Методологические основы политической науки РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПОЛИТОЛОГИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ
080200.62 «Менеджмент»
Квалификация – БАКАЛАВР
Форма обучения ОЧНАЯ
г. Нижний Новгород
2015 г.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» и учебным планом.
Автор к.п.н., доцент _______________________________________ Агеев О.В.
Рецензент ___________________ ____________ ______________________
(ученая степень, звание) (подпись) (Ф.И.О.)
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры
_________________________________________________________________________________
(наименование кафедры)
Протокол № ____ от «____» ________ 201_ г.
Зав. кафедрой ___________________ ____________ ______________________
(ученая степень, звание) (подпись) (Ф.И.О.)
Программа принята на заседании учебно-методической комиссии факультета
Протокол № _ от «__» ________ 201_ г.
Председатель УМК факультета
______________________________ _______________ ______________________
(ученая степень, звание) (подпись) (Ф.И.О.)
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель освоения учебной дисциплины «политология»: в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов обеспечить освоение студентами основ современного политологического знания на базе изучения новейших достижений политической науки и обобщения мирового и отечественного опыта в политической сфере жизнедеятельности общества.
Задачи изучения дисциплины:
- научить студентов принципам политического анализа, умению самостоятельно ориентироваться в сложном мире политических явлений и процессов, подготовить их к дальнейшему профессиональному изучению всей системы политических наук;
- сформировать у студентов навыки системного и функционального анализа и описания явлений политической жизни в Российской Федерации и зарубежных странах;
- ознакомить студентов с особенностями политической жизни РФ, акцентируя при этом внимание на актуальных для российского общества проблемах;
- сформировать у студентов умение прикладного использования теоретических знаний и обеспечить усвоение студентами базового понятийного аппарата, необходимого для восприятия и осмысления последующих курсов социально-экономических и специальных дисциплин;
- обеспечить политическую социализацию студентов и повышение их политической и правовой культуры.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Шифр дисциплины – Б1.В.ОД.1
Дисциплина «политология» входит в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла.
Дисциплины, на которых базируется освоение данной дисциплины:
- «История»;
- «Правоведение»;
- «Философия».
Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей:
- «Система государственного управления»;
- «Прикладная политология»;
- «Социология».
Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям студента, необходимым при освоении данной дисциплин.
Студент должен:
- знать ключевые события и даты политической истории России и зарубежных стран;
- уметь анализировать исторические аспекты российской и зарубежной политики;
- знать правовые и философские основы функционирования государства и общества;
- иметь начальные навыки работы с нормативно-правовыми актами, историческими источниками;
- иметь начальные навыки публичного выступления, иметь опыт написания письменных работ, в частности рефератов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
§ способность занимать активную гражданскую позицию (ОК-3);
§ способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13);
§ способность использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4).
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
— понятийно-категориальный аппарат и теоретико-методологические основы политологии;
— институциональные, неинституциональные и процессуальные аспекты политики.
Уметь:
— выделять теоретические и прикладные компоненты политологического знания, его мировоззренческую и воспитательно-формирующую значимость;
— определять специфику политики как сферы общества, ее влияние на развитие общественных процессов и институтов;
— грамотно анализировать функционирование политических систем и режимов, деятельность субъектов политики, избирательные кампании, уровень политического сознания и культуры, в том числе в сравнительном аспекте;
— находить и эффективно использовать источники информации и публикации по проблемам политической науки;
— применять политологические знания в своей профессиональной и общественной деятельности в соответствии с нормами права и морали;
— вести диалог и дискуссии по основным проблемам изучаемой дисциплины в категориях системы политологического знания;
— применять полученные знания для анализа текущих событий и явлений политической жизни в Российской Федерации.
Владеть:
— навыками проведения самостоятельного научного исследования по актуальной на текущий момент политической тематике, выражая его итоги в письменной форме.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (1 з.е. = 36 часов), 72 часа.
Структура учебной дисциплины
№
п/п
| Разделы (темы)
учебной дисциплины
| Семестр / подсеместр
| Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов, и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости по темам
|
|
|
| Лекц.
| Сем.
| Сам. раб.
|
| 1. 1
| Тема 1. Политология как наука
| 3.1
|
| -
|
| -
| 2. 2
| Тема 2. Политика и власть
| 3.1
|
|
|
| Опрос
| 3.
| Тема 3. Субъекты политики
| 3.1
|
|
|
| Опрос
| 4.
| Тема 4. Политические системы и режимы
| 3.1
|
|
|
| Опрос
| 5.
| Тема 5. Политические институты и гражданское общество
| 3.1
|
| -
|
| Опрос
| 6.
| Тема 6. Политический процесс
| 3.1
|
| -
|
| -
| 7.
| Тема 7. Политические институты и процессы в современной России
| 3.1
| -
|
|
| Коллоквиум
| 8.
| Тема 8. Избирательные системы и процесс
| 3.1
| -
|
|
| Опрос
| 9.
| Тема 9. Политические идеологии
| 3.1
|
|
|
| Опрос
| 10.
| Тема 10. Политическая культура
| 3.1
| -
| -
|
| -
| 11.
| Тема 11. Политическое прогнозирование развития Российского государства в XXI в.
| 3.1
| -
|
|
| Опрос
| ВСЕГО:
|
|
|
|
| Форма итогового контроля – реферат, зачет.
Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Политология как наука.
Предмет, структура и функции политологии.
Основные трактовки предмета политологии. Соотношение политологии с другими социальными и гуманитарными науками.
Структура современного политического знания.
Категории политологии и их структура.
Функции политологии.
Становление и развитие политологии как науки и учебной дисциплины.
Политические знания в составе философии и юриспруденции. Выделение политической науки в самостоятельное научное направление в конце XIX – начале XX вв. в ведущих университетах Европы и США.
Международное признание политологии: решение ЮНЕСКО о целесообразности преподавания и изучения политической науки в высших учебных заведениях государств ООН (1948 г.) и создание Международной ассоциации политической науки – IPSA (1949 г.).
Основные этапы развития политической науки и их особенности: институциональный (конец XIX – начало XX вв.), бихевиоралистский (20 – 60-е гг. XX в.), постбихевиоралистский (70-е гг. XX в. – настоящее время).
Становление российской школы политологии.
Основные школы современной политологии в странах Запада.
Особенности развития политической науки в современной России.
Методологические основы политической науки
Основные парадигмы политической науки.
Методы, используемые политической наукой в процессе исследования: общенаучные, специальные и методы других наук. Методы эмпирических исследований и их роль в современной политологии.
Тема 2. Политика и власть.
|