Обратная связь
|
Что человеку необходимо для обретения свободы от дурного пристрастия? …покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением (Иез. 18, 30).
…покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2).
…если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8, 31-32).
… кротость покрывает и большие проступки (Еккл. 10, 4).
Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии (Иак. 1, 22-25).
Сотворите же достойный плод покаяния (Мф. 3, 8).
…так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы (Иак. 2, 12).
Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства (Гал. 5, 1).
Святитель Василий Великий: …да уврачует пост пьянство; псалом – срамные песни; слезы да будут врачеством смеха. Вместо пляски преклони колена; вместо рукоплесканий ударяй в грудь; а нарядность в одежде заменит смирение. И паче всего милостыня да искупит тебя от греха… (3, 257).
Святитель Тихон Задонский: Первое. Юным людям не дозволять пьяного пития пить, ибо юный удобно привыкает. Второе. Совершенным мужам без нужды не употреблять вина. Третье. От злых компаний убегать. Четвертое. Помнить, что от сей страсти приобвыкшие к ней трудно освобождаются, и многие в той и умирают. Пятое. Приобвыкшим к сей страсти против ее вооружиться, и истрезвившись, милосердному Богу молиться, плакать, чтобы от нее освободил. Шестое. Помышлять им же всегда, что пьяницы многие спящими умирают, и от сего века на оный переходят без всякого чувства и без покаяния, что страшно. Седьмое. Приводить им на память случающееся зло во время пьянства, как-то: соблазны, ссоры, драки, а также приключающиеся мечтания, страхования, недуги, и всего тела расслабление, и сравнить трезвого жития состояние с состоянием пьяных (10, 132-133).
Слово Божие есть правило христианского жития; следственно тот заблудится, кто правилу тому не внимает. Слово Божие есть светильник, который светит нам, по пути мiра сего идущим, как глаголет Давид: светильник ногам моим закон Твой, Господи, и свет стезям моим (Пс. 118, 105). Непременно во тьме ходят те, кто светильника сего не имеют пред собой и не держатся его… А хотя многие, по-видимому, и тщатся благочестивыми быть, но поскольку не внимают Божию слову, яко истинному и совершенному правилу, то не в том полагают благочестие, в чем оно состоит, но в том, что слепому своему разуму и плоти угодно, и так заблуждают… Не пользует слово Божие читать или слушать, но не творить. Христос не тех, которые слово Божие слушают, но тех, которые слышат и хранят, ублажает. Блаженны слышащие слово Божие и хранящие его (Лк. 11, 28). Что пользует семя посеянное, которое никакого плода не приносит? Ничего… Так и слово Божие, семя Божественное, никакой пользы не приносит, когда слышащий от него не исправляется…. Даже большему осуждению подлежат знающие, но не творящие, по слову Христову: Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много (Лк. 12, 47). И апостол Петр говорит: Лучше бы им не познать пути правды, нежели познав, возвратиться вспять от преданной им святой заповеди (2Пет. 2, 21)… Что надобно делать христианину, чтобы семя слова Божия в них плод творило? 1) Отвечает Христос: Просите, и дано будет вам, ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф. 7, 7-8). Ибо сами мы, как немощные, никакого добра творить не можем без Христа, по свидетельству Его: ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5). Сего ради молитвою усердною всего искать у Него должно…. 2) Когда хотим по правилу слова Божия проводить житие наше, должно очи отвратить от суеты мiра, то есть, славолюбия, честолюбия, сребролюбия, сластолюбия. О том также молиться Господу по примеру псалмопевца: Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты (Пс. 118, 37)…. 3) Должно читать, или слушать слово Божие не ради того, чтобы быть остроумным, быть мудрым пред веком сим, за мудрого считаться людьми, ибо сие противно слову Божию… Но читать, или слушать должно слово Божие, чтобы умудренным быть во спасение, просвещенный ум иметь к познанию истины, а сердце, преклонное ко злу, исправить к добру и творению воли Божией…. 4) Кто хочет по правилу слова Божия жить, тому должно внутреннему направлению совести повиноваться и ему последовать. Ибо слово Божие и совесть человеческая согласны между собой. Что слово Божие, в Писании положенное, то внутри человека совесть свидетельствует; и как слово Божие вне, так совесть внутри человека от греха отводит; и как человек вне словом Божиим, так внутри совестью за грех обличается (12, 190-194).
