Обратная связь
|
М 1.Б.1 Философские проблемы архитектурной и реставрационной деятельности Направление/специальность подготовки
07.04.02 «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия».
Уровень высшего образования
Магистратура
Форма обучения
Очная
Томск 2015
СОГЛАСОВАНО:
Начальник
методического отдела В.В. Домбровский
(подпись, ф.и.о.)
Начальник
отдела магистратуры Ю.Н. Кобякова
(Только для магистерских РПД)
Руководитель ООП Л.С. Романова
(подпись, ф.и.о.)
Составитель профессор, д.ф.н. Кокаревич М.Н.
(Должность, Ф.И.О., подпись)
Рецензент профессор, д.ф.н. Ланкин В.Г.
(Должность, Ф.И.О., подпись)
Зав. кафедрой профессор, д.ф.н. Кокаревич М.Н.
Программа одобрена Научно-методическим советом ТГАСУ
Протокол №4 «16» мая 2015г.
Председатель НМС С.Н. Постников
(Должность, Ф.И.О., подпись)
Введена в действие с «01» сентября 2015 г.
содержание
1. Место дисциплины в структуре ООП
|
| 1.1. Раздел РУП, в который включена дисциплина
|
| 1.2. Распределение часов дисциплины по видам занятий и по семестрам
|
| 1.3. Связь с другими частями РПД (предшествующие дисциплины, модули, практики)
|
| 2. Планируемые результаты обучения по дисциплине
|
| 3. Структура и содержание дисциплины
|
| 4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов по дисциплине
|
| 4.1. Основная литература
|
| 4.2. Дополнительная литература
|
| 4.3. Методические разработки кафедры
|
| 4.4. Ресурсы информационно-коммуникационной сети «Интернет»
|
| 5. Фонд оценочных средств текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
|
| 5.1. Паспорт фонда оценочных средств
|
| 6. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков, характеризующие этапы формирования компетенций
|
| 6.1. Процедура экзамена
|
| 6.2. Процедура зачета
|
| 6.3. Процедура защиты курсового проекта (курсовой работы)
|
| 6.4. Процедура коллоквиума
|
| 7. Методические указания для студентов по освоению дисциплины
|
| 8. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)
|
| 9. Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине
|
| 10. Иные сведения и (или) материалы
|
| Дополнения и изменения в рабочей программе
|
|
1. Место дисциплины в структуре ООП
1.1. Раздел РУП (базовая) М.1 Б
1.2. Распределение часов дисциплины по видам занятий и по семестрам
Вид занятий
| | |
|
|
|
| Итого
| |
|
|
|
| | 1. Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий), всего
|
|
|
|
|
| | 1.1. Лекции
|
|
|
|
|
| | 1.2. Лабораторные
|
|
|
|
|
| | 1.3. Практические
|
|
|
|
|
| | 2. Самостоятельная работа студента (всего)
|
|
|
|
|
| | 2.1. Самостоятельное изучение соответствующих глав учебников, доп. Литературы, работа с конспектом лекций
|
|
|
|
|
| | 2.2. Подготовка к практическим занятиям
|
|
|
|
|
| | 2.3 Подготовка к лабораторным занятиям
|
|
|
|
|
| | 2.4. Выполнение контрольных работ
|
|
|
|
|
| | 2.4. Выполнение курсового проекта/работы
|
|
|
|
|
| | 2.5. Подготовка к зачету
|
|
|
|
|
| | 3. Экзамен
|
|
|
|
|
| | ИТОГО
|
|
|
|
|
| |
1.3. Связь с другими частями РПД (предшествующие дисциплины, модули, практики)
Предшествующие дисциплины, модули, практики
| Цикл
| Наименование
| Компетенции
| Б1.Б.2
| Философия
| ОК-1; ОК-2; ОК-9
| Б1,В.1
| Теория культуры
| ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОК-7, ОК-8, ОК-14.
| Б.1. ДВ 1
| Современные эстетические концепции
| ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОК-8,ОК-10, ОК-14, ПК-1,ПК-3.
|
2. планируемые результаты обучения по дисциплине:
компетенция
| Уровень освоения
| Знания
| Умения
| Навыки
| ОК-1
Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
| 3.
