Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Образовательной программы начального общего образования

 

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров.

Система оценки достижения обучающимися с задержкой психического развития планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы начального общего образования призвана решить следующие задачи:

1) закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

2) ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование универсальных учебных действий;

3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;

4) предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения; позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития жизненной компетенции.

Результаты достижений обучающихся с ЗПР в овладении адаптированной образовательной программы являются значимыми для оценки качества образования обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы:



1) дифференциации оценки достижений с учётом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;

2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся;

3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания Программы, что обеспечивает объективность оценки.

Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования обучающихся с ЗПР, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно разных сторон процесса осуществления оценки результатов их образования.

При разработке системы оценки достижений обучающихся в освоении содержания адаптированной образовательной программы необходимо ориентироваться на представленный в Стандарте перечень планируемых результатов. Для обучающихся с ЗПР оценке подлежат личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. Для оценки продвижения ребёнка в овладении социальными (жизненными) компетенциями может применяться метод экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Данная группа в Центре представлена коллективом специалистов психолого-медико-педагогического консилиума. Так как он объединяет всех участников образовательного процесса – тех, кто обучает, воспитывает и тесно контактирует с ребёнком. Таким образом, в состав экспертной группы Центра входят педагогические и медицинские работники (учителя, воспитатели, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники), которые хорошо знают ученика. Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с ЗПР адаптированной образовательной программы начального общего образования следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной). Результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы обозначений (либо в текстовом варианте, либо в условных единицах: 0 баллов – нет продвижения; 1 балл – минимальное продвижение; 2 балла – среднее продвижение; 3 балла – значительное продвижение). Подобная оценка необходима экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребёнка. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту сопровождения обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребёнка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем адаптированной образовательной программой основного общего образования. Оценка метапредметных результатов предполагает оценку продвижения обучающегося в овладении регулятивными, коммуникативными и познавательными универсальными учебными действиями, т.е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на управление своей познавательной деятельностью. Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться, т.е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся с ЗПР к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Оценку этой группы результатов целесообразно начинать со второго полугодия 2-го класса, т.е. в тот период, когда у обучающихся уже будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность будет привычной для обучающихся, и они смогут её организовывать под руководством учителя.

В процессе оценки достижения планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

 

Содержание образования

4. 1. Учебный план

Учебный план образовательной организации реализующих адаптированную образовательную программу начального общего образования для обучающихся с ЗПР, фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.

Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Содержание начального общего образования обучающихся с ЗПР реализуется преимущественно за счёт введения учебных предметов, обеспечивающих целостное восприятие мира, с учётом их особых образовательных потребностей и возможностей, а также коррекционно-развивающих курсов, направленных на коррекцию недостатков психической сферы.

 

Учебный план адаптированной образовательной программы

начального общего образования для детей с ЗПР составлен на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида.

 

Образовательные области Общеобразовательные области Число учебных часов в неделю
1класс 2 класс 3 класс 4 класс
I. Общеобразовательные курсы        
Филология Русский язык
Литература (чтение)
Математика Математика
Естествознание Природоведение - -
Искусство Изобразительное искусство
Музыка и пение
Физическая культура Физкультура
Технология Трудовое обучение
II. Коррекционная подготовка        
Естествознание коррекционные курсы: - ознакомление с окружающим миром и развитие речи - -
Физическая культура - ритмика
Максимальная нагрузка на одного обучающегося  
  Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия с учителем  

 

 

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы в учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с ЗПР:

· формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;

· готовность обучающихся к продолжению образования на последующей ступени основного общего образования;

· формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

· формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

· личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Общие характеристики, направления, цели и практические задачи учебных предметов, курсов приведены в разделе «Программы учебных предметов» примерной адаптированной образовательной программы начального общего образования для детей с ЗПР.

В Центре осуществление образовательного процесса по каждому предмету предполагает использование различных видов деятельности (предметно-практическую деятельность, экскурсии, наблюдения за окружающей действительностью и т. д.).

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых образовательных потребностей характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, использовано:

на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части (русский язык и чтение);

на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития и необходимую коррекцию недостатков в психическом и/или физическом развитии; специфические коррекционные курсы «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи», «Ритмика».

Кроме того, в образовательном процессе предусматривается внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (коррекционно-развивающее, духовно-нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в Центре.

Коррекционно-развивающее направление является обязательными представлено фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедические, дефектологические и психо-коррекционные занятия) и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание осуществляется исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы сопровождения обучающегося и (или) программы реабилитации инвалида. Часы занятий, включённые в коррекционно-развивающую область, не входят в максимальную нагрузку.

В программу внеурочной деятельности входят занятия воспитателей и педагогов доп. образования направленные на укрепление и охрану здоровья, формирование навыков культуры здорового и безопасного образа жизни, личностное развитие и формирование основ социализации, творческо-эстетическое воспитание, ознакомление с окружающим миром, формирование эффективных коммуникативных навыков.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации адаптированной образовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития разнообразны.

Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.

Адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития может включать как один, так и несколько учебных планов. Для развития потенциала тех обучающихся с ЗПР, которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, тем и формы образования).

Сроки полного освоения адаптированной образовательной программы начального общего образования обучающимися с ЗПР составляют 4 года (I – IV классы).

Продолжительность учебной недели – 5 дней (то же предусмотрено в течение всех лет обучения). Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в первую смену.

Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели (в первом классе – 33 недели). Продолжительность учебных занятий составляет: 40 минут.

При обучении по адаптированной образовательной программе начального общего образования школьники с ЗПР обучаются в условиях специального малокомплектного класса для детей со сходным состоянием здоровья и сходными образовательными потребностями. Наполняемость класса не может превышать 12 детей.

В Центре предусматривается реализация адаптированной оразовательной программы для детей с ЗПР за второй класс. Учебный план 2-го диагностического класса ГБОУ Республики Марий Эл «ЦППРКПСПДПС «Детство» на 2014-2015 учебный год (вариант 1) составлен на основе базисного учебного плана специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VII вида (Приложение 1).

Количество часов, отводимых на изучение учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение» может корректироваться в рамках предметной области «Филология» с учётом психофизических особенностей обучающихся с задержкой психического развития.

Предметная область «Физическая культура» имеет физкультурно-адаптационную направленность, т.е. направлен на реабилитацию и адаптацию обучающихся с ЗПР к окружающей среде, обществу и различным видам деятельности средствами и методами физической культуры. Целью данного учебного предмета является коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ЗПР, формирование и развитие их двигательной активности и физических качеств, сохранение и укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, обеспечение знаниями в области культуры здоровья, воспитание потребности к систематическим занятиям физической культурой.

Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями, направленными на коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями по ритмике, направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности обучающихся, развитие пространственных представлений, координации движений и улучшения осанки детей. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится 15-20 мин., на групповые занятия –35-40 минут.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.