Виды местных налогов и сборов Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Виды местных налогов и сборов. В соответствии с принятой в РФ трехуровневой системой налогообложения в состав местных налогов и сборов входят:
– местные налоги,
– местные регистрационные и лицензионные сборы;
– прочие сборы.
К местным налогам относятся:
– налог на землю;
– налог на имущество физических лиц;
– налог на рекламу;
– налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
– налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;
– налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.[26]
Местные регистрационные и лицензионные сборы включают:
– регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
– лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками;
– лицензионный сбор за право проведения аукционов и лотерей.
К прочим сборам относятся:
– сбор за право торговли;
– целевые сборы на содержание милиции, благоустройство, образование и другие цели (сбор с владельцев собак, сбор за выдачу ордера на квартиру, сбор за парковку автотранспорта, сбор за право использования местной символики, сбор за участие в бегах на ипподромах, сбор за выигрыш на бегах, сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме, сбор со сделок, произведенных на биржах, сбор за право проведения кино и телесъемок, сбор за уборку территории населенных пунктов, сбор за открытие игорного бизнеса и др.).[27]
На местном уровне приоритетными являются налоги на имущество и налог на землю, поскольку имущество и земля имеют определенную территориальную принадлежность.
Из числа местных налогов и сборов общеобязательными являются:
1) налог на имущество физических лиц;
2) земельный налог;
3) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
4) сбор за право торговли.
Местным органом власти предоставлено право введения дополнительных местных налогов и сборов. Впоследствии Налоговый кодекс РФ установил закрытый перечень налогов, взимаемых на местном уровне. Одновременно предусмотрено, что уплата таких налогов юридическими лицами должна производиться за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль. Практика показала, что при разумном использовании всех рычагов налоговой политики местные источники существенно наполняют местные бюджеты.[28]
Местные налоги и сборы оказывают регулирующее влияние на развитие социальной инфраструктуры территории и более понятны налогоплательщику. Вместе с тем поступление местных налогов и сборов в доходную часть местных бюджетов городов и районов неодинаково и зависит от специфики района, особенностей формирования доходной части бюджета. Доля средств, собираемых с помощью местных налогов и сборов, колеблется от 17 до 0,7%. Наиболее заселенные районы, имеющие развитую структуру производства, получают больше средств за счет местных налогов и сборов.
Однако реализация права дополнительного введения местных налогов и сборов привела к тому, что отдельные регионы ввели до нескольких десятков таких налогов и сборов. Многие из них практически не оказывают существенного влияния на пополнение бюджетов и вызывают недовольство налогоплательщиков. Как отмечалось, в Налоговом кодексе РФ устанавливается закрытый перечень налогов и сборов. По каждому из таких налогов установлены принципы взимания, ограничения, а также предельный уровень ставок. Предусматривается сокращение количества местных налогов.
Заключение
Эффективность местного самоуправления определяется прежде всего материальными и финансовыми ресурсами, имеющимися в распоряжении местного сообщества. Финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставляемым в соответствии с законом полномочиям. Собственно финансовые системы, на которых основываются средства местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы следовать, насколько это возможно, за изменением издержек, возникающих при осуществлении компетенции местных органов.
Главная финансовая основа местных органов власти – местные бюджеты. Именно благодаря им общественные фонды потребления распределяются между группами населения. В основном из этих источников финансируется развитие отраслей местной промышленности и коммунального хозяйства.
Территориальные бюджеты являются каналом для проведения общегосударственных экономических и социальных задач, через них распределяются государственные средства на развитие социальной инфраструктуры общества. Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований. При этом круг финансовых мероприятий постепенно расширяется. Сейчас финансируется не только народное образование, здравоохранение, коммунальное хозяйство, строительство и содержание дорог, но и высшие, средние специальные учебные заведения, мероприятия по правопорядку, внутренней безопасности, охране окружающей среды.
