Электронные ресурсы в интернете - Сервер органов государственной власти России
| http://www.gov.ru/
| - Официальный сайт Президента РФ
| http://www.president.kremlin.ru/
| - Офиц. сервер Правительства РФ
| http://www.government.gov.ru/
| - Совет Федерации
| http://www.council.gov.ru/
| - Государственная Дума
| http://www.duma.gov.ru/
| - Верховный суд РФ
| http://www.supcourt.ru/
| - Высший арбитражный суд РФ
| http://www.arbitr.ru/
| - Конституционный суд РФ
| http://ks.rfnet.ru/
| - Министерство финансов РФ
| http://www.minfin.ru/
| - Центральный Банк РФ
| http://www.cbr.ru/
| - Счетная палата РФ
| http://www.ach.gov.ru/
| - Совет безопасности РФ
| http://www.scrf.gov.ru/
| - Центр. избирательная комиссия РФ
| http://www.cikrf.ru/
| - Федеральная служба госстатистики
| http://www.gks.ru
| - Полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе
| http://www.pfo.ru/
| - Правительство Нижегородской области
| http://www.government.nnov.ru/
| - Законодательное Собрание Нижегородской области
| http://www.zsno.ru/
| - Администрация Нижнего Новгорода
| http://admgor.nnov.ru/
| - Городская дума Нижнего Новгорода
| http://www.gorduma.nnov.ru/
| - Портал органов государственной власти США
| http://firstgov.gov/
| - Портал органов государственной власти Великобритании
| http://www.direct.gov.uk/Homepage/fs/en
| - Портал Европейского Союза
| http://europa.eu/index_en.htm
| - The World Factbook – мировое статистическое издание
| http://www.cia.gov/cia/publications/factbook/index.html
| - Журнал «Полис»
| http://www.politstudies.ru/
| - Иностранные политологические журналы в свободном доступе
| http://www.doaj.org/doaj?func=subject&cpid=47
| - Межд. ассоциация политической науки
| http://www.ipsa.ca/
| - Российская ассоциация пол. науки
| http://www.rapn.ru/
| - Переводы ведущих зарубежных периодических изданий
| http://inosmi.rian.ru/inrussia/;
http://newshub.eserv.ru/read.php3?msg_id=21773
| - Общественная палата РФ
| http://www.oprf.ru/
| - Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)
| http://www.wciom.ru/
| - Левада-Центр
| http://www.levada.ru/
| - Информационно-правовая система «Консультант плюс»
| http://www.consultant.ru/
| - Информационно-правовая система «Гарант»
| http://www.garant.ru/
| - Научно-образовательный портал «Политология в России»
| http://polit.mezhdunarodnik.ru/index.php3
| - Портал «Гуманитарное образование», сектор «Политические науки»
| http://www.humanities.edu.ru/db/sect/258
| - Политологическая библиотека – «ПолитНаука»
| http://www.politnauka.org/
| - Политологическая библиотека М. Грачева
| http://grachev62.narod.ru/catalog.htm
| - Библиотека политолога на университетском политологическом портале POLITSCIENCE.ru
| http://www.politscience.ru/bibl/index.php?PHPSESSID=eb396dabf6dad21e2b0c73e732f0ded2
| - Российская Государственная Библиотека
| http://rsl.ru/
| - Ссылки на политологические факультеты университетов США
| http://www.univsource.com/political.htm
| - Партия «Единая Россия»
| http://edinros.er.ru/er/
| - Партия КПРФ
| http://kprf.ru/
| - Партия «Справедливая Россия»
| http://www.spravedlivo.ru/
| - Партия ЛДПР
| http://www.ldpr.ru/
| - Сайты политических новостей
| http://rian.ru/;
www.gazeta.ru;
www.lenta.ru
|
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 «Менеджмент».
Приложение 1.
Методическая разработка учебных занятий
Лекция по теме: Субъекты политики.
