ТЕМА: «Эффективность менеджмента: методологические подходы к эффективности»
Один из известных подходов к оценке эффективности управления состоит в использовании понятий «эффективность в широком смысле» и «эффективность в узком смысле».
Под эффективностью в широком смысле понимается результат деятельности, достигнутый за счет труда всего коллектива (включая работников аппарата управления).
В узком смысле эффективность отражает результативность собственно управленческой деятельности. В том и другом смысле для характеристики эффективности применяются обобщающие показатели и система частных показателей экономической и социальной эффективности. Последовательность проведения расчетов в рамках данного подхода показана на схеме (см. рисунок).
Рисунок - Схема расчетов по оценке эффективности управления
Для оценки экономической эффективности управления в широком смысле используются следующие обобщающие показатели:
– эффективность ресурсная;
– эффективность затратная.
Частных показателей экономической эффективности деятельности трудового коллектива очень много (более 60): рентабельность, оборачиваемость, окупаемость капиталовложений, фондоемкость, фондоотдача, производительность труда, соотношение роста заработной платы и производительности труда и т.д.
1. Обобщающими показателями социальной эффективности в широком смысле могут быть: степень выполнения заказов потребителей; доля объема продаж фирмы на рынке и др.
Частными показателями социальной эффективности являются: своевременность выполнения заказа; полнота выполнения заказа; оказание дополнительных услуг; послепродажный сервис и др.
2. Экономическую эффективность управления Эу в узком смысле характеризуют:
Обобщающий показатель ,
где З – затраты на содержание аппарата управления.
Частные показатели:
доля административно-управленческих расходов в общей сумме затрат предприятия;
доля численности управленческих работников в общей численности работающих на предприятии;
нагрузка управляемости (фактическая численность работающих на одного работника аппарата управления) и др.
3. Обобщающими показателями социальной эффективности в узком смысле являются:
доля решений, принятых по предложению работников трудового коллектива;
количество работников, привлеченных к разработке управленческого решения.
К частным показателям социальной эффективности относятся:
степень технической оснащенности управленческого труда,
текучесть работников аппарата управления,
квалификационный уровень кадров и т.п.
Правомерной является и оценка эффективности выполнения отдельных управленческих функций: планирования, организации, мотивации, контроля (работа отдельных подразделений аппаратов управления). Для этого используется также комплекс показателей, отражающих специфику деятельности по каждой управленческой функции. Так, по функции планирования оценивается степень достижения поставленных целей (плановых задач); по функции организации – оснащенность предприятия современным технологическим оборудованием, текучесть кадров; по функции мотивации – используемые методы воздействия на коллектив (поощрение, наказание, их соотношение); по функции контроля – количество нарушений трудовой, технологической дисциплины и др. Оценка эффективности управления может осуществляться за различные календарные отрезки времени (месяц, квартал, НЦ). Динамика этих показателей, а также сопоставление с аналогичными данными однородных предприятий, работающих в подобных природно-географических и экономических условиях, виляют сделать вывод об эффективности работы аппарата управления.
Изложенный подход к оценке эффективности правомерен как для характеристики результативности работы аппарата управления в целом, так и для оценки конкретных решений.
В первом случае эффективность отражает результативность процесса управления, который проявляется через совокупность принятых и реализованных решений, в истекшем периоде.
Во втором случае изложенная методология оценки вполне приемлема для оценки отдельных управленческих решений. По данной схеме, например, может осуществляться оценка эффективности стратегических решений. По тактическим решениям оценка эффективности возможна не в столь глобальном варианте, а допуская некоторое упрощение расчета.
Заслуживает внимания и другой подход к оценке эффективности управленческих решений, ориентированный на использование объемных показателей и удельных качественных показателей. Рассмотрим его применительно к маркетинговой деятельности торговой организации. Предварительно отметим исходные положения методологического характера.
Во-первых, результативность маркетинга проявляется через эффективность коммерческих решений, принятых по материалам проведенных мероприятий по изучению спроса. Под эффективностью мероприятий понимается соизмерение затрат на организацию и полученных результатов.
