Бюджетное устройство Российской Федерации КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«ОСНОВЫ государственного И МУНИЦИПАЛЬНОГО
Управления»
на тему:
«Местный бюджет: сущность, структура, источники доходов»
Выполнила: студентка группы №032533
Института управления
направление: 38.03.04 – «Государственное
и муниципальное управление»
Л. О. Мотавщук
Проверил работу:
кандидат исторических наук, доцент
А. Н. Гарявин
Санкт-Петербург
Пушкин
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Бюджетное устройство Российской Федерации…………………………….5
2. Понятие местного бюджета…………………………………………………..13
2.1. Сущность местного бюджета…………………………………………....16
2.2. Структура местного бюджета…………………………………….……...19
3. Источники дохода местного бюджета…………………………………….....24
3.1. Основы составления, рассмотрения и утверждения местных
бюджетов………………………………………………………………..…28
3.2. Виды местных налогов и сборов………………………..…………….…35
Заключение …………………………………………………………………...….38
Библиографический список………………………………………….………….40
Источники …………………………………………………………...…………..40
Литература ………………………………………………………………………41
Приложение ………………………………………………………………….….44
Введение
Большое значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач — в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.
Важная роль в реформировании бюджетных отношений отводится местным бюджетам. Местные бюджеты принято считать низовым звеном бюджетной системы РФ. Вместе с тем, они являются фундаментом бюджетной системы, не укрепив которой, нельзя кардинально улучшить бюджетные взаимоотношения в соответствии с функциями, возлагаемыми на каждый уровень государственной власти. К компетенции местных органов власти, наиболее тесно связанных с населением, относится решение многих вопросов: социальной защиты населения, жилья, здравоохранения, образования, транспорта, коммунального хозяйства, экологии. Для финансирования данных расходов местным органам самоуправления необходим достаточный уровень доходных источников местных бюджетов.
Одним из основных принципов построения и функционирования бюджетной системы РФ является принцип самостоятельности бюджетов. Данный принцип предусматривает, что расходы каждого бюджета должны покрываться его доходами. Однако, анализ бюджетов на местном уровне свидетельствует о том, что принципы самостоятельности не получают достаточного практического подтверждения. Недостаток собственных средств местных бюджетов для финансирования деятельности органов местного самоуправления компенсируется значительными объемами дотаций, субвенций и других видов финансовой помощи местным бюджетам.
Объектом исследования моей работы являются общественные отношения, связанные с местным бюджетом.
Предмет исследования моей работы – анализ функционирования местного бюджета.
Целью данной работы является изучение местных бюджетов, а также выявление источников их финансирования.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
– изучить сущность и структура местного бюджета;
– раскрыть источники доходов местного бюджета;
– рассмотреть виды местных налогов и сборов;
– рассмотреть основы составления, рассмотрения и утверждение местных бюджетов.
Моя курсовая работа состоит из введения, трёх глав (в первой без параграфа, во второй два параграфа, в третьей два параграфа), заключения, списка использованных источников и литературы, приложения, которое состоит из двух схем. Такая структура настоящего исследования продиктована проведением мною анализа источников научной и учебной литературы по выбранной теме.
Бюджетное устройство Российской Федерации
Бюджетное устройство каждого государства представляет организацию бюджетной системы страны, структуру и ее состав, порядок взаимоотношений между ее разными звеньями, правовые базы действия бюджетов, создающих систему бюджетного устройства, установленные стороны образования и осуществление бюджетов, бюджетную классификацию. Бюджетное устройство определяется государственным устройством и закрепляется законодательством страны.
В зависимости от уровня назначения власти государства между центром и административно-территориальными образованиями делятся на федеративные и унитарные. Также существуют конфедеративные объединения. В унитарных государствах административно-территориальные образования не имеют личной государственности или самоуправления. В унитарных государствах действует единая конституция, единые органы исполнительной и законодательной власти, концентрирующие управления экономическими, политическими и социальными процессами в стране. В унитарных государствах бюджетная система имеет два элемента – местные бюджеты и государственный бюджет, которые находятся в ведении органов местного самоуправления. [1]
Федеративное государство – это форма государственного устройства, когда административно-территориальные образования, входящие в единое государственное пространство, имеют собственную государственность, обладают определенной политической и экономической самостоятельностью в пределах установленного законодательством распределения компетенций между центром и данными административнотерриториальными образованиями.
В федеративных государствах бюджетная система состоит из государственного бюджета, бюджетов административно-территориальных образований (имеющих статус субъекта Федерации), и местных бюджетов органов местного самоуправления.
Конфедеративное государство основано на постоянном союзе довольно самостоятельных государств. Такой подход является выгодным для достижения социально-экономических, военных, политических и других целей. Бюджет конфедеративного государства образуется из взносов, которые входят в конфедерацию стран. В государствах, образующих конфедерацию, работают свои бюджетные и налоговые системы.