Цель занятия – дать студентам знания о функционировании и специфике основных субъектов политики, научить студентов грамотно анализировать деятельность политических акторов, обеспечить усвоение студентами базового понятийного аппарата по теме, дать характеристику основных субъектов политики в современной России.
Продолжительность занятия – 2 часа.
Место проведения занятия – лекционная аудитория.
Материально-техническое обеспечение занятия - ноутбук, проектор, экран, аудитория с плотными шторами или жалюзи, микрофон.
Основные этапы лекции
№ п/п
| Этапы
| План
| Время
(мин.)
| 1.
| Подготовительный этап
| Назвать тему и структуру лекционного занятия, продиктовать перечень основной литературы по теме
|
| 2.
| Основной этап
| Изложение материала по лекционным вопросам с обеспечением возможности его записи студентами в своих конспектах и использованием презентационных материалов
|
| 3.
| Заключительный этап
| Подведение кратких итогов лекции, ответы на вопросы студентов
|
|
Деловая игра: Политические дебаты в процессе выборов в Государственную Думу РФ.
Цель занятия – сформировать у студентов навыки ведения диалога и дискуссий по актуальным проблемам функционирования государства и общества в современной России с программных позиций основных политических партий РФ и навыков по поиску решений в конкретных ситуациях, осуществляемому по заданным правилам.
Продолжительность занятия – 2 часа.
Место проведения занятия – учебная аудитория.
Материально-техническое обеспечение занятия - ноутбук, проектор, экран, аудиоколонки, аудитория с плотными шторами или жалюзи.
План и правила игры
Орг. часть: постановка целей и задач занятия, доведение до студентов правил игры, в том числе регламента дебатов.
Учебная группа делится на 4-5 подгрупп (в соответствии с количеством основных политических партий России). Далее члены каждой подгруппы распределяют между собой определенные ролевые функции, например, лидера партии; помощников лидера, готовящих вопросы к представителям партий-соперников; имиджмейкеров, обеспечивающих предвыборную агитацию.
В ходе подготовки к дебатам каждая команда внимательно изучает программу партии, которую она представляет, а также программы партий-соперниц. Лидеры партий продумывают форму и тактику своих выступлений в процессе дебатов. Помощники лидеров готовят вопросы к представителям партий-конкурентов. Имиджмейкеры могут подготовить рекламные слоганы, плакаты, раздаточный материал или создать вместе с лидерами партии компьютерные презентации.
Преподаватель вправе предлагать для обсуждения в процессе дебатов актуальные политические проблемы, выступая в роли телеведущего.
Занятие заканчивается подведением итогов. Преподаватель анализирует достоинства и недостатки в выступлениях команд, оценивает работу отдельных участников игры.
Основными источниками в процессе подготовки студентов к игре являются программы основных политических партий РФ, которые можно найти на официальных сайтах партий.
Основные этапы занятия
№ п/п
| Этапы игры
|
| Орг. часть: постановка цели и задач, доведение до слушателей правил игры
|
| Выступление лидера от «Единой России» (основа выступления – представление программных тезисов партии)
|
| Блиц-ответы лидера от «Единой России» на вопросы представителей групп-соперников (по 1-2 вопроса от каждой группы)
|
| Выступление лидера от КПРФ
|
| Блиц-ответы лидера от КПРФ на вопросы представителей групп-соперников
|
| Выступление лидера от ЛДПР
|
| Блиц-ответы лидера от ЛДПР на вопросы представителей групп-соперников
|
| Выступление лидера от «Справедливой России»
|
| Блиц-ответы лидера от «Справедливой России» на вопросы представителей групп-соперников
|
| Ответы представителей групп на вопросы ведущего (по одному вопросу каждой группе)
|
| Подготовка группами антикризисной программы или программы решения одной из актуальных политико-правовых или социально-экономических проблем
|
| Изложение лидерами групп основных тезисов антикризисной программы с ответами на вопросы от оппонентов (по одному вопросу)
|
| Обращение лидеров групп к своим избирателям
|
| Подведение итогов игры
|
Приложение 2.