Во-вторых, правомерно при оценке использовать понятие совокупный экономический эффект, так как в достигнутых результатах содержится определенная доля труда работников разных специальностей (товароведов, продавцов и др.). Наряду с совокупным возможно исчисление экономического эффекта, который может быть отнесен к деятельности только маркетинговой службы (например, при оценке эффективности разработанных прогнозов спроса товарооборота).
В-третьих, хозяйственные организации, действующие на рынке, ориентированы, с одной стороны, на реализацию миссии по удовлетворению запросов потребителей, а с другой – на повышение экономических показателей своей деятельности. Поэтому оценка эффективности решений включает в себя расчет социальной и экономической эффективности.
В-четвертых, точный расчет эффективности решений требует строгого учета доходов и расходов по отдельным товарным группам, что весьма затруднительно. Поэтому рекомендуется использование так называемых удельных показателей – прибыль на 1 млн р. товарооборота и издержки обращения на 1 млн товарных запасов (либо на 1 тыс. р. товарооборота издержек).
Эффект коммерческих решений в наиболее общем виде количественно выражается в приросте объема товарооборота, в ускорении товарооборачиваемости и в уменьшении объема товарных запасов.
Конечный экономический результат проявляется в увеличении доходов организации или предприятия (на сумму реализованного наложения) и в уменьшении расходов.
Расчет экономической эффективности решений, результатом которых явилось увеличение товарооборота, а следовательно, доходов и прибыли, производится на основании материалов активного учета и бухгалтерских данных организации т-ный отчетный период по формуле
,
где Эт – экономическая эффективность, тыс. р.;
П – прибыль на 1 млн р. товарооборота, тыс. р.;
Т – прирост товарооборота, млн р.;
Тф – товарооборот фактический (после проведенного мероприятия по изучению спроса), млн р.;
Тп – товарооборот по плану (или за сопоставимый период, год до проведения мероприятия), млн р.
Экономическая эффективность мероприятий по изучению спроса, результатом которых явилось снижение товарных запасов, характеризуется сокращением издержек обращения на остаток товаров, что в конечном счете влияет на объем полученной прибыли. Она рассчитывается следующим образом:
,
где Эз – экономическая эффективность мероприятия, тыс. р.;
Р1 – издержки обращения на 1 млн р. товарных остатков р.;
3 – размер уменьшения товарных запасов, млн р.;
З1 – товарные запасы до проведения мероприятий, млн р.;
32 – товарные запасы после проведения мероприятий, млн р.
Экономическая эффективность мероприятий по изучению спроса отражается также на ускорении оборачиваемости товаров и оценивается по формуле
Эу = Р2 × О = Р2 × (Оф – On),
где Эу – экономическая эффективность, тыс. р.;
Р2 – однодневный размер издержек обращения;
Р2 – издержки обращения на реализованный товар за год, тыс. р.;
О – ускорение оборачиваемости товаров, дн.;
Оф – оборачиваемость фактическая (после проведения мероприятий), дн.;
Оф – оборачиваемость до проведения мероприятий, дн.
Примеры расчета эффективности коммерческих решений
Все мероприятия по изучению спроса, проводимые маркетинговой службой в рамках принятых коммерческих решений, направлены на удовлетворение потребностей населения и получение прибыли. Однако по экономическому содержанию их можно разделить на мероприятия:
с целью уточнения потребностей в товарах;
по увеличению объема реализации товаров;
по перемещению товарных запасов.
Рассмотрим приемы оценки эффективности управленческих решений (мероприятий по изучению спроса) на примере конкретных ситуаций.
I. Мероприятия по изучению спроса, проведенные с целью уточнения потребности в товарах.
Результаты проведения подобных мероприятий в районных кооперативных организациях создают условия для выполнения плана (программ, прогнозов) по товарообороту, предупреждения образования не пользующихся спросом товарных остатков. При этом достигается экономический эффект как результат деятельности маркетинговой службы или других работников, ведущих расчет потребности в товарах. С учетом этих мероприятий принимаются коммерческие решения по отказу от поставки (уменьшению закупки) товаров, не пользующихся спросом населения.
Результатом мероприятий по уточнению потребности в товарах может быть и совокупный экономический эффект от реализованных коммерческих решений по дополнительной закупке товаров, направленной на удовлетворение запросов покупателей.
