Технологическое оборудование заправочных станций Состав оборудования АЗС зависит от ее назначения и мощности. Применяются тарный и резервуарный способы хранения ТСМ. Обычно при тарном хранении используют стальные бочки разного типа вместимостью 50, 100, 200 и 275 л, канистры и фляги, а при резервуарном хранении - стальные цилиндрические резервуары горизонтального исполнения (цистерны) емкостью от 5 до 75 м3 и вертикального исполнения емкостью от пяти до нескольких тысяч кубических метров. В особых условиях, например в полевых парках, могут использоваться резинотканевые резервуары.
В зависимости от способа установки (наземного, заглубленного и подземного) резервуары оснащают различным оборудованием.
Рис. 5.3. Принципиальные технологические схемы заправочного пункта с горизонтальными (а) и с вертикальными (6) резервуарами: 1 - сливное устройство; 2 - сливной фильтр; 3 - замерное устройство; 4 - дыхательное устройство; 5 - огневой предохранитель (с внешним всасывающим клапаном); 6 - топ- ливораздаточная колонка; 7 - приемный клапан с фильтром; 8 - зондовая труба; 9 -
железобетонный колодец
|
Каждый подземный резервуар (рис. 5.3) имеет всасывающее (для подачи нефтепродуктов к заправочным колонкам), сливное (для приема нефтепродуктов из автоцистерн), замерное (для измерения уровня жидкости в резервуаре и взятия проб), дыхательное (для поддержания необходимого давления и разрежения в резервуаре) и другое оборудование. Плавающий топливоприемник устанавливают на приемно-раздаточной трубе резервуара при его зачистке (для хранения дизельного топлива). Резервуары для хранения масел могут иметь дополнительные устройства для их разогрева.
Рис. 5.4. Гидравлическая схема прямоточной колонки: 1 - приемный клапан; 2 - фильтр; 3 - насос; 4 - электродвигатель; 5 - газоотделитель; 6- поплавковая камера; 7 - клапан обратный; 8 - счетчик жидкости (расходомер); 9 - счетное устройство (указатель); 10- индикатор; 11 - рукав раздаточный; 12 - кран раздаточный
| Колонки с дистанционным и ручным управлением, служащие для заправки машин закрытым способом, могут быть топливо-, мас- ло- и смесераздаточными.
Топливораздаточные колонки (рис. 5.4) снабжаются кранами для автоматического и ручного прекращения выдачи жидкости, имеющими вращающееся присоединение к топливораздаточному рукаву, которое предотвращает перекручивание шланга, а также разрывную муфту, предотвращающую повреждение колонки при движении машины с невынутым краном из бака.
Заправочные пункты обеспечиваются также и другим необходимым вспомогательным оборудованием: мотопомпами (для перекачки топлива в незначительных объемах с одновременной фильтрацией и регистрацией объемов); фильтрами; трубопроводами и арматурой (вентилями, кранами, быстроразъемными муфтами, клапанами); переносными и стационарными подогревателями и т. п.
Основные технологические операции и документация
На складах ТСМ производятся следующие операции: прием и хранение материалов; перекачивание их из цистерн в расходные резервуары; перекачивание из одного резервуара в другой при необходимости осмотра и ремонта; заправка дорожных машин, передвижных мастерских, заправщиков; переливание в мелкую тару; сбор и восстановление качества отработанных масел.
При приеме нефтепродуктов измеряют их уровень и температуру, отбирают пробу, проверяют наличие воды (перед сливом нефтепродукта из цистерны, если она не опломбирована). Нефтепродукты сливают из цистерны закрытым способом через сливной фильтр самотеком или под напором. Принятые нефтепродукты хранят в маркированных и калиброванных резервуарах. Масла и смазки в таре хранятся в специально отведенных местах АЗС на стеллажах.
На АЗС применяются автоматизированные системы учета ТСМ на основе комплекса, в состав которого входят: контрольно-кассо- вый аппарат (с принтером, электронным журналом для хранения информации и устройством приема платежных карт); система автоматического замера уровня топлива в резервуарах; пульт дистанционного управления колонками; персональный компьютер для управления процессом отпуска и учета ТСМ, а также ведения документации заправочного пункта.
Каждая АЗС должна иметь следующую документацию: паспорт АЗС с технологической и электрической схемами; формуляры и технические описания на топливо- и маслораздаточные колонки; паспорта и градуировочные таблицы на резервуары; журнал учета поступивших нефтепродуктов; инструкции по технике безопасности, пожарной безопасности, сбору отработанных нефтепродуктов и др.
ТО и ремонт, проверка оборудования заправочных пунктов
Обеспечение работоспособности оборудования заправочных пунктов осуществляется в соответствии с планово-предупредительной системой ТО и ремонта, которая предусматривает ежедневное обслуживание, периодические технические обслуживания, плановый текущий ремонт (обычно двух видов - ТР1 и ТР2) и капитальный ремонт.
ЕО включает в себя контрольный осмотр перед началом работы и обслуживание в процессе работы, т.е. проверку герметичности фланцевых, резьбовых и других соединений в колонках, раздаточных рукавах, трубопроводах и арматуре.