Методические указания студентам по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа студентов призвана закрепить теоретические знания и практические навыки, полученные студентами на лекциях и семинарских занятиях.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать справочную документацию и специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формированию самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развития исследовательских умений.
Часть времени, отведенного на самостоятельную работу, должна использоваться на подготовку к аудиторным занятиям, другая часть – на самостоятельное изучение и проработку соответствующих вопросов (заданий), написание реферата и подготовку к зачету.
При подготовке к занятиям студенту полезно:
- изучить теоретический материал по данной теме (конспект занятия);
- ознакомиться с литературой, рекомендованной преподавателем;
- ознакомиться с литературой, рекомендованной преподавателем;
- составить перечень вопросов, вызывающих затруднения, неясности или сомнения, обсудить их с преподавателем или на занятии;
- заниматься самостоятельным поиском дополнительной литературы по изучаемой теме.
Таким образом, самостоятельная работа студентов должна предусматривать изучение лекционного материала, подготовку к семинарским занятиям, работу с рекомендованными источниками и литературой, чтением материалов хрестоматии по политологии.
Индивидуальная работа студентов под контролем преподавателей обычно включает самостоятельную, углубленную проработку отдельных тем, не включенных в лекционный материал, либо консультирование учащихся по вопросам написания контрольных работ.
Вопросы для самостоятельной работы по всем темам дисциплины
1. Чем занимается прикладная политология?
2. С какими науками наиболее тесно взаимосвязана политология?
3. Когда и при каких обстоятельствах возникает политика?
4. Как соотносятся мораль и политика? Может ли политика быть «моральной»?
5. Каким образом можно истолковать распространенное выражение «политика как наука и искусство»?
6. Чем политическая власть отличается от неполитической?
7. Какие ресурсы власти являются наиболее влиятельными и эффективными в современном мире?
8. Каково значение демографических ресурсов для современных государств?
9. Всегда ли легитимная власть бывает эффективной? Приведите примеры несовпадения легитимности и эффективности власти.
10. Раскройте содержание следующих понятий: политическая система общества, вход и выход политической системы, внешняя среда политической системы, подсистемы политической системы, политический режим, демократия, тоталитаризм, авторитаризм.
11. Используя материалы учебного пособия А.П. Цыганкова Современные политические режимы: структура, типология, динамика. – М., 1995 дайте ответы в письменном виде на следующие вопросы: - каковы характерные признаки тоталитарных, авторитарных и демократических политических режимов, их достоинства и недостатки? (подготовьте ответ в виде табличных данных); - каковы особенности современного российского политического режима?; - кокай из политических режимов, с Вашей точки зрения, наиболее пригоден в условиях современной России?; - какой политический режим утвердится, по Вашему мнению, в обозримом будущем в России?
12. Проблемы формирования правового и социального государства в современной России.
13. «Партия власти» как феномен российской партийной системы.
14. Оппозиционные партии в современной России.
15. Механизмы и формы воздействия институтов гражданского общества на государство в современной России.
16. Межнациональные и этноконфессиональные конфликты на территории России и перспективы их разрешения.
17. Нужно ли в идеологическом плане при активном участии государства идеализировать свою историю (через создание документальных и художественных фильмов, специальных передач, издание книг и т.д.) с целью воспитания национальной гордости и величия или историческая правда, какой бы горькой она ни была, всегда важнее?
18. Существует ли необходимость введения в нашей стране цензуры и ограничения свободы СМИ (в том числе регулирования Интернет-пространства) в целях государственного контроля процесса политической социализации и образования граждан, защиты населения от экстремизма, радикализма и пр.
19. Почему в России функционируют профашистские политические силы? Как изменилась за последние годы этнополитическая ситуация в России? Можно ли победить фашизм в нашей стране?
20. Каковы пути формирования толерантных взаимоотношений народов, проживающих на территории России?
|