Обратная связь
|
Пророчество Архангела Гавриила о рождении Иоанна Крестителя Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из авиевой чреды, именем Захария. И жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним безпорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных. Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, а все множество народа молилось вне во время каждения, – тогда явился ему ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе в радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей… (Лк. 1, 5-15).
Пил ли Господь Иисус Христос вино с мытарями и грешниками?
Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?(Мк. 2, 16).
… а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись… Тогда Господь сказал: с кем сравню людей рода сего? И кому они подобны? Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали. Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес. Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость всеми чадами ее (Лк. 7. 30-35).
“….Буди первее ты, якоже Тимофей и тако пий и ты вино, яко же и он изсушися от частых, постися прежде крепце и воду пий леты многими и прочая труды Тимофеевы покажи. Умертви си тело и тогда пий вино в меру” (Номоканон). (Иными словами, будь подобен в подвигах воздержания и трудах апостолу Тимофею, умертви телесные страсти, тогда и пей при сильных недугах “немного вина”).
Святитель Иоанн Златоуст: Некоторым кажется, что это наставление и совет дают оправдание для более беззастенчивого употребления вина. На самом деле не так… Он [апостол Павел] ставит нам меру и пределы употребления вина, повелевая пить столько, сколько надо для того, чтобы восстановить ослабевшие силы, сколько требуется, чтобы доставить здоровье телу, а не новую еще болезнь… Вино дано Богом не для того, чтобы мы упивались до пьяна, а чтобы были трезвыми… Наилучшее врачество – когда ты соблюдаешь полнейшую умеренность… Вино дано для того, чтобы восстановлять силы слабого тела, а не для того, чтобы разрушать силу души, чтобы устранять немощь плоти, а не вредить здоровью души… Послушаемся слов Павла: употребляй немного вина… (1Тим. 5, 23)… Это употребление в небольшом количестве он позволил ради немощи, он не заставил бы [своего] ученика принимать и малого количества (6, 11-13).
Святитель Феофан Затворник: Амвросиаст рассуждает при сем: “Здесь св. апостол дает св. Тимофею частный (его лично касающийся совет), чтобы он благоразумно управлял собой” (21, 402).
Святитель Василий Великий: …вино, по дару Божию данное целомудренным к облегчению в немощи, соделалось ныне для невоздержанных оружием невоздержания (3, 245).
Господь дает новое вино
И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 27-28).
Святитель Иоанн Златоуст: Есть у нас прекрасная чаша упоения, – чаша упоения, производящая воздержание, а не расслабление. Какая же? Чаша духовная, чаша спасительная, чистая чаша крови Господней. Она не производит пьянства, не производит расслабления; она не расслабляет сил, а возбуждает силы; не ослабляет нерв, но напрягает нервы; она производит бодрость; она служит предметом благоговения для ангелов, предметом ужаса для бесов, предметом почитания для людей, предметом любви для Владыки. Видишь, как говорит Давид об этой чаше духовной, предлежащей на этой трапезе: Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена (Пс. 22, 5)… Новый образ упоения влагает крепость, делает бодрым и сильным! Он истекает из духовного камня; он не извращает помыслов, а возбуждает помыслы духовные. Будем же упиваться этим упоением, а от того (пьянства) будем воздерживаться… (6, 485).
Святитель Феофан Затворник: Дух благодати обитает в христианах со времени крещения и миропомазания. А приступание к таинствам покаяния и причащения не есть ли приятие обильнейших притоков благодати?.. Но живущий в христианах Дух содеет спасение их не один, а вместе со свободными действиями и самого христианина. В этом отношении христианин может оскорбить и погасить Дух, а может способствовать тому, чтобы Он ощутительно проявлял в нем Свои воздействия. Когда это бывает, тогда христианин сознает себя в необыкновенном состоянии, выражающемся тихой, глубокой, сладостной радостью, восходящей иногда до взыграния духа. Вот и упование духовное! Противополагая его упоению вином, апостол говорит: не того, а вот этого упоения ищите, назвав его исполнением от Духа (Еф. 5, 18) (17, 406-407).
Новый Завет
“…отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего” (Мф. 26, 29).
“И давали Ему пить вино со смирною, но Он не принял” (Мк. 15, 23).
Сбылось “реченное через пророков, что Он Назореем наречется” (Мф. 2, 23).
Святой праведный Иоанн Кронштадтский: “…отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего” (Мф. 26, 29). Это говорит Господь, как Человек: Он предвидел небо новое и землю новую, в которых все человеки избранные обновятся и будут иметь все новое: и новый град, духовный Иерусалим, и новую пищу и новое питие – которые суть Сам Христос (25, 878).
Блаженный Феофилакт Болгарский: …новое питие есть откровение Тайн Божиих, которые откроются тогда – в Царствии Божием, то есть при Втором Пришествии, и будут новыми, каких то есть мы никогда не слышали. Христос обещается Сам пить их вместе с нами в том смысле, что нашу пользу почитает Своей пищей и питием (22, 169).
Священнослужителям
И сказал Господь Аарону, говоря: вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, [или приступаете к жертвеннику,] чтобы не умереть. Это вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого, и научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь через Моисея (Лев. 10, 8-11).
И вина не должен пить ни один священник, когда идет во внутренний двор (Иез. 44, 21).
… епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, … не пьяница… (1 Тим. 3, 2-3).
Диаконы также должны быть честны, не двоязычны. Не пристрастны к вину… (1 Тим. 3, 8).
Святитель Василий Великий: …священникам, входящим во Святая Закон запрещает употреблять вино и сикер… Ибо служителям Божия слова и обязанным иметь попечение о людях прилично всеми мерами воздерживаться от того, что производит омрачение во владычественном души (2, 194-195).
Святой Ефрем Сирин: Старшие должны быть для младших образцом всякой добродетели. Если мы сами чревоугодники или преданы пьянству, или сребролюбивы, – то как младших себя научим воздержанию и терпению? (33, 26).
Святитель Феофан Затворник: “…кому вверяется служение в церкви, тем преимущественно надлежит освободится от этой страсти (винопития)” (Феодорит)… Древние, вступая в служение во святилище, совсем оставляли употребление вина (21, 299).
Святой праведный Иоанн Кронштадтский: Внемли, внемли себе, своим помышлениям сердечным, о иерей Божий, и не связывайся житейскими похотями и сластьми! Сладостью твоею да будет единый Бог и душа человеческая… (25, 768).
|
|