Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Психолого-педагогические и организационные условия

Адаптированная образовательная программа начального общего образования

Для детей с задержкой психического развития

Г

Содержание

1. Пояснительная записка. 3

1.1 Цель. Задачи Программы.. 4

1..2 Особые образовательные потребности обучающихся с задержкой

психического развития. 5

1.3 Психолого-педагогические и организационные условия

реализации Программы.. 7

1.4 Общая характеристика адаптированной образовательной

программы начального общего образования для детей с ЗПР. 8

2. Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой психического развития адаптированной образовательной программы начального общего образования. 9

3. Система оценки достижения обучающимися с задержкой психического развития планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы начального общего образования 13

4. Содержание образования. 15

4.1 Учебный план. 15

4.2 Программа формирования универсальных учебных действий. 18

4.3 Программы учебных предметов. 18

4.4 Программа формирования культуры здорового безопасного

образа жизни; программа духовно-нравственного развития обучающихся. 39

4.5 Программа коррекционной работы.. 41

4.6 Программа внеурочной деятельности. 42

5. Условия реализации адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития. 42

5.1 Кадровые условия. 42

5.2 Финансово-экономические условия. 44

5.3 Материально-технические условия. 45

5.4 Требования к учебникам, рабочим тетрадям и специальным

дидактическим материалам.. 46

5.5 Обеспечение условий для организации обучения, взаимодействия специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся. 48



 

Пояснительная записка

Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с ФГОС НОО является обеспечение условий для индивидуального развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения — детей с задержкой психического развития.

Адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.

Адаптированная программа для детей с задержкой психического развития — это комплексная программа, направленная на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с задержкой психического развития и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы начального общего образования.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимися на ступени начального общего образования являются:

· Федеральный закон от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программ – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

· СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму образовательного процесса» (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189) раздел X.;

· Закон Республики Марий Эл от 1 августа 2013г.№29-З «Об образовании в Республике Марий Эл»

· Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования;

· О создании условий для получения образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья и детьми-инвалидами.(Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.);

Адаптированная программа на ступени начального общего образования сформирована для контингента детей с задержкой психического развития, являющихся обучающимися Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения «Детство» (далее - Центр). Обучающиеся с задержкой психического развития — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Цель. Задачи Программы

Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для развития детей с задержкой психического развития и оказание комплексной помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальной адаптации.

Задачи программы:

- своевременно выявлять детей с трудностями адаптации, обусловленными задержкой психического развития;

- определять особые образовательные потребности де­тей с задержкой психического развития;

- определять особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структу­рой нарушения развития и степенью его выраженности;

- создать условия, способствующие освоению детьми с задержкой психического развития основной образова­тельной программы начального общего образования и их ин­теграции в образовательном учреждении;

- осуществлять индивидуально ориентированную психо­лого-медико-педагогическую помощь детям с задержкой психического развития с учётом особенностей психическо­го и (или) физического развития, индивидуальных возмож­ностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

- обеспечить возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

- оказывать консультативную и методическую помощь ро­дителям (законным представителям) детей с задержкой психического развития по медицинским, социальным, пра­вовым и другим вопросам.

Всё большее число ребят относят к группе риска - проблемным: интеллектуально пассивным, испытывающим трудности в обучении, поведении. Повышенная уязвимость детей из группы риска требует большего внимания к индивидуализации образовательного процесса с учётом социальной и психолого-педагогической компенсации трудностей развития и обучения. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация.

Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи. Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.

Дифференциация образовательных программ начального общего образования обучающихся с ЗПР должна соотноситься с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы возлагается на ПМПК.

1.2. Особые образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития.

 

К общим потребностям для детей с ограниченными возможностями здоровья относятся:

 выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;

 обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

 раннее получение специальной помощи средствами образования;

 психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребёнка с педагогами и соучениками;

 психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;

 постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.

Для обучающихся с задержкой психического развития, осваивающих адаптированную основную образовательную программу начального общего образования, характерны следующие специфические образовательные потребности:

 увеличение сроков освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования до 5 лет;

 наглядно-действенный характер содержания образования;

 упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

 специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

 необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

 обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с задержкой психического развития;

 использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

 стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;

 специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения;

 специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

 специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм коммуникации;

 специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование навыков социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов.

