Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Характеристика нарушений сознания и самосознания у детей и взрослых.

 

Сознание — высшая форма психической деятельности человека — понимается в советской психологии не только как совокупное знание человека об окружающем его мире и о самом себе, но и как знание, характеризующееся активным отношением, направленностью (Леонтьев А. Н.).

 

В сложной структуре сознания Карл Ясперс условно выделяют чувственное сознание («внутреннее чувство»), предметное состояние и самосознание (сознание своего «я»). Онтогенетически наиболее рано возникает чувственное сознание, которое уже в первые годы жизни ребенка начинает замещаться и интегрироваться формирующимся самосознанием. Условно, в дидактических целях, с одной стороны, выделяют расстройства сознания, при которых на первый план выступают нарушения предметного сознания, так называемые помрачения сознания, а с другой стороны — преимущественно нарушения самосознания. При помрачении сознания, как правило, в той или иной мере страдает и самосознание.

 

Подразделение на помрачения сознания и нарушения самосознания применительно к детскому возрасту еще более относительно, чем в психопатологии взрослых, ввиду возрастной незрелости и фрагментарности самосознания у детей.

 

Нарушения сознания могут быть охарактеризованы через выявление патологических изменений параметров, присущих нормально функционирующему сознанию: ясность, объем (глубина, широта), связность, переключаемость. Существует ряд признаков помрачения сознания, общих для всех его разновидностей: 1) дезориентация человека в пространстве и времени. 2) отрешенность его от окружающего, проявляющаяся в неполном охвате обстановки (фрагментарность), в нечеткости восприятия, 3) бессвязность мышления, спутанность речи, 4) амнезия на период помрачения сознания. Наличие всех этих признаков обязательно для констатации помрачения сознания. В детском возрасте делают определенную поправку на незрелость процессов восприятия, мышления и памяти, а также несовершенство ориентировки во времени и пространстве у детей.



 

Как у взрослых, так и в практике детского возраста, традиционно выделяется пять качественно синдромов помрачения сознания: оглушенность, сумеречное состояние, онейроид, делирий, аменция.

 

Состояние оглушенности обычно квалифицируется как наиболее простой по своей структуре синдром помрачения сознания. В этом случае происходит лишь равномерное угнетение всех видов психической активности: субъект становится сонливым, адинамичным, не понимает более-менее сложных вопросов, простые воспринимает с трудом после неоднократного их повторения, часто, начав говорить, не заканчивает свою мысль. В порядке нарастания оглушения выделяют следующие ступени: обнубилляция, сомноленция, сопор, кома. На стадии обнубилляции резко снижается темп психической деятельности, содержание ее заметно обедняется. Формально при настойчивом побуждении со стороны окружающих дает вразумительные, но лаконичные ответы, сам ничем не интересуется. При сомноленции (от лат. somnolentus - сонливый) человек, если к нему обратиться, напоминает разбуженного. Он долго думает над поставленным вопросом, но ответ обычно бывает неточен, в особенности, если спрашивают на отвлеченную тему. На стадии сопора (от лат. sopor - беспамятство) человек утрачивает способность дифференцированных реакций даже на сильные раздражители. Не реагирует на обращенную к нему речь. Сильными воздействиями на короткий промежуток времени его можно вывести из этого состояния: он открывает глаза, осматривается, но происходящих событий не воспринимает и тут же погружается в прежнее состояние. Кома является наиболее глубокой стадией помрачения сознания, оно фактически выключено. Сохраняется лишь деятельность жизненно-важных центров - дыхательного и сосудодвигательного. У детей, особенно младшего возраста, оглушение встречается относительно чаще, чем у взрослых. Наиболее часто у детей встречается обнубиляция и сомноленция, которые могут возникать при токсикозе и гипоксии мозга, вызванных различными общесоматическими, в частности, инфекционными, заболеваниями, а также тяжелыми экзогенными интоксикациями, мозговыми инфекциями и черепно-мозговыми травмами.

 

Сумеречное помрачение сознания наряду с дезориентировкой в окружающем характеризуется аффектами ярости, злобы, страха, наличием отрывочного чувственного бреда и отдельных галлюцинаций, а также способностью совершать ряд последовательных автоматизированных действий. Синдром сумеречного помрачения развивается внезапно, на протяжении секунд, и таким же внезапным является его завершение. Длительность сумеречного состояния различна - от нескольких минут и часов до нескольких дней. Сумеречные состояния у детей возникают чаще, чем у взрослых, но в большинстве случаев бывают рудиментарными и кратковременными, с преобладанием двигательных автоматизмов.

 

Встречаются сумеречные состояния в остром и отдаленном периоде мозговых инфекций и травм, при тяжелых интоксикациях, текущих органических заболеваниях головного мозга (опухоли, нейроревматизм, нейросифилис и др.), височной эпилепсии, а также при острых реактивных психозах (аффективно-шоковых и истерических).