Когда отрезвишься от душевредного пьянства, то воистину познаешь, что все, что ты ни делал, думал, замышлял и начинал – суета и прелесть; и что тебе казалось красно, то в себе есть безобразно; и что виделось тебе добро, то внутри есть зло; и признаешь сам, что все это есть суета…. Упившиеся от вина по обычаю пьют много воды, чтобы водой прибывшую от вина горячность удобнее выгнать: ты, христианин, возьми в рассуждение последние четыре: рассуждай почаще о смерти, при которой все прихоти твои оставишь; и о страшном суде Христовом, пред которым надо и тебе явиться, как и всем; и о блаженной вечности, в которую пойдут боголюбцы; и о несчастливой и мучительной, которой не избегут мiролюбцы и все грешники. Таковым рассуждением, как водой, пьянство твое, в сердце твоем кроющееся, угашай… Помни, возлюбленный христианин, помни и рассуждай о вечности: и отрезвишься, и здравый разум будешь иметь… (13, 108-109).
Святой праведный Иоанн Кронштадтский: Пьяницу лечить ничем нельзя, если он сам не захочет решительно бросить пьянство и не обратится всем сердцем к помощи Господа Иисуса Христа, Который один Своею благодатью может уврачевать эту ужасную, гибельную страсть. Мне приходилось видеть многих пьяниц, между ними я видел некоторых, совершенно исцелившихся благодатью Христовой, к помощи которой они сами усердно прибегли; но многих и я видал и вы видали погибшими ужасной кончиной, без покаяния, самоубийством или спившись. А это дает мне повод сказать в назидание всем пьяницам: ищите усердно помощь у Спасителя, и Он непременно спасет вас, прогонит из вас бесовское полчище, которое вселилось в вас за ваше невоздержание, нерадение о себе, за леность и холодность к молитве, за маловерие и неверие, за удаление от Бога и Церкви (25, 646).
Чем же изгнать беса пьянства? Молитвой и постом. Враг входит от того, что люди предаются плотскому образу жизни и не молятся. Естественно, что и выйти он из них может от противоположных причин: поста и молитвы (31, 15).
Священник Александр Рождественский: Много есть разных средств для борьбы с пьянством, но ни одно не действительно без твердой воли, без твердой решимости не пить вина. “Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает” (Рим. 14, 21) – говорит блаженный апостол Павел. А мы прибавим: добро не пить вино вовсе тому, кто не умеет его пить умеренно, и кто хочет излечиться от пьянства.
Но возможно ли это? Можно ли человеку дать зарок не пить и сдержать его? Возможно. Я вам приведу такой пример.
Один крестьянин был хорошим работником, много зарабатывал, но к несчастью был делатель пьянивый, все пропивал и на черный день ничего не оставлял. А черный день у всякого пьющего не за горами, у него больше черных дней, чем у трезвого. Вот пришел и у него черный день.
Однажды, выходя из питейной, он упал и сломал ногу. А известно: чтобы вылечить сломанную ногу, нужно пролежать шесть недель, не шевеля ее. Шесть недель пролежать без работы! Легко сказать, а есть-то что? А у него было семейство, его нужно было поить и кормить.
К счастью для крестьянина, был у нас добрый хозяин, у которого он работал. Хозяин и говорит своему работнику: “Пока ты лечишь ногу, я буду кормить твою семью, во время болезни буду производить тебе полную плату. Это тебе будет долг, который ты, когда выздоровеешь и будешь работать, постепенно уплатишь из заработка”. И накопился за шесть недель большой долг.
