АКТИВНЫЕ ФОРМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО СОЦИОЛОГИИ Раздел I. Объект, предмет и метод социологии
|
| Социология как наука
| Подготовка докладов и сообщений по истории становления социологии.
|
| Общество, как целостная система
| «Симпозиум» по теме «Что есть общество»
| Раздел II. Культура и личность
|
| Культура и общество
| Сообщения на тему «Обычаи и традиции разных культур»
|
| Личность и общество
| Подготовка докладов на научную студ. конференцию. Сооб. Социализация личности в разных культурах. Подготовка докладов на научную студенческую конференцию
| Раздел III. Социальные институты
|
| Социальные взаимодействия
Социальные группы
| Проведение семинара со студентом
|
| Социальные институты
Институт семьи
| Проведение конференции по теме: «Проблемы молодой семьи». Подготовка докладов на научную студенческую конференцию
|
| Социальные организации
| Круглый стол по теме «Бюрократия и коррупция». Подготовка докладов на научную студенческую конференцию
| Раздел IV. Динамика современного общества
|
| Социодинамика современного общества
| Институт образования в условиях реформирования. Реформирование общества и трудоустройство молодежи
|
| Социальная сертификация и социальная мобильность
| Бедность и богатство России. Чего боятся Россияне?
|
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Социальные и научные предпосылки возникновения социологии.
2. Структура социологического знания.
3. Основные социологические предпосылки
4. Уровни социологического знания.
5. Функции социологии.
6. Методы социологического исследования.
7. О. Конт и его роль в институциализации социологической науки
8. Основные школы и направления развития зарубежной социологии Х1Х века.
9. Основные школы и направления развития зарубежной социологии ХХ века.
10. Основные школы и направления развития русской социологии Х1Х – начала ХХ века.
11. Социология управления.
12. Социология молодежи.
13. Социология конфликтов.
14. Понятие и признаки общества.
15. Понятие социальной системы и системные характеристики общества.
16. Типы общества.
17. Специфика социологического подхода к культуре.
18. Основные элементы культуры.
19. Доминирующая культура, субкультура, контркультура.
20. Молодежная субкультура.
21. Индивид и личность.
22. Личная и социальная идентификация.
23. Понятие и процесс социализации.
24. Агенты социализации.
25. Понятие и структура социального действия.
26. Социальные интеракции.
27. Понятие и содержание социальной коммуникации.
28. Типы социальной коммуникации.
29. Понятие социального поведения.
30. Социальная группа. Типы социальных групп.
31.Социальная организация и ее структура.
32. «Идеальный тип» бюрократии М. Вебера.
33. Понятие социального института. Основные социальные институты.
34. Социальный институт и его признаки
35. Функции социального института.
36. Институт семьи в современном обществе.
37. Институт экономики и особенности его развития на современном этапе.
38. Понятие и виды социального статуса.
39.Статус и роль.
40. Социальный статус молодежи в современном российском обществе.
41. Ролевые конфликты и их типы.
42. Понятие социальной стратификации.
43. Проблема происхождения социального неравенства.
44.Статусное и экономическое измерение неравенства.
45.Современные концепции социальной стратификации.
46. Понятие и виды социальной мобильности.
47. Каналы социальной мобильности.
48. Понятие социального изменения. Эволюционные и революционные теории социальных изменений.
49.Факторы социальных изменений.
50. Модернизация как особый тип социальных изменений.
51. Процессы модернизации в современной России: сущность и содержание.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература
Кравченко А.И. Социология: учебник для бакалавров.-М.: Издательство Юрайт, 2013.-525с.-Серия: Бакалавр. Углубленный курс.
Дополнительная литература
Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В. Н., Социология. – М.: Гардарики, 2008.
Фролов С.С. Социология. – М.: Гардарики, 2010. – 344 с.
Волков Ю.Г. Социология. – М.: Альфа-М ; Инфра-М, 2010.
Багдасаров Н.Г. Социология: учебник. – М.: Юрайт, 2010.
Гостенина В.И., Киселев А.Г. Социология массовой коммуникации. – М.: Альфа–М; Инфра-М., 2009.
Гидденс Э. М. Социология. – М. : Элиториал, 2008. – 632 с.
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. – М.: Инфра–М; Проспект, 2010.
Кравченко А.И. Общество: статика и динамика : учеб. пособие. – М.: Академический проект; Альма матер, 2006.
Немировский В. Г. История социологии. М:.Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2008.
Социология / Под общ. ред. Ю. Г. Волкова. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2006.
Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. – М.: Библионика, 2008.
Штомпка П. Социология. – М.: Логос, 2008.
Ядов В.А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследований российских трансформаций. – СПб. : Интерсоцис, 2006.
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»
1. http://www.philosophy.ru/library/stepin/
2. http://www.galactic.org.ua/Biblio/
3. http://www.science-time.com/princip-neopredelennosti-geizenberga.html
4. http://vbvvbv.narod.ru/guotes.html
5. http://elementy.ru/
6. http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/
7. http://e-science.ru
8. http://www.benran.ru/
9. http://www.en.edu.ru
10. http://naturalscience.ru/
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
При самостоятельном освоении дидактических единиц учебной программы необходимо сначала ознакомиться со всем материалом, затем постараться выделить главное, и законспектировать его. Конспект необходимо перечитывать (например по системе Б.С. Алякринского). Новые термины, сложные понятия необходимо также прорабатывать письменно. Сложные понятия, например, из разделов квантовой физики, теории самоорганизации и др. необходимо осваивать используя несколько источников: например соответствующий раздел основного учебника, дополнительную литературу и электронные ресурсы.
При подготовке к практическим занятиям студенты должны прочитать конспекты лекций и изучить рекомендуемую литературу.
Целесообразно готовиться к занятиям за 1-2 недели до их начала, а именно: составить конспект основных определений и понятий по учебной дисциплине на основе изученной рекомендуемой литературы, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание вопросов практических занятий.
Каждую тему занятий важно увязывать с предыдущим учебным материалом и спецификой будущей профессиональной деятельности.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Одобряются и поощряются инициативные выступления по темам практических занятий.
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Мультимедийные презентации, сопровождающие доклады и сообщения, обучающихся на практических занятиях. Интернет-ресурсы в том числе http://ibooks.ru (свободный доступ)
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В обучении дисциплине «Социология» используется учебный класс, оснащенный мультимедийным проектом и компьютером.
Для обеспечения самостоятельной работы студентов не требуется дополнительного
оборудования. Самостоятельная работа осуществляется студентом в читальном зале библиотеке Тверского филиала МГЭИ как, либо в сети Интернет
Составил доктор философских наук, профессор Н. И. Иванов
* Изучаются самостоятельно.
|