Раздел шестой СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ СОСТОЯНИЯ Б. Д. ПАРЫГИН
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ, ИСТОРИИ И ТЕОРИИ
Новое в гуманитарных науках
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ
Санкт-Петербург 1999
Парыгин Б. Д. П 18 Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. — СПб.: ИГУП, 1999. — 592 с.
Под редакцией почетного члена Международной академии психологических наук, действительного члена Академии гуманитарных наук, Петровской академии наук и искусств, Балтийской педагогической академии, доктора культурологических наук, профессора А. С. Запесоцкого
Рецензенты:
доктор психологических наук А. Л. Свенцицкий.
доктор психологических наук Г. Л. Ержемский
В монографии раскрываются понятие, предмет и система социальной психологии как науки, ее методы и статус в ряду других гуманитарных дисциплин, предпосылки и истоки ее становления. Впервые исследуется специфика российской социально-психологической мысли, своеобразие истории, этапы развития, состояние и проблемы современной отечественной социальной психологии.
Обосновывается концепция многозначности и многокачественности как проявлений социальной психики человека (личность, деятельность, общность, общение и состояние), так и природы, процесса развития, конституции самой социально-психологической науки.
Книга адресована философам, социальным психологам, социологам и всем интересующимся современными проблемами и перспективами развития социальной психологии.
ББК 88.5
ISBN 5-7621-0100-2
© Б. Д. Парыгин, 1999
© СПбГУП, оформление, 1999
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
ВВЕДЕНИЕ
Раздел первый МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
1.1. Понятие социальной психологии: его многозначность и трактовка
1.2. Предмет и область социальной психологии как науки. Необходимость уточнения представлений
1.3. Статус социальной психологии
1.4. Система социальной психологии
1.5. Методы социальной психологии
1.6. Социально-психологическое мышление как инструмент исследования
ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
2.1. Природа и динамика социально-психологического знания
2.2. Эмпирические предпосылки социальной психологии
2.3. Философские истоки социальной психологии
2.4. Непосредственные исторические условия становления социальной психологии как течения мысли
2.5. От течения мысли к системе научного знания
ГЛАВА 3. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
3.1. Социально-психологическое направление в России конца XIX — начала XX века
3.2. Социальная психология 20-х годов
3.3. Марксизм и фрейдизм: от попыток синтеза к идеологическому размежеванию
3.4. Был ли перерыв в развитии отечественной социальной психологии?
3.5. Возрождение и тенденции развития отечественной социальной психологии
Раздел второй СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
ГЛАВА 4. ФЕНОМЕН ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
4.1. Понятие личности
4.2. Социально-психологическая структура личности
4.3. Личность как социально-психологическая проблема
4.4. Специфика социально-психологического изучения личности с учетом пространственных и временных параметров
ГЛАВА 5. ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ
5.1. Понятие и природа духовного потенциала личности
5.2. Возможности и пределы духовно-психического потенциала личности
5.3. Природа скрытых резервов духовно-психического потенциала личности
ГЛАВА 6. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ЛИЧНОСТИ
6.1. Понятие социально-психологического барьера
6.2. Функции и природа социально-психологического барьера
6.3. Виды социально-психологических барьеров
6.4. Пути преодоления социально-психологических барьеров
Раздел третий СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГЛАВА 7. ФЕНОМЕН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
7.1. Статус, понятие и структура деятельности в социальной психологии
7.2. Деятельность как социально-психологическая проблема
7.3. Социально-исторические тенденции психической деятельности
ГЛАВА 8. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
8. 1. Психологическая готовность как фактор деятельности
8.2. Статус, понятие и структура феномена готовности к действию в социальной психологии
8.3. Готовность к деятельности как социально-психологическая проблема
ГЛАВА 9. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВКЛЮЧЕННОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
9.1. Понятие психологической включенности в деятельность
9.2. Психологическая включенность как фактор деятельности
9.3. Включенность в деятельность как социально-психологическая проблема
9.4. Природа и факторы психологического включения и включенности личности
9.5. Обеспечение психологической включенности в деятельность
9.6. Эффект и парадокс психологической включенности
9. 7. Преодоление инерции психологической включенности
Раздел четвертый СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩНОСТИ
ГЛАВА 10. ОБЩНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
10.1. Статус и модификации феномена общности в социальной психологии