После выздоровления целый год выплачивал работник помаленьку из заработка свой долг. Год прошел, долг уплачен. Хозяин говорит работнику: “Не хочешь ли, чтобы я у тебя постольку же еще удерживал года два, и ты накопишь на дом?”. Работник согласился, еще два года не пил и купил дом. И опять хозяин два года стал удерживать с работника некоторую сумму…
На четвертый год хозяин рассчитывает работника и отдает весь заработок. Но тот не берет деньги и просит еще года полтора удерживать столько же из заработка. И что же? Ведь купил и дом соседа для сына! А потом еще один дом для другого сына.
Так прежний пьяница приобрел три дома! Скопил себе достаток на старость и, наконец, по старости перестал работать, а вина вовсе не пил.
Вот что значит решимость! Такая решимость возможна, только к ней нужно приучить себя. Пустынники, например, упражняют себя в воздержании постоянно и многого достигают в этом делании. Так святой Савва однажды чуть не вкусил яблоко до Спасова дня (известно, что Церковь в этот день благословляет зрелые плоды, а до того не позволяет есть их). Вспомнив, что рано еще вкушать яблоки, он оставил яблоко и решил: за искушение это вовсе не есть больше яблок.
О, если бы такой зарок давали люди в отношении вина!
Другой пустынник, преподобный Сысой, когда гости или братия ради праздника просили его выпить немного вина, и он ради них согласился, то на другой день не пил даже и воды. А еще один пустынник, авва Еллин, будучи в пустыни, захотел однажды попробовать мед. Стал его искать и нашел, но не ел, сказав: “Удались от меня лукавое похотение”. Оставил мед и ушел.
О, если бы и вы, братия, восхотев вина и нашедши его, также решились не пить его! Вы исполнили бы премудрый совет: прежде недуга врачуйся! И начали бы врачеваться от недуга пьянства. А чем? Решимостью! Подай, Господи, вам эту решимость. Молитесь с Давидом: помилуй мя, Господи, яко немощен есмь (Пс. 6, 2) (32, 107-110).
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн: …пламенная молитва верующего человека может снискать заступление и благодать Божию… Обрести спасительную помощь может только глубоко верующий человек, имеющий в душе надежду на эту помощь и страх Божий. Вера в Бога лежит в основе исцеления от любого недуга, в том числе и от пьянства. Из глубины веков звучат для нас слова Спасителя, обращенные к больной женщине: “…Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя…” (Мф. 9, 22)…
Но самым важным, как и в борьбе со всяким грехом, было очищение души через Таинство Покаяния и Причастие.
Таинство Покаяния называется “духовной врачебницей” и является вторым крещением. В нем врачуются духовные болезни человека, снимаются нечистоты души, и христианин получает разрешение грехов, которые влекут человека вниз, притупляют его ум, сердце и совесть, ослепляют его духовный взор, обезсиливают его христианскую волю, уничтожают живую связь с Церковью и Господом Богом. Облегченный от бремени грехов, человек вновь оживает духовно и становится способным укрепляться и совершенствоваться в добром христианском пути. Искреннее покаяние является источником и необходимым условием истинного исцеления от порока пьянства.
Личные усилия молящегося Русская Православная Церковь всегда поддерживала могучей силой церковной благодати. Традиционно в России при храмах создавались общества и братства трезвости…
Каждое общество имело свой устав, утвержденный местным архиереем. При вступлении в них каждый новый член давал на Кресте и Евангелии Господу нашему и Спасителю Иисусу Христу торжественное обещание для спасения своей души и благого примера другим не употреблять никаких спиртных напитков.
В одних случаях желающий стать членом общества давал устный обет трезвости, а в других — собственноручно писал заявление такого, например, содержания: “Я, нижеподписавшийся, чистосердечно и неизменно вступаю в члены Христианского Общества Трезвости и Воздержания с условием строгого подчинения всем правилам и постановлениям онаго”; или: “Помоги мне, Господи, силою Креста и Евангелия в продолжении (время обозначается) не употреблять никаких спиртных напитков для спасения своей души и благого примера другим в этом же отношении”.
