Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 4. Культура в развитии общественной жизни.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цельдисциплины «Социология-2» - формирование у студентов необходимых знаний, навыков и умений, способствующих пониманию закономерностей общественного развития, развитию личностных и профессиональных качеств и готовности к решению социальных проблем российского общества.

Основные задачидисциплины «Социология»:

· понимание места и роли социальных институтов, обеспечивающих воспроизводство общественных отношений и социального неравенства в обществе;

· знакомство с методами и процедурами социологических исследований.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Дисциплина «Социология-2» направления подготовки 38.03.03 – Управление персоналом относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла.

Для освоения дисциплины требуются знания истории, права, психологии, философии, культурологии, политологии и др. в объеме средней школы и дисциплин, изучаемых на курсе СПбГЭУ.

Данная дисциплина необходима для успешного освоения дисциплин профессионального цикла по всем профилям направления подготовки «Экономика». Дисциплина «Социология» имеет связь со следующими дисциплинами: «Психология -1», «Социология – 1», «Социология управления», «Социологический инструментарий», «Социальная демография».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

· способностью занимать активную гражданскую позицию (ОК-3);

· готовностью к кооперации с коллегами, к работе на общий результат, обладанием навыками организации и координации взаимодействия между людьми, контроля и оценки эффективности деятельности других (ОК-8);



· способностью диагностировать и анализировать социально-экономические проблемы и процессы в организации (ОК-14);

· учетом последствий управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-21);

 

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

Знать

· основные этапы развития социологической мысли и современные направления социологической теории (ОК-3);

· природу возникновения социальных общностей и социальных групп и видов;

· социальную структуру общества и теорию стратификации (ОК-3);

· основные социальные институты общества, методы и формы социального контроля (ОК-3);

· социологический подход к личности, факторы ее формирования в процессе социализации (ОК-8);

· типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития (ОК-8);

· типы и структуры социальных организаций (ОК-8);

· социальные процессы и изменения в социальных системах (ОК-14);

· механизмы возникновения и разрешения социальных конфликтов (ОК-21).

Уметь

· анализировать основные проблемы стратификации российского общества, возникновения классов, причины бедности и неравенства, взаимоотношений социальных групп и общностей (ОК-14);

Владеть

· основными методами социологических исследований (анкетирование, интервью, наблюдение, социометрический метод и др.) (ОК-21).

 

 

4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость по дисциплине составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

Объём дисциплины Всего часов
очная форма обучения очно-заочная форма обучения заочная форма обучения
Аудиторная работа:    
Самостоятельная работа:    
Вид промежуточной аттестации обучающегося (зачет*/ экзамен)    
Семестр:    

 

Распределение фонда времени по семестрам и типам занятий

для разных форм обучения

№ п/п Наименование раздела и темы Форма обучения
очная очно-заочная заочная
ЗЛТ ЗСТ СР ЗЛТ ЗСТ СР ЗЛТ ЗСТ СР
1. Социальная стратификация, дифференциация и мобильность.            
2. Социальные институты и социальный контроль.            
3. Социальные процессы и изменения в обществе.            
4. Культура в развитии общественной жизни.            
5. Личность как объект и субъект общественных отношений Социализация личности.            
Всего за семестр:            

5. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ (МОДУЛЕЙ) И ТЕМ

ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема 1. Социальная стратификация, дифференциация и мобильность.

Социальная дифференциация и социальное неравенство. Социальная стратификация. Исторические типы стратификаций. Классовая теория К.Маркса. Идеи М.Вебера о социальном неравенстве. Социальная структура и стратификация современного российского общества. Социальная мобильность и ее виды. Детерминанты мобильности. Групповая и индивидуальная мобильность. Меж- и внутрипоколенная мобильность. Структурная мобильность. Каналы вертикальной мобильности по П. Сорокину. Каналы мобильности российском обществе. Миграция: понятие и исторические формы. Трудовая и экономическая миграция. Эмиграция и миграционная картина современной России.

 

Тема 2. Социальные институты и социальный контроль.

Понятие социального института. Институционализация как форма организации социальной жизни. Структура социальных институтов, их типология и иерархии. Функции и дисфункции социальных институтов. Социальные роли в социальных институтах. Социологический анализ основных типологий социальных институтов. Характеристика основных социальных институтов: семья, власть, образование, религия. Закономерности функционирования институтов. Дифференциация и специализация социальных институтов в современном российском обществе. Понятие социальной организации. Различие между социальным институтом и социальной организацией. Структура социальной организации. Формы и виды социальных организаций. Функции социальных организаций. Динамика социальных организаций.

 

Тема 3. Социальные процессы и изменения в обществе.

Динамический аспект исследования общества. Социальное действие и взаимодействие. Социальные процессы (миграция, модернизация, глобализация и т.д.) Социальные движения и их типология. Факторы, обуславливающие социальное развитие (природные, экономические, техногенные, социальные, культурные). Характеристика форм социальных изменений: эволюция, реформы, революция. Воз­можные альтернативы развития российского общества. Особенности организации и развития современного российского общества, основные направления его реформирования на стыке веков. Проблема выбора пути развития. Концепция социального прогресса.

Социально-политические и социально-экономические модели развития современ­ные общества. Модель устойчивого развития общества.

 

Тема 4. Культура в развитии общественной жизни.

Культура как предмет социологического исследования. Многообразие подходов к определению культуры. Социокультурные регуляторы человеческого поведения: ценности, нормы, обычаи традиции, ритуалы, табу. Типология культуры: духовная, материальная, элитарная, народная, массовая. Субкультура и контркультура. Функции культуры. Социокультурная динамика. Аккультурация и инкультурация. Культура как фактор социальных изменений. Влияние культуры на социальные и экономические отношения. Культура и система норм (традиции, обычаи, нравы, нравственные и институциональные нормы, законы). Функции социальных норм. Социальные нормы, их место в социальной системе и структуре общества.

Влияние экономики и социально-политической жизни на культуру. Духовная культура и общечеловеческие ценности. Уровень культуры и ее разновидности (народная, элитарная и массовая культура). Субкультура и контркультура. Язык и социокультурные нормы.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.