| Знание основных разделов и направлений дисциплины, методов и приёмов анализа проблем
| Умение планировать и осуществлять свою деятельность с учётом результата этого анализа
| Владение навыками критического восприятия информации
| ОК-3
Готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
| 3
| Знание навыков и приёмов творческого подхода к решению задач
| Умение реализовать свой творческий потенциал
| Владение принципами и готовностью к развитию своих творческих возможностей
| ОК-11
способностью использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат, оценивать качество результатов деятельности
| 3
| Знание навыков и умений организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, знание основных принципов руководства коллективом
| Умение применять методологические принципы в практической деятельности. Умение управлять коллективом, воздействовать на социально-психологический климат коллектива
| Владение навыками в организации исследовательских и проектных работ. Владение навыками управления коллективом, способностью к активной мобильности
| ПК-1
способностью осмысливать и формировать решения в области реконструкции и реставрации архитектурного наследия путем интеграции соответствующих фундаментальных и прикладных знаний
| 3
| Знание эстетических, художественных, исторических аспектов архитектурного наследия
| Умение обосновать свои реконструктивные и реставрационныее решения в перспективе эстетического и художественного содержания
| Владение навыками социального, эстетико-методологического анализа архитектурного наследия
| ПК-2
Способность синтезировать в предлагаемых научных концепциях обобщенный международный опыт, соотнесенный с реальной ситуацией проектирования
| 3
| Знание методологии компаративного и междисциплинарного анализа
| Умение применять общеметодологические принципы для анализа реальной проектной ситуации
| Владение навыками анализа реальных проектных ситуаций в соответствии с международным опытом
| ПК-6
Способность интерпретировать результаты прикладных научных исследований в виде обобщенных проектных моделей
| 3
| Знание методологии интерпретации и моделирования
| Умение выстраивать обобщенные проектные модели в соответствии с культурологическими и философскими основаниями
| Владение навыками общеметодологического анализа и моделирования
| ПК-18
Готовность к распространению знаний об архитектуре как области творческой деятельности, к выявлению творческого потенциала в образовательных учреждениях общего и профессионального образования
| 3
| Знание архитектуры как феномена культуры, области творческой деятельности в контексте общих закономерностей развития культуры и философии
| Умение показать значимость архитектуры, ее взаимосвязь с другими феноменами культуры
| Владение навыками демонстрации значимости архитектуры. Владение принципами и готовностью к развитию своего творческого потенциала в образовательной среде.
|
3. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы 108 часов.
№
п/п
| Раздел
дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы
текущего
контроля
успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации
(по
семестрам)
| Лекции
| Практические занятия
| Лабораторные
| Консультации
| Контрольные работы
| Курсовое проектирование
| НИР
| Коллоквиумы
| СРС
| КСР
| Другое (Указать)
| 1
| Тема 1. Реставрационная деятельность как тип проектной деятельности. Проектная деятельность и научное познание. Научное познание как специфический вид деятельности, критерии научности, социально-гуманитарное познание как особый вид научного познания, социально-гуманитарное познание и реставрационное проектирование.
| 1
| 1
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2
| Научное познание и реставрационная деятельность как специфические виды деятельности
| 1
| 1
|
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3
| Подготовка к лекциям и практическим занятиям
| 1
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2
|
|
| 4
| Тема 2. Методологические стратегии научной и проектно-реставрационной деятельности. Гносеология, эпистемология, методология научного познания, методология проектной деятельности (компаративный анализ)
| 1
| 3
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Опрос, к.р.
Тестирование
| 5
| Методологические особенности научного познания и архитектурно-дизайнерского и реставрационного проектирования
| 1
| 3
|
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6
| Подготовка к лекциям и практическим занятиям
| 1
| 4
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2
|
|
| 7
| Тема 3. Типы методологий научной и реставрационно-проектной деятельности. Культурологическая методология. Методологическая функция фундаментальных ценностей культуры и философии; архитектурное творчество как предмет философско-методологического анализа (обращение к философии и методологии как составляющая деятельности архитектора – Витрувий, Альберти, Земпер, В. Гропиус, Ле Корбюзье, Р. Кулхаас, К. Кикутаки, У. Эко и т.д.);
| 1
| 5
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Опрос, к.р.