В общества трезвости людей принимали на разные сроки: от шести месяцев до года и на всю жизнь. В церковно-приходских братствах прием происходил обычно в торжественной обстановке. На собрании вновь принятый получал образ местного святого, во имя которого и было учреждено это общество. Затем имя трезвенника поминалось “о здравии” в праздники на ектинье. За нарушение данного обещания и устава виновные подвергались выговору; в некоторых обществах — денежному штрафу, а в случае повторных нарушений таких членов исключали из общества. Нарушение обета, однако, встречалось довольно редко.
30 августа 1898 года в Санкт-Петербурге было открыто Александро-Невское Общество трезвости при Воскресенской церкви у Варшавского вокзала. В первый же день открытия этого общества его членами стали 151 человек. Для них два раза в неделю устраивались просветительские чтения в читальне при библиотеке “Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви”. По воскресным дням служился молебен святому благоверному князю Александру Невскому. С целью наблюдения за тем, как исполняют данное обещание трезвенники, и сообщения им тех или иных сведений об обществе из среды трезвенников избирались особые наблюдатели в количестве 35 человек. Выбранные лица собирались один раз в неделю, по четвергам, для информирования учредителя общества Александра Рождественского о состоянии дел.
Каждому члену при вступлении выдавался особый “священный лист трезвости” — как видимый знак его принадлежности к обществу. Помимо прочего, желающий получить спасительное исцеление имел ряд обязанностей, за исполнение которых он отвечал перед Богом и своей совестью. Во-первых, во все продолжение времени зарока он должен был хранить безусловную трезвость, не нарушая своего обещания ни под какими предлогами вроде изнеможения, нездоровья, усталости, крестин, свадеб и т. п. К своему зароку трезвенник должен был относиться как к своему религиозному долгу, к делу святому, благому и богоугодному.
Вот еще некоторые примеры обязанностей члена общества:
“Трезвенник обязуется чаще посещать храм Божий и непременно раз в год причащаться Святых Тайн.
Каждый должен наблюдать друг за другом и немедленно объявлять священнику об уклонениях от трезвости того или иного члена.
Всегда помни,— гласило наставление,— что больше и строже людей наблюдает за нами наша совесть, которая страшно мучит нас за грехи, тайно содеянные. Самое же строгое наблюдение принадлежит Всеведущему Богу, от Которого ничего не скроешь, ничего не утаишь, а за тайные грехи получишь только еще больше осуждения.
Когда на тебя найдет помысел или желание пьянства, то читай Св. Евангелие или молитву Иисусову. Припоминай также в этом случае всю пагубность и вредность пьянства. Видишь крест на церкви — думай так: Господи, Ты распялся за нас на этом кресте, за наши грехи пострадал — как оскорблю Тебя грешным пьянством! Плакать надо, а не пьянствовать. Видишь землю — думай: и я когда-нибудь в нее пойду, умру, и меня будут судить за грехи мои, а за пьянство горше осудят.
Утром, вставши от сна, и вечером, отходя ко сну, целуй крест свой и вспоминай обещание. Всякий, нарушивший данное обещание, исключается из членов Александро-Невского Общества трезвости. Впрочем, если отпавший окажет раскаяние и сожаление о своем поступке, то после согласия всех членов общества может быть снова принят в него”.
Всякий трезвенник должен был брать из библиотеки при Воскресенской церкви духовные книги для чтения, в воскресные и праздничные дни посещать храм Божий, и особенно всенощные бдения, после которых при общенародном пении служился молебен Спасителю, Божией Матери или Александру Невскому.
“Всегда держи в памяти слова Ап. Павла о том, что мы должны “друг друга тяготы нести”. Видишь, что твой брат, трезвенник, в нужде, горе, помоги ему деньгами, советом, помоги всем, чем можешь,— гласило одно из правил Общества.— Будут над тобой смеяться, злословить, что ты записался в трезвенники, переноси это кротко, больше в таких случаях молчи, помня всегда, что того, кого “гонят и преследуют на земле”, ожидает “великая мзда на небесах”. Во всяком недоуменном случае обращайся за советом к священнику”.