Бюджетное устройство РФ определяется ее федеративным устройством, основанном на государственной целостности, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и ее субъектов, признании и гарантий осуществления местного самоуправления, определения его полномочий и предметов ведения, невхождения органов местного самоуправления в систему органов государственной власти. Исходя из положений, установленных Конституцией РФ, и в соответствии с бюджетным федерализмом бюджетное устройство России обеспечивает:
– целостность, единство бюджетной системы;
– обособленность функционирования каждого бюджета, входящего в бюджетную систему страны;
– единую бюджетную классификацию с правом субъектов РФ и муниципальных образований уточнять и детализировать ее в соответствии с региональными и местными потребностями;
– правовой статус бюджетов, образующих бюджетную систему России, правовые основы их взаимоотношений;
– разграничение прав и полномочий публичноправовых образований в бюджетной сфере.
Основным законом, определяющим функционирование бюджетной системы РФ, является Бюджетный кодекс Российской Федерации[2], который устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, правовое положение субъектов правоотношений в бюджетной сфере. Также Бюджетный кодекс РФ определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ. Бюджетный кодекс РФ был принят в 1998 г. и подвергся коренным изменениям в 2004 г. после уточнения принципов организации местного самоуправления и разграничения полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ. С 1 января 2005 г. стали действовать изменения, внесенные в бюджетную систему РФ, бюджетные полномочия публично-правовых образований, формирование доходов и расходов всех звеньев бюджетной системы РФ, содержание и определение сбалансированности бюджетов. В результате законодательством РФ были введены новые важные положения:
– установлена двухзвенная система местных бюджетов;
– бюджеты городских и сельских поселений, а также бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов;
– два города федерального значения Москва и СанктПетербург стали формировать бюджеты внутригородских муниципальных образований;
– введен принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований;
– определены бюджетные полномочия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
– дано определение собственных доходов бюджетов бюджетной системы РФ и указан их состав (понятия «регулирующие» и «закрепленные» доходы потеряли свое значение и более не употребляются в Бюджетном кодексе РФ);
– установлены нормативы отчислений от федеральных налогов в бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных образований;
– субъектам РФ дано право отчислять в местные бюджеты часть налоговых доходов, поступающих в их бюджеты, на основе долговременных нормативов, установленных специальными законами субъектов РФ;
– определены перечень и состав неналоговых доходов каждого бюджета бюджетной системы РФ;
– сформулированы определение и содержание расходных обязательств публичноправовых образований, общий порядок ведения реестров расходных обязательств.
В 2007 г. в результате дальнейших разработок были приняты федеральные законы, определившие внесение изменений в Бюджетный кодекс РФ и характеризующие новый шаг реформирования бюджетного устройства в РФ:
– внесены уточнения в бюджетные полномочия публично правовых образований, структуру бюджетной системы РФ, определен правовой статус каждого бюджета бюджетной системы РФ;
– введена новая бюджетная классификация РФ;
– более точно сформулированы принципы бюджетной системы РФ и определено их содержание, кроме того, введены два новых принципа – подведомственности расходов и единства кассы;
– для каждого бюджета бюджетной системы РФ установлены перечень и состав доходов, поступающих в бюджет;
– сформулированы понятия и определено содержание таких основополагающих статей, как бюджетные расходы, бюджетные ассигнования, государственное и муниципальное задание, обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений, размещение заказов, предоставление субсидий, предоставление бюджетных инвестиций, формирование резервных и других фондов;
– определены формы и содержание бюджетных кредитов, источников финансирования дефицита каждого бюджета бюджетной системы РФ;
– введены два новых фонда – Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, определены источники их формирования, цели и направления расходования;
– уточнены понятия и структуры государственного долга РФ, субъекта РФ, муниципального долга, ответственность публичноправовых образований по долговым обязательствам, определены порядок осуществления и предельный объем государственных и муниципальных заимствований, установлены предельные объемы государственного и муниципального долга и расходов на их обслуживание, условия и порядок предоставления государственных и муниципальных гарантий;
– перечислены формы и условия предоставления межбюджетных трансфертов, цели и назначение межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований, из бюджетов субъектов РФ бюджетам городских и сельских поселений, муниципальных районов и городских округов, а также определены межбюджетные трансферты из местных бюджетов;
– отредактированы и уточнены статьи, посвященные государственным внебюджетным фондам, порядку их разработки, формирования доходов и направлений расходов;
– четко перечислены участники бюджетного процесса и определены их бюджетные полномочия.
Реформирование законодательной базы привело к уточнению и более четкому определению бюджетной политики как на уровне РФ, так и на территориальном уровне (субъектов РФ и муниципальных образований). Немаловажным результатом является более рациональное функционирование самой бюджетной системы, более эффективное осуществление бюджетного процесса, участники которого должны определять и реализовывать бюджетную политику в пределах своей компетенции.
