Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Понятие социальной психологии: его многозначность и трактовка

Тенденции времени. Одной из характерных примет наше­го времени на рубеже веков и тысячелетий является многооб­разие тех тенденций, которые сопровождают процессы динамичных перемен как в самом социуме, так и в ходе его научного осмысления, в том числе и в системе социально-пси­хологического знания.

В современной отечественной и зарубежной социальной психологии все более тесно соприкасаются и взаимодействуют достаточно разнонаправленные тенденции в понимании самой науки, ее становления, особенностей развития и предмета и об­ласти практических приложений, содержания и статуса, связей с другими дисциплинами, а в известной мере и ее методов.

Иными словами, идет процесс обновления и обогащения понятий и представлений, включенных в концептуальный ап­парат научного знания. Сказанное не означает полного отказа от ранее сложившихся и ставших уже традиционными представ­лений и подходов. Скорее есть основание говорить об их извес­тном совмещении друг с другом. Это относится как к самому понятию социальной психологии в качестве явления человечес­кого поведения и человеческих отношений, изучаемых наукой, так и к социальной психологии в статусе собственно системы научного знания.

Начнем с характеристики достаточно сложившихся и став­ших уже традиционными представлений о сути и содержании социально-психологических явлении и вытекающих из этого представлений об отличии социальной психологии как науки от других дисциплин.

Определение понятия социальной психологии. Понятие со­циальной психологии многозначно. В самом общем виде следу­ет различать по крайней мере два основных его смысловых значения.



Во-первых, под социальной психологией прежде всего при­нято понимать многообразные проявления социальной психики человека — особенности его психического состояния и поведе­ния в ситуации группового и массового взаимодействия с дру­гими людьми.

Этому соответствуют такие понятия, как социально-пси­хологический климат группы или коллектива, общественное на­строение, психическое заражение, подражание, внушение, психология толпы, групповая психология, лидерство и т. д.

Во-вторых, термин "социальная психология" применяет­ся и для обозначения той науки, которая призвана изучать за­кономерности психической жизнедеятельности человека в социуме, в общении и взаимодействии его с другими людьми.

Наряду с термином "социальная психология" для обозна­чения тех же явлений (группового, коллективного и массового психического состояния и поведения людей, с одной стороны, и науки, которая это изучает — с другой) нередко употребляет­ся и другое словосочетание — "общественная психология". Его можно встретить преимущественно в работах отечественных социальных психологов 60—70-х годов.

В дальнейшем термин "общественная психология" сохра­нился, как правило, для обозначения специфики социально-пси­хологических явлений (группового, коллективного и массового сознания и поведения людей), в отличие от идеологии, то есть различных форм теоретически систематизированного сознания, складывающегося преимущественно не стихийно, как соци­альная психика, а вырабатываемого идеологами и теоретика­ми, отражающими интересы тех или иных социальных групп, слоев и классов общества.

Соотношение общей и социальной психологии. Теперь, ког­да мы определили понятие социальной психологии, встает воп­рос о том, как оно соотносится с понятием общей психологии.

Существует мнение, что социальная психология — это ча­стный случай психологии вообще наряду с инженерной, меди­цинской, общей психологией и т. д.

Представляется, что все обстоит наоборот. А именно: все разновидности психологической науки — это разновидности по сути социальной психологии.

Давайте разберемся более подробно в соотношении этих понятий. Когда-то известный американский психиатр Джозеф Фурст высказал сомнение в правомерности существования со­циальной психологии как самостоятельной науки, отличной от традиционной общей психологии.

Основанием для этого послужило следующее рассужде­ние: "Поскольку человеческий опыт означает социальный опыт, то ясно, что не может быть психики, которая одновременно не являлась бы социальной психикой. Следовательно, специаль­ный учебник по "социальной" психологии — это абсурд, не­правильное употребление терминов. Человеческая психика или является социальной, или она вообще не психика [1]".

В этом рассуждении Фурста все правильно, кроме одно­го. Он игнорирует реальный опыт развития самой психологи­ческой науки, в которой произошло разделение труда между общей и социальной психологией. За первой остались общече­ловеческие психические свойства человека вообще. За второй — его социально-специфические особенности, связанные пре­имущественно с ситуацией группового и массового психичес­кого взаимодействия людей.

Структура социальной психики человека. Чтобы лучше разобраться в различиях между общей и социальной психоло­гией, кратко остановимся на вопросе о структуре или состав­ляющих социальной психики человека.

В самом общем и довольно упрощенном виде эту структу­ру можно было бы представить в виде пирамиды из трех основ­ных составляющих, в основании которой лежат общечеловеческие психические свойства — ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воля и т. д.; далее — социально-специфичес­кие особенности психики индивида, связанные с его принадлежно­стью к той или иной общности или группе — этнические и исторические, классовые и профессиональные и пр.; наконец, ин­дивидуально-неповторимые черты характера и жизненного опы­та (см. схему 1).

