Общие психологические особенности учащихся третьего класса В этом возрасте важным становится осознание своей принадлежности к своей стране. Детям свойственно стремление к общим делам со сверстниками. Ребенок хочет жить делами коллектива, быть принятым и признанным, старается планировать свои занятия и отдых.
В учебной работе тоже выросла роль самостоятельности при работе с текстами, схемами, иллюстрациями, газетными полосами. Ребенок умеет выделять основные смысловые компоненты текста, определять последовательность событий, может произвести элементарный смысловой анализ, проанализировать ответ товарища. Он знаком с новыми видами письменных работ: изложением, сочинением рассказа.
В течение третьего года ученик овладевает навыками организации учебного труда, учится работать по заданному алгоритму, оценивать свои действия и нести за них ответственность. Он самостоятельно обращается к разным источникам информации, выбирая нужный познавательный материал.
Но в этом возрасте дети еще не владеют высокой культурой устной и письменной речи, им трудно вести диалог на основе увиденного фильма, иллюстрации, прочитанной книги. Не все могут составить последовательный и эмоциональный рассказ о прошедших событиях, передать своё впечатление о радио-, теле-, видео-передаче.
Занятия по основам журналистики позволяют помочь ребенку овладеть необходимыми учебными навыками работы с информацией и достичь положительного результата в своей творческой деятельности. Ведь умение пересказать информацию, записать её и дать ей оценку играет очень важную роль в дальнейшем обучении.
Цель третьего года обучения:развитие личностных и ценностно-смысловых компетенций через журналистское творчество.
Задачи:
обучающие:
- познакомить детей с основными газетными жанрами: заметкой, зарисовкой, отзывом, интервью, репортажем;
- учить писать в газетных жанрах: зарисовки, заметки, отзыва;
- научить различать и применять выразительные средства языка: эпитеты, сравнения;
- научить писать по принципу: «Вижу, слышу, чувствую, пишу»;
- научить иллюстрировать свои тексты;
- учить основам макетирования;
- научить составлять индивидуальный творческий альбом из своих материалов;
- учить выпускать стенгазету
воспитательные:
- формировать представление о добре, отзывчивости, честности, смелости, справедливости;
- воспитывать любовь к красоте русской речи;
- воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине;
- воспитывать умение видеть и чувствовать красоту и гармонию мира;
- воспитывать чувство такта, уважение к собеседнику;
- воспитывать ответственность за свои слова и поступки;
- воспитывать чувство радости труда;
- формировать коммуникативные навыки.
развивающие:
- развивать навыки осмысленного восприятия текста;
- формировать осознанное мышление;
- развивать навыки письменной речи;
- обогащать словарный запас;
- развивать эмоционально-образное восприятие мира;
- развивать слуховое восприятие;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать наблюдательность, воображение, умение видеть красоту;
- развивать литературные и творческие способности
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Класс
(всего 34 часа, по 1 часу в неделю)
№
| Тема
| Кол-во
часов
| Кол-во
часов
| теор.
| практ.
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11-12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
| Введение
Каким должен быть журналист.
Газетные жанры.
Газетный жанр -зарисовка
Газетный жанр — зарисовка.
Рисуем словом. Литературные заготовки.
Осенняя зарисовка.
Заголовок
Заголовок — окошко для взгляда вперёд.
Основы макетирования
Макетирование странички.
Слово — помощник журналиста
Слова — корабли мысли.
Красота слова.
Иллюстрирование
Иллюстрирование текстов.
Зимняя зарисовка
Занятие 11-12. Волшебница-зима.
Выпуск стенгазеты
Подготовка к выпуску стенгазеты.
Выпуск новогодней стенгазеты.
Дарим радость
Готовим новогодний подарок.
Газетный жанр – заметка
Газетный жанр – заметка.
Виды заметок.
Мечта.
Газетный жанр – отзыв
Газетный жанр – отзыв.
Письмо другу.
Дорогой героев
Самое дорогое. Заметка-размышление.
Выпуск стенгазеты
Праздник для мамы.
Выпуск стенгазеты к 8-му марта.
Новости
Шесть вопросов новостей.
Путешествие в страну Новостей.
Подготовка к изучению интервью
В царстве книг.
Весенняя зарисовка
Весна-красна. Литературные заготовки.
