Обратная связь
|
ТЕМА «ОРГАНИЗАЦИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ» ВВЕДЕНИЕ
Самостоятельная работа, наряду с лекционным курсом и семинарскими занятиями, является неотъемлемой частью изучения курса «Администрирование в торговле».
Данные методические рекомендации по подготовке самостоятельных домашних работ студентами дневного отделения способствуют более глубокому пониманию и изучению содержания курса, его практической взаимосвязи с деятельностью торговых предприятий, развитием торговли, что способствует формированию теоретических знаний и их использованию на практике, при подготовке к экзаменам. Темы самостоятельной домашней работы, дополняют лекционный курс.
Результатом освоения дисциплины является формирование у студентов следующих компетенций:
№ п/п
| Шифр компетенции
| Формулировка компетенции
|
| ОК-8
| Способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность
|
| ПК-7
| Способен анализировать и интерпретировать финансовую, и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений
|
| ПК-9
| Способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет.
|
| ПК-11
| Способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта.
|
| ПК-13
| Способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий.
|
ТЕМА «ОРГАНИЗАЦИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ»
1.ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ
Основные фазы жизни организации
Определите, какие стадии жизненного цикла организации описаны в каждом пункте:
1. Члены организации затрачивают много времени и демонстрируют высокие обязательства. Этап агрессивного прорыва на рынок и захвата максимально возможного сегмента. Коммуникации и структура в рамках организации остаются, в сущности, неформальными. Складывается окончательно структура и система управления организации. Стабилизируются финансовые потоки. Возникает необходимость новых разработок в области товаров и услуг. Формируется миссия организации. Углубляется разделение труда, возникает многослойное подчинение (матричное). Возможны конфликты в области распределения результатов первых стадий. Ресурсов недостаточно. Налаживается планирование, разработка бюджетов, прогнозов. Расширяется прием на работу специалистов, что вызывает трения с прежним составом. Идейные работники часто покидают организацию. Работа внутри организации упорядочивается, появляются зачатки управленческой системы и ролей. Предпринимательство заканчивается, начинается управление организацией: падает степень рискованности решений, нет возможности быстрого перелива ресурсов из одной области в другую, организация из аморфной группы становится системой, так как появляются четко формализованные цели. Упор на эффективность, измеряемую в объеме прибыли, принесенной не только индивидуально, но и коллективно. Начинает формироваться корпоративная культура.
2. Структура организации стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры. Органы по выработке и принятию решений становятся ведущими компонентами организации. Для внешней среды организация не представляет особого интереса. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Цели являются еще нечеткими, творческий процесс протекает свободно, ресурсы, как правило, отсутствуют. Возрастает роль высшего руководящего звена организации, процесс принятия решений становится более взвешенным, консервативным. Роли уточнены таким образом, что выбытие тех или иных членов организации не вызывает серьезной опасности. Целеустремленность, способность рисковать и преданность делу характеризуют этот этап. Нередко используется директивный метод руководства, требующий быстрого исполнения и тщательного контроля. Формируется жизненный цикл продукции. Происходит завоевание потребителя. Для тех, кто в этот период работает в организации, характерен наивысший энтузиазм, сплоченность на основе идей и взглядов (но не целей и методов) и взаимодействие на творческой основе. Функции внутри организации все более специализируются. Начинается процесс накопления ресурсов. Возможности доминируют над угрозами существования.
3. Структура организации становится узкоспециализированной (бюрократической). Возникают командные формы организации труда. Характерна децентрализация процесса выработки решений. В результате конкуренции, сокращающегося рынка организация сталкивается с проблемой, когда объем предложения организации в товарах и услугах выше, чем спрос. Возникают диверсифицированные рынки, и деятельность усложняется. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках, обладающих высоким профессионализмом и компетенцией. Сформирована система материальной и нематериальной мотивации, корпоративная культура. Организация делает попытку адаптироваться к изменениям внешней среды. Выработка и принятие решений осуществляется централизовано. Организация на этом этапе переоценивает свои успехи и возможности и использует апробированные методы управления. Инновационные вопросы отсутствуют. В организации часто увеличивается количество конфликтов. Имея компетентное, но не всегда ответственное руководство, организация действует практически сама по себе. Проявляется бюрократизм в принятии решений. Данному этапу присуще отклонение от первоначальных поставленных целей, так как не может адаптироваться к изменениям внешней среды. Накопленные материальные ресурсы не соответствуют стратегическим целям. Темпы роста замедляются, организация начинает терять свои позиции на рынке.
4. Организация работает в условиях насыщения рынка потребительских товаров и услуг. Механизм принятия решений сформирован. Формируется корпоративная культура и имидж организации. Основная цель - выживание. Растет уровень ответственности за принятые решения, постепенно складывается управленческая структура, возникает разделение труда. Возникают конфликты, связанные с распределением власти. Руководители выявляют новые возможности развития. Создается организационная структура, распределены полномочия, управление осуществляется на основе формальных правил и норм. Идет накопление ресурсов.
5. Рынки сужаются. Падает доходность и эффективность действий организации. Предприятие теряет свои позиции на рынке. Для внешней среды организация не представляет особого интереса. Возникают процессы рассогласования действия внутри организации. Характерна неэффективная система мотиваций и высокая текучесть кадров. Цели являются четкими, но недостижимыми, так как недостаточно ресурсов и возможностей. Этап характеризуется необоснованной стратегией, отсутствием восприятия новых идей. Если приняты определенные меры, то возможно обновление организации. Это может сделать новая команда руководителей, уполномоченных на проведение плановой программы внутреннего организационного развития: диверсификация, развитие рынка.
|
|