10.2. Понятие психологической общности
10.3. Природа и функции психологической общности
10.4. Общность как социально-психологическая проблема
10.5. Лидерство как инструмент интеграции общности
ГЛАВА 11. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ОБЩНОСТЕЙ
11.1. Классификация социально-психологических общностей
11.2. Психология эпохи как историческая общность людей
11.3. Психология народа
11.4. Массовая психология
11.5. Психология эмиграции
11.6. Психология малой группы
11.7. Психология брака и семьи
Раздел пятый СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
ГЛАВА 12. ОБЩЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
12.1. Понятие общения
12.2. Общение и личность
12.3. Общение и деятельность
12.4. Общение и общность
12.5. Общение и социальные отношения
12.6. Общение и взаимопонимание людьми друг друга
12.7. Значение и функции общения
12.8. Анатомия общения
ГЛАВА 13. СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ
13.1. Понятие и способы структурирования общения
13.2. Субъект и объект общения
13.3. Средства общения
13.4. Общение как коммуникация
13.5. Общение как информационный процесс
13.6. Средства массовых коммуникаций в структуре общения
13.7. Общение как взаимодействие
13.8. Способы взаимодействия людей в процессе общения
13.9. Типы и виды общения
ГЛАВА 14. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ОБЩЕНИЯ
14.1. Понятие и специфика социально-психологического механизма общения
14.2. Психическое заражение
14.3. Внушение
14.4. Убеждение
14.5. Подражание
14.6. Мода как самый динамичный феномен и механизм человеческого общения
Раздел шестой СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ СОСТОЯНИЯ
ГЛАВА 15. СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХИКИ В КАЧЕСТВЕ ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ
15.1. Понятие, природа и функции состояний социально-психологических явлений
15.2. Разновидности состояния социально-психологических явлений
ГЛАВА 16. НАСТРОЕНИЕ КАК ЭКВИВАЛЕНТ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ИНДИВИДА
16.1. Из истории вопроса
16.2. Определение настроения
16.3. Индивидуальное и социальное в настроениях личности
16.4. Структура психического настроя личности
16.5. Психический настрой и установка
ГЛАВА 17. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА — ПОКАЗАТЕЛЬ ЕГО СОСТОЯНИЯ
17.1. Понятие социально-психологического климата коллектива
17.2. Структура проявлений социально-психологического климата
17.3. Роль социально-психологического климата в жизнедеятельности личности и коллектива
17.4. Природа и факторы социально-психологического климата
ГЛАВА 18. ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА
18.1. Понятие и виды диагностики социально-психологического климата коллектива
18.2. В поисках критерия
18.3. Определение основных показателей климата
18.4. Потенциалы социально-психологического климата коллектива
18.5. От характеристики потенциалов к структурной модели СПК
ГЛАВА 19. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И РЕГУЛЯЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА
19.1. Прогнозирование социально-психологического климата коллектива
19.2. Понятие регуляции социально-психологического климата
19.3. Постдиагностический тренинг-коррекция как инструмент регуляции СПК коллектива
ГЛАВА 20. ОБЩЕСТВЕННОЕ НАСТРОЕНИЕ КАК ЯВЛЕНИЕ МАССОВОЙ ПСИХОЛОГИИ
20.1. Общественное настроение как предмет исследования
20. 2. Динамика социального настроения
20.3. Современные тенденции исследования общественного настроения
ГЛАВА 21. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВА
21.1. Состояние общества как предмет социально-психологического исследования
21.2. Социально-психологические проблемы гуманитарного образования и культуры как индикаторы состояния общества
21.3. Гуманитарное образование и наука как зеркало состояния общества и духовной эволюции нации
21.4. Смена надстроечной парадигмы: способ преодоления барьеров на пути гуманизации общества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Предисловие
В системе гуманитарного знания о человеке заметное место принадлежит социальной психологии. Она призвана ответить на многие вопросы, связанные со спецификой психического состояния и поведения, общения и деятельности как отдельного индивида, так и различных групп людей.
Сегодня особенно актуально включение потенциала социальной психологии в совершенствование системы высшего гуманитарного образования и культуры общества. Без этого невозможно решение такой стратегической задачи, какой является духовное преобразование России.
Но для разрешения всех этих проблем сама социальная психология должна быть готова к адекватному восприятию и пониманию тех перемен, которые происходят в мире человеческого общения и отношений в наш беспокойный век. А это предполагает, в свою очередь, целеустремленную работу социальных психологов над развитием и обогащением творческого потенциала данной науки, ее концептуальных возможностей и технологических средств. Именно в этом нам и видится смысл данного исследования.
