Обратная связь
|
Трезвость ведет к трезвению, бодрствованию Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою… (1 Пет. 5, 8-9).
Посему, [возлюбленные] препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках (1Пет. 1, 13-15).
Итак, будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах (1 Пет. 4, 7).
Ибо все вы – сыны света и сыны дня: мы – не сыны ночи, ни тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас… (1 Фес. 5, 5-10).
Посему сказано: “встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос” (Еф. 5, 14).
Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти (Рим. 13, 11-14).
Святитель Тихон Задонский: Будто в том только и благочестие состоит, что вина не пить? Сатана не пьет вина и хлеба не ест, как безплотный, но души человеческие, яко лев, пожирает, и вечную погибель участникам делает, и есть всех злейший и всякой злобы начало: так и не пьющие вина могут быть подражарелями его. Ибо когда не пьешь вина, а высоко о себе мечтаешь, всегда высокоумия духом напоен, что пред Богом мерзко… Так и во зло можно употреблять и свои члены, как-то: язык к злословию, осуждению и клевете; руки к хищению, воровству и неправедному биению; чрево к объядению и пьянству, и тако сими, как бы орудиями, душу свою убивать (11, 174-175).
Упившийся вином и сикерой удобно отрезвляется, но упившийся любовью к мiру сему – с великой трудностью. Мне-де ради жены, ради детей, ради старости моей не мало надобно. А честь и слава, которой не менее, как богатства желаешь, к чему тебе надобна? К чему надобен богатый убор платья, домов, трапез, слуг, коней, карет, алмазов, бриллиантов и прочей суеты? О, упившийся не вином и сикерой, но похотью суетного мiра! Продери глаза твои и посмотри на тех, которые были такие же, как ты: где их богатство? где честь и слава? где прихоти и гордыня? где суетный убор? Оставило их все, когда мiр они оставили, или скорее мiр их оставил и не хотящих. И случилось с ними то же, что с теми людьми, которые во сне много имеют и много пьют, но, пробудившись, ничего в руках не видят и чувствуют великую жажду. Так и упившиеся похотью суетного мира, пока в мире жили , как во сне, много имели и пили; но при смерти, а паче по смерти, увидели себя нищими и почувствовали великую жажду; и просят капли воды, но не дается им…. Мудр и блажен тот, кто от бедствий иных научается сам бедствий убегать (13, 104-105).
Истинной добродетели последует искушение. Сатана всегда восстает на Христовых рабов…. Здесь потребно всякому благочестивому человеку терпение, и все, что ни приключится противное, безропотно и великодушно сносить, и терпением преодолевать… (14, 300-301).
Преподобный Кирилл Философ: Итак, будьте внимательны к себе, трезвитесь и избегайте неумеренного пьянства (24, 28).
Преподобный Исихий Иерусалимский: Трезвение подобно лествице Иакова, на верху которой восседает Бог, и по которой ходят Ангелы. Оно исторгает из нас всякое зло, отсекает многословие, злословие, оклеветание и весь каталог (список) чувственных страстей, не терпя и на короткое время лишиться собственной своей сладости (26, 61-62).
Но одно из двух неизбежно – или пасть и погибнуть, обнажившись от добродетелей, или всегда стоять на страже с вооруженным умом. Так как и враг всегда стоит со своим ополчением (26, 100-101).
Святой праведный Иоанн Кронштадтский: Против этих исконных врагов – духов злобы, убийц человека – надо вести непрестанную войну мысленную, надо непрестанно внимать себе, своим помыслам, сердечным движениям; надо изучить и знать Св. Писание, чтобы побеждать их словом Божиим, против коего они не могут стоять, надо стяжать живую, крепкую веру в Господа Иисуса Христа, зреть Его всегда перед собой и несомненно призывать Его в помощь против этих умных, невидимых, сильных, лукавых, злейших и дерзких врагов (25, 666).
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн: Мы с вами, возлюбленные братья и сестры, часто поступаем не так, как того требует дело нашего спасения. В чем же наша ошибка? Ошибка в том, что мы, достигнув одной какой-либо добродетели, забываем о других. Успокаиваем себя тем, что, к примеру, сохраняем воздержание… И таким образом успокаевая себя, мы часто забываем о своих грехопадениях и недостатках. А если это так, то мы находимся в очень большой опасности. Богу приятна не одна добродетель (например, трезвость – Авт.), совершаемая нами. Господу угодно, когда мы всем существом своим, всем своим помышлением и разумением усвояем все добродетели: и малые, и великие (34, 252).
С чем мы входим в этот мир? Мы рождаемся, ни с чем — не имеем никаких вещественных богатств, даже одежды. Мы рождаемся совершенно нагими. Вот начало нашего жизненного пути. И каждому из нас дается определенный отрезок времени, от рождения до кончины, в течение которого мы можем либо стяжать себе жизнь вечную, либо ниспасть в бездну адову. Чтобы пройти этот отрезок во спасение, нам нужно употребить все старания, чтобы не осквернить свою душу, не быть уловленными прелестями мира сего, потому что, как свидетельствует слово Божие, “мир весь во зле лежит”. Дьявол расставил свои сети по всей земле, и надлежит разрубать эти путы, освобождая из них свое сердце. Трезвитесь, возлюбленные, трезвитесь! Мы всего лишь странники и пришельцы на этой земле — странники, идущие к Царству Божию. Как странники, мы имеем за своими плечами котомки, и от того, что мы запасем в них к концу нашего странствия, и будет зависеть либо наше спасение, либо наше отчуждение от жизни вечной. Если в конце нашего жизненного пути в котомках окажутся лишь прелести мира сего, чрезмерная привязанность ко всему тленному — тогда наступит погибель наша. Но если мы отрешимся самих себя и приучим сердце к небесным благам, складывая в котомку души добродетели,— придет наше спасение.
