ЗВ (Нбi) определяется по формуле
, (5.14)
где Аi – показатель относительной опасности i –го ЗВ.
Показатели относительной опасности ЗВ рассчитываются на основе нормативных документов по формуле
, (5.15)
где ПДКi – для атмосферного воздуха принимается предельно допустимая среднесуточная концентрация (ПДКсс); для водных объектов – предельно допустимая концентрация в воде рыбохозяйственных водоемов (ПДКрх).
При отсутствии ПДКсс применяется предельно допустимая максимально разовая концентрация (ПДКмр) или ориентировочно безопасный уровень воздействия (ОБУВ).
При отсутствии ПДКрх применяется предельно допустимая концентрация ЗВ в воде водных объектов питьевого и культурно–бытового водопользования (ПДКкб)или ориентировочно безопасные уровни воздействия (ОБУВ).
Установлено два вида базовых нормативов платы:
а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
При этом второй норматив в пять раз превышает первый. В настоящее время действуют базовые нормативы платы за загрязнение окружающей среды, которые утвердило Правительство РК Постановлением от 12 июня 2003 года № 344, с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РК от 1 июля 2005 года № 410. Для пересчета базовых нормативов платы в цены расчетного года применяются коэффициенты индексации платы (Кинд), устанавливаемые Правительством РК ежегодно в зависимости от уровня инфляции. В 2006 году применяется К инд = 1,3.
Для учета различий в экологическом состоянии регионов введены специальные коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости территории (Кэкол), которые учитывают состояние атмосферного воздуха, почвы и водных объектов и зависят от степени загрязнения и деградации природной среды в каждом регионе. Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости некоторых территорий приведены в приложениях 40 и 41.
Различают плановые, авансовые, фактические и скорректированные платежи.
После утверждения и оформления разрешительной документации природопользователь рассчитывает плановую сумму платежей на основании установленных данному природопользователю нормативов загрязнения и согласовывает размер ежеквартальных авансовых платежей.
В начале года предприятие должно рассчитать фактическое загрязнение за прошлый год, на основании результатов анализов заполнить, согласовать и сдать в органы статистики отчетность по форме 2ТП и определить фактические платежи.
Скорректированные платежи определяются после корректировки авансовых платежей по фактическому загрязнению. Переплаченные средства по авансовым платежам могут быть возвращены природопользователю или зачтены в счет будущих платежей. Если фактические платежи превышают сумму авансовых платежей, то предприятие обязано доплатить. Отчитаться по фактическим платежам необходимо до 20–го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Отчетный квартал по экологическому платежу – четвертый.
В случае выполнения природопользователем в отчетном периоде природоохранных мероприятий, которые повлияли на качественное состояние окружающей среды, фактические платежи могут быть скорректированы в пользу природопользователя. Основанием для корректировки платежей служат: акты на выполненные работы, графики выполнения работ, сведения об источниках финансирования природоохранных работ и проводки платежей, отраженные в бухгалтерской отчетности.
Платежи взимаются по установленным нормативам со всех предприятий и организаций независимо от организационно–правовых форм и форм собственности за четыре вида загрязнений:
- за выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками;
- за выброс загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками;
- за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
- за размещение отходов производства и потребления.
Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за их превышение – за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.
Плата за загрязнение окружающей среды представляет собой произведение соответствующего норматива плата на массу загрязняющих веществ и на корректирующие коэффициенты.
В общем случае сумма платы за выбросы от стационарных источников и сбросы в водные объекты загрязняющих веществ складывается из трёх частей
, (5.16)
где Ппд – плата за массу загрязняющих веществ в размерах, не превышающих предельно допустимую;
Пвс – плата за массу загрязняющих веществ в размерах, не превышающих временно согласованный норматив;
Псл – плата за сверхлимитную массу загрязняющих веществ.
При этом плата за сверхлимитный выброс в 5 раз превышает плату за лимитный и в 25 раз превышает плату за предельно допустимый выброс.
Плата за количество выбросов и сбросов загрязняющих веществ, соответствующее предельно допустимому нормативу, определяется по формуле
. (5.17)
|