Задача 1
По результатам анализа материалов анкетного опроса, проведенного с целью выявления мнений покупателей, установлены товары (пальто женские зимние), не пользующиеся спросом населения. Принято решение об отказе от дальнейшей поставки указанных товаров. Сумма отказа равняется 20 млн р. Затратоемкость 1 млн.р. товарных запасов равняется 20 тыс.р. Определить эффект от принятия коммерческих решений.
Задача 2
На основе материалов о спросе населения закуплено на областной ярмарке дополнительно товаров на сумму 90 млн р., из которых на дату проведения расчета 90% реализовано; затраты (транспортные и др.) составили 300 тыс. р. Рентабельность продаж составила 11%. Определить эффективность мероприятия.
II. Мероприятия по изучению спроса, проведенные с целью увеличения товарооборота, активизации торговли.
Использование для принятия решений данных по текущему изучению спроса населения, полученных в результате анализа материалов выставок-продаж, анкетных опросов, проведенных инвентаризаций, способствует росту товарооборота, что находит отражение в совокупном экономическом эффекте.
Задача 3
В результате анализа материалов по учету спроса на выставке-продаже завезено и реализовано дополнительно на 200 млн р. товаров; расходы, связанные с проведением выставки-продажи, составили 500 тыс. р. Рентабельность продаж составила 9%. Определить совокупный экономический эффект.
Задача 4
Анализ внутригрупповой структуры товарных остатков, проведенный специалистом по маркетингу по данным инвентаризационной описи в магазине «Промтовары», показал отсутствие некоторых размеров мужских костюмов. Соответствующие товары были завезены с оптовой базы, объем их продажи в течение квартала составил 60 млн р. Рентабельность продаж данной товарной группы составляет 13%. Определить эффект от принятого решения.
III. Мероприятия по изучению спроса, проведенные с целью оперативного управления товарными запасами.
Материалы выборочных обследований товарных запасов используются службой маркетинга для подготовки коммерческих решений.
Специалистам по изучению спроса целесообразно вести учет перемещения товаров, не пользующихся спросом, и контролировать ход их реализации.
Экономическая эффективность по своевременному возврату товаров на базу и сдаче на промпереработку выражается в снижении товарных остатков, а следовательно, и издержек обращения на остаток товаров.
Предлагается следующая форма контроля реализации:
№ п/п
| Дата проведения обследования
| Наименование или № магазина
| Наименование товаров излишне завезенных (не пользующихся спросом в данном магазине)
| Сумма, млн р.
| Кому переданы
| Фактически реализовано
| № магазина
или его наименование
| Дата
| Сумма, млн р.
| Дата
| Сумма, млн р.
| Сумма, млн р.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | Задача 5
С учетом материалов обследования товарных запасов перемещено между магазинами и реализовано товаров на сумму 150 млн р. Уровень прибыли составил 8%; транспортные расходы, связанные с перемещением товаров, составили 100 тыс. р. Затратоемкость 1 млн.р. товарных запасов равняется 120 тыс.р.
Определить:
1) эффективность работы по перемещению товаров, выразившаяся в росте товарооборота,
2) экономию потенциальных издержек обращения, связанных с хранением товаров, уплатой процентов за кредит и др.,
3) совокупный экономический эффект.
Задача 6
Переменные издержки обращения составляют 130 тыс. р. на 1 млн p. товарных остатков. Транспортные расходы по доставке товаров на базу и на промпереработку равны 70 тыс. р. Определить экономическую эффективность по своевременному возврату товаров.
IV. Мероприятия по изучению экономической эффективности своевременной уценки товаров.
Факт уценки свидетельствует о недостатках в коммерческой работе, допущенных просчетах при разработке заказов на поставку товаров. Однако конъюнктура торговли складывается подчас под влиянием ряда факторов, которые невозможно учесть (погодные условия: теплая зима, холодное лето, неурожаи и т.д.), а также в магазинах постепенно накапливается такой товар, возможность реализации которого утрачена. В этой ситуации экономически целесообразно своевременно уценить сезонный или залежалый товар. Расчет экономической эффективности при этом следующий:
,
где Эуц – экономический эффект от своевременной уценки товаров;
Уср – средний процент уценки по данному товару за предшествующие годы, обеспечивающий реализацию;
Уф – процент уценки данного товара фактический;
С – сумма товаров, своевременно уцененных и проданных.