Весенняя зарисовка.
Основы макетирования
Макетирование. Выпуск стенгазеты.
Макетирование. Выпуск стенгазеты.
Этика журналиста
Почему нужно быть добрым.
Мы строим Добрый мир.
Мы строим Добрый мир.
Праздник юных журналистов.
|
|
|
|
| Итого:
| 34 ч
| 10 ч
| 24 ч
|
Содержание
Введение (2 ч).
Профессиональные и человеческие качества журналиста. Понятие жанра. Основные газетные жанры: заметка, зарисовка, отзыв, интервью, репортаж, их краткая характеристика.
Газетный жанр — зарисовка (7 ч).
Определение газетного жанра — зарисовки. Работа по памятке. Наблюдения на улице. Литературные заготовки. Эпитеты и сравнения. Выстраивание текстов, редактирование.
Заголовок (1 ч).
Заголовок — отражение темы текста. Назначение заголовка. Виды заголовков.
Основы макетирования (2 ч).
Составление графического макета. Приёмы макетирования.
Слово — помощник журналиста (2 ч).
Мысль — основа слов и поступков. Формулирование мысли и передача её письменно. Слова, передающие красоту природы, человеческих отношений.
Иллюстрирование (1 ч).
Тема текста и проявление её в рисунке.
Выпуск стенгазеты (4 ч).
Назначение стенгазеты. Выбор и оформление заголовка стенной газеты. Подбор, распределение материала.
Дарим радость (1 час).
Значимость подарка, его воздействие на человека. Новогодний подарок.
Газетный жанр – заметка (3 ч).
Определение газетного жанра - заметки. Работа по памятке. Виды заметок: информационная и художественная. Заметка-размышление. Работа со словарём.
Газетный жанр – отзыв (2 ч).
Определение газетного жанра - отзыва. Работа по памятке. Написание отзыва по схеме. Отзыв по заметке. Письмо другу.
Дорогой героев (1 ч).
Понятия «Подвиг», «Герой». Заметка-размышление по плану-вопроснику.
Новости (2 ч).
Вопросы новостей. Новость одной строкой. Сбор новостей в школе. Написание информационной заметки при помощи основных вопросов.
Подготовка к изучению интервью (2 ч).
Экскурсия в библиотеку. Беседа с библиотекарем. Работа со словарем. Вопросы-помощники для написания заметки.
Этика журналиста (4 ч).
Добро – основа жизни. Нравственные качества журналиста. Ответственность за слово. Заметка-размышление.
№ п/п
| Тема
| Содержание
| Введение (2 ч)
| 1.
| Каким должен быть журналист.
| Профессиональные и человеческие качества, необходимые журналисту. Рисование журналиста и атрибутов, необходимых для работы. Записывание качеств журналиста.
| 2.
| Газетные жанры.
| Знакомство с основными газетными жанрами: заметкой, зарисовкой, отзывом, интервью, репортажем. Определение жанра по тексту и рисунку.
| Газетный жанр – зарисовка (3 ч)
| 3.
| Газетный жанр - зарисовка.
| Зарисовка – словесная картина.
Практическая работа на улице: сбор слов для зарисовки. Составление памятки для написания зарисовки. Записывание слов в альбом.
| 4.
| Рисуем словом. Литературные заготовки по теме «Осень».
| Подбор эпитетов и сравнений к словам. Заполнение таблицы, составление предложений.
| 5.
| Осенняя зарисовка. Выстраиваем, редактируем текст.
| Слова, показывающие настроение природы. Составление текста зарисовки. Расширение и доработка текста, добавление эмоциональной окраски. Записывание зарисовки в тетрадь.
| Заголовок (1 ч)
| 6.
| Заголовок – окошко для взгляда вперёд.
| Соответствие заголовка и темы. Смысл слова «заголовок». Виды заголовков. Иллюстрирование заголовка.
| Основы макетирования (1 ч)
| 7.
| Макетирование странички.
| Переписывание текста зарисовки на плашку. Иллюстрирование текста. Распределение материалов на странице. Выставка работ.
| Слово – помощник журналиста (2 ч)
| 8.
| Слова – корабли мысли.
| Какие мысли, такие слова и поступки. Чтобы корабль-Слово был крепок, укрепи свои мысли. Размышление над мудростью: «Будьте внимательны к своим мыслям – они начало поступков».