Бюджетный кодекс РФ регулирует правоотношения, возникающие между субъектами правоотношений в процессе:
– определения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы России, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
– составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов, контроль над их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности РФ.
Бюджетная система является центральным звеном бюджетного устройства государства.[3] Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение бюджетной системы России: “основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов”. Таким образом, бюджетная система РФ включает федеральный бюджет, бюджеты республик в составе РФ, краевые и областные бюджеты, бюджет автономной области, бюджеты автономных округов, бюджеты двух городов федерального значения Москвы и СанктПетербурга, свыше 29 тыс. местных бюджетов, бюджеты трех государственных внебюджетных фондов (пенсионного, социального страхования, обязательного медицинского страхования) на федеральном уровне и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов (по количеству субъектов РФ).
Схематически бюджетная система России (См. рис. 1 Приложений). Правовые основы бюджетов определены Бюджетным кодексом РФ и заключаются в следующем:
1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных вне бюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов.
2. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ.
3. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления.
Кроме того, в бюджетной сфере существуют другие федеральные и региональные законы, государственные и муниципальные нормативные правовые акты. В них входят указы Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, исполнительнораспорядительных органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения в пределах своей компетенции и в полном соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Структура бюджетного законодательства представлена (См. рис. 2 Приложений).Если международным договором РФ установлены иные правила по сравнению с бюджетным законодательством, то применяются правила международного договора.[4] Законы РФ о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов, законы субъектов РФ о бюджете субъекта РФ и бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов должны быть опубликованы не позднее 5 дней после их подписания в установленном порядке. Муниципальный правовой акт о бюджете муниципального образования подлежит официальному опубликованию не позднее 10 дней после его подписания в установленном порядке. Закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом РФ и (или) законом о бюджете субъекта РФ, решением о бюджете муниципального образования. Формирование и исполнение бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется на основе бюджетной классификации, которая является частью бюджетного устройства России. Ее определение, назначение, состав и основы построения заложены в Бюджетном кодексе РФ. В соответствии с ним должен быть принят федеральный закон о бюджетной классификации, определяющий ее структуру, содержание, порядок применения и функционирования в бюджетном процессе РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Субъекты РФ и муниципальные образования вправе принять собственные правовые нормативные акты, детализирующие отдельные позиции, устанавливающие порядок применения бюджетной классификации РФ в той части, которая относится к бюджету субъекта РФ или муниципального образования.
Таким образом, бюджетное устройство в РФ соответствует государственному устройству, отвечает требованиям бюджетного федерализма и определяется законодательством. Краеугольным камнем бюджетного устройства являются: бюджетная система РФ, ее состав и структура; правовой статус каждого бюджета, установленный законодательством РФ; бюджетная классификация, обеспечивающая единство и сопоставимость формирования доходов и расходов бюджетов бюджетной системы РФ.[5]
Понятие местного бюджета
Местный бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Местный бюджет относится к категории «публичные финансы».
В то же время бюджет является актом, представляющим собой смету доходов и расходов соответствующего уровня власти. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления.
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет, который предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.[6]
Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль над его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы РФ заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки.[7]
Важная роль в реформировании бюджетных отношений отводится местным бюджетам. Местные бюджеты принято считать низовым звеном бюджетной системы РФ. Вместе с тем, они являются фундаментом бюджетной системы, не укрепив которой, нельзя кардинально улучшить бюджетные взаимоотношения в соответствии с функциями, возлагаемыми на каждый уровень государственной власти.
Рост местных бюджетов непосредственно связан с процессом урбанизации, следовательно, расширением социальной инфраструктуры. В общем объеме местных бюджетов постоянно увеличивается удельный вес городских и поселковых бюджетов.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.
В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
Местный бюджет должен формироваться с учетом требований самостоятельности, достоверности, сбалансированности, гласности и единства.
Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.
Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.
Муниципальные образования наделены следующими бюджетными полномочиями:
– установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;
– составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;
– установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;
– определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
– осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами;
– установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету;
– в случае и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений.
Сущность местного бюджета
Местные бюджеты – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.[8]
Местный бюджет – это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением которой осуществляется органом местного самоуправления самостоятельно.
Сущность местного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную и контрольную функции.
Распределительная функция заключается в том, что благодаря ей происходит концентрация денежных средств в руках органов местного самоуправления и их использование с целью удовлетворения социально-экономических потребностей на подведомственной им территории. Кроме того, с помощью этой функции можно определить на сколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в расположение органов местного самоуправления и каким образом фактически складываются пропорции в распределении местного бюджетного фонда. Содержание функции определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансовой системы не осуществляет такого разнообразия перераспределения финансовых ресурсов (межотраслевое, межтерриториальное, многоуровневое перераспределение финансовых ресурсов, т. е. между различными уровнями бюджетной системы).