Трезвенник должен был также воздерживаться от сквернословия и добрыми словами уговаривать родных и знакомых тоже бросить пьяную жизнь и записаться в члены братства.
Почему столь подробно мы остановились на формах деятельности Санкт-Петербургского Общества трезвости? Зачем перечислили их с такой полнотой и ясностью? Дело в том, что ныне многие мнят избавиться от страсти винопития новомодными способами. Потому повторю еще раз: молитва и пост, воздержание и покаяние — действия, совершаемые в строгом соответствии с многовековой православной практикой — единственно приемлемы для церковного врачевания порока пьянства. На такие — и только такие способы борьбы благословляет Русская Православная Церковь тех, кто решил порвать с губительной страстью.
Нынче многие пытаются совладать со своими пороками, применяя иные средства — медицинские и психотерапевтические. Не вдаваясь в их обсуждение, скажу лишь, что такие методы есть принадлежность человеческого умения и не имеют благодатной церковной силы. Благословение же Церкви, Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II как ее первоиерарха, мое — как правящего архиерея Санкт-Петербургской епархии принадлежит лишь тем способам, которые низводят в душу страждущего грешника Божественную благодать, небесным, невещественным огнем попаляя терние грехов человеческих. И дай нам Бог всем соделаться причастниками этого негасимого духовного огня! (34, 281-284).
Если мы откроем Евангелие, или послания апостольские, или творения святых отцов, то увидим, что там на каждой странице даны нам рецепты. Бери, пользуйся этими средствами, врачуйся! Нет, все нам как-то недосуг… (34, 248).
Слово Божие живо и действенно
Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4, 12).
Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью… (Кол. 3, 16).
Из “Троицких Листков”: Один священник передает нам такой рассказ в назидание: “Следующее мне рассказал один капитан, провожавший преступников в Сибирь. С молодых лет служил я в армии; знал службу и любим был начальством как исправный прапорщик. По несчастию от частых попоек и пирушек с молодыми приятелями я привык пить до того, что под конец у меня образовался запой. Бывало, как не пью, исправный офицер, а как закурю, то неделю и на службу не являюсь. Долго терпели меня на службе; наконец, за грубости и ссору, сделанные в пьяном виде, разжаловали меня в солдаты на три года с перемещением в гарнизон; если не исправлюсь, не перестану пить, то угрожали строжайшим наказанием. В этом несчастном положении сколько я ни старался воздерживаться и сколько ни лечился от пьянства, никак не мог освободиться от моей страсти; поэтому хотели меня уже переместить в арестантские роты. Услышав это, я не знал, что делать с собой.
В одно время я в раздумье сидел в казармах. Вдруг вошел к нам какой-то монах с книгой для сбора на церковь. Солдаты подавали, что могли. Монах подошел ко мне и спросил: “Что ты такой печальный?”. Я рассказал ему свое горе. Монах выслушал меня с участием и говорит: “Точно то же было с моим родным братом, и вот что ему помогло: духовный его отец дал ему Евангелие и накрепко наказал, чтобы он, когда захочет вина, то нимало не медля прочел бы главу из Евангелия; если жажда вина не пройдет, то и еще читал бы следующую главу. Брат мой стал так поступать, и в непродолжительном времени страсть к пьянству в нем исчезла, и теперь вот уже 15 лет он капли хмельного не берет в рот. Постарайся и ты так – увидишь пользу! У меня есть Евангелие, пожалуй, я принесу тебе”. Выслушав это, я отвечал ему: “Где тут помочь твоему Евангелию, когда никакие старания мои, ни лекарственные пособия не помогли мне”. Я сказал это потому, что никогда не читал Евангелие. “Не говори так, – продолжал монах, – уверяю тебя, что будет польза”.
