Категории психического здоровья, «нормы», болезни, используемые в медицине и клинической психологии. Раздел 2.
^
Предмет и структура клинической психологии, ее дефиниции. Объект и направленность клинической психологии.
Клиническая психология — обширный раздел прикладной психологии (на стыке с психиатрией), изучающий индивидуальные особенности с точки зрения связанных с ними медицинских реакций и явлений.
^ Клиническая психология — специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Работа клинического психолога направлена на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.
Клиническая психология включает в себя разделы: патопсихологию, нейропсихологию, психосоматику, специальную психологию, психотерапию.
Патопсихология изучает закономерности распада психических процессов при разных расстройствах (болезнях), а также факторы, способствующие созданию эффективных коррекционных методов лечения. Патопсихология, по определению Б. В. Зейгарник, исследует структуру нарушений психической деятельности, закономерности ее распада в их сопоставлении с нормой, при этом дается квалификация патопсихологических явлений в понятиях современной психологии. Зейгарник разработала теоретические основы отечественной патопсихологии, исходя из концепции культурно-исторического происхождения психики, а так же проводила экспериментально-психологические исследования нарушений психических функций у психически больных. Общая патопсихология занимается фундаментальными теоретическими вопросами нормы и патологии, частная патопсихология — конкретными психическими расстройствами.
Нейропсихология — обширная научная дисциплина, исследующая роль мозга и центральной нервной системы в психических процессах, затрагивающая вопросы как психиатрии и неврологии.
В отечественной психологии, благодаря теоретическим разработкам Льва Семеновича Выготского о мозговой организации высших психических функций, фундаментальным пионерским трудам Александра Романовича Лурия, а также кропотливым эмпирическим исследованиям его учеников в нейрохирургии и неврологии, нейропсихология приобрела статус самостоятельного и важного раздела психологической науки. Нейропсихология стала важнейшей научной базой для реабилитации больных в неврологической клинике (Н. К. Корсакова, Е.Д. Хомская, Л.С. Цветкова и др.), в настоящее время она находит широкое применение в решении различных проблем психического развития в детском возрасте (Т. В. Ахутина, А. В. Семенович, Л. С. Цветкова и др.).
В круг проблем психосоматики входит изучение личности, психологических вопросов диагностики, лечения, экспертизы больных различными заболеваниями, не относящимися к неврологическим и психическим.
^ Специальная психология изучает психическую реальность у так называемой категории аномальных детей и у лиц с ограниченными возможностями.
Психотерапия это использование психологических методов в лечении самых различных категорий людей.
Объект: в настоящее время клиническая психология занимается самыми разными вариантами психических нарушений в психиатрической клинике, в соматической клинике и в медицине катастроф.
Предмет клинической психологии как научно-практической дисциплины: общие и частные закономерности изменений и восстановления психической деятельности при различных патологических состояниях и аномалиях развития, Психические проявления различных расстройств, Роль психики в возникновении, течении и предупреждении расстройств. Влияние различных расстройств на психику. Нарушения развития психики. Разработка принципов и методов исследования в клинике. Психотерапия, проведение и разработка методов. Создание психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.
Сферы применения клинической психологии чрезвычайно обширны. Помощь и знания клинических психологов необходимы в школе, в семейных консультациях, в различных медико-психологических центрах. Клинические психологи занимаются психологической диагностикой, психологическим консультированием и психотерапией, участвуют в организации реабилитационных мероприятий, занимаются исследованием общепсихологических проблем, а также проблемы определения нормы и патологии, определением соотношения социального и биологического в человеке и роли сознательного и бессознательного, а также решением проблем развития и распада психики.
^
Категории психического здоровья, «нормы», болезни, используемые в медицине и клинической психологии.
Категории нормы и патологии, здоровья и болезни выступают основными векторами, задающими систему восприятия и критерии оценки состояния человека в клинической психологии. Категория нормы используется в качестве базового критерия сравнения актуального и обычного состояния людей. С понятием нормы в нашем сознании тесно связано состояние здоровья. Отклонение же от нормы рассматривается как патология и болезнь. Слово «болезнь» в обыденном языке используется для характеристики таких состояний, которые не кажутся нам «нормальными», и поэтому требуют особого объяснения. Однако содержательное, а не интуитивное определение клинической нормы как теоретического конструкта — это большая методологическая проблема. Под психическим здоровьем понимают такое состояние индивида, которое характеризуется целостностью и согласованностью всех психических процессов и функций организма, обеспечивающих чувство субъективной психической комфортности, способностью к целенаправленной деятельности, интеллектуальному и личностному развитию, а также адекватные формы поведения. Общее определение здоровья, которое было предложено Всемирной организацией здравоохранения, включает такое состояние человека, при котором:
1) сохранены структурные и функциональные характеристики организма;
2) имеется высокая приспособляемость к изменениям в привычной природной и социальной среде;
3) сохраняется эмоциональное и социальное благополучие.
Критерии психического здоровья по определению ВОЗ:
1) осознание и чувство непрерывности, постоянства своего «Я»;
2) чувство постоянства переживаний в однотипных ситуациях;
3) критичность к себе и к результатам своей деятельности;
4) соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий;
5) способность управления своим поведением в соответствии с общепринятыми нормами;
6) способность планировать свою жизнь и реализовывать свои планы;
7) способность изменять поведение в зависимости от жизненных ситуаций и обстоятельств.
Продолжая разрабатывать проблему «психической нормы», ВОЗ описывает уровни психического здоровья:
1. Эталонное здоровье (идеальное) – полная адаптация индивида, гармоническое развитие, позитивно представлены все критерии психического здоровья, не просматривается вероятность психических расстройств.
2. Среднестатистический уровень – состояние показателей психики соответствует популяционным с учетом пола, возраста, социального положения, социокультурных условий и прочего. На этом уровне есть вероятность расстройств поведения и психики (кризисы индивидуального развития).
3. Конституциональный уровень – связан с типологиями устройства психики и тела. На этом уровне существует группа риска по причине телосложения.
4. Уровень акцентуаций – заострение личностных черт характера. В результате этого человек делается уязвимым.
5. Предболезнь – наличие отдельных симптомов психического расстройства.
Таким образом, здоровье вообще и психическое здоровье в частности представляют собой динамическое сочетание различных показателей, тогда как болезнь, напротив, можно определить как сужение, исчезновение или нарушение критериев здоровья, т. е. как особый случай здоровья.
Норма - понятие динамичное и зависящее от множества параметров, в том числе от внешней среды, в которой находится индивидуум. Норма — это термин, в который может вкладываться два основных содержания. Первое — статистическое содержание нормы: это уровень или диапазон уровней функционирования организма или личности, который свойственен большинству людей и является типичным, наиболее часто встречающимся.
Второе — оценочное содержание нормы: нормой считается некоторый идеальный образец состояния человека. Таким образом, в понятие нормы может быть включен оценочный, предписывающий компонент: человек должен быть таким, а не иным. Все, что не соответствует идеалу, объявляется ненормальным.
^ Индивидуальная норма предполагает сравнение состояния человека не с другими людьми, а с состоянием, в котором человек обычно пребывал раньше и которое соответствует его личным (а не предписываемым обществом) целевым установкам, жизненным ценностям, возможностям и обстоятельствам жизни.
^ Нарушения психического здоровья — это количественные отклонения от нормального процесса психического развития.
Представления о болезни и душевных расстройствах со временем претерпевают большие изменения. Так, например, раньше страсть к азартным играм считалась здоровьем, теперь это болезнь.
^
|