Через местные бюджеты осуществляется важное практически для всех регионов выравнивание экономического и социального развития территорий. Таким образом, местные органы власти должны обеспечить комплексное развитие своих местностей, производственной и непроизводственной сфер. Результатом проводимой государством политики стал переход функций регулирования этих процессов от центральных органов власти к местным. Очевидно, что роль местных финансов, в их числе и местных бюджетов, усиливается, а сфера их использования расширяется. Поэтому было очень важно разобраться в структуре доходов и расходов, изучить сущность местного бюджета, разобраться в видах местных налогов и сборов, понять основы формирования местных бюджетов и раскрыть источники местного бюджета.
Библиографический список
Источники
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 3 ноября 2015 г.) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ Дата обращения – 15 ноября 2015 г.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ Дата обращения – 16 ноября 2015 г.
Литература
1. Абрамов В. Ф. Местное самоуправление: идея и опыт. – М.: Проспект, 2007. – 124 с.
2. Авакьян С. А., Лютцер В. Л. Муниципальное право России. – М.: Проспект, 2009. – 251 с.
3. Анимица Е. Г. Основы местного самоуправления. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 208 с.
4. Артамонова О. В., Сафуанов Р. М. Неналоговые доходы муниципальных образований: поиски решения // Финансы и кредит. – 2007. – № 14. – С. 41-45.
5. Бабичев И. В. Местное самоуправление в современной России: некоторые итоги и перспективы // Муниципальная власть. - 2004. – №7. – С. 51 – 53.
6. Бабун Р. В., Муллагалеева З. З. Вопросы муниципальной экономики – М.: Московский общественный научный фонд, 2001. – 143 с.
7. Воронин А. Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 176 с.
8. Горский И. П. Местные налоги // Народный депутат. – 1991. – № 13. – С. 63-68.
9. Государственное управление: основы теории и организации / Под ред. В. А. Козбаненко. – М.: Статут, 2002. – 520 с.
10.Глущенко П. П., Пылин В. В. Муниципальное право. – СПб.: Питер, 2004. – 205 с.
11.Дьяконова Л. А. Организация управления финансовыми ресурсами в регионе. //Финансы. – 2004. – № 4. – С. 21-34.
12.Ермакова Е. А. Анализ эффективности управления неналоговыми доходами в России // Финансы и кредит. – 2009. – № 15. – С. 60-63.
13.Замятина Н. В. Оптимизация расходов бюджетов территорий // Финансы и кредит. – 2010. – № 9. – С. 33-37.
14.Иванов В. В., Коробова А. Н. Муниципальное управление. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 717 с.
15. Ильин М. В., Коваль Б. И. Две стороны одной медали: гражданское общество и правовое государство // Полис. – 1992. – № 1-2. – С. 193-202.
16. Кабашов С. Ю. Местное самоуправление в Российской Федерации. – М.: Флинта; Наука, 2010. – 360 с.
17. Кобилев А. Г., Кирнев А. Д., Рудой В. В. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве. – 2-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 496 с.
18. Коваленко Н. Е. Местное самоуправление как форма демократии. – СПб: Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, 2008. – 296 с.
19. Ковалерова Л, A. Проблемы формирования и использования средств местных бюджетов // Проблемы учета и финансов. – 2011. – № 4. –С. 73-77.
20. Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. – М.: Юрист, 2003. – 559 с.
21. Маршалова А. С. Система государственного и муниципального управления: Учебное пособие – 3-е изд., стереотип. – М.: Омега-Л, 2009. – 128 с.
22. Мокрый В. С., Сапожников А. А., Сёмкина О. С. Государственное и муниципальное управление. Реализация реформ. Курс лекций. – М.: КноруС, 2007. – 216 с.
23. Рой О. М. Основы государственного и муниципального управления: Учебное пособие. – 4-е изд. – Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2013. – 448 с.
24. Скляр А. В. Оптимизация межбюджетных отношений в отдельно взятом регионе // БИНО: бюджетные учреждения. – 2005. – № 8. – С. 30 - 40.
25. Фадеев В. И. Муниципальное право в РФ: проблемы становления и развития. – М.: ИНИОН РАН, 2005. – 95 с.
