Тема 2.2. Правовое регулирование отношений в сфере рекламной деятельности I. Задания для самостоятельной работы
1. Перечислите какие общественные отношения регулируются Федеральным законом «О рекламе».
2. Назовите общие требования, которые предъявляются к рекламе.
3. Какая реклама является недобросовестной, а какая недостоверной?
4. В чем состоят особенности рекламы в радио- и телепрограммах?
5. В чем состоят особенности рекламы отдельных видов товаров?
6. Назовите необходимые отличительные атрибуты социальной рекламы.
7. Назовите наиболее распространенные темы социальной рекламы.
8. Решите задачи (устно):
Задача № 1:
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в Постановлении от 14 апреля 2006 г. при рассмотрении дела № А54-8937/2005-С2 на основе нормы Закона РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», пришел к выводу, что вывеска «Сбербанк России. Основан в 1841 г.» с изображением фирменного знака и крышная конструкция с изображением фирменного знака Сбербанка относятся к информации рекламного характера.
Какую норму Закона, позволяющую сделать данный вывод, применил суд?
Задача № 2:
Определите, являются ли вывески «Куры-гриль» и «Самые вкусные куры-гриль - здесь!» рекламой?
Задача № 3:
ООО «Лабиринт-С» разместило на фасаде здания рекламу с названием магазина «Алкомаркет», изображением бокалов с напитками. По мнению коммерческой организации, эта вывеска не является рекламой, так как содержит обязательную информацию о названии магазина. При этом у входа в магазин уже находится вывеска, на которой указаны наименование организации и режим её работы. Является ли размещение плаката с названием магазина «Алкомаркет» нарушением рекламного законодательства?
II. План семинарского занятия
1. Понятие рекламы и её разновидности.
2. Общие требования к рекламе.
3. Социальная реклама.
4. Особенности отдельных способов распространения рекламы.
5. Государственный контроль в сфере рекламы.
(Вопросы, выносимые на занятие)
| | Очная форма обучения
1. Что означает понятие product placement?
2. Где запрещено размещать наружную рекламу?
3. Где запрещено размещать рекламу алкогольной продукции и табачных изделий?
4. Можно ли прерывать рекламой демонстрацию художественных фильмов по телевидению?
5. Что представляет из себя «зонтичная реклама»? В каких случаях к ней прибегают рекламодатели?
6. Каковы основные требования к рекламе финансовых услуг?
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию
Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг Российской Федерации, регулируются Федеральным законом «О рекламе», а также принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Кроме того, указанные отношения могут регулироваться указами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, издаваемыми в соответствии с указанным Федеральным законом.
Основные понятия, используемые в указанном Законе, приведены в ст. 2., такие как: реклама; ненадлежащая реклама; контрреклама.
Реклама может полностью или частично являться объектом авторского права и смежных прав тогда, когда она соответствует требованиям к объектам авторского права и смежных прав.
Общие требования к рекламе сформулированы в ст. 5 Федерального закона «О рекламе». Реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств именно как реклама непосредственно в момент ее представления независимо от формы или от используемого средства распространения. Использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в печатной продукции нерекламного характера целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы на конкретную марку (модель, артикул) товара либо на изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего предварительного сообщения об этом, в частности путем пометки «на правах рекламы», не допускается. Если радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукция, а также печатная продукция распространяются частями (сериями), сообщения о рекламе также должны повторяться соответственно количеству частей (серий). Организациям средств массовой информации запрещается взимать плату за размещение рекламы под видом информационного, редакционного или авторского материала.
Реклама на территории Российской Федерации распространяется на русском языке и по усмотрению рекламодателей дополнительно на государственных языках республик и родных языках народов Российской Федерации.
Реклама не должна: побуждать граждан к насилию, агрессии, опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности; возбуждать панику; побуждать к действиям, нарушающим природоохранное законодательство.
При трансляции рекламы ее звук не может быть громче звука транслируемой программы. При использовании рекламы в виде наложений, в том числе способом «бегущей строки», ее размер не должен превышать семи процентов площади кадра.
В радио- и телепрограммах, не зарегистрированных в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, реклама не должна превышать 20% эфирного времени.
В периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, реклама не должна превышать 40% объема одного номера периодического печатного издания.
Федеральным законом «О рекламе» устанавливается перечень объектов, в отношении которых реклама не допускается.
IV. Рекомендуемые источники
Нормативно-правовые документы
1. О рекламе: федер. закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ (ред. от 05.04.2011) // Собр. законодательства РФ. - 2006. - № 12. - Ст. 1232.
2. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 06.04.2011) // Собр. законодательства РФ. - 2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3448.
Основная литература
1. Алексеева, М.В. Информационное право: учебное пособие / М.В. Алексеева. – Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2011. – 258 с.
2. Бачило, И.Л. Информационное право: учебник / И.Л. Бачило. - 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 522 c. – Серия: Магистр.
3. Копылов, В.А. Информационное право: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. / В.А. Копылов. - М.: Юристъ, 2005. - 510 с.
4. Рассолов, И.М. Информационное право: учебник / И.М. Рассолов. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 440 с. – Серия: Магистр.
Дополнительная литература
1. Акилова, Е.В. Требования и ограничения, предъявляемые законодательством к рекламе / Е.В. Акилова // Налоги (газета). - 2006. - № 44.
2. Жуковская, Л.М. Рекламодатель как субъект правоотношений в сфере рекламной деятельности / Л.М. Жуковская // Реклама и право. - 2007. - № 1.
1. Копытин, Д.А. Правовое регулирование рекламного рынка. Предпринимательско-правовой аспект: монография / Д.А. Копытин. - М.: Волтерс Клувер, 2010. - 192 с.
2. Мареев, Ю.Л. Об исторических корнях и сущности рекламы / Ю.Л. Мареев // Реклама и право. - 2010. - № 1. - С. 20 - 23.
3. Некрасова, И.В. Правовое регулирование рекламы / И.В. Некрасова // Адвокат. - 2007. - № 7.
4. Пузыревский, С.А. Профилактика и ремонт «двигателя торговли» / С.А. Пузыревский // ЭЖ-Юрист. - 2007. - № 44.
5. Ситдикова, Л.Б. Реклама как вид информации и её место в договоре на возмездное оказание услуг / Л.Б. Ситдикова // «Юрист». - 2007. - № 10.
V.Контрольные вопросы для самопроверки
1. Какие отношения регулируются Федеральным законом «О рекламе»?
2. Какие общие требования предъявляются к рекламе?
3. Какая реклама является недобросовестной?
4. Какая реклама является недостоверной?
5. В чем состоят особенности рекламы в радио- и телепрограммах?
6. В чем состоят особенности рекламы отдельных видов товаров?
|