Тестирование
| 8
| Типы методологий научной и реставрационно-проектной деятельности. Методологическая функция фундаментальных ценностей культуры и философии (на примере творчества современных архитекторов и дизайнеров)
| 1
| 5
|
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9
| Подготовка к лекциям и практическим занятиям
| 1
| 6
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4
|
|
| 10
| Научная картина мира, философские основания, идеалы и нормы, образы прекрасного, парадигмы и стили как методологические основания проектной и научной деятельности. Культурные парадигмы эпохи и научные революции (смена парадигм, смена идеалов и норм науки, смена картины мира), культурные парадигмы и революции стиля, оснований архитектурного проектирования, понимания целей, задач, смыслов архитектурного проектирования (античная культура и античная наука и архитектура, культура западноевропейского средневековья и средневековая наука и архитектурное творчество, культура Возрождения и Нового времени и новая наука и архитектура, культура модернизма как методология научного познания и архитектурного проектирования, постмодернистская, деконструктивистская, синергетическая культурные парадигмы и их методологические функции.
| 1
| 7
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Опрос, к.р.
Тестирование
| 11
| Постмодернистская, деконструктивистская, синергетическая методологии.
| 1
| 7
|
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 12
| Подготовка к лекциям и практическим занятиям
| 1
| 8
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4
|
|
| 13
| Тема 4. Методология как логика научного познания и реставрационно-проектной деятельности. Методология как учение о структуре, развитии и методах научного познания (Т.Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, К. Поппер), методология как логика архитектурного проектирования и учение о методах проектной деятельности (Джонс Дж. К.);
| 1
| 9
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2
|
| Опрос, к.р. Тестирование
| 14
| Методология как логика научного познания и проектирования (архитектурного, реставрационного.Разбор конкретных ситуаций.
| 1
| 9
|
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 15
| Подготовка к лекциям и практическим занятиям
| 1
| 10
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2
|
|
| 16
| Тема 5. Современное понимание методологии. Задачи философско-методологического анализа научного познания и архитектурного проектирования: проблема методов научного познания и архитектурного проектирования (общелогические методы, общенаучные методы, частнонаучные методы, методы проектирования), проблема взаимосвязи методологических стратегий гуманитарного познания и архитектурного проектирования
| 1
| 11
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Опрос, к.р. Тестирование
| 17
| Подготовка к лекциям и практическим занятиям
| 1
| 12
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2
|
|
| 18
| Тема 6. Научная рациональность и ее методологические функции. Классическая, неклассическая, постнеклассическая рациональность и архитектурное проектирование, научная рациональность и истина, понятие истины в философии науки ХХ века; проективная деятельность как важнейший культурообразующий фактор, свобода творчества, проективная деятельность и архитектор, дизайнер;
| 1
| 13
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2
|
| Опрос, к.р. Тестирование
| 19
| Проектн-реставрационная деятельность как важнейший культурообразующий фактор. Разбор конкретных культурно-исторических ситуаций.
| 1
| 13
|
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 20
| Подготовка к лекциям и практическим занятиям
| 1
| 14
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2
|
|
| 21
| Тема 7. Социальный аспект научного познания и проектной (реставрационной) деятельности. Социальность как способ человеческого бытия, архитектурное проектирование как фактор организации социума, деконструктивистские концепции социальности (П. Бурдье, Ж. Бодрийяр, М. Фуко, Ж.-Ф. Лиотар) и новые задачи архитектурно-дизайнерского проектирования.
| 1
| 15
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Опрос, к.р. Тестирование
| 22
| Методологические функции современных концепций социальности. Разбор конкретных культурно-исторических ситуаций
| 1
| 15
|
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 23
| Подготовка к лекциям и практическим занятиям
| 1
| 16
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2
|
|
| 24
| Тема 8. Наука и проектно-реставрационная деятельности как социальные институты. Социальные характеристики научной профессии и профессии реставратора. Этическая методология (этика науки и проектирования (моральный выбор и моральная ответственность ученого, реставратора, архитектора и дизайнера). Ролевая игра.
| 1
| 17
|
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 25
| Написание реферата
| 1
| 18
|
|
|
|
|
|
|
| 15
| 2
|
| 26
| Подготовка к зачету
| 1
| 18
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10
|
|
|
| | ИТОГО
| | |
|
| | | | | | |
|
| | экзамен
|
4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов по дисциплине
4.1 Основная литература
- Лебедев, С. А. Философия науки : учеб. пособие для магистров / С. А. Лебедев. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 288 с. — Серия : Магистр
- Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. –СПб.: Симпозиум, 2006.- 544 с.
- Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального.-Екатеринбург, 2007
- Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть.-М.: Добросвет, 2008.
- Хабермас Ю. Будущее человеческой природы.-М.: Весь мир, 2006.
- Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне.- М.: Весь мир, 2006.
- Философия науки / под ред. С.А. Лебедева, Учебное пособие для вузов.-М.: Академический проект, 2005.-736 с.
- Ю.Н. Тарасов Философия науки. Воронеж: МОУ ВЭПИ, 2006.-212 с.
- Никифоров А.Л. Философия науки: история и теория.-М.: Идея-Пресс, 2006.-264 с.
4.2 Дополнительная литература
10. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. Глава «Бытие и совершенство – красота как бытие».-М., 1997.
11. Адорно Т.В. Проблемы философии морали.-М., 2000.
- Апресян Р. Одухотворенность. – Человек, 1996. - № 4.
- Апресян Э.Г. Свобода художественного творчества. – М.: Искусство, 1985.
- Аронов В.Р. Художник и предметное творчество. Проблемы взаимодействия материальной и художественно культуры ХХ века. – М.: Советский художник, 1997.
15. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика.-М., 1989.
- Бархин М.Г. Архитектура и человек. – М.: Наука, 1979.
17. Бейтс Е. Интенции, конвенции, символы.-В кн. Психолингвистика.-М., 1984.
18. Бергер Л.Г. Пространственный образ мира (парадигма познания) в структуре художественного стиля.//Вопросы философии.-1994.-№4.
19. Бергсон А. Здравый смысл и классическое образование.//Вопросы философии.-1990.-№!.
20. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества.-М., 1989.
21. Библер В.С. Мышление как творчество.-М., 1975.
22. Бодрийяр Ж. Система вещей.-М., 1995.
- Бофиль Р. Пространство дли жизни. - 1993.
24. Вартофский М. Искусство как гуманизирующая практика.-В кн. Вартофский М. Модели.-М., 1998.
25. Гадамер Х.-Г. Метод и истина.-М., 1990.
- Гачев Г.Д. Национальные образы мира. – М.: Советский писатель, 1988.
27. Гейзенберг В. Шаги за горизонт.-М., 1987.
- Гидион З. Пространство, время, архитектура. – М., 1977.
- Горюнов В.С., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера. – С.-Петербург, 1992.
- Гропиус В. Границы архитектуры. – М.: Искусство, 1971.
31. Губин В.Д. Культура и творческая деятельность.-М., 1987.
32. Гуревич П.С. Философия культуры.-М., 1994.
33. Дей Кр. Места, где обитает человеческая душа.-М., 1994.
34. Делез Ж. Что такое философия?.-М., 1998.
- Деррида Ж. Письмо японскому другу // В.Ф. 1992 - № 4.
- Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма.
37. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии.-М., 1986.
- Духовность, художественное творчество, нравственность. Материалы «Круглого стола». // Вопросы философии, 1996. - № 2.
39. Евин И. Синергетика Искусства.-М., 1991.
- Зись А.Я. Философское мышление и художественное творчество. – Искусство, 1987.
41. Зыбайлов Л.К., Шапинский В.А. Постмодернизм.-М., 1993.
- Иконников А.В. Архитектура и история. – М., 1993.
43. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм.-М., 1996.
44. Кнабе Г.С. Проблема постмодернизма в фильме Питера Гринуэя «Брюхо архитектора»//Вопросы философии.-1997.-№%.
- Козловски П. Трагедия модерна. Мир и эпос ХХ в. у Эрнста Юнгера // В.Ф., 1997 - № 12.