Спустя несколько времени, пришло время мне запить. Я прочел одну главу Евангелия. Сделалось легче. Так день прошел. Встав утром и расположившись идти за вином, я подумал: прочту еще из Евангелия, прочел и не пошел, и вот ровно двадцать лет не пью ничего; дал себе клятву никогда не пить и каждый день читать Евангелие” (30, 11-14).
Один священник рассказывал: “Был у меня один прихожанин, страдавший много лет от запоя. Сколько горя его семья терпела, сколько раз сам он с клятвой давал обещание не пить больше водки, но все было напрасно: он продолжал пить и буянить…
Однажды его жена купила где-то за одну копейку лист, в котором был напечатан рассказ о том, как один офицер избавился от запоя, читая по одной главе из Евангелия, как только начинала его томить жажда к водке. Она купила и дала почитать мужу. Семя доброе запало в его сердце: бедняк стал поступать по примеру того офицера… И что же? С каждым днем все реже и реже стало являться у него побуждение к вину, и он, читая благодатное слово Божие, совсем исцелился от запоя” (15, 173).
О необходимости православным христианам помогать страждущим от алкоголизма людям
Служите друг другу… (1 Пет. 4, 10).
… любовию служите друг другу (Гал. 5, 13); Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал. 6, 2).
Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы… все… одинаково заботились друг о друге (1 Кор. 12, 24-25).
Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других (Флп. 2, 4).
Святитель Иоанн Златоуст: Я говорю, братие, не о всех, но для всех. Я не потому говорю, что все пьют (пьянствуют), но потому, что непьющие не заботятся о пьющих. Потому я к вам особенно обращаюсь – к вам, находящимся в здоровом состоянии! Ибо и врач, оставляя больных, беседует с теми, которые сидят около них. Итак, к вам я простираю слово, умоляю вас, не заражайтесь этой болезнью, а тех, которые уже заразились, исхищайте из беды, дабы не было между вами людей, которые хуже безсловестных (32, 80-81).
Священник Александр Рождественский: Бог вам в помощь, православные, в борьбе с пьянством-окаянством. Спасайте себя, спасайте и других, помня, что этим спасете душу от смерти (33, 43).
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн: Традиционно в России при храмах создавались общества и братства трезвости, которые ставили своей целью помочь человеку в лоне Церкви Христовой, в ее Таинствах обрести спасение от пьянства. При этом средства в борьбе с этим злом были различны, и прежде всего – литургическая и домашняя молитва, совместное служение молебнов Божией Матери, мученику Вонифатию и другим угодникам Божиим, постоянное слушание и чтение Слова Божия дома и в храме…
Первые церковные общества трезвости появились в 1858 году. Позднее, в 1889 году, Указом Святейшего Синода духовенству было официально предложено заняться организацией таких обществ. Этот призыв не остался без внимания, и по всей России стали возникать церковные братства, ставящие своей задачей борьбу с пьянством (34, 281-282).
Трезвость нам заповедана
Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством… (Лук. 21, 34).
Отрезвитесь, как должно, и не грешите… (1Кор. 15, 34).
… покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь (2 Пет. 1, 5-7).
Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом… (Еф. 5, 17-18).
Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противное плоти… (Гал. 5, 16-17).
Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает (Рим. 14, 21).
Святитель Василий Великий: А как страшна невоздержанность, сие показал апостол. Причислив ее к отличительным свойствам отступления и сказав: в последние дни наступят времена тяжкие… и перечислив многие виды порока, присовокупил: невоздержанны (2Тим. 3, 1-3)… Все же святые имеют свидетельство о своем воздержании. Вся жизнь святых и блаженных людей и пример Самого Господа в пришествие Его во плоти обязывает нас к нему (4, 114).
Святитель Феофан Затворник: Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает (Рим. 14, 21).…для всех нас и на все случаи закон: ничего не делать, чем можно соблазнить брата… Воздерживайся также от вина и от всего, что только служит соблазном; потому что спасение брата не идет ни с чем в сравнение (16, 888-889).