Автор настоящего труда — доктор философских наук Борис Дмитриевич Парыгин — уже известен читателям как один из инициаторов возрождения социальной психологии в нашей стране в конце 50 — начале 60-х годов. Среди его публикаций такие, как "Социальная психология как наука" (1965, 1967), "Основы социально-психологической теории" (1971), "Общественное настроение" (1966), "Научно-техническая революция и личность" (1978), "Социально-психологический климат коллектива" (1981) и целый ряд других.
Новая книга Б. Д. Парыгина является итогом его многолетней экспериментально-практической и теоретической работы в этой области.
Данный труд не только обобщает уже сложившийся у автора опыт наблюдений и исследования социально-психологических явлений, но также ставит целый ряд новых вопросов, предлагая их видение и решение.
Таковы проблемы социально-психологического мышления, его характера и места в системе научного знания как инструмента методологии, природы и этапов становления мировой социально-психологической мысли от отдаленных предпосылок до сложившейся системы, специфики национальных школ и исторических особенностей процесса развития мировой и отечественной социальной психологии, резервов духовно-психологического потенциала личности, психологической готовности и психологической включенности в деятельность, характера и специфики социально-психологических механизмов человеческой деятельности, общности и состояния социальной психики.
Полагаю, что новая книга Б. Д. Парыгина привлечет внимание не только специалистов — социальных психологов, философов и социологов, но будет полезна и всем интересующимся новейшими разработками в этой области научного знания.
Академик А. С. Запесоцкий
ВВЕДЕНИЕ
Со времени выхода в свет в 60—70-е годы первых отечественных монографических исследований, посвященных современным проблемам социальной психологии, прошло более четверти века[1]. За это время многое изменилось и в жизни страны, и в положении данной науки. Произошли радикальные перемены в системе социальных отношений, в жизнедеятельности всех слоев и групп общества, в состоянии духовно-нравственной атмосферы, в общественном настроении и ценностных ориентациях, доминирующих в социуме, которые пока не получили необходимого научного, в частности социально-психологического осмысления и объяснения.
Не остался без изменения и статус самой социальной психологии как науки. Сегодня она уже не нуждается в доказательствах своего права на существование. Нет сомнений и в возрастающей значимости как эмпирических исследований в этой области, так и в необходимости социально-психологического видения всего многообразия повседневно наблюдаемых нами явлений жизни.
Теперь пришло время энергичного развертывания творческих возможностей этой науки и ее включения в решение многих практических вопросов, связанных с психологическим обеспечением готовности общества к эффективному выходу из затянувшегося кризиса, возрождению и обновлению экономического, правового, политического и духовно-нравственного потенциала социума, его гуманитарной культуры и гуманитарного образования.
Вместе с тем очевидно и отставание в темпах развития социально-психологической теории и опыта ее практического внедрения от давно назревших и все более острых запросов социальной жизни. Одним из показателей этого является недостаточная пока вовлеченность практических психологов в деятельность различных систем управления (федерального, отраслевого, территориального) и некоторое снижение в темпах развития фундаментальных исследований.
Это, конечно, не означает отсутствия новых теоретических и практических подходов и разработок в области социальной психологии. Они существуют и нуждаются в более широком обсуждении. Общетеоретические вопросы социальной психологии отражены в ряде работ, опубликованных за последние 10— 15 лет [3]—[33].
Вместе с тем сохраняется настоятельная необходимость дальнейшего развития социально-психологической мысли. Стремительный поток радикальных изменений, происходящих в жизнедеятельности людей в последние годы, требует серьезного осмысления, а нередко и переосмысления многого из того, что было сказано ранее. Одна из первых попыток постановки и обсуждения этих вопросов была предпринята на Международной научной конференции "Социально-психологические проблемы человека в изменяющемся мире", которая состоялась в 1993 г. в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов [34].
Не менее существенно и то, что при относительной стабильности общего понятия о предмете и области социальной психологии представление о круге ее вопросов может и должно уточняться и обогащаться.
В настоящем издании рассматриваются вопросы методологии и истории становления мировой и отечественной социально-психологической мысли, а также основные проблемы социально-психологической теории (личности, деятельности, общности, общения и состояния).
Наряду с традиционным освещением предмета и области, системы и методов и других методологических вопросов, которые связаны с характеристикой социальной психологии как науки, здесь предпринята попытка определения и ее статуса в системе человекознания.
Это касается прежде всего тех границ в предметной области социальной психологии, которые позволили бы видеть как поле совпадения ее интересов со смежными отраслями научного знания, так и сферу присущего ей специфического видения изучаемых явлений.
Существенно при этом учитывать то, как постепенно меняется статус этой науки по мере развития ее потенциала: от течения мысли и одной из составляющих в лоне других дисциплин до методолого-теоретической основы социально-психологического видения человека во всех сферах его социальной жизнедеятельности.