| 9.
| Красота слова.
| Нахождение слов, передающих красоту природы, человеческих отношений. Упражнение со словами.
| Иллюстрирование (1 ч)
| 10.
| Иллюстрирование текстов.
| Работа над мудростью. Выявление темы текста и проявление её в рисунке.
| Зимняя зарисовка (2 ч)
| 11,12
| Волшебница-зима. Зимняя зарисовка.
| Отработка умения писать зарисовку, используя выразительные средства русского языка. Заполнение таблицы эпитетов и сравнений. Выстраивание текста. Придумывание заголовка. Рисование зимней картины.
| Выпуск стенгазеты (2 ч)
| 13, 14.
| Новогодняя стенгазета.
| Выбор и оформление заголовка стенной газеты. Описание встречи с Дедом Морозом по вопросам-подсказкам. Подбор и подготовка материала для стенной газеты. Оформление стенгазеты.
| Дарим радость (1 ч)
| 15.
| Готовим новогодний подарок.
| Беседа по рассказу Б. Ганаго «Машенька».
Изготовление новогоднего подарка.
| Газетный жанр – заметка (3 ч)
| 16.
| Газетный жанр — заметка.
| Работа с деревом-корнесловом. Составление памятки для написания заметки. Написание заметки.
| 17.
| Виды заметок. Новогодняя заметка.
| Знакомство с видами заметок: информационной и художественной. Написание художественной заметки с помощью вопросов-подсказок и рисунка.
| 18.
| Мечта. Заметка.
| Беседа о понятиях «мечта» и «желание». Работа со словарём. Написание заметки-размышления.
| Газетный жанр – отзыв (2 ч)
| 19.
| Газетный жанр – отзыв.
| Знакомство с газетным жанром – отзывом. Работа по памятке. Написание отзыва по схеме.
| 20.
| Письмо другу. Отзыв по заметке.
| Знакомство с основными приёмами написания письма. Подбор эпитетов к слову «друг». Написание письма-отзыва по схеме.
| Дорогою героев (1 ч)
| 21.
| «Самое дорогое». Заметка
| Беседа по рассказу Сухомлинского. Работа со словарём. Подбор эпитетов. Написание заметки-размышления по плану-вопроснику.
| Выпуск стенгазеты (2 ч)
| 22, 23.
| Праздник для мамы. Выпускаем стенгазету.
| Подбор эпитетов и сравнений. Работа с рифмами.Написание заметки по опорным словам. Подготовка материала к стенгазете. Отбор материала. Выпуск стенгазеты.
| Новости (2 ч)
| 24.
| Шесть вопросов новостей.
| Беседа о значении новостей в жизни людей. Работа с деревом-корнесловом.Написание информационной заметки при помощи основных вопросов.
| 25.
| Путешествие в страну новостей. Новости одной строкой.
| Отработка умения сообщать новость одной строкой. Сбор новостей в школе. Запись новости.
| Подготовка к изучению интервью (1 ч)
| 26.
| В царстве книг. Подготовка к изучению интервью.
| Экскурсия в библиотеку. Написание заметки с элементами зарисовки. Подготовка к изучению интервью.
| Весенняя зарисовка (2 ч)
| 27.
| Весна – красна. Литературные заготовки по теме «Весна».
| Наблюдение за природой. Сбор литературных заготовок. Работа с таблицей эпитетов и сравнений. Написание зарисовки.
| 28.
| Выстраиваем, редактируем текст.
| Подбор дополнительных эпитетов и сравнений. Выстраивание текста. Редактирование. Подбор заголовка. Запись редактированного текста.
| Основы макетирования (2 ч)
| 29, 30
| Макетирование странички. Выпуск газеты.
| Подбор и подготовка материала для стенной газеты. Макетирование странички. Оформление стенгазеты.
| Этика журналиста (4 ч)
| 31.
| Почему нужно быть добрым.
| Беседа по теме «Добро – основа жизни». Написание заметки-размышления.
| 32, 33
| Мы строим Добрый мир.
| - Вручение альбомов. Закрепление знаний о
- газетных жанрах в практической
деятельности. Коллективная творческая работа.
| 34.
| Праздник юных журналистов.
| Итоговая творческая деятельность.
|
|