Периодичность ТО и ремонта устанавливают по времени или количеству выданного ТСМ. Техническое обслуживание колонок проводят один раз в два месяца или после отпуска 500 тыс. т топлива в основном в целях проверки состояния оборудования. Ответственное оборудование пломбируется по утвержденным схемам. При проверке топливораздаточных колонок учитывают их внешний вид, герметичность соединений, работу газоотделителя и точность измерения. Проверки выполняются после ремонта и периодически.
ТР1 проводится два раза в год при подготовке оборудования к летней и зимней эксплуатации (включая замену отдельных деталей). При подготовке к зимней эксплуатации включают систему подогрева (обычно в смесераздаточных колонках). ТР2 проводят каждые 20 мес, заменяя отдельные сборочные единицы. За срок службы колонок КР выполняют два раза.
Зачистка резервуаров проводится не реже одного раза в два года, а также при смене марки нефтепродукта. При этом используются передвижные установки для механизированной зачистки и откачки остатков и загрязнений из резервуаров. Может также выполняться противокоррозионная защита наружной и внутренней поверхностей резервуаров.
5.4. Восстановление качества топливосмазочных материалов
Причины и факторы, влияющие на изменение качества ТСМ
При транспортировании, хранении и использовании ТСМ происходит изменение их качества, т. е. ухудшение свойств в результате действия ряда причин физического (загрязнения, изменения состава присадок, расслоения и др.) и химического (окисления и разложения базового масла и присадок) характера.
Снижение качества ТСМ приводит к снижению надежности агрегатов машин, ухудшению их эксплуатационных характеристик и загрязнению окружающей среды. Особое влияние на работу ма-
шин оказывают обводнение ТСМ, изменение их фракционного состава, загрязнение, образование смол и осадков.
Обводнение ТСМ происходит в результате поглощения воды из атмосферы и конденсации паров из отработавших газов. Наличие воды усиливает окисление и вспениваемость ТСМ, ухудшает их смазывающие свойства, способствует возникновению коррозии деталей, выпадению присадок и образованию осадка. При массовой доле воды в моторном масле 1,5...2% скорость изнашивания деталей двигателя увеличивается в 1,5 раза.
Испарение ТСМ обусловливает потерю легких фракций. Наибольшему испарению подвержены бензины, что приводит к ухудшению пусковых свойств, увеличению нагароотложений и ускорению износа деталей двигателя. Испарение масел практически отсутствует.
Основными причинами загрязнения ТСМ являются попадание в них примесей из-за нарушения герметичности уплотнений в агрегатах машины (сапунов, манжет и др.); использование неисправных заправочных средств и заправки открытым способом; низкое качество фильтрации в агрегатах; образование продуктов изнашивания, окисления, коррозии и др. Как показывают исследования вследствие загрязнения рабочей жидкости гидросистем происходит 50... 75 % отказов гидроагрегатов, а их ресурс снижается более чем в три раза. После фильтрации дизельного топлива с тонкостью очистки от 24 до 13 мкм срок службы плунжерной пары дизеля повышается более чем в два раза.
Окисление снижает качество и ухудшает эксплуатационные свойства масел (повышается вязкость, ухудшаются низкотемпературные свойства и др.). Смолистые вещества, содержащиеся в топливе, при работе двигателя накапливаются в виде отложений на клапанном механизме, распылителях форсунок и других деталях, что снижает мощность двигателя, повышает расход (угар) масла и повышает износ двигателя.
Контроль качества ТСМ
Контроль качества нефтепродуктов в ЭП проводится в целях предупреждения их потерь, восстановления свойств, а также для оценки технического состояния агрегатов машин при корректировке режимов ТО и ремонта. Он включает в себя приемочные, контрольные и полные анализы.
Приемочный анализ проводится ЭП. При этом определяют цвет, прозрачность, плотность, вязкость, а также содержание механических примесей и воды в ТСМ. Контрольный анализ проводится в лабораторных условиях для установления соответствия качества нефтепродуктов требованиям ГОСТов или ТУ. В этом случае наряду с параметрами, определяемыми при приемочном анализе,определяют основные физико-химические и эксплуатационные показатели ТСМ. Лабораторные методы анализа определяются соответствующими ГОСТами. Полный анализ проводится после длительного хранения нефтепродуктов, а также для определения их марки и сорта, если они поступили в ЭП без паспорта, в неисправной таре или с нарушенной заводской упаковкой.
В ЭП для контроля вязкости, содержания механических примесей и воды, а также кислотного числа обычно применяют методы экс- пресс-анализа. Контролируют также зольность и щелочность моторных масел. Нормы показателей качества ТСМ устанавливаются в соответствующих нормативных документах. При экспресс-анализе используют переносные лаборатории, например JIAMA-7, которые обычно включают в себя комплект пробоотборников; нефтеденси- метр (для определения плотности); вискозиметр (для определения кинематической вязкости) и другие приборы и химикаты (реактивы) для определения наличия воды, водорастворимых кислот, щелочей, углеводородов, температуры застывания, фактических смол.
|