26. Яндиев М. И. Уровни бюджетной системы в России. // Финансы. – 2004. – №2. – С. 46 – 50.
Приложение
Рис. 1. Бюджетная система России[29]
Рис. 2. Структура бюджетного законодательства РФ[30]
[1] Авакьян С. А., Лютцер В. Л. Муниципальное право России. – М., 2009. – С. 251.
[2] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 № 145-ФЗ (ред. от 3 ноября 2015) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ Дата обращения – 15 ноября 2015 г.
[3] Бабичев И. В. Местное самоуправление в современной России: некоторые итоги и перспективы // Муниципальная власть. – 2004. – №7. – С. 52.
[4] Горский И. Местные налоги // Народный депутат. – 1991. – № 13. – С. 63.
[5] Абрамов В.Ф. Местное самоуправление: идея и опыт – М., 2007. – С. 121.
[6] Бабун Р. В., Муллагалеева З. З. Вопросы муниципальной экономики – М., 2001. – С. 143.
[7] Артамонова О. В. Неналоговые доходы муниципальных образований: поиски решения // Название журнала. – 2007. – № 14. – С. 43.
[8] Ильин М. В., Коваль Б. И. Две стороны одной медали: гражданское общество и правовое государство // Полис. – 1992. – № 1-2. – С. 194.
[9] Кабашов С. Ю. Местное самоуправление в Российской Федерации. – М., 2010. – С. 360.
[10] Глущенко П. П., Пылин В. В. Муниципальное право. – СПб., 2004. – С. 205.
[11] Ковалерова Л. A. Проблемы формирования и использования средств местных бюджетов // Проблемы учета и финансов. – 2011. – № 4. – С. 75.
[12] Кобилев А. Г., Кирнев А. Д., Рудой В. В. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве. – 2-е изд. – Ростов-на-Дону, 2012. – С. 496.
[13] Ермакова Е. А. Анализ эффективности управления неналоговыми доходами в России // Финансы и кредит. – 2009. – № 15. – С. 60.
[14] Скляр А. В. Оптимизация межбюджетных отношений в отдельно взятом регионе // БИНО: бюджетные учреждения. – 2005. – № 8.. – С. 30.
[15] Замятина Н. В. Оптимизация расходов бюджетов территорий // Финансы и кредит. – 2010. – № 9. – С. 37.
[16] Яндиев М. И. Уровни бюджетной системы в России. // Финансы. – 2004. – № 2 – С. 46.
[17] Дьяконова Л.А. Организация управления финансовыми ресурсами в регионе //Финансы. – 2004. –№ 4. – С. 21.
[18] Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ Дата обращения – 16 ноября 2015 г.
[19] Воронин А. Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. – М., 2004. – С. 176.
[20] Государственное управление: основы теории и организации / Под ред. В. А. Козбаненко. – М., 2002. – С. 520.
[21] Анимица Е. Г. Основы местного самоуправления. – М., 2006. – С. 208.
[22] Фадеев В. И. Муниципальное право в РФ: проблемы становления и развития. – М., 2005. – С. 95.
[23] Государственное управление: основы теории и организации / Под ред. В. А. Козбаненко. – М., 2002. – С. 520.
[24] Иванов В. В., Коробова А. Н. Муниципальное управление. – М., 2009. – С. 717.
[25] Кабашов С. Ю. Местное самоуправление в Российской Федерации. – М., 2010. – С. 360.
[26] Коваленко Н. Е. Местное самоуправление как форма демократии. – СПб., 2008. – С. 296.
[27] Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. – М., 2003. – С. 559.
[28] Рой О. М. Основы государственного и муниципального управления: Учебное пособие. – 4-е изд. – Стандарт третьего поколения. – СПб., 2013. – С. 448.
[29] Мокрый В. С., Сапожников А. А., Сёмкина О. С. Государственное и муниципальное управление. Реализация реформ. Курс лекций. – М., 2007. – С. 216.
[30] Маршалова А. С. Система государственного и муниципального управления: Учебное пособие – 3-е изд., стереотип. – М., 2009. – С. 128.
|