Схема 1

Этим трем структурным составляющим соответствуют и три различных вида освоения психического опыта человека: общая психология, социальная психология и область художе­ственного творчества.

Насколько реальны эти различия и в чем состоит их мате­риализация?

В первом случае реальность общечеловеческих психичес­ких свойств даже визуально очевидна. Возьмем самые элемен­тарные психические процессы — ощущение и восприятие.

Уже здесь очевиден общечеловеческий характер этих наи­более "элементарных" проявлений человеческой психики.

Они же вместе с тем носят и социальный характер. Орел, как известно, видит дальше человека, но человек видит больше орла, его восприятие социальной реальности намного богаче.

И вместе с тем этот ряд элементарных и более сложных общечеловеческих проявлений психики не принято изымать из сферы общей психологии. Почему?

Потому что здесь речь идет именно об общечеловеческих, хотя и социально обусловленных, психических свойствах. Но что значит общечеловеческие? Это те свойства, которые при­сущи любому человеку, или человеку вообще.

Эффект социальности психической деятельности. Из ска­занного очевидна условность различия предмета общей и со­циальной психологии. Социальны в конечном итоге все, в том числе и общечеловеческие, свойства психики человека.

Но степень или эффект социальности психической деятель­ности не равнозначен в том случае, когда человек предстает перед нами как отдельный и как бы изолированный от других индивид или в том случае, когда он вступает во взаимодей­ствие с другими людьми.

Это было замечено давно. Еще древнегреческий философ Платон различал поведение индивида наедине с собой и в тол­пе. В первом случае человек, по Платону, способен на рацио­нальное поведение, во втором — он становится жертвой стадных, иррациональных инстинктов. Известно и то, что в условиях длительной изоляции человек может потерять способ­ность к общению и пониманию себе подобных. А человеческое существо, выросшее лишь среди зверей, не способно стать че­ловеком.

Здесь мы имеем дело уже с тем дополнительным эффек­том социальности психики и психической деятельности, кото­рый как раз более всего и представляет интерес для социальной психологии как науки. Это — эффект влияния социальной общ­ности и общения на человека.

Сила данного эффекта прямо пропорциональна массе вли­яющей на человека общности. Здесь человека можно уподобить элементарной частице, которая разгоняется в атомном реак­торе. Чем выше скорость разгона, тем выше скорость протека­ния психических процессов, выше уровень эмоциональности, реактивности и экспрессивности индивида.

Возьмем для примера и сравнения человека в трех разных ситуациях погруженности в контакт с другими.

Ситуация первая. Студент на лекции. Спокойная, эмоци­онально сдержанная обстановка, напряженная интеллектуаль­но-деловая атмосфера. Никто не вскакивает, и никто ничего, как правило, не кричит.

Ситуация вторая. Мы расширяем пространство общения. Концерт. Психологически раскрепощенный контакт артиста со зрительской аудиторией. Публика способна к эмоционально­му реагированию в самом широком диапазоне — от улыбки и смеха до бурных проявлений радости и восторга через апло­дисменты и выкрики "браво!". Агрессивное поведение зрите­лей, как правило, исключено.

Ситуация третья. Поведение спортивных болельщиков на стадионе во время состязаний. Многим известен психологичес­кий эффект одновременного восприятия, переживания и реаги­рования тысяч людей, следящих за спортивной борьбой на стадионе. Атмосфера ожидания развязки складывающейся си­туации, завершающейся эпизодически взрывом эмоций востор­га или разочарования тысяч болельщиков. Даже человек, вначале пассивно реагирующий на ход состязания, начинает под ее влиянием постепенно заражаться настроением стадио­на. При этом он может повести себя совершенно не свойствен­ным для него образом. Спокойный и уравновешенный на работе или в семье, он вдруг способен проявить себя как бурный ита­льянский "тиффози" — вскакивать, кричать, толкать соседей. Здесь недалеко и от "скромных" предложений толпы болельщиков "судью на мыло" до самых безграничных проявлений агрессивности.

Феномен психического заражения имеет место во всех трех случаях, рассмотренных выше. Он же выступает одновре­менно и в качестве механизма психической стимуляции совме­стной деятельности людей.

Эффект социальной психики, в данном случае податливо­сти человека воздействию на него других людей, может быть прослежен и экспериментально. Американский психолог Соло­мон Аш, в частности, провел в 1951 г. эксперименты, которые позволили констатировать или установить факт конформнос­ти или, что то же самое, податливости человека групповому давлению[2].

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.