Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Раздел III. Человек в политическом процессе присутствует рациональный элемент

(установки, идеи, пожелания и требования).

 

Еще больше рационального в политических потребностях и интересах. В политических потребностях присутствует осознание необходимости установить определенные политические отношения, достичь той или

иной политической организации общества. На основе политических потребностей формируются политические

интересы, которые отличаются от первых степенью осознания того, что необходимо и желательно в сфере политики.

В отличие от политической психологии, политическая идеология теоретическое или, по крайней мере, логически упорядоченное, систематизированное политическое сознание и самосознание больших и малых социальных групп, через которое они уясняют свои политические интересы, потребности, ожидания, представления об идеалах политического мироустройства. Как и политическое сознание политическая идеология имеет свои уровни. Обычно выделяют три уровня функционирования идеологии:

 

- теоретико-концептуальный (элитарный), на котором разрабатываются политические теории и обосновываются идейные принципы политических субъектов;

- программно-политический (пропагандистский), на котором идейные принципы трансформируются в политические программы и лозунги, предназначенные для масс;

 

- актуализированный (житейский), на котором выявляется степень эффективности идеологической работы, показателем которой служат различные формы непосредственного участия людей в политике под определенными политическими лозунгами.

 

В политологии выявлены модели и механизмы идеологических построений. Это, прежде всего конденсация, означающая трансформацию представлений обыденного сознания, преобразование явлений массового сознания, их кристаллизацию в идеологические схемы и системы;интеграция, или конвергенция, когда новая идеологическая конструкция образуется путем синтеза элементов уже имеющихся идеологий; дезинтеграция, или дивергенция: новая идеология формируется в процессе расщепления уже существующей идеологии, ее раздробления; ревитализацш, под которой подразумевается возрождение старых идеологических схем в более или менее обновленной, модифицированной форме.



 

Отношение общества к идеологии, с тех пор как в самом начале XIX в. само понятие идеологии вошло в политический и духовно культурный обиход человечества не раз претерпевало различные метаморфозы: от проклятий в адрес идеологии со стороны Наполеона Бонапарта или трактовки ее как ложного сознания ранним К. Марксом до воспевания «идеологического фактора» как цементирующего элемента советского общества — идеократической социальнополитической системы.

В 60-х годах XX в. возникла концепция деидеологизации, авторы которой (Р. Арон, Д. Белл) объявили наступление эры «конца идеологии».

По мнению авторов этой концепции, в современном мире бесперспективная идеология уступает место безидеологической социологии, социальной технологии. Две группы причин объясняют эрозию идеологии во

второй половине XX в.

Первая заключена в самой идеологии как духовном образовании, неотделима от ее природы, имманетна ее сущности. Всякая идеология одновременно и релятивна и догматична. Она всегда имеет субъективный и иррациональный характер. Идеология — миф, границы действенности которого всецело определяются социальным интересом ее субъекта. Идеология изначально обременена такими пороками, как социоцентризм (ориентация не на отдельную личность, а на социальную общность), консерватизм (является способом апологетики существующих социальных систем и политических режимов), иллюзионизм (любая идеологическая конструкция фальсифицирует реальную картину действительности, выдает желаемое за действительное). Однако лишь в наше время, утверждали сторонники концепции, эти особенности идеологии, всегда присущие ей, стали работать на ее разрушение, что объясняется той ситуацией, которая сложилась в мире после второй мировой войны. Ко второй группе факторов уменьшения роли идеологии в жизни общества, а затем и ее неизбежной смерти авторы относили такие, как рост жизненного уровня людей благодаря процветающей экономике развитых стран; демократизация политической жизни, делающая не-

нужной идеологию как способ апологетики тоталитарных систем и режимов с их культом вождей и др.

Оказав значительное влияние на умонастроение различных социальных групп, в особенности интеллигенции, концепция деидеологизации вскоре получила противовес в виде теории реидеологизации, обосновавшей жизненную необходимость идеологии как определенного духовного ориентира во взаимоотношениях социальных групп и сообществ, политических партий и движений, наконец, государств.