Задача 7
В результате проведенного службой маркетинга выборочного обследования товарных запасов ряда магазинов выделены товары на сумму 10 млн р., реализация которых затруднена. Подготовлены необходимые материалы для уценки, фактический процент которой установлен равным 30%. Средний процент уценки за прошлые годы по товарам этой же группы составил 50%. Затратоемкость 1 млн.р. товарных запасов равняется 120 тыс.р. Рентабельность продаж данной товарной группы составляет 13%.
Определить:
1) экономический эффект от своевременной уценки;
2) эффект за счет снижения издержек обращения, связанных с уменьшением товарных запасов;
3) прибыль, полученная от реализации уцененных товаров;
4) совокупный эффект от своевременной уценки товаров.
V. Мероприятия по оценке годовой экономической эффективности управленческих решений.
Наряду с оценкой экономической эффективности, полученной от проведения отдельных мероприятий, в рамках принятых коммерческих решений следует определить общую годовую экономическую эффективность всех мероприятий.
Расчет обобщающего показателя производится следующим образом:
,
где Э0 – годовая экономическая эффективность;
Эт – сумма экономической эффективности от проведения мероприятий по изучению спроса за год, способствовавших увеличению товарооборота;
Эз – сумма экономической эффективности от проведения мероприятий по изучению спроса за год, обеспечивших снижение товарных запасов;
1, ..., п – количество мероприятий.
Такие расчеты могут производиться по отдельным товарам и совокупности, а также по отдельным мероприятиям (выставкам-продажам, перемещению товаров, уточнению потребности и т.д.).
Для выполнения расчетов по оценке эффективности отдельных мероприятий по изучению спроса и в целом за год необходимо использовать данные учета проведенных мероприятий в соответствии с приведенной ниже формой.
№
п/п
| Дата проведения
| Наименование мероприятии
| Объект обследования
| Подготовлено и принято коммерческое решение
| Кому передано на исполнение
| Полученный эффект (расчет)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В графе 7 указывается результат расчета эффективности, проведенного для конкретного мероприятия согласно предлагаемой методике по изучению спроса.
Предложенные методы количественной оценки эффективности изучения спроса не исключают оценки ее на качественном уровне, по показателям, характеризующим расширение внутригруппового товарного ассортимента в магазинах, сокращение или полное устранение перебоев в торговле и др.
Оценивая деятельность по изучению спроса, необходимо выделять как экономическую, так и социальную эффективность, которая проявляется в удовлетворении социальных потребностей, в частности в сокращении издержек потребления населения.
Ввиду неразработанности вопроса и сложности учета социальной эффективности на данном этапе косвенными ее показателями считаются:
динамика товарооборота на душу населения в целом и к товарным группам;
сопоставление во времени процента охвата товарооборотом покупательских фондов обслуживаемого населения;
уменьшение количества жалоб в части удовлетворения покупательского спроса (присланных в аппарат управления районных кооперативных организаций и потребительских обществ, а также отмеченных в книгах жалоб и предложений магазинов);
увеличение количества выполненных заказов покупателей на приобретение необходимого товара, их сумма, изменение во времени;
данные о неудовлетворенном спросе населения (обобщенные сведения об учете неудовлетворенного спроса в магазинах, процент неудовлетворенного спроса в целом по району кооперативной организации).
При анализе годовой эффективности коммерческих организаций целесообразно принимать во внимание факторы организанно-технического порядка, при которых совершалась их разработка: качественный состав работников, укомплектованность специалистами, стабильность кадров, обеспеченность вычислительной техникой и др. Это способствует повышению степени объективности оценки. Одновременно по результатам анализа условий работы могут приниматься необходимые меры по ее улучшению.
Разработка и реализация решений, обеспечивающих всегда высокую эффективность, – трудная задача и для опытных руководителей. По разным причинам эффект может не соответствовать ожидаемому. Однако постоянным должно быть стремление к максимизации эффекта, ибо недостаточная эффективность квалифицируется как «брак» в работе менеджера. Отдельные известные экономисты неэффективную работу считают безнравственной. В данном контексте заслуживает внимания рассмотрение вопросов ответственности руководителей, в том числе нравственной, за принятие управленческих решений.
|