Смерть, разрешая наши узы на земле, ставит нас пред лицем вечной Правды. И вот здесь-то и произойдет испытание нашей совести. Здесь-то и состоится проверка нашего багажа. Здесь будут определяться, возлюбленные братья и сестры, наши деяния, наша склонность духовная. Если большая часть нашего душевного устроения будет склоняться к добру, значит мы шли в своей жизни к Богу. Если же наоборот, преимущество в наших душах получит зло, значит, на земле мы удалились от Бога, а следовательно, и от жизни вечной.
Возлюбленные братья и сестры! Станем же накоплять добрые навыки в течение того промежутка времени, который нам отведен Богом для спасения! Все необходимое для этого у нас есть: есть и Церковь Христова, и Сам Христос Спаситель, подающий нам благодатные дары в таинствах и по молитвам нашим. И если мы, по неразумию своему, не будем пользоваться этой помощью, то, конечно, спасение не придет к нам. Мы удалим себя от вечной жизни и будем уловлены исконным врагом Божиим.
Итак, возлюбленные братья и сестры, положим в своих сердцах запасаться добрыми делами, которые расчистят нам путь к жизни вечной во Христе Иисусе Господе нашем, Которому со Отцем и Святым Духом подобает честь и слава во веки веков. Аминь (34, 125-126).
Святоотеческие источники
1. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кессарии Каппадокийской. 4-е изд. Ч. 1. – М.: Паломник, 1993. – 347 с.
2. То же, Ч. 2. – 360 с.
3. То же. Ч. 4. – 407 с.
4. То же. Ч. 5. – 320 с.
5. Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. 2-е изд. Т. 1. – СПб.: Издание Санкт-Петербургской духовной академии, 1898. – 900 с.
6. То же. Т.2, 1899. – 980 с.
7. То же. Т. 5, 1899. – 1006 с.
8. То же. Т.6, 1900. – 984 с.
9. То же. Т. 7, 1901. – 902 с.
10. Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. 5-е изд. Т. 1. – М.: Синодальная типография, 1889. – 256 с.
11. То же. Т. 2. – 360 с.
12. То же. Т. 3. – 420 с.
13. То же. Т. 4. – 388 с.
14. То же. Т. 5. – 346 с.
15. Священник Григорий Дьяченко. Христианские утешения несчастный и скорбящих. Ч. 2. – М.: Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, Православного Свято-Тихоновского богословского института, 1993. – 376 с.
16. Епископ Феофан Затворник. Послание св. апостола Павла к римлянам. Толкование. Изд. 2-е. – М.: Афонский русский Пантелеимонов монастырь, 1890. – 974 с.
17. Епископ Феофан Затворник. Послание св. апостола Павла к ефесянам. Толкование. Изд. 2-е. – М.: Афонский русский Пантелеимонов монастырь, 1893. – 500 с.
18. Епископ Феофан Затворник. Первое послание св. апостола Павла к коринфянам. Толкование. Изд. 2-е. – М.: Афонский русский Пантелеимонов монастырь, 1893. – 632 с.
19. Епископ Феофан Затворник. Второе послание св. апостола Павла к коринфянам. Толкование. Изд. 2-е. – М.: Афонский русский Пантелеимонов монастырь, 1894. – 458 с.
20. Епископ Феофан Затворник. Послание св. апостола Павла к галатам. Толкование. Изд. 2-е. – М.: Афонский русский Пантелеимонов монастырь, 1893. – 458 с.
21. Епископ Феофан Затворник. Пастырские послания апостола Павла. Толкование. Изд. 2-е. – М.: Афонский русский Пантелеимонов монастырь, 1893. – 656 с.
22. Святое Евангелие, с толкованием блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. – М.: Новая книга, Ковчег, 2000. – 608 с.
23. Святая Русь. Исторический календарь-альманах 2000\2001.– М.: Альманах «Русская идея» (вып. 7), 2000. – 152 с.
24. Священник Александр Рождественский. Азбука трезвости. Сборник. Издание второе, исправленное и дополненное. – СПб.: Александро-Невское общество трезвости, 1902. – 88 с.
25. Митрополит Вениамин (Федченков). Отец Иоанн Кронштадтский. – СПб.: Воскресение, 2000. – 952 с.
26. Преподобный Исихий Иерусалимский. О трезвении и молитве. – СПб.: Сатис, 1999. – 224 с.
27. О злых кознях врага спасения и как противостоять им. – М.: Паломник, Синтагма 1999. – 448 с.
28. Счастлив тот, кто вина не пьет. – М.: Братство во имя Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, 1997. – 160 с.
29. Священник А. Простосердов. Четверть века в борьбе за трезвость. – Пг.: Общество распространения религиозно-нравственного просвещения, 1915. – 44 с.
30. О пьянстве. Его гибельных последствиях и средствах против пьянства – М.: Подворье русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, 1997 – 16 с.
31. Исцеление от пьянства. – М.: ООО «Арина Лтд», 1997. – 96 с.
32. Пора опомниться. Сборник бесед, проповедей и поучений против пьянства. – СПб.: Александро-Невское общество трезвости, 1900. – 225 с.
33. Священник Александр Рождественский. Памятная книжка трезвенника. 2-е изд., доп. и испр. – СПб.: Александро-Невское общество трезвости, 1900. – 190 с.
34. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. Голос вечности. Изд. 3-е, испр. и доп. – СПб.: Царское Дело, 1995 – 296 с.
Центр Владимира Цыганкова: http://alcoholismhls.ru/
|
|