46. Кокаревич М.Н. Концептуальное моделирование в социальной философии.-Томск, 2003.
- Корбюзье Л. Модулор. - 1976.
- Корбюзье Ле. Архитектура ХХ века
- Кристоффер Дэй. Место, где обитает душа // Архитектура и среда как лечебное средство. – М., 1994.
50. Кутырев В.А. Культура и технология: борьба миров.-Нижний Новгород, 2001.
- Лимонад М.Ю., Цыганов А.И. Живые поля архитектуры. – Обнинск. 1997.
52. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна.-М., 1998.
- Лихачев Д.С. Культура русского народа Х-ХУП веков. – М.-Л.: Наука, 1961.
54. Лосев А.Ф. Философия .Мифилогия. Культура.-М., 1991.
55. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию.-М., 1990.
56. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности.-М., 1994.
57. Маритен Ж. Философ в мире.-М., 1994.
58. Марубаев М.Л. О гармонии мира.//Вопросы философии.-1994.-№:.
59. Микешина А.А. Ценностные предпосылки в структуре научного знания.-М., 1990.
60. Мольтман Ю. Теология надежды.//Вопросы философии.-1990.-№9.
- Мур Г. Человеческое измерение. – Британский совет, 1991.
- Нимейер О. Архитектура и общество. - 1975.
63. Новая технократическая волна на Западе.-М., 1986.
64. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия?.-Лекции 305.-М., 1991.
65. Панарин А. Философия политики.-М., 1995.
66. Поджер Ф., Юри У. Путь к согласию (или переговоры без поражения).-М., 1992.
67. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии.-М., 1985.
68. Поппер К. Логика и рост научного знания.-М., 1983.
69. Поппер К. Нищета историзма.-М., 1993.Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого Индустриального Общества.-М., 1994.
- Постмодернизм и культура. Материалы «Круглого стола» // Вопросы философии,1993. - № 3.
71. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса.-М., 1986.
72. Проблема человека в западной философии.-М., 1998.
- Райнов Богомил. Массовая культура. Пер. с болг. – М., 1979.
- Райт Ф. Будущее архитектуры. – М.: Стройиздат, 1960.
75. Самосознание европейской культуры ХХ века.-М., 1991.
- Силичев Д.А. Ж. Деррида: деконструкция или философия в стиле постмодерн.
77. Соловьев В.С. Философские основы цельного знания.-Соч. в 2-х томах.-М., 1998.
78. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество.-М., 1992.
- Станькова Я., Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры. Пер. с чеш. – М.: Стройиздат, 1987.
- Столович Л.Н. Красота-Добро-Истина: очерк истории эстетической аксиологии. – М.: Республика, 1994.
81. Теория познания в четырех томах.-Т.1-2.-М., 1991.
82. Тиллих П. Избранное. Теология культуры.-М., 1995.
83. Тоффлер О. Третья волна.-М., 1999.
84. Рорти Р. Философия и Зеркало Природы.-Новосибирск, 1997.
85. Уайтхед А.И. Идеи философии. Философский метод//Избранные работы по философии.-М., 1990.
86. Уитроу Дж. Структура и природа времени.-М., 1984.
87. Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной литературы.-М., 1991.
88. Филатов В.П. Живой космос: человек между силами земли и неба.//Вопросы философии.-1994.-№2.
- Флоренский П.А. Иконостас. – М.: Искусство, 1995.
- Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи. – М.: Правда, 1990.
- Фремптон Кеннет. Современная архитектура: критический взгляд на историю развития. - 1990.
92. Фуко М. Герменевтика субъекта.//В кн.: Социо-логос.-М., 1991.
93. Фуко М. История безумия в классическую эпоху.-М., 1997.
94. Фуко М. Рождение клиники.-М., 1999.
95. Хайдеггер М. Время и бытие.-М., 1993.
96. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность.-М., 1992.
97. Хейзинга Й. Человек играющий.Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры.-М., 1992.
98. Чешев В.В. Человек как мыслящее существо.-Томск, 1999.
99. Шацкий Е. Утопия и традиция.-М., 1990.
100.Юнг К. Проблемы души нашего времени.-М., 1994.
|
|