Не упивайтесь вином (Еф. 5, 18)… На горькой земле натурально искать увеселений человеку, не могущему забыть, что он создан для жизни райской. И ищет, и находит всякий по-своему. У всякого народа и у всякого человека есть свои утехи. Наиболее развеселяющая стихия есть вино. Но как чувственное, оно и веселье подает чувственное. Для христиан, кои рождены Духом и суть жилище Духа, и коих жизнь сокровенна со Христом в Боге, не подходит такого рода развеселение себя. Им свойственно радость о Духе Святом.
Не упивайтесь. Но как положить меру, с которой начинается упивание? Христианам скорее идет – совсем не пейте, – разве только в крайностях, в видах врачевания. Конечно не вино укоризненно, а пьянство; но огонь в кровь влагается и малым количеством вина, и прибывшее от того развеселение плотское развевает мысли и расшатывает нравственную крепость. Какая же нужда ввергать себя в такое опасное положение? Особенно когда сознается, что всякую минуту времени надобно искупать, а этим поступком не минуты, а дни отдаются даром врагам, и добро бы даром, а то еще и с приплатой? Итак строго судя, винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан (17, 404).
Преподобный Феодосий Печерский: Бесы радуются о нашем пьянстве и, радуясь приносят к дьяволу пьянственную жертву от пьяниц. Сатана говорит им тогда: “Я никогда так не радуюсь о жертвах языческих, как о пьянстве христиан, ибо пьяницы готовы исполнить все мои дела, и потому они милее для меня язычников. Трезвых людей Бог хранит, а пьяных ненавидит и гнушается ими, один только я радуюсь за них, потому что пьяницы мои, а трезвые – Божии. И посылает дьявол бесов, говоря: “Идите, поучайте христиан к пьянству и всякому делу моего хотения”. Ангелы же святые поведали о том святым отцам с великой печалью, дабы они отклоняли христиан от пьянства, и святые отцы написали сие благочестное учение в своих книгах, учение верное и святое, и передали его христианам, дабы они жили по их учению и удостаивались жизни вечной. И кто слушает это святоотеческое учение и живет трезво, творя богоугодные дела, будет жителем Царства Небесного и наслаждаться благами вечными” (28, 46-47).
Священник Александр Рождественский: Вы, давшие обет безусловного воздержания от вина и сикеры, положили начало доброму делу: трезвость телесная есть не только высокая добродетель, но и дар Божий. Она украшала пророков (33, 8).
Возлюбленные! Ради Господа Спасителя нашего забудем о существовании водки, пива и других спиртных напитков (33, 42).
Святой Царь-Мученик Николай: Трезвость народа – надежная основа его мощи и благосостояния (29, III).
Лет спасительной трезвости
И созвал Моисей всех [сынов] Израилевых и сказал им: вы видели все, что сделал Господь пред глазами вашими в земле Египетской с фараоном и всеми рабами его и всею землею его; те великие казни, которые видели глаза твои, и те великие знамения и чудеса… (Втор. 29, 2-3). Сорок лет водил вас по пустыне, и одежды ваши на вас не обветшали, и обувь твоя не обветшала на ноге твоей; хлеба вы не ели и вина и сикера не пили, дабы вы знали, что Я Господь Бог ваш (Втор. 29, 5-6).
Обет назорейства
И сказал господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то он должен воздержаться от вина и крепкого напитка, и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод; во все дни назорейства своего не должен он есть [и пить] ничего, что делается из винограда, от зерен до кожи. Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его… (Числ. 6, 1-5).