По мере накопления новых эмпирических данных, связанных с расширением сферы прикладной социальной психологии, еще более возрастает значимость их теоретического осмысления.
Применительно к способу построения социально-психологической теории необходимо учитывать все большую актуальность:
— разделения функций, с одной стороны, общей теории, а с другой — той ее разновидности, которая носит преимущественно прикладной характер;
— проблемного подхода к рассмотрению изучаемых явлений в отличие от преимущественно эмпирического, описательного;
— системного видения всего многообразия граней изучаемых явлений и вытекающего из этого расширения их круга, попадающего в поле зрения данной науки.
С последним связано, в частности, и представленное здесь на рассмотрение авторское видение феномена деятельности и как социально-психологического явления, и как проблемы (психологическая готовность и психологическая включенность в деятельность).
Очевидна и в дальнейшем перспектива уточнения и обогащения представлений о предмете социальной психологии за счет включения в нее новых явлений и проблем.
Это вытекает из процесса расширения поля взаимных интересов дисциплин, пограничных с социальной психологией. Происходит это как за счет дифференциации и развития прикладной социальной психологии, так и в результате обращения к социально-психологической теории, ее понятийному аппарату тех исследований, которые осуществляются в пределах смежных с ней дисциплин.
Все это делает весьма прозрачными границы между социальной психологией и другими науками о человеке и сопровождается взаимными и все более массовыми переходами их демаркационных линий исследователями с обеих сторон (к счастью, пока без перерастания этих переходов в сколько-нибудь серьезные "пограничные конфликты").
Примером может служить ситуация, связанная с изучением феноменологии общения.
На старте возрождения отечественной социальной психологии в 1960-е годы феномен общения представлялся объектом исключительно социально-психологических интересов и исследований.
Однако уже к 80 и тем более 90-м годам появилось немало работ, в которых общение исследовалось с позиций и в рамках традиций общей психологии. Это привело к необходимости чисто терминологически различать такие понятия, как психология общения и социальная психология общения, при том очевидном факте, что и просто психология общения не может быть никакой другой, кроме как столь же социальной.
Феномен общения уже сейчас вызывает растущий интерес в других, в прошлом далеких от него, сферах научного исследования. Это отражается в таких понятиях, как "экономическое общение", "научное общение", "политическое общение", "духовное общение" и т. д.
И тогда возникает закономерный вопрос: в чем же специфика социально-психологического видения и изучения общения в отличие от подходов к нему социологов, экономистов, политологов или философов?
В самом сжатом виде ответ на него будет связан с признанием права и притязаний социальной психологии преимущественно на развитие общей теории общения в отличие от ее многообразных модификаций, порожденных спецификой всех других областей знания и носящих или прикладной характер, или, если говорить о философии и социологии, имеющих свои границы на пути углубления в этот предмет.
Но это не освобождает от разграничения отношений с общей психологией или тем более философией, представители которых в не меньшей степени имеют основание претендовать на развитие достаточно общих представлений о данном явлении.
Ответом на эту задачу может стать поиск не только и даже не столько границ, разделяющих сферы интересов к одному и тому же явлению, сколько различий в способе профессионального мышления, сложившегося в рамках той или иной научной дисциплины.
Очевидно, например, наличие разницы между характером социологического и философского мышления, а соответственно общепсихологического и социально-психологического.
Это делает актуальным постановку проблемы характера, типа, стиля мышления как главного инструмента построения социально-психологической теории.
Из этого же следует целесообразность введения в структуру методологии социальной психологии как науки понятия социально-психологического мышления с определением его содержательного наполнения, его смысловой и функциональной нагрузки.
Не менее актуальной методологической проблемой является и вопрос о природе самого социально-психологического знания. Он до сих пор во многих отношениях остается открытым как применительно к характеристике генезиса и процесса становления социальной психологии в качестве мировой науки, так и относительно национальной специфики в ее развитии, исторических особенностей становления и судьбы, в частности отечественной социально-психологической мысли.
Более эффективное решение данных вопросов, на наш взгляд, может быть связано с переходом от представлений об одномерности, однозначности и однокачественности к признанию многомерности, многозначности и многокачественности изучаемых процессов и явлений.
Именно с этой точки зрения здесь предпринята попытка рассмотрения природы, и мирового процесса становления социально-психологического знания, и истории отечественной социально-психологической мысли, и особенностей постановки и решения ею или в рамках ее традиций проблем личности и деятельности, общности, общения и состояния.
Раздел первый
|