 

Различают несколько видов сумеречного помрачения сознания: бредовое, брутальное, амбулаторный автоматизм, фуга, сомнамбулизм, абсанс. При бредовом варианте сумеречного помрачения человек производит впечатление на чем-то внутренне сосредоточенного. Движимый бредовыми идеями и аффектами, может совершать тяжкие правонарушения с полной амнезией происшедшего. При брутальном варианте сумеречного помрачения сознания человек оказывается одержимым сильнейшими аффектами тревоги, злобы, страха, переживая зрительные галлюцинации, обрывки бреда, обнаруживает слепую агрессию, сокрушая все на пути. калеча и убивая близких и незнакомых людей. Состояние амбулаторного автоматизма протекает без бреда, галлюцинаций и эмоциональных расстройств. В таком состоянии человек, занятый каким-либо делом или находящийся в пути. продолжает это, но уже в форме автоматизированных движений. Фуга - вариант амбулаторного автоматизма: человек неожиданно бросается вперед, бежит, утратив ориентировку, или кружит на месте, бегает по кругу - все это продолжается несколько минут. Сомнамбулизм - состояние амбулаторного автоматизма, возникающее и продолжающееся в состоянии сна. Абсанс - полное выключение сознания на доли секунды: прерывается речь, предметы выпадают из рук.

 

Онейроидный (от греч. oneiros - сон, сновидение) синдром представляет собой сочетание чувственно-образных ярких видений с фрагментарным отражением окружающей обстановки. Имеет место грезоподобная дезориентировка: причудливая смесь реального восприятия с яркими фантастическими картинами. Возникающие фантастические видения отличаются связностью: одно вытекает из другого, в отличие от делирия не имеют внешней проекции. Более или менее отчетливые проявления онейроидных состояний наблюдаются лишь у детей школьного возраста. В более младшем возрасте симптомы онейроида рудиментарны, отрывочны, а их определение затруднено в связи с ограниченными возможностями самоотчета о болезненных переживаниях.

 

Делириозное (от лат. delirium - безумие) помрачение сознания характеризуется наплывом ярких галлюцинаций с сохранением ориентировки в самом себе. У детей возникает чаче всего с 4—5 лет. Обычно развивается стадиально. Собственно делирию предшествует предделириозное состояние, когда перед засыпанием возникают гипногогические галлюцинации (видения при закрытых глазах) устрашающего характера: грандиозные сражения, взрывы, катастрофы. Сон прерывается кошмарами. Вслед упомянутым явлением, обычно ночью, развивается собственно делирий. Основными его симптомами являются зрительные галлюцинации: сначала парейдолии (от para - возле + idolon - изображение), а затем сценоподобные галлюцинаторные восприятия устрашающего содержания. В состоянии делирия человек оказывается в центре видений: активно убегает, спасается. нападает (схватив топор, кидается рубить змей, подползающих к нему, отчаявшись уничтожить их по отдельности, поджигает дом). Резко нарушена эмоциональная сфера: человек охвачен страхом, напряжен. Речь невнятная, плохо артикулированная. В дневное и утреннее время патологическая симптоматика ослабевает, вплоть до нестойких прояснений сознания.

 

Аметивное (от лат. amentia - безумие) нарушение сознания характеризуется наряду с дезориентировкой в пространстве и времени недостаточным осмыслением ситуации. При определенной сохранности восприятия внешних предметов наблюдается неспособность связать их воедино, дать целостную оценку происходящего. Человек испытывает мучительное чувство собственной психической беспомощности, невозможности разобраться в окружающем, понять, что происходит вокруг. Грубо нарушена возможность контакта с окружающими. Аментивное помрачение сознания встречается при тяжелых мозговых и общих инфекциях, при тяжелых интоксикациях и на высоте острых приступов шизофрении. Оно может сохраняться от нескольких часов до 2 недель, а иногда и дольше. Однако длительные аментивные состояния у детей и подростков встречаются редко.

 

Под самосознанием в психологии и психиатрии понимается отражение в сознании человека субъективных процессов и собственной личности в целом (Семенов С. Ф., 1966). Высшим этапом развития самосознания является способность осознания субъективных переживаний, которая, по мнению Ушакова Г. К., начинает проявляться приблизительно с 12-летнего возраста.

 

Главными клиническими критериями нарушения самосознания С. Ф. Семенов считает расстройство сознаний своего «я» как личности и отсутствие или искажение сознания субъективной принадлежности собственных психических актов.

 

Наиболее признаны 2 группы расстройств самосознания: состояния деперсонализации — дереализации и патологические явления психического автоматизма. При состояниях деперсонализации — дереализации чувство отчуждения субъективное, а при явлениях психического автоматизма оно имеет оттенок объективного воздействия извне, принуждения.

 

Состояния деперсонализации условно подразделяют на симптомы соматопсихической деперсонализации (чувство чуждости, измененности телесных ощущений), аутопсихической деперсонализации (переживание измененности собственных психических процессов, утраты чувства своего «я», раздвоение «я» и т. п.) и аллопсихической деперсонализации (болезненно измененное переживание восприятия окружающего, которое кажется необычным, странным, нереальным, бесцветным, безжизненным). У детей до 3 лет явления деперсонализации не обнаруживаются, а у более старших возможны разнообразные рудименты деперсонализации, явления дереализации становятся более выраженными и яркими во второй половине пубертатного периода, приблизительно с 16 лет.

 

Синдром психического автоматизма (Кандинского — Клерамбо), включает псевдогаллюцинации, бредовые идеи воздействия и разнообразные переживания нарушения ощущений, чувств (сенестопатические автоматизмы), движений (кинестетические), мыслительных процессов (ассоциативный), которые становятся непроизвольными, чуждыми для личности, как бы «сделанными» посторонней силой. В завершенной форме у детей и даже подростков до 15 лет не наблюдается, однако отдельные его компоненты, прежде всего псевдогаллюцинации и рудименты идей воздействия, могут возникать уже в преддошкольном возрасте. Встречаются при органических психозах и шизофрении.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.