Тема 4. Культура в развитии общественной жизни. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цельдисциплины «Социология-2» - формирование у студентов необходимых знаний, навыков и умений, способствующих пониманию закономерностей общественного развития, развитию личностных и профессиональных качеств и готовности к решению социальных проблем российского общества.
Основные задачидисциплины «Социология»:
· понимание места и роли социальных институтов, обеспечивающих воспроизводство общественных отношений и социального неравенства в обществе;
· знакомство с методами и процедурами социологических исследований.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Социология-2» направления подготовки 38.03.03 – Управление персоналом относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла.
Для освоения дисциплины требуются знания истории, права, психологии, философии, культурологии, политологии и др. в объеме средней школы и дисциплин, изучаемых на курсе СПбГЭУ.
Данная дисциплина необходима для успешного освоения дисциплин профессионального цикла по всем профилям направления подготовки «Экономика». Дисциплина «Социология» имеет связь со следующими дисциплинами: «Психология -1», «Социология – 1», «Социология управления», «Социологический инструментарий», «Социальная демография».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
· способностью занимать активную гражданскую позицию (ОК-3);
· готовностью к кооперации с коллегами, к работе на общий результат, обладанием навыками организации и координации взаимодействия между людьми, контроля и оценки эффективности деятельности других (ОК-8);
· способностью диагностировать и анализировать социально-экономические проблемы и процессы в организации (ОК-14);
· учетом последствий управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-21);
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать
· основные этапы развития социологической мысли и современные направления социологической теории (ОК-3);
· природу возникновения социальных общностей и социальных групп и видов;
· социальную структуру общества и теорию стратификации (ОК-3);
· основные социальные институты общества, методы и формы социального контроля (ОК-3);
· социологический подход к личности, факторы ее формирования в процессе социализации (ОК-8);
· типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития (ОК-8);
· типы и структуры социальных организаций (ОК-8);
· социальные процессы и изменения в социальных системах (ОК-14);
· механизмы возникновения и разрешения социальных конфликтов (ОК-21).
Уметь
· анализировать основные проблемы стратификации российского общества, возникновения классов, причины бедности и неравенства, взаимоотношений социальных групп и общностей (ОК-14);
Владеть
· основными методами социологических исследований (анкетирование, интервью, наблюдение, социометрический метод и др.) (ОК-21).
4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость по дисциплине составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
Объём дисциплины
| Всего часов
| очная форма обучения
| очно-заочная форма обучения
| заочная форма обучения
| Аудиторная работа:
|
|
|
| Самостоятельная работа:
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации обучающегося (зачет*/ экзамен)
|
|
|
| Семестр:
|
|
|
|
Распределение фонда времени по семестрам и типам занятий
для разных форм обучения
№ п/п
| Наименование раздела и темы
| Форма обучения
| очная
| очно-заочная
| заочная
| ЗЛТ
| ЗСТ
| СР
| ЗЛТ
| ЗСТ
| СР
| ЗЛТ
| ЗСТ
| СР
| 1.
| Социальная стратификация, дифференциация и мобильность.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.
| Социальные институты и социальный контроль.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3.
| Социальные процессы и изменения в обществе.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4.
| Культура в развитии общественной жизни.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5.
| Личность как объект и субъект общественных отношений Социализация личности.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Всего за семестр:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ (МОДУЛЕЙ) И ТЕМ
ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Социальная стратификация, дифференциация и мобильность.
Социальная дифференциация и социальное неравенство. Социальная стратификация. Исторические типы стратификаций. Классовая теория К.Маркса. Идеи М.Вебера о социальном неравенстве. Социальная структура и стратификация современного российского общества. Социальная мобильность и ее виды. Детерминанты мобильности. Групповая и индивидуальная мобильность. Меж- и внутрипоколенная мобильность. Структурная мобильность. Каналы вертикальной мобильности по П. Сорокину. Каналы мобильности российском обществе. Миграция: понятие и исторические формы. Трудовая и экономическая миграция. Эмиграция и миграционная картина современной России.
Тема 2. Социальные институты и социальный контроль.
Понятие социального института. Институционализация как форма организации социальной жизни. Структура социальных институтов, их типология и иерархии. Функции и дисфункции социальных институтов. Социальные роли в социальных институтах. Социологический анализ основных типологий социальных институтов. Характеристика основных социальных институтов: семья, власть, образование, религия. Закономерности функционирования институтов. Дифференциация и специализация социальных институтов в современном российском обществе. Понятие социальной организации. Различие между социальным институтом и социальной организацией. Структура социальной организации. Формы и виды социальных организаций. Функции социальных организаций. Динамика социальных организаций.
Тема 3. Социальные процессы и изменения в обществе.
Динамический аспект исследования общества. Социальное действие и взаимодействие. Социальные процессы (миграция, модернизация, глобализация и т.д.) Социальные движения и их типология. Факторы, обуславливающие социальное развитие (природные, экономические, техногенные, социальные, культурные). Характеристика форм социальных изменений: эволюция, реформы, революция. Возможные альтернативы развития российского общества. Особенности организации и развития современного российского общества, основные направления его реформирования на стыке веков. Проблема выбора пути развития. Концепция социального прогресса.
Социально-политические и социально-экономические модели развития современные общества. Модель устойчивого развития общества.
Тема 4. Культура в развитии общественной жизни.
Культура как предмет социологического исследования. Многообразие подходов к определению культуры. Социокультурные регуляторы человеческого поведения: ценности, нормы, обычаи традиции, ритуалы, табу. Типология культуры: духовная, материальная, элитарная, народная, массовая. Субкультура и контркультура. Функции культуры. Социокультурная динамика. Аккультурация и инкультурация. Культура как фактор социальных изменений. Влияние культуры на социальные и экономические отношения. Культура и система норм (традиции, обычаи, нравы, нравственные и институциональные нормы, законы). Функции социальных норм. Социальные нормы, их место в социальной системе и структуре общества.
Влияние экономики и социально-политической жизни на культуру. Духовная культура и общечеловеческие ценности. Уровень культуры и ее разновидности (народная, элитарная и массовая культура). Субкультура и контркультура. Язык и социокультурные нормы.
|