Содержание программы коррекционной работы определя­ют следующие принципы:

- Дифференцированный подход к построению АОП НОО для обучающихся с задержкой психического развития, который предполагает учёт их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с задержкой психического развития возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

- Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учётом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с задержкой психического развития младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ре­бёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диаг­ностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений де­тей с задержкой психического развития, а также все­сторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помо­щи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Вариативность. Принцип предполагает создание вари­ативных условий для получения образования детьми, имею­щими различные недостатки в физическом и (или) психичес­ком развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законо­дательством прав родителей (законных представителей) детей с задержкой психического развития выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обяза­тельное согласование с родителями (законными представите­лями) вопроса о направлении (переводе) детей с задержкой психического развития в классы, занимающиеся по адаптированной образовательной программе.

Психолого-педагогические и организационные условия

Реализации программы

Психолого-педагогическими и организационными условиями реализации программы являются:

· реализация коррекционно-развивающих мероприятий в соответствии с образовательным маршрутом ученика;

· наличие оборудования, учебных пособий, методик соответствующих типологии отклоняющего развитие детей и обеспечивающих адекватную среду жизнедеятельности;

· учёт особенностей развития каждого обучающегося;

· предоставление психологических и социальных индивидуальных консультаций;

· создание условий по охране и укреплению здоровья обучающихся;

· формирование мотивационной готовности к обучению;

· развитие и совершенствование высших психических функций (память, внимание, восприятие, мышление, речь);

· развитие и совершенствование произвольности, регуляции собственного поведения, умения планировать и выполнять по плану учебные и внеучебные действия;

· совершенствование и развитие эмоционально-личностной сферы;

· коррекция детско-родительских отношений;

Кадровое обеспечение программы:

- учителя, прошедшие курсы повышения квалификации по вопросам психолого-педагогических основ коррекционно-развивающего обучения детей;

- учитель – логопед;

- педагог-психолог;

-учитель-дефектолог;

- воспитатели.

Адаптированная образовательная программа позволяет реализовать личностно-ориентированный подход через медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка, способствующее достижению учащимся с задержкой психического развития стандарта образования. Она имеет подчиненную, вспомогательную функцию по отношению к Образовательной программе, может уточняться и корректироваться.

К числу основных условий необходимых для повышения эффективности обучения и воспитания детей с задержкой психического развития относятся:

1) введение системы регулярного, углублённого, комплексного и разностороннего изучения обучающихся в процессе различных видов деятельности на уроке, во внеурочное время;

2) интеграция полученных в ходе медицинского, психологического и педагогического изучения ребенка данных, объединяемых в симптомокомплексы;

3) разработка и реализация педагогических технологий (диагностико-информационных, коррекционных, реабилитационных);

4) объединение усилий педагогов, медицинских и социальных работников в оказании всесторонней помощи и поддержки детям с задержкой психического развития;

5) расширение перечня педагогических, психотерапевтических, социальных и правовых услуг детям и родителям;

6) развитие системы отношений в направлении педагог-ребенок-родитель-медицинские работники.

 

Практическая работа по реализации адаптированной образовательной программы предполагает: повышение уровня медико-психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей; разработку новых педагогических технологий, учитывающих особенности обучающихся с задержкой психического развития; координацию деятельности медицинских и педагогических работников по осуществлению комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения. Программа позволяет педагогам обеспечить возможность оптимального применения методов и приемов коррекционно-развивающей работы с учетом индивидуально-типологических особенностей детей.

Теоретико-методологическими основаниями программы коррекционной работы является взаимосвязь трёх подходов:

- нейропсихологического, выявляющего причины, лежащие в основе школьных трудностей;

- комплексного, обеспечивающего учет медико-психолого-педагогических знаний о ребёнке;

- междисциплинарного, позволяющего осуществлять совместно-распределённую деятельность специалистов, сопровождающих развитие ребенка, отражающую, с одной стороны, специфику решения задач коррекции нарушенного развития детей конкретным содержанием профессиональной работы медицинских работников, педагогов и психологов, а с другой – интеграцию действий формирующегося коллективного субъекта этого процесса (от осознания необходимости совместных действий к развитому сотрудничеству).






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.