Сфера деятельности этой функции определяется тем, что в отношение с местным бюджетом вступают все участники общественного производства, как юридические, так и физические лица (на подведомственной территории).
Контрольная функция заключается в том, что через формирование и использование фонда денежных средств органов местного самоуправления отображает экономические процессы, характеризующие экономику муниципального образования. Благодаря этой функции можно судить о том, как поступают в распоряжение органов местного самоуправления финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, а также соответствует ли размер централизуемых ресурсов потребностям муниципального образования. Основу этой функции составляет движение местных бюджетных ресурсов, которое находит отражение в соответствующих показателях местных бюджетных поступлений и расходных назначений.
Функции местного бюджета также объективны, как и сама эта категория. Местный бюджет является важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять социальные преобразования.
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении.
Они выполняют следующие функции:
– формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
– распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйств;
– контроль над финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов. Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов РФ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.[9]
Доходная часть минимальных местных бюджетов формируется путём закрепления доходных источников на долговременной основе федеральным законом, законом субъекта РФ. Если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет этих источников, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта РФ передают органам местного самоуправления другие доходные источники федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.
Свободные переходящие остатки местных бюджетов предыдущего года в расчет не принимаются.
Структура местного бюджета
Местный бюджет включает в себя доходную и расходную части.
В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. А также субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.
Доходная часть состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать в себя финансовую помощь в различных формах.
Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.
Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:
– принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров;
– принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;
– заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными бюджетными учреждениями.[10]
Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти или органами государственной власти субъектов РФ, компенсируются органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие за собой дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.
Расходы местных бюджетов осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном местной администрацией.
Расходы бюджета, согласно Бюджетному кодексу РФ, – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней должно базироваться на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.
Расходы местных бюджетов во многом зависят от бюджетной политики, проводимой в государстве, от степени децентрализации управления социальной сферой. Все это является решающим фактором, влияющим на объем финансовых ресурсов, проходящих по каналам местных бюджетов, на их удельный вес в общегосударственных бюджетных расходах.
В зависимости от экономического содержания расходы бюджетов делятся на капитальные и текущие.[11]
Капитальные расходы бюджетов, предназначенные для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности, включают:
– расходы на инвестиции в действующие или вновь создаваемые структуры в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;
– средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;
– расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством;
– расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований;
– другие расходы бюджета, вошедшие в капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.
В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития.
Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения текущего функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также оказания государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. В эту категорию входят и другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.
В Бюджетном кодексе выделены две группы расходов бюджетов муниципальных образований:
– расходы, совместно финансируемые из бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований;
– расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов.
Следует отметить, что расходы местных бюджетов также разделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития (капитальные расходы).
Бюджет развития формируется за счет ассигнований на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности, а также затрат, связанных с воспроизводством, расходов, при осуществлении которых увеличивается или создается имущество, находящееся в собственности муниципальных образований, и иных расходов бюджета, включенных в капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.[12]
Все другие расходы, не вошедшие в бюджет развития, включаются в бюджет текущих расходов.
Осуществление расходов местных бюджетов на финансирование полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Различаются обязательные, добровольные (факультативные) и запрещенные расходы местных бюджетов.
В соответствии с законодательством обязательными для местных сообществ являются только расходы, которые определены в таком качестве законом, и расходы, необходимые для оплаты невостребованных долгов. Также обязательны и задолженности, появляющиеся из договорных обязательств и судебных решений.
Добровольными являются расходы, которые местное сообщество может самостоятельно определять при условии, что они не входят в перечень запрещенных, а все обязательные расходы предварительно были покрыты необходимым объемом поступлений. К числу добровольных расходов относятся, например, связанные с деятельностью в экономической сфере (прямая и косвенная помощь частным лицам), дополнительная деятельность в гуманитарной и информационной сферах, расходы по строительству.[13]
Запрещаются расходы, противоречащие бюджетным принципам. Если произведенный расход является запрещенным, он аннулируется по решению суда на основании протеста прокурора или жалобы граждан (контроль внутренней легальности бюджета).
Основную долю расходов местных бюджетов составляют статьи «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Образование» и «Здравоохранение и физическая культура».[14]
Большой объем расходов на ЖКХ связан с предоставлением субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Поскольку субсидируется не все жилье, а только муниципальное, в крупных городах расходы на ЖКХ наиболее значительная статья, а в сельской местности, где жилищный фонд в основном находится в частной собственности, доля расходов по статье ЖКХ намного ниже.
В сельских и поселковых советах основная доля бюджетных средств (более половины) расходуется на образование.
Доля расходов на здравоохранение ниже в сельских и поселковых советах по сравнению с расходами других типов населенных пунктов, так как больницы расположены в основном в городах районных и региональных центрах.
|