СЕНСОРНЫЕИ ПСИХИЧЕСКИЕАСИММЕТРИИ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ АСИММЕТРИИ Сенсорные асимметрии определяют как совокупность признаков функционального неравенства правой и левой частей сенсорных систем.
Особое значение в поведении человека имеет асимметрия зрения. Примерно две трети населения имеет правостороннюю асимметрию, т. е. ведущий правый глаз, около трети — левостороннюю и лишь немногие — симметрию зрительной функции. Ведущий глаз обладает более высокой остротой зрения, мгновенным и особенно ярким восприятием цвета, более обширным полем зрения, лучшим ощущением глубины пространства. При прицеливании воспринимается лишь то, что входит в поле зрения этого глаза.
В целом, восприятие
объекта в большей мере обеспечивается ведущим глазом, а восприятие окружающего фона — неведущим глазом.
При изолированном предъявлении стимулов правому или левому глазу выявлено преимущество правого поля зрения и, соответственно, левого полушария в восприятии второсигнальной информации (чисел, отдельных букв и целых слов), а также преобладание левого поля зрения и правого полушария в восприятии зрительно-пространственной информации (фотографий, геометрических фигур и пр.).
Изолированное предъявление звуковых раздражителей левому или правому уху показало своеобразие функциональной асимметрии слуха. Речевые сигналы лучше воспринимаются правым ухом у подавляющего большинства правшей и у половины левшей, а музыка, интонации речи, эмоциональная ее окраска — левым ухом. У женщин почти в 2 раза чаще отмечается преимущество правого уха в восприятии речевых стимулов, чем у мужчин.
В функциях осязания, обоняния и вкуса больше выражена левосторонняя асимметрия. На левой руке выше тактильная, болевая, температурная и вибрационная чувствительность, на правой руке — кинестетическая чувствительность. Левая сторона носа более чувствительна к запахам.
На левой половине языка больше вкусовых сосочков и выше вкусовая чувствительность.
В понятие психических асимметрий включают нарушение симметрии собственно психических процессов.
Психосенсорные процессы, связанные с чувственным познанием внешнего и внутреннего мира, соотносят с функциями правого полушария. Обработка этой информации происходит в настоящем времени с участием следов прошлых раздражений, хранящихся в памяти, т. е. с участием прошедшего времени. К функциям правого полушария относят целостное и одномоментное восприятие зрительно-пространственных впечатлений.
Психомоторные процессы связаны с абстрактно-логическим познанием, речевой регуляцией движений и двигательными асимметриями. Их связывают с функциями левого полушария. Протекая в настоящем времени, они направлены в будущее время, так как программируемые действия и прогнозируемые их результаты будут осуществляться в дальнейшей жизни человека. Левое полушарие осуществляет детальный анализ событий, производя их последовательную обработку.
Сочетание моторных, сенсорных и психических асимметрий составляет чрезвычайно важную характеристику человека — его индивидуальный профиль асимметрии, определяющий только ему присущие особенности поведения.
У многих людей отмечается правосторонняя асимметрия рук, ног, зрения (по прицельной способности), слуха (по восприятию речи) и
левосторонняя асимметрия в функциях осязания, обоняния и вкуса. В поведении человека основное значение имеет асимметрия рук, ног, зрения и слуха, которая в основном и учитывается при определении индивидуального профиля асимметрии (табл. 34).
Таблица 34
Частый вариант индивидуального профиля асимметрии
Различных функций
Доминирование
| Рука
| Нога
| Глаз
| Ухо
| Вкус
| Обоняние
| Осязание
| Правое
| +
| +
| +
| +
|
|
|
| Левое
|
|
|
|
| +
| +
| +
| Различают одностороннее доминирование этих функций (либо правостороннее, либо левостороннее преобладание функций рук, ног, зрения, слуха) и парциальное (частичное) с любым сочетанием преобладающих функций.
У детей 4-7 лет односторонний правый профиль асимметрии (рука, нога, глаз, ухо) наблюдается только в 15% случаев, а парциальный — в 80% случаев. По мере взросления повышается праволате-ральность моторики рук и ног, функций зрения. У взрослых правосторонний профиль асимметрии отмечается в 26% случаев, а парциальный — в 70 %. Истинных левшей с односторонним левым профилем асимметрии насчитывают около 4%.
Особое значение в жизнедеятельности человека имеет сочетание ведущей правой руки и ведущего правого ыаза. У правшей с ведущим правым глазом лучше ориентировка, чем в случае с ведущим левым глазом. Они лучше адаптируются ко многим сложным формам деятельности, требующим быстрого реагирования на изменения ситуации, высокой концентрации и скорости переключения внимания.
Обследование школьников-правшей 7-15 лет с правым ведущим глазом показало их большую способность к понятийному, абстрактному мышлению и более низкий уровень тревожности по сравнению с детьми, имеющими более низкие коэффициенты праворукости, стертые признаки левшества и левый ведущий глаз. У школьников-левшей в 90-100% случаев отмечено преобладание реакций на непосредственные раздражители (первой си шальной системы), а у правшей в 25 % случаев — преобладание реакций на словесные раздражители (второй сигнальной системы).
Сенсорные и психические функциональные асимметрии, как и моторные асимметрии, подвержены закономерным изменениям с
возрастом.
Основную роль в регуляции поведения ребенка играет правое полушарие головного мозга. Те формы речи, которые доступны детям
дошкольного и младшего школьного возраста, по-видимому,
контролируются правым полушарием. У взрослых праворуких людей речевая функция связана с левым доминирующим полушарием, в котором находятся моторный центр речи Брока и сенсорный центр речи Вер-нике.
С возраста 10-12 лет начинает нарастать функциональная значимость ассоциативных третичных полей коры — нижнетеменных и переднелобных (фронтальных) в управлении двигательными действиями человека. В возрасте 13-15 лет не только усиливается роль третичных зон, но и начинается их преобладание в левом (ведущем) полушарии, а к возрасту 16-18 лет участие ассоциативных третичных зон левого полушария в контроле двигательного поведения становится преимущественным.
В процессе воспитания и обучения ребенка следует особенно внимательно относиться к предпочтению той или иной руки, не переучивать леворукихдетейесть, писать и рисовать правой рукой. Такое переучивание нарушает врожденные механизмы управления движениями и вызывает ухудшение деятельности ЦН С, замедляет физическое и умственное развитие, может приводить к неврозам и заиканию.
Особенностью женского организма является значительно меньшее проявление функциональной асимметрии левого и правого полушария в осуществлении речевой функции. Функции речи у них связаны в большей мере с деятельностью обоих полушарий.
У женщи н значительно чаще встречается ведущий правый глаз и почти в 2 раза чаще преимущество правого уха в восприятии речевой информации . В индивидуальном профиле асимметрии у них чаще выражена правосторонняя асимметрия (табл. 35).
Таблица 35
Количество лиц (%) с правосторонним профилем
|