Идеология, будучи специфическим духовным образованием, выполняет важные общественные функции:

- оценочно-нормативная функция, которая заключается в выработке

отношения как отдельных людей, так и целых социальных групп к

действительности через систему ценностей, на которые они ориен-

тируются в своей деятельности;

- интегративно-коммуникативная функция, т.е. функция объединения людей в социальные общности путем обоснования их социальных интересов, требующих такого объединения;

- прогностическая функция, или функция целеполагания и программирования;

- управленческая функция, т.е. функция теоретической основы практического управления социальными процессами, деятельностью субъекта идеологии, жизнью всего общества.

 

Современные политические идеологии имеют множество различных форм выражения содержания, многообразны в своих конкретных видовых проявлениях.

С точки зрения идеалов желаемого будущего политические идеологии делятся на правые, основанные на идеалах свободной конкуренции, рынке, частной собственности и индивидуализма; левые, основанные на

идеалах общественной собственности, социального равенства и справедливости; центристские, стремящиеся преодолеть крайности первых двух идеологий, найти компромисс между ними, признавая социально-

Тема 13. Политическое сознание. Современные политические идеологии 179

Ориентированную рыночную экономику, идеологический и политиче-

Ский плюрализм.

С точки зрения технологии осуществления общественных идеалов политические идеологии делятся на радикальные (революционные), предлагающие глубокие системные преобразования общества; консервативные (традиционалистские), стремящиеся сохранить и закрепить существующий порядок в обществе; умеренные (реформистские), предлагающие медленные структурные преобразования, не затрагивающие сущности общества.

По сфере распространения, политическому влиянию и общественному статусу политические идеологии делятся на общественные, которые действуют прежде всего в сфере гражданского общества, выступая

идейной платформой политических партий и движений; государственные (господствующие), которые имеют государственный масштаб и проявляются в сфере государственной политики.

Совокупность всех существующих идеологий составляет идеологический или идейно-политический спектр современного общества, а взаимодействие их на политическом пространстве обозначается поняти-

ем «идеологический дискурс». Из всего многообразия идеологических течений мы отберем для анализа лишь те, которые во-первых, наиболее влиятельны в современном

мире, оказывая наибольшее воздействие на политическое сознание и политическую деятельность больших и малых социальных групп, общественных движений и политических партий. Их можно назвать главными

политическими идеологиями современности. Это — либерализм, консерватизм и социализм.

Далее рассмотрим новые политические идеологии, которые пытаются выйти за пределы идеологических стереотипов главных идеологий.

Их можно назвать альтернативными политическими идеологиями. Это - феминизм, экологизм и коммунитаризм. Главные политические идеологии — это идеологии эпохи Просвещения, модерна и становления индустриального общества.

Либерализм. Так называют идеологию и движение сторонников свободного предпринимательства и парламентской демократии. Теоретическое кредо либерализма было сформулировано в XVII-XVIII вв.

английскими мыслителями Д. Локком, Т. Гоббсом, А. Смитом,

Д. Миллем и др. «Классически» либерализм основывался на учении о естественных правах человека на жизнь, свободу и собственность. Либеральная программа базировалась на трех китах — мир, деловое государство, реформы.

 

В начале XX в. традиционный либерализм подвергается серьезной модификации в соответствии с духом времени: обосновывается необходимость вмешательства государства в экономическую жизнь для создания благоприятных условий свободному предпринимательству и конкуренции. Иначе говоря, государству вменяются социальные функции. Либерализм становится неолиберализмом. Общая идея большинства неолиберальных теорий — обоснование делового партнерства и сотрудничества между рабочими и предпринимателями. Сохраняется принцип ォклассическогоサ либерализма — высшая ценность — индивид, обладающий частной собственностью и свободой предпринимательства. Будучи одной из самых влиятельных политических идеологий, либерализм вместе с тем постоянно модернизирует себя, беря на вооружение некоторые идеи других идейнополитических теорий, в особенности консерватизма и социал-

демократии. Консерватизм. Идеология консерватизма сложилась в конце XVII первой половине XIX вв. как реакция на Великую французскую революцию 1789 г. и последовавшие за ней бурные перемены и потрясения европейской и всей мировой истории. Основоположниками консерватизма называют таких мыслителей, как Э. Берк, Жозеф де Местр, Ф.Р. Шатобриан и др.