Рождение Самсона
В то время был человек из Цоры, от племени Данова, именем Маной; жена его была неплодна и не рождала. И явился Ангел Господень жене и сказал ей вот, ты неплодна и не рождаешь; но зачнешь, и родишь сына; итак берегись, не пей вина и сикера, и не ешь ничего нечистого; ибо вот, ты зачнешь и родишь сына, и бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнет спасать Израиля от руки Филистимлян. Жена пришла и сказала мужу своему: человек Божий приходил ко мне, которого вид, как вид Ангела Божия, весьма почтенный; я не спросила его, откуда он, и он не сказал мне имени своего; он сказал мне: “вот, ты зачнешь и родишь сына; итак, не пей вина и сикера и не ешь ничего нечистого, ибо младенец от самого чрева до смерти своей будет назорей Божий”. Маной помолился Господу и сказал: Господи! пусть придет опять к нам человек Божий, которого послал Ты, и научит нас, что нам делать с имеющим родиться младенцем. И услышал Бог голос Маноя, и Ангел божий опять пришел к жене, когда она была в поле, и Маноя, мужа ее, не было с нею. Жена тотчас побежала и известила мужа своего и сказала ему: вот, явился мне человек, приходивший ко мне тогда. Маной встал и пошел с женою своею, и пришел к тому человеку и сказал ему: ты ли тот человек, который говорил с сею женщиною? [Ангел] сказал: я. И сказал Маной: итак, если исполнится слово твое, как нам поступить с младенцем сим и что делать с ним? Ангел Господень сказал Маною: пусть он остерегается всего, о чем я сказал жене; пусть не ест ничего, что производит виноградная лоза; пусть не пьет вина и сикера и не ест ничего нечистого и соблюдает все, что я приказал ей (Суд. 13, 2-14) И родила жена сына, и нарекла имя ему: Самсон. И рос младенец, и благословлял его Господь (Суд. 13, 24).
Обет Анны, матери Самуила
И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала, и дала обет, говоря: Господи [Всемогущий Боже] Саваоф! Если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу [в дар] на все дни жизни его, [и вина и сикера не будет он пить,] и бритва не коснется головы его (1 Цар. 1, 10-11). Через несколько времени зачала Анна и родила сына и дала ему имя: Самуил, ибо, [говорила она], то Господа [Бога Саваофа] я испросила его (1 Цар. 1, 20).
Рехавиты
Слово, которое было к Иеремии от Господа во дни Иоакима, сына Иосии, царя иудейского: иди в дом Рехавитов и поговори с ними, и приведи их в дом Господень, в одну из комнат, и дай им пить вина. Я взял Иазанию, сына Иеремии, сына Авацинии, и братьев его, и всех сыновей его и весь дом Рехавитов, и привел их в дом Господень, в комнату сынов Анана, сына Годолии, человека Божия, которая после комнаты князей, над комнатою Маасеи, сына Селлумова, стража у входа; и поставил перед сынами дома Рехавитов полные чаши вина и стаканы и сказал им: пейте вино. Но они сказали: мы вина не пьем; потому что Ионадав, сын Рехава, отец наш, дал нам заповедь, сказав: “не пейте вина ни вы, ни дети ваши, вовеки…”. И мы послушались голоса Ионадава, сына Рехавова, отца нашего, во всем, что он завещал нам… (Иер. 35, 1-8).
И было слово Господне к Иеремии: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: иди и скажи мужам Иуды и жителям Иерусалима: неужели вы не возьмете из этого наставление для себя, чтобы слушаться слов Моих? говорит Господь. Слова Ионадава, сына Рехавова, который завещал сыновьям своим не пить вина, выполняются, и они не пьют до сего дня, потому что слушаются завещания отца своего… (Иер. 35, 12-14).
А дому Рехавитов сказал Иеремия: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: за то, что вы послушались завещания Ионадава, отца вашего, и храните все заповеди его и во всем поступаете, как он завещал вам, – за то, как говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: не отнимется у Ионадава, сына Рехавова, муж, предстоящий пред лицем Моим во все дни (Иер. 35, 18-19).
Воздержание Даниила
В третий год Кира, царя Персидского, было откровение Даниилу, который назывался именем Валтасара; и истинно было это откровение и великой силы. Он понял это откровение и уразумел это видение. В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои… (Дан. 10, 1-3).
|
|