 

Консерватизм базируется на следующих основных принципах: неизменности человеческой природы и сущности; незыблемости института частной собственности; религиозности как основы нравственности и по-

рядка. Опора на традиции, решительное неприятие теории и практики коренной, революционной ломки существующих общественных порядков — главное в идеологии консерватизма.

В 70-е годы прошлого столетия консерватизм обретает второе дыхание, получив теоретическое обоснование в работах Ф. Хайека.

 

Неоконсерватизм выступает против усиления вмешательства государства в экономику, предлагая обществу проект его реформирования путем стимулирования частнопредпринимательской

инициативы. Социалистическая и коммунистическая идеологии. Идейный предшественник социалистических и коммунистических идеологий — западноевропейский утопический социализм XVI-XIX вв. в лице

Т. Мора, Т. Кампанеллы, Г. Бабефа, Сен-Симона, Фурье, Оуэна и др. В 40-е годы К. Маркс и Ф. Энгельс превращают социалистическую идею в общественную теорию, опиравшуюся на философию, политическую

экономию и научный коммунизм. Основные принципы научного коммунизма как политической идеологии марксизма: историческая миссия рабочего класса, пролетарская революция, диктатура пролетариата как условие и главное средство построения социалистического общества. В 60-90-е годы XIX в. марксистская концепция социализма и коммунизма господствовала в европейском рабочем движении. Эпоха революционных потрясений в Европе закончилась. Ставка на пролетарские революции не оправдала себя. Уровень жизни рабочего класса в результате забастовочной борьбы повысился. Все это предопределило

раскол рабочего движения, которое развивалось под знаменем марксизма, на два направления.

1. Социал-демократическое течение как политико-идеологическое отражение и организационное оформление реформистской тенденции рабочего движения, для которого характерна абсолютизация реформистских, легальных, парламентских средств борьбы за социализм и неприятие революционного прорыва к новому обществу с использованием насильственных средств.

 

2. Революционно-коммунистическое течение рабочего движения с его ориентацией на революционно-насильственные средства построения социализма и признание реформ лишь в качестве дополнительного

и второстепенного аспекта революционных преобразований общества. Судьба этого направления известна: утверждение в СССР и ряде стран мира и затем падение модели административно-бюрократической мо-

дели общества, именовавшейся «реальным социализмом».

 

Социал-демократическое течение, вопреки обещаниям его политических партий, стоявших десятилетия у власти в ряде капиталистических стран, не сумело превратить капитализм в социализм ни в од-

ной стране мира. Однако социал-демократия внесла большой вклад в процесс гуманизации современного капиталистического общества, в процесс улучшения жизненного уровня трудящихся, в создание сис-

темы защиты прав и свобод человека. И сегодня социал-демократия - одна из наиболее влиятельных и авторитетных политических идеологий. Современные альтернативные идеологические течения отражают

новую проблематику (противоречия) современного индустриального общества, ставшего уже постиндустриальным (постмодерным, постматериальным, информационным, цифровым и др.). Философской основой альтернативных идеологий является постмодернизм (Ж. Делез, Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар, Р. Рорти), который отрицает все метатеории, провозглашает радикальный плюрализм (множественность), обостряет

сознание справедливости и будит новую чувствительность в отношении несправедливости.

Феминизм. Эта идеология отличается плюрализмом (наиболее видные ее представительницы: Ю. Кристева, Э. Сиксу, Л. Иригарай, С. Кофман — во Франции; Э. Шоуолтер, Б. Кристиан, С. Гилберт, С. Губар — в США). В феминистскую идеологию включается множество идей, связанных с опытом каждой женщины, угнетаемой и оскорбляемой женоненавистническим фаллократическим обществом, которое создали мужчины. Существуют различные виды феминизма: либеральный, радикальный, социалистический, психоаналитический, черный и

даже лейсбийский феминизм. Главная цель феминизма — свергнуть господство мужчин над женщинами, которое проявляется в постели, на службе, на улице, в зале парламента. Для этого нужно объяснить и понять причины данного господства. Идеология феминизма предназначена для того, чтобы изменить

существующее положение вещей. Отсюда призыв: тотальное сопротивление.

Основные приоритеты феминизма: борьба со всеми формами насилия над женщиной; проблемы здравохранения, болезни и смерти; борьба с неравными экономическими шансами и социальной дискриминацией

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.